Под гарантиямиосновных прав и свобод понимаются условия и средства, которые обеспечивают их реализацию на практике.
Под политическими гарантиямипонимают политическую систему, политику государства, направленную на создание условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод. Основным субъектом, на которого возлагается обязанность гарантировать права и свободы граждан, является государство. В ч. 1 и 3 ст. 21 Конституции закреплены следующие правила. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства. На государство в соответствии со ст. 59 Конституции возлагается обязанность принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан. На госу-
дарственные органы, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, возлагается обязанность в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.
Деятельность Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Правительства, судебных органов, органов местного управления и самоуправления направляется Конституцией на создание ими условий для полной реализации прав и свобод граждан.
В соответствии со ст. 79 Президент Республики Беларусь является гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Деятельность Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания по защите прав и свобод граждан, закрепление гарантий их реализации осуществляется посредством законодательной деятельности.
Согласно ст. 107 на Правительство Республики Беларусь возлагается обязанность принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан.
Местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
На защиту прав и интересов личности направлена деятельность политических партий, общественных объединений.
Социально-экономические гарантиипредставляют собой совокупность материальных и финансовых средств, производственных мощностей, широко развитой социальной инфраструктуры - учреждений образования, физкультуры и спорта, поликлиник, больниц и т.д., дающих возможность реализации прав и свобод граждан.
Юридические гарантиипредставляют собой нормы права, направленные на обеспечение реализации, охрану, защиту прав и свобод или восстановление уже нарушенных.
Правовые гарантии возможности реализации гражданами прав и свобод закрепляются нормами права различных отраслей: трудовым, гражданским, уголовным, уголовно-процессуальным и др. Од-
iijiko наиболее важными гарантиями реализации и защиты прав и i нобод личности являются конституционные гарантии, т.е. те нормы права, которые закреплены в Конституции.
Конституция Республики Беларусь предоставила каждому человеку возможность защиты его прав и свобод судом. Согласно с i. 60 граждане имеют возможность в соответствии с законом взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и матери-аньное возмещение морального вреда.
Кроме того, в соответствии со ст. 61 каждый вправе, если исчерпаны все внутренние правовые возможности, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод.
Согласно ст. 62 каждому гарантируется право на юридическую помощь, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, определенных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Кроме того, конституционные нормы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, сформулированы таким образом, что в них же содержатся гарантии реализации, которые конкретизируются в других отраслях права.
Конституция Республики Беларусь в ст. 23 предусмотрела возможность ограничения прав и свобод личности. Права и свободы нельзя рассматривать как абсолютные, ибо человек живет в обществе, сталкивается с другими людьми, он не должен нарушать права и свободы других лиц. Такое ограничение допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Кроме того, ст. 63 предусмотрено приостановление прав и свобод личности только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, предусмотренные в ст. 24, ч. 3 ст. 25, ст. 26, 31 Конституции.