Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



7.1 Виды и модели пенсионного обеспечения в странах ближнего и дальнего зарубежья и в Республике Беларусь

7.2 Анализ хода реформирования пенсионной системы в Республике Беларусь

Ключевые понятия: пенсионное обеспечение, пенсионная система, пенсионное страхование, пенсионные реформы, государственное пенсионное обеспечение, негосударственное пенсионное обеспечение, распределительная пенсионная система, накопительная пенсионная система, модель пенсионного обеспечения, доплаты, льготы, натуральные блага.

7.1. Виды и модели пенсионного обеспечения в странах ближнего и дальнего зарубежья и в Республике Беларусь. В самом общем плане пенсионное обеспечение представляет собой денежную форму материальной поддержки людей, доход от трудовой деятельности (либо не имевших его) в силу объективных причин – возраста, инвалидности, потери кормильца.

На уровень пенсионного обеспечения влияют такие факторы, как:

- социально-экономическое положение страны;

- демографическая ситуация;

- система оплаты труда;

- налоговое законодательство.

Главная функция пенсионного обеспечения – поддержать приемлемый уровень жизни для нетрудоспособных граждан. Источниками финансирования пенсионного обеспечения являются отчисления самих работников; отчисления работодателей в виде обязательного процента от фонда заработной платы; государственные дотации.

В настоящее время почти во всех странах практикуется обязательное пенсионное страхование, которое, как правило, строится с учетом следующих принципов:

- единство и всеобщность государственного пенсионного страхования;

- обязательность уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования;

- государственная гарантия выплат для всех застрахованных (возвратность пенсионных платежей);

- солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами);

- автономность бюджета пенсионной системы от государственного бюджета;

- эквивалентность страховых платежей и пенсионных выплат (зависимость размера пенсии от продолжительности трудового стажа и размера заработной платы работника);

- целевое использование средств пенсионных фондов;

- индивидуальный учет (персонификация) уплаченных страховых взносов и др.

В разных государствах пенсионное обеспечение имеет свои особенности, принципы функционирования и характерные черты, благодаря которым выделяют различные типы пенсионных систем. Пенсионная системаэто совокупность правовых, финансово-экономических и организационных отношений, институтов и норм, цель которых состоит в защите граждан от материальной необеспеченности вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца. Эти отношения, институты и нормы призваны обеспечить реализацию долгосрочных обязательств субъектов пенсионной системы по пенсионному обеспечению граждан.

Существуют различные признаки, по которым могут быть классифицированы пенсионные системы. Так, по степени участия государства и частных структур в пенсионном страховании выделяют государственные, частные (негосударственные) либо смешанные пенсионные системы.

Сегодня в мире наблюдается устойчивая тенденция к снижению общего уровня государственного (обязательного по закону) пенсионного страхования и к более широкому использованию пенсионных систем, создаваемых работодателями.

Негосударственное пенсионное обеспечениеполучило наибольшее развитие в промышленно развитых странах с высоким уровнем доходов населения: Великобритании, США, Нидерландах, Финляндии, Бельгии, Швеции, Швейцарии, Франции, Японии, Австралии и др.

В различных странах негосударственное пенсионное обеспечение серьезно отличается по своим видам, характеристикам и масштабам охвата населения. Например, национальные пенсионные (социально-страховые) системы получили развитие в Швеции и Великобритании, корпоративные – в США, Германии и Швейцарии. Отраслевые пенсионные системы играют важную роль во Франции и Нидерландах, а индивидуальные пенсионные программы – в Великобритании и Дании.

Следующим признаком, по которому могут быть классифицированы пенсионные системы является характер участия застрахованных в пенсионных программах. Различают обязательные и добровольные пенсионные программы.

В последнее время в большинстве стран все больше внимания уделяется развитию добровольного пенсионного страхования. Причем не в качестве альтернативы, а в дополнение к обязательным пенсионным гарантиям, высокий уровень которых становится сложно поддерживать из-за демографических и социально-экономических особенностей развития современного общества.

Наконец, в зависимости от принципов функционирования различают распределительную и накопительную пенсионные системы.

Распределительная пенсионная системаосновывается на принципе солидарности поколений, когда взносы работников расходуются на текущие выплаты пенсионерам и пенсионные резервы не формируются. Распределительная модель устанавливает зависимость размера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых взносов и т.д. При этом распределительные пенсионные программы являются государственными и обязательными.

Пенсия в случае применения данной модели образуется по следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее, и собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, целиком расходуются на выплату пенсий в текущий отрезок времени. Таким образом, уровень благополучия пенсионеров целиком и полностью зависит от экономического благополучия поколения работающих граждан, которое их финансирует. Уплачивая взносы в солидарную пенсионную систему, работник в принципе не может повлиять на свое благосостояние в старости. Распределительная пенсионная система, как правило, характеризуется высокой степенью перераспределения, поэтому она наиболее выгодна для низкооплачиваемых категорий работников, пенсия которых практически уравнивается с пенсиями тех, кто получал высокую заработную плату и, соответственно, перечислял более высокие взносы в пенсионный фонд.

В накопительной пенсионной системеза счет взносов работников формируются пенсионные резервы, которые накапливаются в течение всего периода трудовой активности на индивидуальных счетах (или т.н. пенсионных счетах) пенсионных фондов и являются ресурсом для последующей выплаты пенсий вкладчику. В случае применения рассматриваемой модели каждый человек сам формирует свою будущую пенсию.

Пенсионные фонды в свою очередь размещают указанные средства на финансовом рынке с целью их увеличения. Активы пенсионных фондов являются важной составляющей инвестиционных ресурсов во всех развитых странах. В ряде стран величина пенсионных накоплений (Нидерланды, Великобритания, Швейцария) соизмерима с объемами национальных ВВП. Поскольку пенсионные фонды приобретают ценные бумаги с целью долговременного инвестирования (они практически не участвуют в биржевой спекулятивной игре), то их активы являются своеобразным стабилизатором финансовой системы страны.

Накопительные программы могут быть как обязательными, так и добровольными, как государственными, так и частными.

Правоприменительная практика стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что накопительная система, по своей сущности, создает преимущества для высокооплачиваемых работников. Для низкооплачиваемых категорий работников, участвующих в этой системе, риск оказаться в старости за чертой бедности остается очень высоким.

В настоящее время в Беларуси действует государственная распределительная солидарная система.

Пенсионное обеспечение подавляющего большинства граждан осуществляется по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 года (с последующими изменениями и дополнениями). Пенсионное обеспечение военнослужащих и некоторых других категорий граждан (государственных служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС) осуществляется на основании специальных законодательных актов за счет (полностью или частично) средств республиканского бюджета.

Сегодня правом на пенсионное обеспечение в Республике Беларусь пользуется очень широкий круг лиц. Более 2,5 млн граждан (26,6% населения), т.е. каждый четвертый житель Беларуси, получают различные виды пенсий в органах по труду и социальной защите. Из них почти 80% пенсионеров получают пенсии по возрасту, 12,5% – по инвалидности, около 7% – по случаю потери кормильца. В числе пенсионеров 66,6% составляют женщины, 33,4% – мужчины.

Пенсионная система в республике в настоящее время столкнулась с двумя основными проблемами, затрудняющими ее нормальное функционирование и развитие: 1) снижение уровня пенсионного обеспечения; 2) потеря связи между размером пенсии и трудовым вкладом конкретного человека в пенсионную систему.

Основные причины сложившейся ситуации следующие:

– относительно низкий уровень оплаты труда и сокрытие определенной части трудовых доходов (получение зарплаты в конвертах), что неизбежно приводит к низкому уровню пенсионного обеспечения. Это обусловлено тем, что основным фактором, определяющим размер пенсии, и основным источником формирования Фонда социальной защиты населения являются отчисления от фонда оплаты труда работающей части населения;

– снижение доли заработной платы в общей структуре доходов населения, с которой уплачивают страховые взносы в Фонд социальной защиты населения.

Одновременно со снижением в доходах доли заработной платы на большинстве предприятий и организаций происходит опережающий (по сравнению с ростом самой заработной платы) рост выплат социального характера (материальная помощь, оплата проезда, дотации на питание и др.), с которых не выплачиваются страховые взносы;

– сокращение численности работающих, являющихся плательщиками страховых взносов в Фонд социальной защиты. В республике постоянно снижается соотношение численности работающих (плательщиков страховых взносов) и численности получателей пенсий. За период с 1990 года численность пенсионеров увеличилась на 11%, а численность работающих сократилась на 14%. В результате, если в 1990 году на 100 пенсионеров приходилось 219 работающих, то в 2007 году – только 160. В ближайшее время ситуация усугубится в связи с выходом на пенсию лиц, родившихся в послевоенные годы, когда была высокая рождаемость. В то же время на рынок труда будут приходить малочисленные когорты родившихся в период резкого снижения рождаемости, что особенно стало заметно с конца 80-х годов XX века. Так, за период с 1990 до 2008 года численность занятых в экономике уменьшилась с 5,8 до 4,3 миллионов человек; в то же время в сравнении с 2000 годом число граждан, обратившихся за назначением пенсии, возросло на 22,3%[1]. На фоне резкого снижения рождаемости (в сравнении с 1990 годом на 38%) в Беларуси доля лиц, достигших 65-летнего возраста, уже сегодня в 2 раза выше критерия ООН, относящего население к стареющему. Немаловажным является гендерный аспект белорусской пенсионной системы. В общей численности населения старше трудоспособного возраста женщины составляют около 70%. Средний период получения ими пенсии по возрасту составляет более 23 лет. По сравнению с мужчинами, женщины получают пенсию на 10 лет дольше, а трудовой стаж мужчин при назначении им пенсии оценивается на 25% ниже, чем у женщин;

– порядок предоставления досрочных пенсий. Сегодня пенсионным законодательством предусматривается 26 оснований для назначения пенсии на 5–10 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В
2007 году досрочно назначены пенсии более 26% пенсионеров. Расходы на пенсионные льготы создают дополнительную нагрузку на пенсионную систему и в значительной степени снижают уровень пенсий других категорий граждан;

– законодательством предусмотрен зачёт в трудовой стаж многих периодов работы без уплаты страховых взносов (так называемые «кредитные периоды»). К ним относятся: служба в армии, период обучения на дневном отделении в высших и средних специальных учебных заведениях, в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре; временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы; период получения пособия по безработице; время ухода за детьми, инвалидами, престарелыми и другие периоды.

– выплата пенсий в период работы. В настоящее время более 20% общего числа пенсионеров продолжает работать. Расходы на финансирование пенсий полумиллионного количества работающих пенсионеров составляют почти 20% средств пенсионного страхования;

– при тарифе размером 35%, по которому платит наниматель, застрахованный гражданин вносит только 1% со своего заработка. Такой низкий тариф взносов, уплачиваемый самими застрахованными, не вызывает у них заинтересованности в уплате страховых взносов из-за отсутствия жёсткой увязки размеров пенсий с размером уплаченных взносов;

– высокая степень перераспределения средств, что уравнивает размер пенсий лиц, имевших высокий и низкий заработок до выхода на пенсию. Так, средняя пенсия по возрасту по отношению к прошлой осовремененной зарплате составила 42%. При этом у лиц с относительно низким заработком пенсия составляет 80% их заработка, в то время как у лиц, имевших высокий доход и, соответственно, уплачивавших больший объем взносов, пенсия (хотя и максимальная или близкая к ней) – лишь 15–20% заработка. Конечно, такой низкий коэффициент замещения прошлого заработка снижает мотивацию к «зарабатыванию» более высокой пенсии и уплате страховых взносов.

Все это свидетельствует о необходимости совершенствования пенсионной системы. Основные направления реформирования пенсионной системы в Республике Беларусь могут быть определены в контексте международного опыта реформирования.

Мировая практика показывает, что одним из ключевых вопросов при реформировании пенсионной системы является определение способа финансирования пенсий. При переходе к формированию средств на будущие пенсии путем накопления страховых взносов и их инвестирования в экономику (т.е. при изменении механизма финансирования пенсий) пенсионная система преобразуется в систему реальных накопительных счетов. Однако такое радикальное изменение механизма финансирования пенсий требует решения ряда сложных задач. Одной из них является проблема финансирования переходного периода, стоимость которого определяется объемом скрытого пенсионного долга. (Скрытый пенсионный долг – это приведенная стоимость пенсионных прав нынешних пенсионеров и работников в соответствии с их стажем участия в старой пенсионной системе). Размеры скрытого пенсионного долга особенно велики в странах со значительным охватом населения страхованием, с относительно высокими выплатами и старым населением. Для обеспечения накопления средств на будущие пенсии и одновременного финансирования ранее приобретенных прав в рамках прежней системы необходимо либо повышать тариф пенсионных взносов, либо снижать уровень текущих пенсий, либо изыскать иной источник финансирования (бюджетные субвенции, доходы от приватизации госпредприятий, заимствованные средства, дополнительные налоги). Другими задачами, которые необходимо решать при изменении механизма финансирования пенсий, являются также передача пенсионных средств в управление негосударственным пенсионным фондам, т.е. их приватизация, создание развитого внутреннего финансового рынка, формирование институционной структуры системы накопления (управляющих компаний, депозитариев, контролирующих и надзорных органов).

В то же время указанные факторы, включая отсутствие средств для финансирования переходного периода, сдерживающие переход к реальному накоплению, не могут рассматриваться как препятствие для реформирования пенсионной системы. Использование различных макроэкономических стимулов в пенсионной политике позволяет достичь желаемых результатов для пенсионной системы независимо от методов ее финансирования. Они могут быть достигнуты, к примеру, введением системы условно-накопительных счетов (далее – УНС). В период уплаты взносов (формирования пенсионных прав) в схемах УНС на индивидуальных счетах накапливается информация об уплаченных взносах и условном доходе. При наступлении времени выплат пенсия исчисляется исходя из условного баланса индивидуального счета и ожидаемого периода ее выплаты. В схемах УНС не изменяется механизм финансирования пенсий, что позволяет избежать проблем, связанных с обеспечением выплаты текущих пенсионных обязательств. При этом такие схемы имеют преимущества, аналогичные схемам с реальным накоплением: размеры пенсий тесно увязаны с объемом уплаченных взносов (практически отсутствует перераспределение), стимулируется длительное «зарабатывание» пенсии и, как следствие, повышается дисциплина уплаты страховых взносов.

В последние годы проблемы пенсионных систем зачастую стали рассматриваться как проблемы, порожденные самой природой распределительных систем. Всемирный Банк рекомендовал (и ряд стран прислушался к его рекомендациям) перейти к системе, которая включала бы в себя накопительный частный компонент. Эта система включает в себя три уровня:

· обязательный государственный уровень, который может финансироваться за счет налоговых поступлений и обеспечивает перераспределение;

· обязательный частный накопительный уровень, обеспечивающий сбережения;

· добровольный уровень для тех, кто заинтересован в большей защите в старости, чем могут дать два первых уровня.

Первый уровень похож на государственные пенсионные схемы, акцент в нем делается на перераспределении, прежде всего в пользу тех, у кого доход в течение жизни был низок. При этом выплаты могут быть:

· едиными для всех или привязанными к стажу работы, в течение которого делались взносы;

· осуществляется на основании проверки нуждаемости;

· выплачивается в виде минимальных гарантированных пенсий.

Во втором уровне размер выплат напрямую связан с суммой взносов. Этот уровень является полностью накопительным и находится в частном конкурентном управлении. Размер будущей пенсии зависит от суммы накопленных взносов и инвестиционного дохода.

Третий уровень – это добровольные сбережения. Он предоставляет дополнительную пенсию тем, кто хочет больше потреблять в старости.

Обязательность системы объясняется тем, что при добровольности люди ведут себя недальновидно и не обеспечивают свою старость сбережениями. В итоге в преклонном возрасте они могут стать обузой для общества.

Панорама пенсионной реформы в постсоциалистических странах в значительной степени отражает практически весь спектр вариантов выбора между двумя основными подходами: от полной приватизации пенсионной системы до сохранения государственной распределительной системы при корректировке ее технических параметров (см. таблицу 2).

Реформы, предусматривающие полную приватизацию пенсионной системы, начаты в последнее время в Казахстане.

В Польше, Латвии, России и ряде других стран, наряду с введением условно-накопительных счетов, пошли по пути частичной приватизации пенсионных средств.

В Болгарии, Венгрии, Македонии, Хорватии посредством ряда параметрических реформ, направленных на улучшение финансового состояния государственной пенсионной системы, ввели схему обязательного накопления страховых взносов для молодых работников.

В Эстонии, Чешской Республике и Словении отказались от приватизации системы обеспечения в старости. Вместо этого было решено провести существенные параметрические реформы распределительной системы и дополнить её добровольным накопительным уровнем.

Важным при принятии решения о структуре национальной пенсионной системы является определение роли и обязанности гражданина, рынка и государства в социальном обеспечении, а также существующие представления о социальной справедливости. Выбор зависит от наличия в стране определенных условий: введения системы персонифицированного учета плательщиков страховых взносов, эффективности системы сбора взносов, степени развитости финансовых рынков, баланса действующей пенсионной системы, ожиданий общества, наличия источников финансирования расходов переходного периода и других. Универсального подхода не существует.

 

 

Таблица 2 – Структура пенсионной системы в различных странах

Страна Распределительный компонент Накопительный компонент
критерии участия размер взноса в процентах от фонда заработной платы
Венгрия Солидарная система с установленными выплатами - обязательно для новых участников; - добровольно для остальных 6 %
Казахстан Гарантированный минимум (финансируется из бюджета) Обязательно для всех 10 %
Латвия Условно-накопительная система - обязательно для лиц до 30 лет; - добровольно для лиц 30-50 лет 2 % с увеличением до 9 %
Македония Солидарная система с установленными выплатами Обязательно для новых участников 7 %
Польша Условно-накопительная система - обязательно для лиц до 30 лет; - добровольно для лиц 30-50 лет 7,2 %
Россия Условно-накопительная система и гарантированный минимум (базовая пенсия) Обязательно для лиц моложе 45/50 лет (женщины/мужчины) - 2 % для мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 - для лиц, родившихся после 1966 г. – 3 % с увеличением до 6 %
Словения Солидарная система с установленными выплатами - -
Чехия Солидарная система с установленными выплатами - -
Хорватия Солидарная система с установленными выплатами - обязательно для лиц до 40 лет; - добровольно для лиц 40-50 лет 5 %
Эстония Солидарная система с установленными выплатами Добровольно Дополнительно 2% (для присоединившихся)

При переходе к предлагаемой Всемирным Банком многоуровневой системе необходимо решить ряд сложных проблем, важнейшими среди которых являются следующие:

· финансирование перехода;

· обеспечение доходности от инвестированного капитала;

· высокий уровень административных издержек по управлению активами.

7.2. Анализ хода реформирования пенсионной системы в Республике Беларусь. В Республике Беларусь с учетом международного опыта разработана стратегия пенсионной реформы, которая предполагает следующие преобразования:

1) изменение источника финансирования досрочных пенсий по условиям труда и введение дополнительного обязательного пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности.

Средства для выплат будущих профессиональных пенсий (в период до достижения общеустановленного пенсионного возраста) будут формироваться вне общей пенсионной системы за счет накопления целевых взносов работодателей за каждого работника, занятого на рабочем месте с неблагоприятными условиями труда. Подход, предусматривающий ответственность работодателей за финансовое обеспечение досрочных пенсий своим работникам, с одной стороны, будет стимулировать каждого работодателя к улучшению условий труда на предприятии и рационализации соответствующих рабочих мест. С другой стороны, общая пенсионная система постепенно будет освобождена от нагрузки по финансированию таких пенсий. В случае полной замены источников их финансирования общий тариф взносов на пенсионное страхование может быть даже снижен адекватно нагрузке по финансированию досрочных пенсий.

Соответствующий закон «О профессиональном пенсионном страховании» в настоящее время уже принят и будет введен в действие в 2009 году.

2) обеспечение отдельного учета поступления и расходования средств пенсионного страхования.

С учетом проводимой бюджетно-налоговой политики оптимизация размера взноса на пенсионное страхование как основной нагрузки на фонд заработной платы весьма актуальна. Раздельный учет поступления и расходования пенсионных средств станет предпосылкой для определения размера пенсионного взноса, обеспечивающего фактические расходы на выплату пенсий. Вполне вероятно, что он может сложиться ниже установленного.

3) освобождение части заработной платы, превышающей определенный уровень, от начисления обязательных страховых взносов.

Данное предложение направлено на снижение обязательной страховой нагрузки для работодателей. Такой подход становится особенно актуальным при увеличении доли лиц с высокими заработками. Снижение нагрузки на фонд заработной платы, помимо приведения в соответствие подходов при начислении взносов и исчислении пенсий, должно дать положительный эффект как для конкретных работодателей, так и для экономики в целом. С другой стороны, это позволит оставлять в распоряжении работника несколько больше средств. Важно, что при высвобождении части доходов от обязательных страховых взносов работодатели и работники смогут более активно участвовать в добровольных дополнительных программах пенсионного страхования, что в перспективе повысит уровень дохода в пенсионном периоде.

4) увеличение доли работника в тарифе взносов на пенсионное страхование.

Более весомое участие работника в страховании логично, так как в этом случае повышается его ответственность и заинтересованность в уплате страховых взносов. Кроме того, целесообразно, чтобы именно из объема взносов работника исчислялась страховая часть его пенсии. А из взносов работодателей финансировалась бы так называемая базовая пенсия, а также пенсии по инвалидности, в случае потери кормильца и другие пенсионные выплаты, для обеспечения которых необходимо перераспределение средств.

Во многих пенсионных системах взносы работодателя и работника на пенсионное страхование равны, т.е. уплачиваются на основе паритета. При таком подходе в нашей системе размер взноса работника мог бы составлять около 14–15 % индивидуальной заработной платы. Такая мера должна сопровождаться адекватным повышением заработной платы и соответствующим снижением взноса работодателя.

5) введение в общую пенсионную систему условно-накопительные счета. В отличие от накопительных систем, где страховые взносы и заработанный на них инвестиционный доход реально накапливаются на индивидуальных счетах и впоследствии становятся источником финансирования пенсий, в системах с УНС накапливается информация об уплаченных взносах и условном доходе. Однако и в том, и в другом случае размер пенсии определяется исходя из объема пенсионного капитала (ПК) и периода ее получения (Т):

Размер пенсии = ПК / Т (9).

Тесная увязка размера пенсии с финансовым вкладом стимулирует «зарабатывание» пенсии (чем больше ПК, тем больше пенсия) и отдаление фактического возраста обращения за ней (чем меньше Т, тем больше пенсия). Прямая зависимость пенсии от объема взносов (личного финансового вклада) привлекательна для подавляющего большинства работников, что в совокупности с освобождением системы от пенсионных льгот и вескими стимулами для более позднего выхода на пенсию становится надежной предпосылкой для обеспечения финансовой стабильности. При этом зависимость размера пенсии от ожидаемого периода выплаты представляется определенным барьером для роста финансового бремени досрочных пенсий.

Все эти меры будут способствовать созданию в нашей стране многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.