9.2. Образовательные программы в Республике Беларусь
9.3. Экономические основы развития системы образования в Республике Беларусь. Социальное партнерство в системе образования
Ключевые понятия: образование, реформа, приоритеты развития образовательной сферы, образовательная программа.
9.1. Приоритеты в развитии образовательной сферы. Основными приоритетами национальной системы образования в Республике Беларусь являются: возрождение национально-культурной основы образования; воспитание свободной, творческой и нравственной личности; укрепление физического и психического здоровья нации и человека; демократизация и гуманизация образования; взаимодействие образования с наукой, производством, социально-духовной сферой.
Реализация государственной политики в области образования, стратегических направлений развития системы образования последних лет оказали существенное влияние на развитие дошкольного образования в Республике Беларусь. Являясь первым уровнем основного образования, дошкольное образование стало составляющим компонентом социальной сферы. Целью системы дошкольного образования является сохранение и развитие гибкой, качественной, многофункциональной системы дошкольного образования, сохраняющей здоровье детей и отвечающей запросам родителей и государства.
В республике решена важная задача обеспечения полного охвата детей 5-летнего возраста подготовкой к школе (89% – в дошкольных учреждениях, 11% – иными формами), что является важным условием создания равных стартовых возможностей при их переходе на следующий уровень образования.
В системе дошкольного образования страны наблюдается тенденция активных инновационных преобразований, которые за последние годы приобрели системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Низкий охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием на селе определил необходимость поиска новых форм дошкольного образования, которые позволят решить эту проблему и создать детям сельских регионов равные с жителями города возможности получения качественного дошкольного образования.
Реформы затронули и общеобразовательную школу. В мире сложился определенный стандарт общего среднего образования, рассчитанный на 12-летнюю школу. Такой срок обучения, например, принят в средних школах многих стран. В Республике Беларусь на освоение аналогичных по содержанию программ еще недавно отводилось всего 10–11 лет, что приводило к перегрузке учащихся. Было принято решение о необходимости реформирования общеобразовательной школы, а в январе 1996 года вышло распоряжение Президента Республики Беларусь «О подготовке и проведении в Республики Беларусь реформы общеобразовательной школы».
В соответствии с Концепцией и Программой реформы общеобразовательной школы Республики Беларусь в 2002 году завершен переход начальной школы на обновленное содержание образования. В 2008 году планируется завершить массовый перевод общеобразовательной школы на обязательное десятилетнее общее базовое образование. В 2010 году будет осуществлён массовый выпуск учащихся 12-летней общеобразовательной средней школы.
С 2003 года в выпускных классах общеобразовательной средней школы практикуется централизованное тестирование, в котором участвуют выпускники учреждений общего среднего образования, поступающие в профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения.
В 2002/2003 учебном году после трехлетней апробации осуществлен переход на 10-балльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся. В целом использование 10-балльной системы позволяет повысить объективность оценки учебных достижений учащихся, более полно учитывать индивидуальные особенности каждого из них.
Один из приоритетов реформы – сохранение здоровья детей. В рамках реформы осуществлен переход начальной школы на пятидневку, на 20% сокращены школьные программы, а в учебные планы внесены изменения, направленные на расширение свободы выбора содержания образования.
Наряду с общеобразовательной школой, в Республике Беларусь подверглось модернизации и высшее образование. В целях приведения нормативно-правовой базы высшей школы в соответствие с законом «О высшем образовании» были внесены в установленном порядке дополнения и изменения в существовавшие нормативно-правовые акты. Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование». Оптимизирована сеть высших учебных заведений, которые равномерно распределены по территории страны.
Сформирована двухступенчатая система высшего образования: первая ступень направлена на подготовку квалифицированных специалистов для реального сектора экономики и социальной сферы (4–6 лет обучения) и магистерская подготовка (до 2 лет обучения), ориентированная на подготовку к научно-исследовательской, научно-педагогической и инновационной деятельности.
Внедряются новые образовательные технологии, совершенствуется организация учебного процесса, увеличивается доля контролируемой самостоятельной работы. Для усиления практической составляющей в подготовке специалистов обновляются базы практик, темы курсовых и дипломных работ связываются с проблемами производства. Укрепляется учебно-лабораторная и материально-техническая база вузов. Улучшается учебно-методическое обеспечение высшего образования: проведена компьютеризация, разрабатываются национальные учебники и учебные пособия, в том числе и в электронном виде. Разработана и утверждена отраслевая программа «Электронный учебник».
В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и критический анализ тенденции развития образования за рубежом. Международные научно-технические и образовательные программы являются эффективными и приносят пользу белорусской системе образования в плане интеграции в международное образовательное пространство. Они позволяют изучить опыт зарубежных систем в области приспособления к радикально изменившейся экономической, технологической и культурной среде.
Системный подход к оценке зарубежного опыта предполагает рассмотрение как отдельных инвариантно-интегративных сторон процесса обучения, так и целостного охвата систем образования различных стран, групп стран или регионов в их единстве и внутренних связях. Сейчас оказывается актуальной задача системного анализа мировых достижений для совершенствования учебного процесса в Республике Беларусь. При этом важно не просто зафиксировать позитивность опыта, а выявить содержание и тенденции дидактических поисков; необходимо осмыслить и освоить подходы к учебному процессу, выработанные в мировой теории и практике обучения.
9.2. Образовательные программы в Республике Беларусь. Процесс внедрения современных образовательных программ непосредственно связан с поиском механизмов саморегуляции, направленных на обновление и развитие всей системы образования в Республике Беларусь. Основные направления образовательных программ в белорусской системе образования сосредоточены на повышении качества и доступности образования на всех уровнях, совершенствовании идеологической и воспитательной работы, повышении престижа белорусского образования на международной арене, развитии экономики образования.
В системе дошкольного образования реализуются новые, адекватные требованиям времени образовательные программы, основанные на интеграции общественного и семейного воспитания с учетом социально-экономических и социокультурных преобразований в жизни общества. Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования», в рамках научного задания коллективом научных сотрудников разработаны программы дополнительного образования: «Обучение иностранному языку в дошкольном учреждении», «Хореография в детском саду», программа студии изобразительного искусства «Гобеленчик». Создана уникальная система учебно-методического обеспечения дошкольного образования – учебно-методический комплекс «Пралеска», включающий более 188 пособий для педагогов и родителей; изданы программы для специальных дошкольных учреждений: «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью»; «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи».
На основе закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» утверждена Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007–2016 годы, направленная на создание условий для динамичного развития общего среднего образования, обеспечивающего удовлетворение потребностей личности, общества и государства в качественном образовании с учетом изменяющейся социокультурной, экономической и демографической ситуации.
Стратегия развития образовательных программ в системе специального образования направлена на создание условий по обеспечению доступности и равных прав лицам с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи по месту жительства.
В рамках выполнения Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006–2010 годы разработан макетный образец учебно-методического пособия «Методика трудового обучения учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью»; комплект дидактических материалов по трудовому обучению учащихся 2-го отделения вспомогательной школы; учебная программа «Хозяйственно-бытовой труд» (5–9 классы центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации).
Разработаны и проходят процедуру утверждения территориальные и отраслевая целевые программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 годы. Предметом изучения и педагогического поиска является организация профильного обучения, разработаны методические рекомендации по организации профильного обучения в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) для детей с нарушением слуха и нарушениями зрения.
В соответствии с Государственной программой развития профессионально-технического образования на 2006–2010 годы органы государственного управления участвуют в согласовании образовательных стандартов и образовательных программ, типовой учебно-программной документации профессионально-технического образования, минимальных перечней машин и оборудования для организации производственного обучения учащихся учебных заведений профтехобразования. Утверждены образовательные стандарты по 24 учебным специальностям профессионально-технического образования, 17 сборников типовой учебно-программной документации, минимальные перечни машин и оборудования по 77 учебным специальностям, издано 23 наименования учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям обновленной учебно-программной документации.
Утверждено 9 программ вступительных испытаний по специальностям для поступающих на основе профессионально-технического образования в учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования.
В целях сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала выполняется Государственная программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006–2010 годы. Сформирована целостная система выявления, поддержки и развития творческого потенциала талантливой молодежи в Республике Беларусь на всех уровнях ее обучения, создан компьютерный банк данных об одаренных учащихся, осуществляется социальная защита талантливой молодежи.
Улучшается учебно-методическое обеспечение высшего образования: проведена компьютеризация, разрабатываются национальные учебники и учебные пособия, в том числе и в электронном виде. Разработана и утверждена отраслевая программа «Электронный учебник».
Положено начало формированию учебно-научно-производственных комплексов, создание которых позволит осуществлять подготовку необходимых стране специалистов международного уровня по микроэлектронике, нанотехнологиям и другим инновационным направлениям.
В соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы Министерством образования Республики Беларусь утверждены Концепция развития научно-инновационной деятельности в системе Министерства образования на 2007–2010 годы и мероприятия по ее реализации, разработана и утверждена Программа инновационного развития Министерства образования на 2007–2010 годы. В рамках данной программы вузы выполняют 48 инновационных проектов.
9.3. Экономические основы развития системы образования в Республике Беларусь. Социальное партнерство в системе образования. Основная деятельность государства направлена на совершенствование системы финансирования всех звеньев образования. В системе дошкольного образования содержание ребенка в дошкольном учреждении и 40% платы на питание дотируются государством. Родителям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, предоставляются льготы по бесплатному питанию детей в дошкольном учреждении. В дошкольных учреждениях создаются условия для ухода, досмотра и медицинского обслуживания детей. В 2007 году 14,3% учреждений имели бассейны. Все дошкольные учреждения имеют физкультурные площадки. Благодаря проведенному во всех регионах проблемно-ориентированному анализу перспектив развития сети дошкольных учреждений, составлен прогноз развития сети дошкольных учреждений до 2010 года, определена перспектива строительства 55 дошкольных учреждений.
Особую заботу государство оказывает общеобразовательным учреждениям. В целях создания условий для получения сельскими школьниками качественного общего среднего образования в рамках Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы в 2007 году количество гимназий в сельских населенных пунктах увеличилось с 7 до 12. Для обеспечения подвоза учащихся и воспитанников к месту обучения за период с 2002 по 2007 год в республике приобретено 689 автобусов, в том числе в 2007 году – 157 автобусов (при плане 76).
В сельских населенных пунктах развивается сеть учебно-педагогических комплексов детский сад-школа. Из 923 общеобразовательных учреждений данного типа 897 (97,2%) расположены в сельских населенных пунктах.
Внедрению информационных технологий в образовательный процесс способствует выполнение в полном объеме во всех областях республики и г. Минске социального стандарта по обеспечению учащихся персональными компьютерами: 1 компьютерный класс на учреждение или 1 компьютер на 30 учащихся. В настоящее время около 94% устаревших компьютеров заменены на современные.
Поэтапно в общеобразовательных учреждениях вводится одежда делового стиля для учащихся 1–10 классов. Предприятиями концерна «Беллегпром» к началу учебного года был обеспечен выпуск комплектов одежды для школьников.
Функционирование системы специального образования характеризуется стабильной работой действующих специальных учреждений образования, расширением сети классов интегрированного обучения и воспитания, пунктов коррекционно-педагогической помощи. В контексте современных образовательных тенденций обеспечивается охват специальным образованием всех детей с особенностями психофизического развития, создаются условия для эффективного преодоления имеющихся у них нарушений в развитии, начиная с первых месяцев их жизни.
Стратегия развития системы специального образования направлена на создание условий по обеспечению доступности и равных прав лицам с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи по месту жительства. Количество классов интегрированного обучения и воспитания увеличилось на 431 единицу, пунктов коррекционно-педагогической помощи – на 60.
В прошлом году целенаправленно проводилась работа по оснащению центров реабилитационным оборудованием, игрушками, дидактическим материалом, созданию в них фонда художественной литературы, а также учебных и учебно-методических пособий, раскрывающих содержание работы с детьми, имеющими нарушения развития. Во всех Центрах выполнен текущий ремонт, проведено благоустройство прилегающих территорий, для подвоза детей-инвалидов приобретено 11 микроавтобусов. Всего в республике работают 144 центра, из них транспортом располагают 30 учреждений, что составляет 20,8% необходимой обеспеченности.
Разработаны и проходят процедуру утверждения территориальные и отраслевая целевые программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 годы. Задача обеспечения свободного доступа к местам учебы решалась в порядке проведения эксперимента по дистанционному обучению студентов в некоторых вузах страны. Специальные общеобразовательные школы для детей с нарушениями зрения оснащены специальными электронными программными продуктами «Sakrament Book Assist» и «Чтец электронных говорящих книг для незрячих», что поможет незрячим школьникам в освоении учебных программ по различным предметам.
В системе профессионально-технического образования одной из главных задач является укрепление материально-технической базы профтехобразования за счет различных источников (бюджетное финансирование, внебюджетная деятельность, взаимодействие с организациями-заказчиками кадров). Указанные задачи выполняются в соответствии с планом мероприятий на 2007 год по реализации Государственной программы развития профессионально-технического образования на 2006–2010 годы.
На укрепление материально-технической базы учебных заведений профтехобразования в 2007 году из республиканского и местных бюджетов направлено более 13 млрд рублей. Кроме этого, из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки было выделено 1,5 млрд рублей на приобретение современной сельскохозяйственной техники. Машины и оборудование приобретались также за счет внебюджетных средств учебных заведений профтехобразования, средств организаций-заказчиков кадров.
С целью совершенствования материально-технической базы учреждений среднего специального образования Государственной программой развития среднего специального образования на 2006–2010 годы предусмотрено приобретение в 2007 году 108 классов-комплектов компьютерной техники и 180 единиц учебного и иного оборудования. Учреждениями среднего специального образования, подчиненными Министерству образования Республики Беларусь, приобретено 38 классов-комплектов компьютерной техники, 80 единиц машин, станочного и другого оборудования на сумму 3534,5 млн руб.
Для обеспечения устойчивого развития общества и государства сохраняются и развиваются лучшие традиции национальной высшей школы. Важнейшей особенностью развития высшей школы является переход к массовому высшему образованию. Большое внимание уделяется стимулированию научной и педагогической деятельности талантливых ученых и педагогических работников всех уровней образования. Министерство образования организовало проведение конкурса, рассмотрело и направило в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь список кандидатур на предоставление в 2008 году персональных надбавок за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие республики.
Общий объем финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в системе Министерства образования Республики Беларусь в 2007 году составил 125,0 млрд руб., что в 1,2 раза больше, чем в 2006 году. За счет средств республиканского бюджета Министерству образования выделено 40,4 млрд руб. (32,3% от общего объема финансирования научных исследований из различных источников). Из внебюджетных источников привлечено около 58 млрд руб. (46,4% от общего объема финансирования).
Реализуется принятый в научной сфере страны программно-целевой метод планирования научных исследований, ориентированных на практический результат. Вузовская наука становится все более ориентированной на реальный сектор экономики, растет и ее эффективность.
В целях материально-технического обеспечения реформирования всех звеньев системы образования, наряду с бюджетным финансированием привлекаются средства, полученные за счет проведения исследовательских работ, выполнения заказов различных отраслей экономики, инновационной деятельности, продажи интеллектуальной собственности и других видов деятельности.
Естественная среда развития производства в условиях рынка невозможна без широких социальных мер, без использования творческих возможностей коллективов и составляющих его людей. Это напрямую связано с системой современного образования, в которой предстоит развивать практику социального партнерства.
Социальное партнерство в системе образования следует понимать как партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.
Новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов в корне меняют всю систему подготовки кадров. В этих условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости, управлением образованием, студентами и их родителями, т. е. с теми, кто становится не просто потребителем «продукции» образовательного учреждения, но и должен быть источником его финансового благополучия. Социальное партнерство предполагает разработку пакета нормативно-правовых документов, отвечающих потребностям заказчика и современным технологиям обучения, которые направлены на стимулирование этого партнерства.
Успех в деле формирования социального партнерства сегодня во многом зависит от инициативы действий регионального руководства, отвечающего за эту область. Но в большей степени это зависит от самих образовательных учреждений, от инициативы и энергии их руководителей, от понимания ими всей важности этого вопроса и способности вовлечь в него всех своих потенциальных партнеров как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг.