Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ



2.1. Трудовые отношения

2.2. Занятость, ее виды и формы

2.3. Безработица и ее социально-экономические последствия

Ключевые понятия: трудовые отношения, рынок труда, занятость, ссуда, субсидия, безработица.

2.1. Трудовые отношения. Трудовые отношения являются объектом изучения различных общественных наук – философии, социологии, психологии, экономики, юриспруденции, демографии и др. Каждая из дисциплин под углом зрения своего предмета высвечивает тот или иной аспект исследования этих отношений. Так, например, юридическая наука (трудовое право) рассматривает трудовые отношения, складывающиеся на основе трудового договора, а также отношения, обеспечивающие его заключение и реализацию. Психология занимается исследованием поведения человека в процессе труда. Трудовые отношения в экономическом аспекте можно определить как отношения, которые возникают и устанавливаются между хозяйствующими субъектами в процессе осуществления трудовой деятельности при создании материальных средств, благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей и нужд общества и его членов, а также при обеспечении воспроизводства рабочей силы, включая подготовку к труду, привлечение и включение работников в трудовой процесс.

Диалектика социально-трудовых отношений состоит в том, что через их посредство осуществляется труд по преобразованию природы, создаются необходимые материальные средства и блага, услуги и одновременно с этим формируется и развивается сам человек: развиваются его трудовые способности, совершенствуются производственные навыки, растет профессиональное мастерство, накапливается опыт. Учитывая это, основная социально-экономическая функция трудовых отношений включает в себя две стороны. Во-первых, это обеспечение процесса труда с целью создания материальных средств, благ и услуг, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей, выживания и существования человека и общества. Во-вторых, создание благоприятных социально-экономических условий для воспроизводства рабочей силы, развития способностей человека, его самоутверждения, развития человеческого потенциала.

Основная функция социально-трудовых отношений дополняется целым рядом вспомогательных функций. Среди них: подготовка рабочей силы к труду, функция привлечения и включения работников в трудовой процесс, технологическая и организационно-управленческая функции.

Взаимосвязь всех указанных функций образует внутренний механизм трудовых отношений по осуществлению процесса труда, функциони­рованию и воспроизводству рабочей силы.

Трудовые отношения в целом относятся к сложным полиструктурным образованиям. Чтобы исследовать их структуру, нужно рассмотреть эти отношения с разных сторон. Классификация трудовых отношений и соответствую­щая им структура представлена следующей таблицей.

 

Таблица 1 – Классификация трудовых отношений

 

Отношения по осуществлению процесса труда: Отношения по воспроизводству рабочей силы:
1. Способ труда (функционально-технологический способ соединения рабочей силы со средствами производства) 1. Отношения подготовки рабочей силы к труду
2. Разделение и кооперация труда 2. Отношения привлечения и включения работников в трудовой процесс, в том числе: ■ обеспечение занятости; ■ оплата и нормирование труда; ■ создание благоприятных и безопасных условий труда; ■ охрана труда; ■ социальное партнерство.
3. Перемена труда 3. Отношения к труду и сложившимся трудовым отношениям

Все эти отношения теснейшим образом связаны между собой, обеспечивают единство, стабильность и устойчивость трудовых отношений. Одни из них предшествуют трудовым отношениям и направлены на возникновение последних (например, отношения, связанные с подготовкой рабочей силы); другие – сопутствуют этим отношениям и способствуют их укреплению и эффективному осуществлению (например, отношения привлечения и включения работников в трудовой процесс); третьи – вытекают из трудовых отношений (отношение к труду и трудовым отношениям).

Изложенный подход к трудовым отношениям содержится в Трудовом кодексе Республики Беларусь, вступившем в силу с 1 января 2000 года. Трудовой кодекс регулирует трудовые и связанные с ними отношения. К собственно трудовым отношениям, т.е. отношениям по обеспечению процесса труда, там относятся отношения, основанные на трудовом договоре. Отношения, связанные с трудовыми, обеспечивают функционирование рабочей силы. Они включают отношения, связанные с:

· профессиональной подготовкой работников на производстве;

· обеспечением занятости;

· деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей;

· ведением коллективных переговоров;

· взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями;

· контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде;

· государственным социальным страхованием;

· рассмотрением трудовых споров.

Основными субъектами трудовых отношений выступают наниматель и работник.

Нанимателями являются предприятия, учреждения, организации, общества, товарищества, кооперативы, независимо от наименования и форм собственности (их объединения, обособленные подразделения), индивидуальные предприниматели, граждане, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками.

Работниками являются лица, заключившие трудовой договор с нанимателем. Отношения между работником и нанимателем обладают рядом характерных особенностей. Они определяются спецификой трудовых отношений. Среди них следует выделить следующие:

· работник выполняет работу для нанимателя своим личным трудом;

· выполняется работа по определенной специальности, квалификации, должности;

· работник, выполняя работу, подчиняется нанимателю, правилам внутреннего трудового распорядка;

· работник за работу у нанимателя получает установленную заработную плату;

· отношения между работником и нанимателем носят, как правило, длящийся характер;

· работник подлежит обязательному государственному страхованию.

Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:

· акты законодательства о труде (Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс, законы, декреты, указы, постановления и т.д.);

· индивидуальные трудовые договоры, включая контракты.

Своеобразным эталоном регулирования трудовых отношений являются документы Международной организации труда, наделенной по своему Уставу мандатом и являющейся компетентным органом в области принятых международных трудовых норм. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства о труде. В одном из основополагающих документов МОТ, так называемой Филадельфийской декларации (10 мая 1944 года), определено 10 программных задач, охватывающих ключевые направления социального прогресса, такие как полная занятость и повышение жизненного уровня, удовлетворение работой, обучение, политика в области оплаты труда, право на коллективные переговоры, социальное обеспечение, охрана труда, защита благосостояния детей и матерей, обеспечение необходимого питания и жилища, равных возможностей в области общего и профессионального образования. В развитие этой декларации, отвечая на вызовы глобализации мировой экономики, МОТ в 1996 году в Женеве приняла также специальную декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации. Она направлена на то, чтобы в рамках глобальной стратегии социально-экономического развития экономическая и социальная политики взаимно усиливали друг друга, создавая условия для широкомасштабного и устойчивого развития. В качестве основных прав, являющихся предметом Декларации, называются:

· свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

· упразднение всех форм принудительного и обязательного труда;

· действенное запрещение детского труда;

· недопущение дискриминации в области труда и занятости.

Фундаментальными принципами в сфере трудовых отношений, провозглашенными в декларации МОТ, являются:

· труд не является товаром;

· свобода слова и свобода объединения – необходимые условия постоянного прогресса;

· нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;

· все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Все эти принципы, задачи и права в сфере труда получили конкретное воплощение и развитие в принятых конвенциях и рекомендациях МОТ, которые составляют своеобразный Международных трудовой кодекс. К настоящему времени принято 182 конвенции и 190 рекомендаций МОТ. Из них Республикой Беларусь ратифицировано 47 конвенций МОТ.

Важнейшей задачей в сфере трудовых отношений МОТ считает содействие странам в повышении производительной и свободно избранной занятости, имея ввиду в качестве конечной цели полную занятость. Эта задача непосредственно вытекает из мандата организации, подтвержденного Филадельфийской декларацией: «Способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью… полную занятость». Без этого невозможно добиться достойного уровня жизни, социального и экономического развития, самореализации личности.

Занятости, а также широкому социальному и экономическому прогрессу в значительной степени способствует расширение возможностей ее развития. Цель МОТ – помочь людям обрести качественную занятость в условиях свободы, равенства, безопасности и уважения достоинства личности. Путь к этому лежит через укрепление сотрудничества с трудящимися, работодателями, оказание помощи в развитии занятости, профессионального обучения и выработке стратегии на рынке труда с использованием новых подходов.

При этом важно иметь в виду, что во многих регионах мира около 80-90% трудящихся находятся за пределами организованного формального сектора. Главной там всегда была проблема неполной занятости и бедности. В этом более широком контексте содействие занятости преследует также цель снижения уровня бедности. При этом необходимы меры по расширению доступности основных товаров и услуг, развитию оплачиваемых видов трудовой деятельности.

Основными целями МОТ в области занятости в настоящее время являются:

· расширение занятости путем содействия сбалансированному и долгосрочному экономическому росту в сочетании с разумной социальной и экологической политикой;

· снижение уровня бедности через оплачиваемую производительную занятость и доступность основных товаров и услуг;

· равноправие в занятости путем улучшения функционирования рынка труда и улучшение баланса между предложением рабочей силы и спросом на нее;

· повышение эффективности труда и качества занятости в формальном и неформальном секторах экономики;

· помощь женщинам в получении большего числа рабочих мест лучшего качества;

· повышение занятости за счет развития малых предприятий;

· защита особо уязвимых групп трудящихся и устранение их дискриминации, принятие или расширение целевых программ, повышение возможности таких категорий, как молодые трудящиеся, инвалиды, мигранты и т.д.

Трудовые и связанные с ними отношения в нашей стране регулируются в соответствии с обозначенными принципами и нормами международного права. Трудовое законодательство в республике призвано создавать благоприятные и справедливые условия труда, которые обеспечивают равенство прав и возможностей работников, гарантируют право работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на ограничение рабочего времени, предоставление ежегодного отдыха, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, заработную плату, позволяющую вести достойное человеческое существование самому работнику и его семье и др.

Трудовые отношения под воздействием различных факторов подвержены постоянным изменениям. Произошедшие в ХХ – начале XXI века экономические и технологические изменения в Республике Беларусь, сложившаяся демографическая ситуация привели к существенным переменам в области трудовых отношений и занятости населения. Наметившиеся негативные тенденции в сфере трудовых отношений (снижение трудовой активности работников, ухудшение отдельных показателей безопасности и охраны труда, резкое падение в 90-е годы прошлого века средней заработной платы работников, усиление противоречий в распределении доходов и их влиянии на уровень жизни, отсутствие качественной подготовки специалистов, проблемы в сфере занятости и рынка труда, отставание в развитии новых технологий, телекоммуникационной сфере, Интернета и в целом в переходе к научно-индустриальному и информационному способу труда и т.д.) свидетельствуют о необходимости их корректировки, совершенствования механизмов их регулирования.

В качестве основных направлений развития трудовых отношений на предстоящий период можно обозначить:

· повышение эффективности труда и трудовых отношений, обеспечивающих подъем благосостояния и уровня жизни народа, разностороннее развитие человека;

· обеспечение производительной и свободно избранной занятости, а в конечном счете полной занятости, создание необходимых условий для увеличения доходов населения через участие в труде, «зарабатывание» самодеятельным населением высоких жизненных стандартов;

· освобождение людей от принудительного труда;

· личностное самоопределение человека;

· повышение трудовой активности;

· развитие механизмов социального партнерства на уровне предприятия;

· повышение роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда;

· возвращение заработной плате ее воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей функции и содействие развитию рыночных механизмов регулирования заработной платы;

· создание здоровых, безопасных условий и охраны труда, переход к труду и трудовым отношениям, обеспечивающим сохранение здоровья, реформирование системы охраны труда через формирование экономического механизма, стимулирующего работодателей к поиску путей снижения уровня производственного травматизма, профессионально и производственно обусловленной заболеваемости, с одной стороны, и работника – к соблюдению техники безопасности, с другой;

· увеличение возможностей для реализации способностей человека за счет придания труду, трудовым отношениям преимущественно творческого характера, переход к научно-индустриальному и информационному способам труда, основанным на знаниях и новых технологиях.

2.2. Занятость, ее виды и формы. Обеспечение полной производительной и свободно избранной занятости населения выступает одной из важнейших задач социально-экономического развития республики, формой реализации конституционных прав граждан на труд, на свободное распоряжение способностями к труду и добровольный выбор деятельности. Без решения этой задачи невозможно дальнейшее продвижение по пути реформ, совершенствование социальной политики, поскольку занятость выступает главным условием получения населением доходов, гарантом поддержания приемлемого уровня жизни и социальной стабильности в обществе. Она является важнейшим индикатором национального благополучия и развития человеческого потенциала, эффективности проводимых структурных преобразований и их значимости для развития общества и человека. Обеспечение занятости выступает основным связующим звеном между достижением экономического роста и созданием возможностей для развития человека.

Люди ценят свою работу (занятость) по многим причинам. Помимо денежного вознаграждения она позволяет им вносить конструктивный вклад в жизнь общества и реализовывать свои умения и свой творческий потенциал. Она приносит широкое признание, способствующее укреплению чувства самоуважения и собственного достоинства. Работа также дает человеку возможность принимать участие в коллективных усилиях и общаться с другими людьми.

Поэтому обеспечение, на основе экономического роста, расширения возможностей в сфере занятости выступает в настоящее время важнейшей социальной задачей в сфере труда и трудовых отношений.

Регулирование занятости населения в республике осуществляется в соответствии со следующими принципами:

• создание равных возможностей для всех граждан в реализации права на труд и свободный выбор профессии;

• содействие мобильности трудовых ресурсов;

• обеспечение государственных гарантий работающим и социальной защиты безработным;

• координация действий профсоюзов и работодателей;

• единство централизованных мероприятий, осуществляемых республиканскими органами государственного управления, и мероприятий местных органов власти.

Правовое регулирование в сфере занятости осуществляется на основе Закона «О занятости населения Республики Беларусь» от 30 мая 1991 г. (с изменениями и дополнениями).

В соответствии со статьей 1 настоящего Закона занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, приносящая им заработок (доход). Она может осуществляться преимущественно на основе договора (контракта), членства в кооперативах, коллективных и арендных предприятиях. Занятостью признается также работа по договорам гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), предпринимательство и другая не запрещенная законом трудовая деятельность.

В республике создана Государственная служба занятости. Систему этой службы образует Главное управление по занятости населения Министерства труда и социальной защиты, а также входящие в структуру областных комитетов, городских и районных управлений по труду, занятости и социальной защите подразделения, занимающиеся занятостью, региональные, городские, районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости, информационные центры, центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных, их филиалы и отделения.

Одной из основных задач службы занятости населения является оказание незанятым лицам помощи в начале или возобновлении трудовой деятельности, т.е. подыскание им подходящей работы и содействие заключению трудового договора между работником и нанимателем.

Меры государственного воздействия, направленные на решение проблем занятости, многообразны и реализуются в активных и пассивных формах. Финансовой основой осуществления мер по регулированию занятости являются ресурсы бюджета. Они используются на выплату пособий по безработице и проведение мероприятий по содействию занятости.

Безработица и ее социально-экономические последствия. Применяемые в республике активные формы направлены на повышение уровня занятости: создание и реконструкцию рабочих мест, организацию общественных работ, профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации кадров, создание рабочих мест для лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, предоставление субсидий и ссуд, льгот по налогообложению, перераспределение рабочей силы путем переселения безработных и членов их семей на новое место жительства и работы и т.д.

Ежегодно правительством Республики Беларусь утверждается республиканская программа занятости, на основании которой местные органы власти разрабатывают региональные программы. Государство оказывает содействие найму и трудоустройству граждан через органы государственной службы занятости, которые осуществляют учет и регистрацию безработных, выплату пособий по безработице, организуют формирование банков данных о наличии вакантных мест и нуждающихся в трудоустройстве и переобучении, обеспечивают население информацией по вопросам трудоустройства.

Закон Республики Беларусь «О занятости населения» предусматривает меры социальной защиты граждан, которым сложно конкурировать на рынке труда: одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, инвалидов, молодежи до 18-летнего возраста, воинов-интернационалистов, уволенных в запас, лиц предпенсионного возраста и других. Предприятиям и организациям устанавливаются квоты приема на работу лиц указанной категории, оказывается содействие в сохранении и создании специализированных рабочих мест путем предоставления льготных кредитов.

Государство проводит активную политику содействия самостоятельной занятости, организации предпринимательской деятельности безработных путем выделения им субсидий и ссуд.

Субсидия – это единовременное невозвратное государственное пособие, предоставляемое безработному для частичной компенсации его финансовых расходов, связанных с организацией предпринимательской деятельности.

Ссуда – это целевая возвратная и беспроцентная финансовая помощь. Размер ее определяется социальной значимостью организуемого вида предпринимательской деятельности, содержанием бизнес-плана, представляемого безработным, наличием средств в бюджете на эти цели, но не более 45-кратной величины бюджета прожиточного минимума, а при организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции – 90-кратной величины бюджета прожиточного минимума на дату заключения договора о предоставлении ссуды.

Особое внимание службами занятости республики уделяется созданию новых рабочих мест. В последние годы оказание финансовой помощи нанимателям в виде беспроцентной ссуды для создания новых рабочих мест стало одним из приоритетных направлений в работе государственной службы занятости.

Преимущественное право на получение финансовой помощи предоставляется нанимателям, создающим рабочие места для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также в регионах с наиболее высоким и устойчивым уровнем безработицы.

Начиная с 1998 года в республике начата разработка региональных и отраслевых программ создания новых рабочих мест.

Новой формой содействия занятости является перераспределение рабочей силы путем переселения безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с оказанием им финансовой поддержки из средств государственного фонда содействия занятости.

Обеспечивается также временная занятость путем организации оплачиваемых общественных работ.

Однако, несмотря на принимаемые меры, ситуация в сфере занятости в республике остается непростой и противоречивой. Здесь по-прежнему сохраняется ряд нерешенных проблем: несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, ее недоиспользование на предприятиях и в организациях, низкая отраслевая и профессиональная мобильность кадров, незначительные масштабы занятости в частном секторе экономики, скрытая безработица и наличие неформальных видов деятельности.

После длительного периода господства административно-командных методов управления на основе всеобщего, обязательного вовлечения трудоспособного населения в производство, предприятиям была предоставлена самостоятельность в формировании кадрового потенциала исходя из принципа свободно избранной занятости и добровольного труда.

С развитием конкуренции товаров и услуг, введением более жесткого режима финансирования субъекты хозяйствования были вынуждены более эффективно использовать наличные трудовые ресурсы, определяя их численность и состав с учетом реальных экономических потребностей. Это объективно привело к сокращению спроса на рабочую силу, высвобождению работников, появлению безработных граждан. Впервые за весь период развития страны численность работающих в народном хозяйстве начала сокращаться с 5,1 млн человек в 1990 году до 4,36 млн человек в 2006 году. Уровень занятости населения соответственно снизился с 86,8% до 74%. В результате по этому показателю Беларусь приблизилась к мировым стандартам (в России – 78%, по развитым странам примерно 65%).

Современное развитие занятости в республике определяется главным образом процессами адаптации предприятий к экономической ситуации, недостаточной степенью динамичности мер по реформированию экономики.

В частности, адаптация рабочей силы к спаду производства происходила в 1990-е годы в основном за счет сжатия рабочего времени и гибкости заработной платы.

Во избежание массовых увольнений руководители предприятий предлагали персоналу различного рода отпуска без сохранения содержания или с минимальной оплатой, частично приостанавливали производство, используя при этом государственные дотации для возмещения работникам потерь в заработной плате при переходе их на сокращенный график работы. Гибкий рынок труда в республике пока не развит. В результате в республике велики масштабы вынужденной неполной занятости на производстве и избыточной численности работников на предприятии.

Вынужденная неполная занятость имеет место на предприятиях как государственной, так и негосударственной форм собственности, но на предприятиях финансово неустойчивых уровень ее чаще всего был более высоким, чем на финансовоустойчивых.

Следствием резервирования излишней численности рабочей силы на предприятиях стал относительно невысокий уровень регистрируемой безработицы (0,7% на конец апреля 2011года) масштабы скрытой безработицы и скрытой и неполной занятости, то становится очевидным, что в случае их легализации уровень регистрируемой безработицы может значительно возрасти.

Такая политика, с одной стороны, позволила сохранить кадровый потенциал, избежать социальной напряженности и обвального роста безработицы в стране. С другой стороны, безработица и недозанятость работников привели к снижению производительности труда и ухудшению профессионально-квалификационной структуры кадров, к серьезным перекосам в социально-трудовой сфере по видам занятости (высокая доля скрытой и вынужденной неполной занятости). В конечном итоге все это препятствовало формированию сбалансированного механизма взаимодействия спроса и предложения на рынке труда.

Медленными темпами идет процесс создания новых и обновление рабочих мест в республике. В результате возникают сложности в трудоустройстве безработных, которые обусловлены недостаточной мобильностью рабочей силы и несоответствием структуры свободных рабочих мест и состава безработных в профессиональном и территориальном аспектах.

Дальнейшее проведение экономических реформ невозможно без устранения указанных негативных процессов. Назрела необходимость в новых подходах к формированию политики занятости населения, поскольку до настоящего времени она рассматривалась в основном с позиции риска и предотвращения массовой безработицы, социальной защиты безработных. Вместе с тем из нее выпадали важные направления, связанные с эффективностью труда как основы повышения ответственности самого работника за свое благополучие, а также с ускорением структурных сдвигов в занятости и развитием человеческого капитала.

Занятость населения должна рассматриваться, как неотъемлемая часть социальной политики. Социальная значимость проблем занятости ориентирует на человека, его интересы и потребности в сфере труда. С этой точки зрения занятость должна обеспечивать не только благосостояние, но и творческое разностороннее развитие личности. Это определяет и иное понимание занятости, которая должна не только соответствовать интересам повышения экономической эффективности производства, росту производительности труда, но и обеспечивать достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня работника.

С учетом таких подходов в качестве главных направлений государственного регулирования занятости населения целесообразно определить:

• сохранение и стимулирование создания новых рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки производства и требований развития человеческого капитала (которые обеспечивают необходимый для достойного существования заработок, не вредят здоровью и стимулируют к повышению образования и квалификации);

• содействие развитию предпринимательства, самозанятости населения;

• развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения и повышения квалификации кадров, которая должна адаптироваться к изменениям спроса на профессии;

• внедрение нестандартных гибких форм занятости;

• совершенствование механизма оплаты труда и повышение качества рабочей силы;

• содействие занятости групп населения, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

• совершенствование системы социальной поддержки незанятых граждан на основе системы государственного социального страхования от безработицы;

• обеспечение свободного перераспределения граждан между различными сферами приложения труда;

• повышение отраслевой и территориальной мобильности рабочей силы.

Увеличение мобильности рабочей силы можно достичь, прежде всего, за счет улучшения системы информации о наличии рабочих мест, развития активного рынка жилья, перестройки системы социальной помощи, которая привязывает работника к одному предприятию.

Приоритетными направлениями обеспечения занятости населения в 2006–2010 годы являются:

• обеспечение занятости населения малых городов и населенных пунктов с устойчиво высоким уровнем безработицы;

• обеспечение занятости сельского населения путем реализации Государственной программы возрождения и развития села.

Первое направление будет обеспечиваться за счет:

• создания новых рабочих мест на действующих предприятиях;

• размещение филиалов и цехов крупных предприятий;

• государственной поддержки чернобыльской и других проблемных зон;

• развития отечественного предпринимательства и иных альтернативных видов хозяйственной деятельности;

• перемещения части местного населения к местам работы в других городах и поселках.

Второе направление включает:

• подъем сельскохозяйственного производства;

• развитие инфраструктуры агрогородков;

• стимулирование личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств;

• развитие индивидуального предпринимательства.

Особое внимание уделяется организации трудовой занятости целевых групп населения (инвалидов, молодежи, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, длительно неработающих граждан, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и др.).

Предпринимаемые меры позволят в 2011 году удержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 1 – 1,5%.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.