Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ



10.1. Система здравоохранения в Республике Беларусь и ее основные показатели

10.2. Мировой опыт организации системы здравоохранения

10.3. Пути реформирования национальной системы здравоохранения в Республике Беларусь

Ключевые понятия: факторы состояния здоровья населения, показатели смертности, первичная и общая заболеваемость, демографические проблемы здравоохранения, здоровый образ жизни, страховая медицина, национальная модель здравоохранения, реформирование организации здравоохранения в Республике Беларусь.

Система здравоохранения в Республике Беларусь и ее основные показатели. В здравоохранении наиболее ярко проявляется качество жизни, которое отражается в таких показателях, как высокий уровень рождаемости при низком уровне смертности, высокий уровень общественного здоровья при низком уровне заболеваемости и в связанных с ними демографическими и миграционными процессами. Состояние здоровья населения определяется сложным комплексом социально-экономических, наследственно-биологических, экологических, климатических и географических факторов, качеством и доступностью медицинской помощи, наличием или отсутствием у населения сформировавшихся устойчивых навыков здорового образа жизни.

Резкое ухудшение экономической ситуации в первой половине 90-х годов привело к тому, что в Республике Беларусь и период с 1989 по 1994 годы смертность и общая заболеваемость возросли более чем на четверть при снижении рождаемости на 28%, увеличилась заболеваемость социально-опасными болезнями. В настоящее время не удалось переломить ситуацию инерционности процессов в состоянии здоровья населения.

В числе наиболее важных проблем состояния здоровья населения можно выделить следующие:

· обусловленные комплексом социально-экономических причин различия в состоянии здоровья городского и сельского населения;

· высокий уровень смертности мужчин от внешних причин;

· высокий уровень смертности от болезней системы кровообращения (32,8% от всех причин смертности), новообразований (13,7%);

· рост первичной и общей заболеваемости;

· увеличение распространенности хронической патологии: в условиях старения населения темпы роста общей заболеваемости выше, чем первичной;

· увеличение потребности в оказании медико-социальной помощи, особенно в сельской местности;

· ухудшение репродуктивных функций: снижение удельного веса нормальных родов;

· отсутствие установки на ведение здорового образа жизни.

10.2. Мировой опыт организации системы здравоохранения. С точки зрения организационно-финансовых особенностей в здравоохранении выделяются 2 основные модели: модель, основанная на социальном страховании и бюджетная модель.

Система национального здравоохранения получила развитие в Великобритании, Швеции, Дании, Ирландии, Италии. В качестве основного страховщика в таких системах выступает, как правило, государство. В рамках этой модели возможны два варианта финансирования здравоохранения: либо путем создания государственных страховых фондов, ресурсы которых в дальнейшем используются для финансирования медицинских учреждений, либо с помощью прямого финансирования медицинских учреждений, минуя государственные страховые фонды. В большинстве стран с национальными системами здравоохранения определение политики в области здравоохранения и ответственность за фактическое обеспечение медицинской помощи является задачей министерства здравоохранения. Модель национального здравоохранения характеризуется достаточно высокой экономичностью, что проявляется прежде всего в низком уровне административных издержек. Кроме того, государство имеет больше возможностей по сдерживанию расходов на медицинское обслуживание с помощью макроэкономических методов. По этой причине бюджетные системы здравоохранения, как правило, обходятся обществу значительно дешевле, чем системы, работающие как страховые.

Для бюджетной модели характерны определенные недостатки.

· Во-первых, существенной слабостью бюджетных систем является склонность к монополизму; снижение качества медицинских услуг из-за отсутствия возможности осуществления контроля за деятельностью лечебно-профилактических учреждений со стороны потребителей; возникновение затратного механизма в расходовании средств без улучшения качественных характеристик здоровья населения; усиление дефицита медицинских услуг, что приводит к длительному ожиданию в оказании медицинской помощи.

· Во-вторых, модель характеризуется недостаточной ориентацией на пациента; врачи предпочитают работать в учреждениях здравоохранения, а не по месту жительства пациента.

· В-третьих, бюджетная модель отличается излишней бюрократизацией и авторитарностью управления, что приводит к ограничению свободного рынка медицинских услуг к контролю за инвестициями.

· В-четвертых, этой модели присуще неравенство в распределении медицинской помощи между различными административными территориями и категориями населения.

Страховая система здравоохранения распространена в Германии, Австрии, Бельгии, Франции.

Страховые модели оплаты медицинской помощи обладают рядом преимуществ по сравнению с бюджетными: страховые фонды формируются на целевой основе и рассчитаны на определенный круг лиц, страховая медицина становится адресной, целевой и ориентирована на пациента; значительная часть страховых поступлений остается на местах, а значит, они служат источником финансирования различных местных программ здравоохранения; существует возможность для страхователей и застрахованных осуществлять контроль за использованием страховых средств и качеством медицинской помощи и свобода выбора страховых фондов, что способствует конкуренции между различными страховыми компаниями.

К недостаткам страховой модели здравоохранения относят:

· Во-первых, ограниченные возможности по охране общественного здоровья и санитарного просвещения.

· Во-вторых, децентрализованный характер организации порождает сложность управления и координации деятельности здравоохранения.

· В-третьих, существенным недостатком данной системы можно считать угрозу финансовой жизнеспособности модели.

В Республике Беларусь целесообразно осуществлять модель национальной системы здравоохранения при развитии добровольного медицинского страхования как гражданами, так и работодателями, расширение сети платных услуг, мотивации здорового образа жизни.

10.3. Пути реформирования национальной системы здравоохранения в Республике Беларусь. Для повышения вклада системы здравоохранения в укрепление здоровья необходимо обеспечить: во-первых, рост государственных расходов на содержание отрасли до уровня не менее 10% ВВП , во-вторых, техническое переоснащение отрасли, в-третьих, повышение эффективности инвестиций в здравоохранение и совершенство­вание экономических отношений.

Основные цели отрасти – переход от выделения финансовых средств организациям здравоохранения на текущее содержание по смете расходов (исходя из мощности учреждения, числа должностей и коек) к оплате по установленным нормативам конкретных результатов деятельности реструктурированных, сбалансированных, согласованных объемов медицинской помощи в сочетании с обеспечением экономической самостоятельности в использовании заработанных финансовых средств. Поликлиники могут получать финансирование по нормативу на одного прикрепленного жителя. По мировому опыту в перспективном, стратегическом плане оптимальный вариант – это оплата медицинских услуг по тарифам, устанавливаемым для клинически и экономически однородных диагностически связанных групп.

Планирование объемов медицинской помощи должно быть финансовым планированием (исходя из фактически ожидаемого объема финансирования и нормативной стоимости медицинской помощи). Территориальные программы должны выполнять функции государственного заказа, контракта с обеспечением взаимной ответственности: исполкома – за объем финансирования, а организации здравоохранения — за качество и установленный объем работ.

Разработанные и реализуемые программы предполагают целевое регулирование проблем по болезням кровообращения, новообразованиям, травмам и отравлениям, болезням органов дыхания, психическим расстройствам, инфекционным заболеваниям, сохранению здоровья беременных женщин, реабилитации инвалидов.

Государственной программой развития села предусмотрена ликвидация разрыва в показателях смертности между городским и сельским населением.

Национальная стратегия здравоохранения Республики Беларусь ориентирована на формирование здорового образа жизни с включением основ знаний в данной сфере в образовательные программы разных уровней.

Комплексное решение проблем здравоохранения привело к положительным сдвигам в демографической ситуации страны. В 2007 году почти в два раза сократилась естественная убыль населения, уменьшилась сме

Уровень финансирования отрасли, комплекс мер, направленных на повышение эффективности инвестиций, должны повысить роль здравоохранения и повышении качества жизни белорусского народа.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.