Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды и структура розничной торговой сети



Торговая сеть – это совокупность двух и более торговых объектов, находящихся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, используемых под единым торговым обозначением или иным средством индивидуализации (ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» Под предприятием торговли понимается объект хозяйственной деятельности, осуществляющий с использованием процессов, оборудования и технологий продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг (Национальный стандарт ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» с 01.01 2011 г.).

Предприятие розничной торговли — это торговое предприятие, осуществляющее продажу товаров, выполнение работ и ока­зание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования (Национальный стандарт ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» с 01.01 2011 г.)

Преимущества магазинов перед другими элементами розничной торговой сети заключается в концентрации широкого ассортимента товаров, обеспечении удобств покупателям при выборе и приобрете­нии товаров, широком применении современных форм обслужива­ния, в создании необходимых условий для хранения и подготовки товаров к продаже, а также условий труда работников. Через другие пункты продажи стационарной и нестационарной торговой сети производится, как правило, продажа товаров повседневного, частого спроса. Такую торговую сеть, осуществляющую розничную торгов­лю через павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы, а также передвижные средства развозной и разносной торговли, называют мелкорозничной. Мелкорозничная торговая сеть обладает высокой мобильностью, что позволяет максимально приблизить товары к по­купателям и тем самым сократить затраты времени на их покупку. Развитие мелкорозничной сети не требует больших капиталовло­жений, позволяет использовать для ее строительства дешевые ма­териалы. Однако в этой сети отсутствуют должные удобства для покупателей при выборе товаров и надлежащие условия труда для продавцов. Иногда к видам розничной торговой сети относят посылочную. Правильнее называть ее внемагазинной формой продажи, т. е. рознич­ной торговлей, осуществляемой через заказы по каталогам путем почтовых отправлений.

С учетом особенностей торгового обслуживания населения рознич­ную торговую сеть подразделяют по видам на стационарную и неста­ционарную. Стационарная сеть является основой розничной торговой сети. Она представляет собой торговые помещения, расположенные в специаль­но оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, прочно связанных фундаментом с земельным участком и присоединенных к сетям инженерно-техническим обеспечением.

К стационарной сети относятся магазины, павильоны, киоски и палатки. Магазин— это специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания ус­луг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, админист­ративно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. Павильон— оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Киоск— оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала ипомещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место, на площади которого хранится товарный запас. Палатка— легко возводимая сборно-разборная конструкция, осна­щенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хра­нения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Нестационарная торговая сеть функционирует по принципам разно­сной и развозной торговли. Она представлена лотками, автолавками, цистернами и автоцистернами, магазинами-вагонами и магазинами-судами, торговыми автоматами. Автолавки широко используются для обслуживания сельского населения в тех поселениях, где отсутству­ет стационарная торговая сеть, а также в производственных условиях: на полевых станах, пастбищах и т. п. Магазины-вагоны и магазины-суда используют для снабжения, соответственно, работников железно­дорожного и водного транспорта, проживающих в населенных пунктах, где из-за малой численности населения строительство магазинов неце­лесообразно. Автоцистерны, а также цистерны для продажи молока и кваса используют и в городских условиях, особенно в районах ново­строек, где сеть магазинов еще полностью не сформировалась. Разносная торговля с лотков организуется для продажи морожено­го, табачных изделий и некоторых других товаров.

Содержание торговых и технологических процессов в магазине.

Торговыйпроцесс обеспечивает смену форм стоимости. Особен­ность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а поку­патели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредствен­ное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает и такие виды организации коммерческой работы, как изучение спроса населения, формирование ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение запасов то­варов и др. Технологическийпроцесс обеспечивает обработку товарных пото­ков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подго­товкой их к продаже. Технологический процесс включает такие опе­рации, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др. Он осуществляется без участия покупателей. Таким образом, торговые и технологические процессы в магазинах — это совокупность последовательных взаимосвязанных операций, це­лью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащем качестве до потребителей с наименьшими затратами тру­да и времени при высоком уровне торгового обслуживания.

Основными принципами организации указанных процессов в мага­зинах являются:

• обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

• обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;

• соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных тру­довых процессов, научной организации труда;

• достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товара, экономии труда, роста его производительности, снижения издер­жек обращения;

• сохранение физико-химических свойств товаров.

Торговые и технологические процессы в магазинах не существуют сами по себе. Они обусловлены уровнем развития производства това­ров народного потребления, состоянием торговли и ее материально-технической базы, степенью квалификации работников торговли, ро­стом благосостояния и культурного уровня населения.

Первая схема является наиболее сложной, но применяется чаще. Она включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по ко­личеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу.

Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, при­емку их по количеству и качеству, хранение и продажу.

Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку по количеству и качеству и продажу. При этом в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс обслуживания более сложен, чем в магазинах самообслуживания.

Основной операцией торгового процесса в магазинах является продажа товаров. Первой технологической операцией является приемка товаров, поступивших в магазин. Она начинается с разгрузки транспортных средств, для чего используют различные виды механического обору­дования. Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству в мага­зине определяется особенностями отдельных групп товаров, их физи­ко-химическими свойствами. Организация, порядок и сроки приемки Товаров регламентируются инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (качеству) или договором.

Поступающие в магазин товары принимают материально ответ­ственные лица. После приемки товары перемещают в охлаждаемые камеры или неохлаждаемые кладовые. Объем товаров, отправляемых на хранение, зависит не только от размера товарооборота магазина, но и от избран­ной стратегии управления запасами товаров. Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологи­ческого процессов, особенно в продовольственных магазинах, является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. В торговых залах магазинов самообслуживания их выкладывают на пристенных и островных горках, холодильных прилавках-витринах, в таре-оборудовании, корзинах.

При размещении товаров в торговом зале важную роль играют при­емы их выкладки. Наиболее целесообразна выкладка товаров нава­лом. Одновременно с подготовкой товаров к продаже необходимо прово­дить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой пра­вильности работы кассовых машин, весовых и измерительных прибо­ров, обеспечением кассиров разменной монетой.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.