Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



4.1. Политика государства в области заработной платы

4.2. Функции заработной платы в рыночной экономике. Минимальная заработная плата

4.3. Динамика заработной платы в Республике Беларусь

4.4. Заработная плата в системе социального партнерства

Ключевые понятия: затраты на воспроизводство рабочей силы, тарифная часть заработной платы, надтарифная часть заработной платы, доплаты, надбавки, функции заработной платы, минимальная заработная плата, государственные гарантии в оплате труда, минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума, тарифные соглашения.

 

Политика государства в области заработной платы. В рыночных условиях хозяйствования зарплата превращается в затраты на воспроизводство рабочей силы как составную часть издержек производства, гарантированные, с одной стороны, государством, а с другой стороны – доходами предприятия. Рыночная модель оплаты труда основывается на определении заработной платы как цены товара «рабочая сила», формируемой на базе устанавливаемого минимума оплаты труда с учетом объективной оценки сложности труда и квалификации рабочей силы, спроса и предложения на рабочую силу, результатов деятельности предприятия.

Основными принципами организации заработной платы в рыночных условиях являются:

· гарантия воспроизводства рабочей силы работника, занятого простым трудом;

· дифференциация оплаты труда по сложности и условиям труда, обеспечивающих преимущественную оплату высококвалифицированного, профессионального и протекающего в неблагоприятных условиях труда;

· социальное партнерство, закрепленное законодательством;

· связь оплаты труда с результатами труда.

Стоимость рабочей силы охватывает все аспекты жизнедеятельности работника и его семьи и включает затраты на обеспечение потребности в питании, жилье, образовании, медицинском обслуживании и т.п.

В странах с рыночной экономикой субъектами обеспечения воспроизводства рабочей силы выступают работники, наниматели и государство. Механизм формирования заработной платы в Республике Беларусь изображен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Механизм формирования заработной платы в Республике Беларусь

 

Тарифная ставка – абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу времени. Исходной является тарифная ставка первого разряда, которая определяет уровень оплаты наиболее простого труда. Размер тарифной ставки определятся умножением ставки первого разряда на тарифный коэффициент.

Тарифные ставки и тарифные коэффициенты регулируются:

· для рабочих – Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих;

· для служащих – Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

Доплаты – это гарантированная надтарифная часть заработной платы за:

· высокие квалификационные классы;

· высокое профессиональное мастерство;

· работу с тяжелыми условиями труда;

· ненормированный рабочий день;

· ученые звания и ученые степени;

· квалификационные классы, чины, дипломатические ранги и др.

Надбавки в виде премий и единовременных выплат формируются и выплачиваются в соответствии с рентабельностью субъектов хозяйствования и договорами о социальном партнерстве.

4.2. Функции заработной платы в рыночной экономике. Минимальная заработная плата. Принято выделять четыре основные функции заработной платы:

- воспроизводственную – обеспечивающую возможности воспроизводства рабочей силы;

- стимулирующую (мотивационную) – повышающую заинтересованность в количестве и качестве труда;

- социальную – способствующую реализации принципа социальной справедливости;

- учетно-производственную – характеризующую меру участия живого труда в процессе ценообразования и его долю в совокупных издержках производства.

Каждая функция заработной платы – это часть единого целого и каждая функция предполагает существование других, содержит в себе их элементы. Учетно-производственная, воспроизводственная, стимулирующая играют и социальную роль. В воспроизводственной функции реализуются стимулирующая и учетно-производственная функции заработной платы.

Наиболее существенным противоречием функций заработной платы является дифференциация заработков, с одной стороны, и их выравнивание – с другой. При регулировании заработной платы нужно использовать объективно существующее единство и противоположность ее функций, одновременно усиливать одни и ослаблять другие, чтобы организация заработной платы отвечала ее объективному содержанию и особенностям развития общества.

На современном этапе экономического развития Республики Беларусь проблемы обеспечения воспроизводственной функции заработной платы в основном решены и важнейшей задачей выступает усиление других функций. Это обусловлено необходимостью решения таких задач, как:

· охрана национального рынка труда от воздействия на него рынков труда Российской федерации, новых стран Евросоюза, испытывающих дефицит в высококвалифицированных кадрах и имеющих более высокой, чем в Республике Беларусь, уровень оплаты труда;

· повышение актуальности решения социальных вопросов в условиях внедрения ресурсосберегающих технологий;

· увеличение доли оплаты труда в структуре себестоимости;

· повышение заинтересованности работодателей в инвестициях в человеческий потенциал;

· более тесная увязка уровня оплаты труда с количеством и качеством труда;

· повышение эффективности тарифной системы и перенесение основной доли заработной платы на тарифную часть.

В Республике Беларусь определение минимальных гарантий по оплате труда осуществляется государством.

Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь система государственных гарантий включает в себя:

· величину минимальной заработной платы;

· размер тарифной ставки первого разряда;

· республиканские тарифы оплаты труда – часовые и (или) месячные тарифные ставки (оклады), определяющие уровень оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями;

· размер увеличения оплаты труда за работу в условиях, отли­чающихся от нормальных;

· меры по поддержанию уровня реального содержания заработ­ной платы, индексации заработной платы;

· ограничение размеров удержаний из заработной платы, в том
числе размеров налогообложения доходов;

· государственный контроль и надзор за своевременностью вы­
плат заработной платы и реализацией государственных гарантий в части ее размеров;

· ответственность нанимателей за нарушение условий социального партнерства.

Теоретически значение минимальной заработной платы заключается в поддержании способности работника к производительному труду и к простому воспроизводству рабочей силы. Минимальная заработная плата связана с относительно простым трудом, требующим расходования рабочей силы работников, имеющих низший уровень квалификации, характеризующийся наименьшей на данном этапе развития общества затратой физических и духовных способностей, и определяет низшую границу цены рабочей силы.

Минимальная заработная плата должна обеспечиваться предприятиями всех форм собственности, неспособность обеспечить ее выплату может послужить основанием для объявления банкротства и привести к реорганизации и ликвидации.

Согласно Конвенции Международной организации труда № 131, основными факторами определения уровня минимальной заработной платы являются:

· потребности работников и их семей;

· сложившийся уровень средней заработной платы в экономике;

· уровень занятости и производительность труда;

· уровень экономического развития страны;

· возможности государственного бюджета и нанимателей.

Установление минимальной заработной платы имеет важное социально-экономическое значение и оказывает влияние на:

· повышение уровня жизни населения;

· выравнивание условий конкуренции;

· создание оптимальной структуры и дифференциация заработной платы.

В Республике Беларусь устанавливается общий минимум оплаты труда в виде тарифной ставки первого разряда, а также норматив минимума оплаты труда в виде стоимостного выражения бюджета прожиточного минимума. Последний показатель является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда.

С 1 мая 2011 года бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения составил 343,26 тыс. рублей. Бюджет прожиточного минимума соответствует примерно 60% от минимального потребительского бюджета и является в соответствии с законодательством временным критерием в определении минимального уровня оплаты труда. За тот же период стоимостное выражение минимального потребительского бюджета составит 524,77 тыс. рублей.

В перспективе по мере роста эффективности производства в рамках национальной экономики предусматривается установление минимального уровня оплаты труда в соответствии с размером минимального потребительского бюджета.

4.3. Динамика заработной платы в Республике Беларусь. Номинальная среднемесячная заработная плата в апреле 2011года составила 1563,4 тыс. рублей, что соответствует оптимистичным данным социальных прогнозов. Реальная заработная плата увеличилась по сравнению с апрелем 2010 года на 18,3%.

Отношение номинальной заработной платы к минимальному потребительскому бюджету за тот же период составило 285,1%.

По сравнению со среднемесячной заработной платой выше этого показателя сложилась оплата труда в следующих отраслях:

· финансовая деятельность (2668 тыс.рублей);

· горнодобывающая промышленность (2566 тыс. рублей);

· строительство (1849 тыс. рублей);

· научные исследования и разработки (2034 тыс. рублей).

Ниже республиканской среднемесячной заработной платы показатель оплаты труда определился в следующих отраслях:

· сельское хозяйство (1032 тыс. рублей);

· образование (1242 тыс. рублей);

· здравоохранение (1279 тыс. рублей);

· гостиницы и рестораны (1035 тыс. рублей).

В течение первого квартала 2011 года сохранилась дифференциация заработной платы в отраслях промышленности. Наиболее высокая оплата труда сложилась у работников, занятых добычей топливно-энергетических полезных ископаемых- 2988,5 тыс. рублей.

Наиболее высокая средняя заработная плата – в Минске (1922 тыс. рублей).

Наиболее низкая – в Брестской области (1302,8 тыс. рублей).

Заработная плата в системе социального партнерства. Регулирование заработной платы в договорах о социальном партнерстве осуществляется в соответствии с Рекомендациями по регулированию оплаты труда на основе тарифных соглашений и коллективных договоров, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 24 ноября 1998 года № 95.

Разработка конкретных норм и положений в части оплаты труда осуществляется следующим образом: 1) Совет Министров Республики Беларусь представляет Национальному совету по трудовым и социальным вопросам прогнозные цифры по макроэкономическим показателям (средняя заработная плата, индекс потребительских цен и др.); 2) социальные партнеры представляют свои предложения по той или иной норме или положению в установленный срок по договоренности сторон.

Непредоставление предложений принимается как согласие с представленными Правительством прогнозными данными. Согласованные и принятые в соглашениях нормы и положения должны учитываться в проекте республиканского бюджета. Если со стороны социальных партнеров предложения не поступили, то в проекте бюджета учитываются прогнозные цифры Правительства.

Разработанные нормы и положения являются основой для принятия социальными партнерами решений по регулированию оплаты труда. В рамках договоров о социальном партнерстве решаются вопросы:

· гарантированного минимума оплаты труда;

· приближения минимального размера оплаты труда к минимальному потребительскому бюджету;

· соотношения среднемесячной заработной платы работников отраслей бюджетной сферы и работников промышленности;

· соотношения в оплате труда по профессионально-квалификационным группам;

· соотношения средней заработной платы руководителей, специалистов и служащих в отдельных отраслях;

· условий материального стимулирования труда работников отраслей (подотраслей);

· совершенствования отраслевых норм и нормативов трудовых затрат и порядка их применения;

· минимально гарантируемых работникам доплат и надбавок, определяемых специфическими условиями труда в отрасли.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.