Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЕНДЕРНАЯ, МОЛОДЕЖНАЯ И СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА



6.1. Основы гендерной политики Республики Беларусь

6.2. Основные направления государственной молодежной политики Республики Беларусь

6.3. Государственные программы в области семейной политики Республики Беларусь

Ключевые понятия:гендер, гендерная политика, молодежь, государственная молодежная политика, ювенальная юстиция, семья, семейная политика, объекты семейной политики, цели семенной политики

6.1. Основы гендерной политики Республики Беларусь. Понятие «гендер» используется для обозначения социальных признаков пола человека, которые формируются в ходе социализации в определенной социокультурной среде. Исторический опыт показывает, что формально юридическое признание равенства прав мужчин и женщин еще не в полной мере обеспечивает реальное равенство. Так, законы, принятые в советском государстве после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, предоставляли советским женщинам такие права, которыми не обладали женщины ни одной из стран планеты того времени. Однако многие из правовых положений являлись лишь декларациями, потому что не были подкреплены равенством возможностей.

Это было связано как с реальной двойной занятостью женщин (на работе и дома, в домашнем хозяйстве), так и с самосознанием женщин и мужчин. Эмансипация советских женщин привела к тому, что женщины, помимо имевшихся у них испокон веков обязанностей по ведению дома и воспитанию детей, получили право на работу вне дома. С одной стороны, это давало им определенную степень экономической свободы, а с другой – приводило к чрезмерным физическим, моральным, психологическим перегрузкам. Ведь мужчины в большинстве своем не склонны выполнять «женскую работу» дома. Это свидетельствует о том, что мы живем в обществах, в которых еще сильны патриархальные традиции.

Сложившиеся традиции, к сожалению, порождают иногда реальные трудности в семейной и личной жизни женщин, с которыми в одиночку справиться они не в состоянии. В этом случае оказать помощь женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, призваны социальные службы и социальные работники.

Новым явлением в решении женских проблем стало появление кризисных центровдля женщин, подвергшихся сексуальному и бытовому насилию. Такой центр функционирует в г. Минске с 1998 года, ведется работа по их созданию в областях. Эффективно работает кризисное отделение в г. Мозыре. Центры предназначаются для оказания квалифицированной психологической, педагогической, юридической, материальной, реабилитационной, социальной помощи женщинам, находящимся в кризисной ситуации, в том числе и тем, кто оказался жертвой семейного насилия.

Для учета фактов насилия в быту МВД разработало и внедрило специальную систему контроля. Кроме правительственных мер, к решению проблемы насилия в отношении женщины прилагают усилия неправительственные организации (НПО). Так, «Женское независимое демократическое движение» организовало и несколько лет осуществляло консультирование женщин по вопросам правового и психологического характера, привлекая для этого специалистов соответствующего профиля. Общественная организация «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» осуществило несколько социальных проектов, связанных со смягчением проблемы насилия в отношении женщин.

Так, в 1998–1999 годах в рамках проекта «Насилие в отношении женщин как социальная проблема» было проведено социологическое исследование по этой проблеме, организованы бесплатные тренинги по физической самообороне для девушек и женщин, телефонные консультации психологов и юристов для женщин, пострадавших от домашнего насилия. Позже, в 2000–2003 годах эта же организация провела большую информационно-просветительскую работу по проблеме насилия среди различных групп населения, прежде всего среди девушек и молодых женщин.

Совместными усилиями государственные органы, международные организации и НПО Беларуси проводят пресс-конференции для журналистов, семинары, круглые столы, научно-практические конференции. В результате этой деятельности проблема насилия в отношении женщин в последнее десятилетие стала предметом широкого обсуждения в разных кругах общественности, квалифицируясь как социальная проблема.

Гендерная политика в Республике Беларусь, не имеющая отдельного правового закрепления, реализуется на основе общих нормативных актов, предоставляющих равные права всем членам общества. Это прежде всего Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс, гарантирующий права и свободы женщин в трудовой деятельности. В число нормативных документов, регулирующих гендерные отношения в современном белорусском обществе относятся и Международные правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь: Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (так называемая «Женская» Конвенция).

Среди негосударственных общественных организаций, основной задачей которых является достижение в обществе гендерного равновесия и равноправия, следует отметить ОО «Белорусский союз женщин». В настоящее время он объединяет более 170 тысяч женщин, живущих и работающих в разных регионах Беларуси. Среди масштабных акций, организованных БСЖ, следует назвать программы «Женщины – против пьянства женщин», «В Беларуси – ни одного брошенного ребенка», «Здоровая семья – здоровое государство», а также проведенная совместно с МВД акция «Семья без насилия».

После 1-го съезда ученых Республики Беларусь с инициативой по созданию первичной организации женщин-ученых в структуре БСЖ выступили женщины – делегаты съезда. Созданный в рамках БСЖ клуб женщин-ученых включает в свои ряды женщин, имеющих ученые степени кандидатов и докторов наук, занятых в отрасли «наука и научное обслуживание», в образовании и других сферах, требующих привлечения научных работников высшей квалификации.

Организация женщин-ученых создана для объединения научно-исследовательских усилий женщин в решении общественно значимых гендерных проблем и создания условий для более активного вовлечения молодых женщин в сферу науки в рамках реализации специальных программ профессионального роста в этой области.

6.2. Основные принципы молодежной политики Республики Беларусь. Молодежь – это особая социально‑демографическая группа населения, характеризующаяся специфической ролью в экономической, социальной и политической жизни общества, переживающая период становления социальной зрелости, получения знаний, трудового и нравственного опыта, умения унаследовать лучшие традиции предыдущих поколений и пополнить их собственным творчеством.

Молодежь, с одной стороны, представляет собой наиболее грамотную часть общества. По своим психологическим и возрастным характеристикам она больше предрасположена решать задачи не только текущего дня, но и будущего. Это наиболее подвижная и динамичная социальная группа населения, способная активно реагировать на перемены в обществе, выступать определенным индикатором его социальной напряженности или социального комфорта.

С другой стороны, молодежь в силу специфики переходного периода развития общества, его экономических сложностей оказывается самой экономически незащищенной, ощущающей на себе самые различные виды неблагополучия, негативных перемен современного общества. К сожалению, в современных условиях средисоциальных проблеммолодежи особо тревожными являются: падение престижа общего и профессионально‑технического образования; увеличение числа молодых людей, начинающих трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющих желания продолжать его, приобретать профессию. Усугубляет молодежные проблемы не прекращающаяся безработица в молодежной среде. В рядах безработных оказываются сотни выпускников ПТУ, техникумов, вузов. Молодежь на рынке труда менее конкурентоспособна в связи с недостатком у нее профессиональных знаний и навыков, необходимо предоставлять ряд льгот, связанных с учебой, охраной труда, что требует от работодателей дополнительных затрат.

Разноплановость и острота молодежных проблем в условиях модернизации общества потребовала существенной корректировки государственной молодежной политики, которая разрабатывается и осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» и предусматривает деятельность государства по созданию социально‑экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества.

Государственная молодежная политика охватывает разнообразные проблемы жизнедеятельности молодежи и, прежде всего: формирование высокой социально‑нравственной зрелости, гражданственности; разработку механизма правовой защиты молодежи (трудовые права, защита от безработицы, обеспечение условий профориентации и трудоустройства и др.); обеспечение социальной защиты молодежи в области жилищно‑бытового обеспечения; создание условий для образования молодых семей; развитие всех видов творчества (технического, экономического, предпринимательского и т.д.).

В республике разработана и реализуется республиканская комплексная программа «Молодежь Беларуси», а во всех областях приняты и действуют программы «Молодежь», в рамках которых решаются, прежде всего, проблемы молодежной безработицы. В 1997 году создана республиканская служба занятости молодежи (РСЗМ), целью которой является подготовка учащейся и студенческой молодежи к самостоятельному выходу на рынок труда и улучшение ее материального положения; разрабатываются и реализуются республиканские программы по созданию рабочих мест для молодежи, по переобучению безработных и предоставлению им вакантных мест.

В республике зарегистрировано и действует более 70 молодежных и детских общественных объединений, организаций, фондов по различным направлениям деятельности (спортивные, экологические, туристские, занятости молодежи, студенческие и др.). Наиболее массовые из них: Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), образовавшийся в результате слияния в октябре 2002 года двух крупнейших по численности молодежных организаций – Белорусского патриотического союза молодежи и Белорусского союза молодежи, и ориентированный на решение вопросов трудоустройства молодежи, проведение спортивных акций, работы по созданию стройотрядов, волонтерских лагерей, клубов по интересам; Белорусская республиканская пионерская организация, Белорусская ассоциация международных молодежных обменов и туризма, Союз скаутов, Ассоциация белорусских гайдов, Ленинский коммунистический союз молодежи, Лига добровольного труда, Фонд социальной защиты детей и подростков «Мы – детям», Ассоциация студентов вузов и др. Многие из проводимых ими мероприятий направлены не только на организацию содержательного отдыха, но и сопровождаются конкретными полезными акциями.

Молодежь как субъект общественных отношений и объект социологических исследований представляет собой поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. От молодежи во многом зависит дальнейшее развитие общества, его будущее, перспективы.

Молодежная политика стала составной частью внутренней и внешней политики государства и в качестве главных направлений включает следующие:

1. Улучшение жилищных условий молодежи,предполагающее совершенствование законодательно-нормативных актов, формирующих государственную молодежную жилищную политику, дальнейшее развитие различных форм стимулирования и государственной поддержки строительства жилья для молодежи и молодых семей (предоставление субсидий, долгосрочных кредитов, привлечение внебюджетных источников финансирования), поддержку инициатив молодежи, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах республики.

2. Профориентация и трудоустройство молодежи, что предполагаетразвитие системы содействия занятости молодежи, обеспечение гарантии первого рабочего места, обеспечение вторичной занятости студентов и учащихся, поддержка студенческого отрядного движения, формирование республиканской системы центров занятости и профориентации молодежи.

3. Социально-экономическая поддержка молодой семьи,реализующаяся в рамках создания и развития центров содействия молодой семье в решении экономических, правовых, социально-бытовых и психологических
проблем.

4. Деятельность, направленная на гражданское становление, духовно-нравственное, патриотическое и экологическое воспитание молодежи.Это направлениевключает методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи, научное и информационное обеспечение, материально-техническое и кадровое укрепление общественных объединений и организаций, ведущих работу в данном направлении.

5. Поддержка научного и научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства молодежипредполагаеторганизацию содействия молодежи в реализации комплексных программ по решению научных и научно-технических проблем, внедрению рационализаторских предложений и изобретений, укрепление материальной базы и пропаганды научного и научно-технического творчества молодежи, совершенствование системы поддержки молодых ученых, специалистов, изобретателей и рационализаторов.

6. Поддержка рабочей молодежи (городской и сельской), содействие вовлечению молодежи в сельскохозяйственное производство и закреплению молодых специалистов в селе, направленное на создание надлежащих условий для труда и быта рабочей и сельской молодежи, на развитие и поддержку молодежного предпринимательства, молодежных фермерских хозяйств.

7. Усиление международного молодежного сотрудничествана основе развития и укрепления контактов молодежи Республики Беларусь со сверстниками из зарубежных стран в рамках создания постоянно действующего многофункционального механизма международных связей молодежи, обеспечивающего присоединение к существующим международным программам, информирование и координацию деятельности молодежных объединений по включению их в эти программы.

8.Поддержка массового детского и молодежного спорта и туризмас целью формирования у молодых людей устойчивых навыков ведения здорового образа жизни, укрепления здоровья и развития физических и интеллектуальных способностей молодежи.

9. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений,направленная на создание условий для самореализации молодежи, поддержки ее инициатив. Организационно-методическая и финансовая поддержка программ молодежных и детских объединений направлена на вовлечение их в процесс реализации государственной молодежной политики. В нашей республике действует много различных общественных и государственных программ по работе с молодежью, детьми, подростками. Это программа «Дети Беларуси», в структуре которой выделены подпрограммы «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды» и др. Создан и функционирует специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

10. Правовая защита и социальная адаптация молодежи,предполагающая развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей правовую защиту и социальную адаптацию молодежи. Это связано с апробацией современных форм и методов профилактической и социально-адаптационной работы, в том числе в области наркозависимости и алкоголизма, венерических заболеваний и СПИД. В настоящее время ведется работа по повышению роли общественности в защите прав молодежи, созданию механизма правового информирования и консультирования, а также разрабатывается концепция ювенальной юстиции с механизмом ее поэтапного внедрения в юридическую практику.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.