В соответствии с действующими нормативными правилами на всех предприятиях розничной торговли должны выполняться санитарно-гигиенические требования, требования противопожарной безопасности, электро- и взрывобезопасности, экологической безопасности. Предприятия розничной торговли должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта и безопасности, а машины, механизмы, другое производственное оборудование и транспортные средства — иметь сертификаты соответствия. В строящихся и реконструируемых предприятиях розничной торговли следует предусматривать устройства, обеспечивающие инвалидам и мало мобильным группам населения возможность перемещаться по лестницам или пандусам (в том числе наружным) и пользоваться торговыми залами и помещениями для оказания услуг. Магазины должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные дорожки ко входу, а прилегающая территория — освещаться в ночное время. На территории, прилегающей к предприятию розничной торговли и доступной для покупателей, не допускается проведение погрузочно-разгрузочных работ, складирование тары, размещение контейнеров с мусором. Предприятие розничной торговли должно иметь вывеску с указанием фирменного наименования организации, режима работы, местонахождения, юридического адреса. В помещении предприятия следует разместить информацию о государственной регистрации предприятия торговли, наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, ее сроке действия и об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности магазина подлежит лицензированию. Расположение торговых, складских помещений и их площадь должны обеспечивать последовательность проведения технологических процессов товародвижения.
При доставке товаров в торговый зал с использованием подъемно-транспортного оборудования ширина проходов должна быть не менее 2,2 м. В непродовольственных магазинах торговой площадью 2500 м2 и более должны быть оборудованы общественные туалеты для покупателей. Магазины размещают в первых этажах жилых домов (встроенные), в пристройках к ним (встроенно-пристроенные) и в отдельно стоящих зданиях.
Помещения магазинов, их устройство, планировка и размещение должны соответствовать принятой схеме торгового и технологического процессов. Их подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; подсобные; служебные и бытовые; технические. Торговые помещенияв магазине являются основными. Они включают торговый зал ипомещения для дополнительного обслуживания покупателей (зал кафетерия, места хранения сумок и др.). В этих помещениях завершаются торговый и технологический процессы магазина — покупатели выбирают товары, оплачивают их. Торговые помещения должны обеспечивать не только рациональную организацию торгового процесса, но и максимальные удобства для покупателей. Технологическая линия движения товаров в магазине непосредственно связывает торговые помещения и помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. К последним относятся: разгрузочные площадки, кладовые, охлаждаемые камеры, фасовочные и др., экспедиция отдела заказов.
Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продажедолжны иметь непосредственную связь с торговым залом и могут примыкать к нему с одной, двух или трех сторон. Наиболее рациональным является размещение этих помещений на одном уровне с торговым залом. Помещения для приемки товаров должны обеспечивать возможность быстрой разгрузки автотранспорта и использования средств механизации. Помещения для хранения товаров должны обеспечивать их сохранность в течение установленного срока хранения, соответствие фактического режима хранения нормативному. Холодильные камеры следует размещать в одном блоке, обеспечивая тем самым минимальные потери холода и возможность более экономичного централизованного хладоснабжения.
К устройству помещений для подготовки товаров к продаже должны предъявляться повышенные общетехнические требования, так как характер работ, выполняемых в них (фасовка, нарезка, зачистка, мойка и др.), предусматривает использование специальных устройств и оборудования. Фасовочные помещения, например, следует размещать в непосредственной близости к торговому залу. Размещение других помещений определяется технологической схемой движения товарных потоков в магазине.
Служебные и бытовые помещениямагазина (кабинет директора, столовая, комната отдыха для персонала, комнаты общественных организаций, гардеробные, душевые, туалеты и др.) должны быть изолированы от помещений для приемки, хранения иподготовки товаров к продаже, иметь отдельный вход или соединяться коридор с торговыми помещениями. Требования бывают эргономические, экономические, эстетические.