Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Белорусская модель социального государства



Ключевые понятия: социальное государство, государство всеобщего благоденствия, классический либерализм, либеральные принципы государственного устройства, три уровня феномена «социальное государство», права человека, солидарность, субсидиарность, социальная политика.

 

1.1. Феномен «социальное государство» в исторической динамике. Социальное государство как особый феномен общественно-политической жизни имеет долгую и сложную историю. Аналитики выделяют в самом явлении «социальное государство» по меньшей мере три уровня. Первый – научный, сформулированный и обоснованный в ряде концепций. Второй – нормативный, в котором феномен социального государства представлен в виде законодательной нормы. Третий – это реальная эмпирическая практика государственных институтов по решению социальных проблем различных категорий населения.

Общие идеи, фиксирующие отличительные черты социального государства, можно найти уже в трудах античных мыслителей, в которых обосновывается идеальное государственное устройство, обеспечивающее всеобщее благо для всех граждан. В дальнейшей истории социальных идей феномен справедливого государства, обеспечивающего социальное равенство, явился отражением социальных трансформаций в индустриальном и постиндустриальном обществах. Леворадикальный путь обоснования возможности и необходимости построения такого государства нашел свое воплощение в теории марксизма, в социалистической революции и практике социалистического строительства. Социал-реформистский путь – в различных концепциях эволюции буржуазного общественного строя.

Термин «социальное государство» впервые был введен в оборот в середине ХIХ века немецким ученым Лоренцем фон Штейном (1815–1890). В основе идеи социального государства, по его мнению, лежали принципы равенства и свободы, консолидации интересов всех слоев населения. Эти взгляды явились основой классического либерализма в области государственного устройства. В общем виде они представлены и в концепциях христианского социализма (А. Вагнер и др.).

Несмотря на ряд практических мер, осуществлявшихся рядом европейских правительств, социальное государство до середины ХХ века существовало в большей степени как научная идея, социально-политическая концепция в разных вариантах.

Во второй половине ХХ века идеи построения социального государства были восприняты почти всеми демократическими государственными системами на разных континентах Земного шара. Даже в том случае, когда сам термин «социальное государство» не использовался для обозначения государственных приоритетов, принципы учета интересов всех социальных групп, общностей, социальных институтов и социальных организаций, представляющих интересы различных слоев населения, ориентация государственного управления на представительство всех элементов социальной структуры становились основополагающими идеями государственного и общественного развития.

В послевоенной Европе (вторая половина ХХ века) идея социального государства стала переживать новый качественный этап в своем развитии. Феномен социального государства стал основой нормативно-правовых принципов, закрепляющих на законодательном уровне особенности данного государственного устройства. Однако реальный юридический статус социально-политическая категория «социальное государство» приобрела в социал-демократической модели государства в Западной Германии, осуществлявшего реформы после Второй мировой войны. Именно в Германии понятие «социальное государство» впервые стало использоваться как правовая категория.

Закрепление принципов социального государства на законодательном уровне обеспечивает его реальное функционирование в социальной политике, положения которой также выполняют нормативно-регулятивные функции. Таким образом, социальное государство как нормативно-правовая категория обеспечивает и законодательно закрепляет особенности данного типа государственного устройства.

В экономической сфере эти особенности выражаются в сочетании государственного регулирования и частного предпринимательства, в поощрении конкуренции на основе развития личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.

В политической сфере для социального государства характерны консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества и сложившаяся система взаимодействующих социальных институтов.

Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

Одним из основных правовых принципов социального государства является приоритет прав человека и его основных свобод: права на жилье, охрану здоровья, образование, работу или занятость, на справедливое вознаграждение, социальную защиту, создание профсоюзов и организаций, свобода передвижения и воссоединения семей, исключение любой дискриминации по признаку расы, пола, религии, иных взглядов.

Одним из важнейших социально-политических принципов социального государства является солидарность, которая основана на взаимозависимости всех членов общества, возникающей в процессе перераспределения социального благосостояния (в широком смысле социальных ресурсов, в т.ч. доступа к социальным коммуникациям, культуре, здоровью, образованию) в основном через систему налогов и пособий. Принцип солидарности реализуется в нескольких аспектах. Во-первых, это солидарность между различными социальными группами и слоями общества, между различными поколениями, между государством и гражданским обществом, которая осуществляется за счет системы перераспределения финансовых средств. Во-вторых, это солидарность между тремя субъектами социальной политики – государством, корпорацией (организацией, нанимателями и т.д.) и личностью.

В число важнейших принципов социально-экономических принципов социального государства включается оптимальная экономическая поддержка граждан со стороны государства и гражданского общества (субсидиарность). Это означает, что государство помогает своим гражданам в определенных рамках, делая акцент на развитии свободных ассоциаций людей, которые в большинстве случаев лучше решают стоящие перед ними задачи, чем это делают государственные органы. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку НГО. Реализация принципа субсидиарности позволяет привлекать к решению социальных проблем самих граждан.

Указанные принципы, опирающиеся на развитую нормативно-правовую базу, позволяют оптимизировать практику создания, функционирования и развития социального государства, что можно анализировать на третьем, эмпирическом уровне феномена социального государства. На этом уровне в настоящее время можно наблюдать формирование и функционирование некоторого множества национальных моделей социального государства.

При всех их социально-политических, социально-экономических и социокультурных особенностях можно констатировать, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства во взаимодействии с гражданским обществом по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и гражданского общества.

1.2. Проблемы управления в социальном государстве. Социальная политика. Социальное государство, как и любой социальный институт, имеет свои внутренние противоречия, проходит определенные стадии формирования и этапы развития. Эта внутренняя динамика социального государства находит отражение в трансформации стратегий и механизмов государственного управления. Так, в конце ХХ века теория и практика функционирования социального государства столкнулась с рядом проблем, обусловленных, прежде всего, неравномерностью экономического развития. Мировой экономический кризис уничтожил иллюзию гармонии между экономическим ростом и все расширяющейся практикой централизованного распределения социально-экономических благ, показал наличие серьезных монетарных проблем и невозможность бесконечной эксплуатации дешевого импортного сырья. Дискуссия о перспективах социального государства актуализировалась вслед за крушением социализма в странах Восточной Европы, а также экономическими трудностями ФРГ, вызванными освоением присоединенных восточногерманских земель и дальнейшим расширением Европейского Союза.

Глобальные геополитические и экономические сдвиги выявили сложность взаимодействия общества и государства, показали несостоятельность упрощенной либеральной модели, основанной на разделении общественной и государственной сфер и ограничении легитимного положения государства, модели «минимального государства» (по определению неолиберала Роберта Нозика). В этой модели сохраняется лишь функция обеспечения безопасности государства.

В конце ХХ века отчетливо проявились тенденции, которые поставили на повестку дня вопрос о том, как государство может проводить в жизнь эффективную социальную политику с достаточной финансовой поддержкой, не нарушая в то же время оптимального экономического баланса в обществе? Таким образом, главной задачей государственного управления стало установление оптимального соотношения между производством и распределением, а главным противоречием социального государства явилось противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом.

Разрешение возникших проблем с помощью административных мер привело к разрастанию, дублированию и бюрократизации государственного и административного аппарата, росту расходов на государственную службу, снижению оперативности в оказании социальной помощи, а в итоге – к определенной потере эффективности государственного управления.

Наличие проблем в системе управления социальным государством, тем не менее, не означает необходимости отказа от реализации в социально-политической практике этой формы государственного устройства. Сегодня наиболее актуальной задачей является поиск путей повышения эффективности социального государства в его различных моделях.

В этом плане показателен опыт решения острых социально-экономических проблем в 80-е годы ХХ века во Франции и Испании, который продемонстрировал, что модель социального государства, сложившаяся в
60–70-е годы, требует серьезной корректировки. Так, после победы на президентских выборах и проведения досрочных парламентских выборов в 1981 г., Ф. Миттеран попытался реализовать программу, включавшую основной набор традиционных социалистических идей: широкую национализацию, активное внедрение государства в управление экономикой, расширение прав трудящихся на производстве и т.д. Однако в итоге повысилась инфляция, увеличился дефицит внешней торговли, возросло количество забастовок. После очередных парламентских выборов к власти вновь пришло правое правительство, свернувшее программу социалистов.

В число основных направлений совершенствования различных современных моделей социального государства входят предложения об установлении новых принципов взаимоотношений экономики и политики, что предполагает поиск эффективных механизмов взаимосвязи закономерностей рыночной экономики с ростом потребностей в более высоком уровне и качестве жизни. Вероятно, сегодня следует по-иному рассматривать принцип равенства как парадигмы общественной деятельности, а в производстве социальных благ особое внимание уделять повышению личного вклада потребителей в процесс производства социальных благ.

Среди мер по преодолению кризисных явлений в социальном государстве важное место должен также занять постоянный контроль за деятельностью государственного аппарата как с точки зрения его эффективности, так и законности. При этом недостаточно ограничиваться внутренним контролем в пределах самой администрации или внешним (бухгалтерским, финансовым) контролем. Требуется расширение парламентского контроля за всей совокупностью государственной деятельности, вне зависимости от того, осуществляется ли она непосредственно администрацией либо учреждениями и организациями, созданными ею. Представители народа имеют полное право инспектировать государственные фонды и деятельность государственных служб, которые ими распоряжаются. Демократические принципы требуют контроля не только крупных политических решений, но также и инспектирования каждодневной деятельности администрации.

Сложные теоретические и практические проблемы возникают также в связи с необходимостью адаптации сложившихся моделей социального государства к современным тенденциям мирового развития. Во-первых, реализация принципа свободы международной торговли порождает свободу конкуренции. Однако высокие социальные расходы в развитых странах ведут к соответствующему увеличению затрат на производство и снижению конкурентоспособности продукции этих стран на мировом рынке. Таким образом, неизбежно возникает противоречие между необходимостью проведения политики протекционизма и ее несоответствием принципу свободы торговли. Во-вторых, принцип свободы перемещения или свободы миграции ставит развитые государства перед выбором: возложить тяготы по социальной поддержке иммигрантов на своих собственных граждан или же строго регламентировать въезд граждан из менее развитых стран. В-третьих, процессы экономической и политической интеграции все новых стран в Европейский Союз сопровождаются выдвижением проблем социального равноправия на международный, общеевропейский уровень. Поиск решения этих проблем ведется в рамках развития и реализации концепции одного социального пространства, изложенной в Европейской социальной хартии, посредством выполнения специальных социальных программ и при помощи Европейского социального фонда и других институтов. При этом следует отметить, что и на международном уровне так же, как и на национальном, вопрос о социальном государстве стоит не в плане поиска ему альтернатив, а в аспекте его совершенствования перед лицом новых вызовов времени.

Таким образом, учет всех рассмотренных обстоятельств может послужить основанием для переосмысления вопросов роли социальной политики в экономическом развитии и оптимизации государственного регулирования социальных процессов. Социальная политика – это взаимосвязанная деятельность государства, его социальных институтов, всего гражданского общества по регулированию процессов функционирования всех сфер общественной жизни в интересах всего общества и отдельной личности.

Мировой опыт показывает, что снижение социальных расходов и сокращение роли государства в экономической сфере, недостаточные вложения в развитие «человеческого капитала» и социальной сферы могут дать некоторый краткосрочный экономический эффект, но в долгосрочной перспективе не способствуют эффективному социально-экономическому развитию и угрожают стабильности общества. Лишая граждан уверенности в социальной безопасности, политика сокращения государственных социальных расходов неизбежно приводит к тому, что ослабляется поддержка населением правительства, а следовательно, снижается легитимность общественно-политических режимов. Лишь активность самого влиятельного субъекта социальной политики – государства, может реально защитить население от социальных рисков, неизбежных в ходе глобальной трансформации, облегчить адаптацию к изменившимся условиям и восполнить пробелы рыночного регулирования.

Экономический фундамент современного социального государства должна составлять высокоразвитая, социально ориентированная смешанная экономика, обеспечивающая удовлетворение материальных и духовных потребностей населения при сохранении среды обитания на основе гармонии природы и общества. При таком подходе неизбежно встает вопрос о значительном, закрепленном в Конституции повышении роли и ответственности государства в экономической сфере. Государство обязано и за счет собственных ресурсов, и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленности и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

Социальная политика, адекватная принципам социального государства, должна быть максимально ориентирована на соблюдение социальных
гарантий – гарантий на труд и занятость, на своевременное получение заработной платы и пенсий. Государство должно всячески поощрять производительный, социально полезный труд, его справедливую оплату и стремление граждан к росту своего благосостояния законными средствами.

Одной из важнейших составляющих социальной политики должна стать эффективная и гибкая система социальной защиты граждан. Она должна включать в себя: во-первых, социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай и т.п.); во-вторых, оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий, различным социальноуязвимым категориям населения и т.д.; в-третьих, поощрительную и вспомогательную подсистему, занимающуюся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства или приобретения жилья, получения дополнительного образования, отдыха и т.д.

К числу необходимых характеристик эффективной социальной политики следует отнести обеспечение социальных гарантий на получение качественного бесплатного для граждан медицинского обслуживания по основным видам медицинской помощи и бесплатного образования. Исключительно важной сферой социальной политики является весь комплекс демографических
проблем – увеличение продолжительности жизни всех категорий населения, рост рождаемости, а также грамотная миграционная политика.

В современном социальном государстве существенное значение и свои специфические черты должна иметь духовная сфера. Во главу угла должна быть поставлена забота о развитии традиций гуманизма и нравственности, развитие отечественной культуры в контексте мировой культуры, что в целом направлено на формирование физически здорового духовно богатого человека.

Существенной особенностью социальной политики большинства современных государств является поиск моделей, наиболее адекватных конкретным социально-историческим, социокультурным условиям.

1.3. Белорусская модель социального государства. Понятие «социальное государство» применительно к Республике Беларусь впервые официально было использовано в тексте Конституции Республики Беларусь, принятой парламентом 15 марта 1994 года. Включение в Основной Закон Республики Беларусь (Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, внесенными в 1996 году) положения о том, что наша страна представ­ляет собой демократическое правовое социальное государство, знаменовало собой признание и юридическое закрепление ценностей социального государства как выбор народа Беларуси.

Этот факт определил активизацию деятельности по формированию белорусской модели социального государства. Она проходила апробацию в достаточно сложных условиях становления суверенного государства Республики Беларусь, осуществлялось комплексное реформирование сложившихся ранее общественных структур и создавались предпосылки для устойчивого развития молодого суверенного белорусского государства.

Сегодня, подводя итоги предшествующих этапов суверенного развития белорусского общества, можно с определенной долей уверенности отметить, что главная стратегическая цель белорусского государства – повышение уровня жизни всех граждан и приближение их благосостояния к уровню жизни экономически развитых государств – по основным показателям достигнута.

В четко определенной цели нашло отражение приоритетное направление государственной политики – ориентация на создание благоприятной социальной среды, способствующей реализации конституционно закрепленного положения о том, что высшей ценностью в нашей стране является человек. Эта идея нашла отражение в формировании устойчивой тенденции, наметившейся в развитии системы государственного управления и зафиксированной в основном принципе белорусской модели социального государства, суть которого выражается в императивном высказывании – «государство – для народа».

В определении перспективных направлений развития страны большую роль сыграло осознание того факта, что система государственного управ-
ления – это не изолированная от человека тотальность, это одна из сфер функционирования социума как сложноорганизованного сообщества индивидов, преследующих определенные цели в соответствии со своими потребностями. В социальном государстве формирование и функционирование системы государственного управления является результатом совместной деятельности людей, социальных групп, общностей, институтов и организаций. Следовательно, прогнозируя развитие госуправления, необходимо концентрировать внимание на проблемах эффективного использования всех общественных ресурсов для удовлетворения потребностей индивидов и их сообществ.

Человек и его потребности должны всегда сохранять свою приоритетность в определении перспективных направлений развития общества и всех сфер его жизнедеятельности. К примеру, экономика, целью которой является абстрактно понимаемая эффективность, не может стать эффективной экономикой в социальном государстве. Экономические подходы должны учитывать социологические факторы в самом широком смысле, включающем важнейшие аспекты социокультурной динамики современного общества, которая связывает в единое целое действующих и взаимодействующих социальных субъектов, преследующих разные цели, ориентирующихся на разнообразные ценности и задающих тем самым характер и направленность общественного развития.

Анализ современной социальной практики показывает, что социальная направленность белорусского государства стала его основным принципом. Этот принцип реализуется во всех сферах общественной жизни – в экономической, политической, демографической сферах, в области образования и культуры.

Очевидно, что наше государство находится на пороге крупномасштабных социальных преобразований. От него во многом зависит успех комплексного социального реформирования. Именно государство способно и должно создать условия для успешной реализации своей социальной политики. В этом направлении и идет наше молодое суверенное государство.

Процесс реализации всех программ социальной направленности напрямую связан с активностью и целеустремленностью самих граждан. Не для них, а ими сами, их трудом, с помощью их интеллектуальной активности, основанной на менталитете населения, на общем уровне их культуры, реализуются все социальные начинания. Учет субъектного, активного начала в деле реализации гуманистической сущности Национальной модели социального государства в полной мере учитывался в разработке Стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020).

Основное внимание разработчиков Национальной стратегии устойчивого развития было сосредоточено на ее гуманистической сущности, связанной с созданием необходимых условий для повышения уровня и качества жизни всех категорий населения с одновременной активизацией их собственных усилий в этом направлении. В этом состоит главная отличительная особенность белорусской модели социального государства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.