Торговая сеть – это совокупность двух и более торговых объектов, находящихся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, используемых под единым торговым обозначением или иным средством индивидуализации (ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» Под предприятием торговли понимается объект хозяйственной деятельности, осуществляющий с использованием процессов, оборудования и технологий продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг (Национальный стандарт ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» с 01.01 2011 г.).
Предприятие розничной торговли — это торговое предприятие, осуществляющее продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования (Национальный стандарт ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» с 01.01 2011 г.)
Преимущества магазинов перед другими элементами розничной торговой сети заключается в концентрации широкого ассортимента товаров, обеспечении удобств покупателям при выборе и приобретении товаров, широком применении современных форм обслуживания, в создании необходимых условий для хранения и подготовки товаров к продаже, а также условий труда работников. Через другие пункты продажи стационарной и нестационарной торговой сети производится, как правило, продажа товаров повседневного, частого спроса. Такую торговую сеть, осуществляющую розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы, а также передвижные средства развозной и разносной торговли, называют мелкорозничной. Мелкорозничная торговая сеть обладает высокой мобильностью, что позволяет максимально приблизить товары к покупателям и тем самым сократить затраты времени на их покупку. Развитие мелкорозничной сети не требует больших капиталовложений, позволяет использовать для ее строительства дешевые материалы. Однако в этой сети отсутствуют должные удобства для покупателей при выборе товаров и надлежащие условия труда для продавцов. Иногда к видам розничной торговой сети относят посылочную. Правильнее называть ее внемагазинной формой продажи, т. е. розничной торговлей, осуществляемой через заказы по каталогам путем почтовых отправлений.
С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничную торговую сеть подразделяют по видам на стационарную и нестационарную. Стационарная сеть является основой розничной торговой сети. Она представляет собой торговые помещения, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, прочно связанных фундаментом с земельным участком и присоединенных к сетям инженерно-техническим обеспечением.
К стационарной сети относятся магазины, павильоны, киоски и палатки. Магазин— это специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. Павильон— оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Киоск— оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала ипомещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место, на площади которого хранится товарный запас. Палатка— легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.
Нестационарная торговая сеть функционирует по принципам разносной и развозной торговли. Она представлена лотками, автолавками, цистернами и автоцистернами, магазинами-вагонами и магазинами-судами, торговыми автоматами. Автолавки широко используются для обслуживания сельского населения в тех поселениях, где отсутствует стационарная торговая сеть, а также в производственных условиях: на полевых станах, пастбищах и т. п. Магазины-вагоны и магазины-суда используют для снабжения, соответственно, работников железнодорожного и водного транспорта, проживающих в населенных пунктах, где из-за малой численности населения строительство магазинов нецелесообразно. Автоцистерны, а также цистерны для продажи молока и кваса используют и в городских условиях, особенно в районах новостроек, где сеть магазинов еще полностью не сформировалась. Разносная торговля с лотков организуется для продажи мороженого, табачных изделий и некоторых других товаров.
Содержание торговых и технологических процессов в магазине.
Торговыйпроцесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает и такие виды организации коммерческой работы, как изучение спроса населения, формирование ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение запасов товаров и др. Технологическийпроцесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др. Он осуществляется без участия покупателей. Таким образом, торговые и технологические процессы в магазинах — это совокупность последовательных взаимосвязанных операций, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащем качестве до потребителей с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания.
Основными принципами организации указанных процессов в магазинах являются:
• обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
• обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;
• соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов, научной организации труда;
• достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товара, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения;
• сохранение физико-химических свойств товаров.
Торговые и технологические процессы в магазинах не существуют сами по себе. Они обусловлены уровнем развития производства товаров народного потребления, состоянием торговли и ее материально-технической базы, степенью квалификации работников торговли, ростом благосостояния и культурного уровня населения.
Первая схема является наиболее сложной, но применяется чаще. Она включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу.
Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение и продажу.
Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку по количеству и качеству и продажу. При этом в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс обслуживания более сложен, чем в магазинах самообслуживания.
Основной операцией торгового процесса в магазинах является продажа товаров. Первой технологической операцией является приемка товаров, поступивших в магазин. Она начинается с разгрузки транспортных средств, для чего используют различные виды механического оборудования. Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству в магазине определяется особенностями отдельных групп товаров, их физико-химическими свойствами. Организация, порядок и сроки приемки Товаров регламентируются инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (качеству) или договором.
Поступающие в магазин товары принимают материально ответственные лица. После приемки товары перемещают в охлаждаемые камеры или неохлаждаемые кладовые. Объем товаров, отправляемых на хранение, зависит не только от размера товарооборота магазина, но и от избранной стратегии управления запасами товаров. Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процессов, особенно в продовольственных магазинах, является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. В торговых залах магазинов самообслуживания их выкладывают на пристенных и островных горках, холодильных прилавках-витринах, в таре-оборудовании, корзинах.
При размещении товаров в торговом зале важную роль играют приемы их выкладки. Наиболее целесообразна выкладка товаров навалом. Одновременно с подготовкой товаров к продаже необходимо проводить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой правильности работы кассовых машин, весовых и измерительных приборов, обеспечением кассиров разменной монетой.