10.1. Система здравоохранения в Республике Беларусь и ее основные показатели
10.2. Мировой опыт организации системы здравоохранения
10.3. Пути реформирования национальной системы здравоохранения в Республике Беларусь
Ключевые понятия: факторы состояния здоровья населения, показатели смертности, первичная и общая заболеваемость, демографические проблемы здравоохранения, здоровый образ жизни, страховая медицина, национальная модель здравоохранения, реформирование организации здравоохранения в Республике Беларусь.
Система здравоохранения в Республике Беларусь и ее основные показатели. В здравоохранении наиболее ярко проявляется качество жизни, которое отражается в таких показателях, как высокий уровень рождаемости при низком уровне смертности, высокий уровень общественного здоровья при низком уровне заболеваемости и в связанных с ними демографическими и миграционными процессами. Состояние здоровья населения определяется сложным комплексом социально-экономических, наследственно-биологических, экологических, климатических и географических факторов, качеством и доступностью медицинской помощи, наличием или отсутствием у населения сформировавшихся устойчивых навыков здорового образа жизни.
Резкое ухудшение экономической ситуации в первой половине 90-х годов привело к тому, что в Республике Беларусь и период с 1989 по 1994 годы смертность и общая заболеваемость возросли более чем на четверть при снижении рождаемости на 28%, увеличилась заболеваемость социально-опасными болезнями. В настоящее время не удалось переломить ситуацию инерционности процессов в состоянии здоровья населения.
В числе наиболее важных проблем состояния здоровья населения можно выделить следующие:
· обусловленные комплексом социально-экономических причин различия в состоянии здоровья городского и сельского населения;
· высокий уровень смертности мужчин от внешних причин;
· высокий уровень смертности от болезней системы кровообращения (32,8% от всех причин смертности), новообразований (13,7%);
· рост первичной и общей заболеваемости;
· увеличение распространенности хронической патологии: в условиях старения населения темпы роста общей заболеваемости выше, чем первичной;
· увеличение потребности в оказании медико-социальной помощи, особенно в сельской местности;
· ухудшение репродуктивных функций: снижение удельного веса нормальных родов;
· отсутствие установки на ведение здорового образа жизни.
10.2. Мировой опыт организации системы здравоохранения. С точки зрения организационно-финансовых особенностей в здравоохранении выделяются 2 основные модели: модель, основанная на социальном страховании и бюджетная модель.
Система национального здравоохранения получила развитие в Великобритании, Швеции, Дании, Ирландии, Италии. В качестве основного страховщика в таких системах выступает, как правило, государство. В рамках этой модели возможны два варианта финансирования здравоохранения: либо путем создания государственных страховых фондов, ресурсы которых в дальнейшем используются для финансирования медицинских учреждений, либо с помощью прямого финансирования медицинских учреждений, минуя государственные страховые фонды. В большинстве стран с национальными системами здравоохранения определение политики в области здравоохранения и ответственность за фактическое обеспечение медицинской помощи является задачей министерства здравоохранения. Модель национального здравоохранения характеризуется достаточно высокой экономичностью, что проявляется прежде всего в низком уровне административных издержек. Кроме того, государство имеет больше возможностей по сдерживанию расходов на медицинское обслуживание с помощью макроэкономических методов. По этой причине бюджетные системы здравоохранения, как правило, обходятся обществу значительно дешевле, чем системы, работающие как страховые.
Для бюджетной модели характерны определенные недостатки.
· Во-первых, существенной слабостью бюджетных систем является склонность к монополизму; снижение качества медицинских услуг из-за отсутствия возможности осуществления контроля за деятельностью лечебно-профилактических учреждений со стороны потребителей; возникновение затратного механизма в расходовании средств без улучшения качественных характеристик здоровья населения; усиление дефицита медицинских услуг, что приводит к длительному ожиданию в оказании медицинской помощи.
· Во-вторых, модель характеризуется недостаточной ориентацией на пациента; врачи предпочитают работать в учреждениях здравоохранения, а не по месту жительства пациента.
· В-третьих, бюджетная модель отличается излишней бюрократизацией и авторитарностью управления, что приводит к ограничению свободного рынка медицинских услуг к контролю за инвестициями.
· В-четвертых, этой модели присуще неравенство в распределении медицинской помощи между различными административными территориями и категориями населения.
Страховая система здравоохранения распространена в Германии, Австрии, Бельгии, Франции.
Страховые модели оплаты медицинской помощи обладают рядом преимуществ по сравнению с бюджетными: страховые фонды формируются на целевой основе и рассчитаны на определенный круг лиц, страховая медицина становится адресной, целевой и ориентирована на пациента; значительная часть страховых поступлений остается на местах, а значит, они служат источником финансирования различных местных программ здравоохранения; существует возможность для страхователей и застрахованных осуществлять контроль за использованием страховых средств и качеством медицинской помощи и свобода выбора страховых фондов, что способствует конкуренции между различными страховыми компаниями.
К недостаткам страховой модели здравоохранения относят:
· Во-первых, ограниченные возможности по охране общественного здоровья и санитарного просвещения.
· Во-вторых, децентрализованный характер организации порождает сложность управления и координации деятельности здравоохранения.
· В-третьих, существенным недостатком данной системы можно считать угрозу финансовой жизнеспособности модели.
В Республике Беларусь целесообразно осуществлять модель национальной системы здравоохранения при развитии добровольного медицинского страхования как гражданами, так и работодателями, расширение сети платных услуг, мотивации здорового образа жизни.
10.3. Пути реформирования национальной системы здравоохранения в Республике Беларусь. Для повышения вклада системы здравоохранения в укрепление здоровья необходимо обеспечить: во-первых, рост государственных расходов на содержание отрасли до уровня не менее 10% ВВП , во-вторых, техническое переоснащение отрасли, в-третьих, повышение эффективности инвестиций в здравоохранение и совершенствование экономических отношений.
Основные цели отрасти – переход от выделения финансовых средств организациям здравоохранения на текущее содержание по смете расходов (исходя из мощности учреждения, числа должностей и коек) к оплате по установленным нормативам конкретных результатов деятельности реструктурированных, сбалансированных, согласованных объемов медицинской помощи в сочетании с обеспечением экономической самостоятельности в использовании заработанных финансовых средств. Поликлиники могут получать финансирование по нормативу на одного прикрепленного жителя. По мировому опыту в перспективном, стратегическом плане оптимальный вариант – это оплата медицинских услуг по тарифам, устанавливаемым для клинически и экономически однородных диагностически связанных групп.
Планирование объемов медицинской помощи должно быть финансовым планированием (исходя из фактически ожидаемого объема финансирования и нормативной стоимости медицинской помощи). Территориальные программы должны выполнять функции государственного заказа, контракта с обеспечением взаимной ответственности: исполкома – за объем финансирования, а организации здравоохранения — за качество и установленный объем работ.
Разработанные и реализуемые программы предполагают целевое регулирование проблем по болезням кровообращения, новообразованиям, травмам и отравлениям, болезням органов дыхания, психическим расстройствам, инфекционным заболеваниям, сохранению здоровья беременных женщин, реабилитации инвалидов.
Государственной программой развития села предусмотрена ликвидация разрыва в показателях смертности между городским и сельским населением.
Национальная стратегия здравоохранения Республики Беларусь ориентирована на формирование здорового образа жизни с включением основ знаний в данной сфере в образовательные программы разных уровней.
Комплексное решение проблем здравоохранения привело к положительным сдвигам в демографической ситуации страны. В 2007 году почти в два раза сократилась естественная убыль населения, уменьшилась сме
Уровень финансирования отрасли, комплекс мер, направленных на повышение эффективности инвестиций, должны повысить роль здравоохранения и повышении качества жизни белорусского народа.