Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА



12.1. Физическая культура как основа здорового образа жизни

12.2. Социальные приоритеты в области развития физкультуры и спорта

12.3. Основные направления развития туризма

Ключевые понятия: физическая культура, физическое воспитание, ценности здорового образа жизни, мода на здоровье, спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, рекреация (деятельность, направленная на поддержание и восстановление здоровья), туризм.

12.1. Физическая культура как основа здорового образа жизни. Физическая культура – это один из самых древних видов культуры, включающий идеалы, связанные с культом красивого, физически сильного, здорового человека. В структуру физической культуры включаются:

· идеалы и ценности, отражающие физическую красоту человеческого тела;

· физическое воспитание;

· ценности здорового образа жизни;

· спорт;

· рекреация (деятельность, направленная на поддержание и восстановление здоровья).

Идеал красивого здорового человека как основа физической культуры претерпевал разнообразные трансформации в зависимости от историко-культурных, региональных и социальных факторов. Так, идеал прекрасного тела очень сильно видоизменялся в различные историко-культурные эпохи в зависимости от практически-утилитарных целей, выполняемых мужчинами и женщинами. Сильные мужчины-охотники и крупные женщины-продолжательницы рода – самые распространенные образы людей в первобытном обществе и Древнем мире.

В античности идеалы прекрасного тела приобретают ярко выраженный эстетический характер, объяснение которого носило также объективированный характер. Были предложены и рассчитаны идеальные пропорции человеческого тела, которые, можно предполагать, носили в большей степени идеализированный характер. Образы Аполлона и Венеры вошли в историю мировой культуры как идеальные воплощения гармоничных людей, ставшие классическими.

Средневековье, отказавшись от идеалов физической красоты, транслировало иные ценности – анемичность, отождествлявшуюся с духовностью и устремленностью в иную жизнь, где телесность, физическое здоровье не имели значения. Эпоха Возрождения, вернувшись к идеалам античности, возвратила интерес к проблемам телесности. Именно в это время появляется Витрувианский человек Леонардо да Винчи в качестве математически рассчитанного, идеального гармоничного физического образа человека. В эпоху Возрождения появляется и труд Луки Пачоли, посвященный исследованию золотого сечения (идеальных пропорций в физических предметах, включая человека как физического существа).

Новое время, создав предпосылки для техногенной цивилизации, не отказавшись полностью от классических идеалов, постоянно обращалось к их пересмотру, предоставляя историкам культуры и искусства разнообразные материалы для размышлений. В итоге в современном обществе сложилось плюралистическое понимание прекрасного, которое в отношении к физическому облику человека трактуется в определенном социальном, региональном, практически-предметном контексте. Так, прекрасный образ работницы в сфере сельскохозяйственного труда отличается от аналогичного образа балерины, хотя и в том и другом случае могут воплощаться идеалы прекрасного. Тот же факт, что физическая красота – очень субъективное восприятие, в котором расовые и регионально-этнические особенности выходят на первый план, не вызывает сомнений. Славянская красота, хоть и в большой степени соответствует классическим идеалам античности, может оцениваться с противоположным знаком в африканском либо южноамериканском регионе и т.п.

В современном обществе, особенно в развитых индустриальных странах, происходит повсеместное сокращение двигательной физической активности человека. На фоне гиподинамии происходит ухудшение здоровья, которое в условиях расширения соблазнов рискованного поведения и нарушения принципов здорового образа жизни, приобретает угрожающий характер. В связи с этим встает вопрос об активизации усилий всех тех, от кого зависит здоровье человека.

По данным современной науки состояние здоровья человека на
10–15 процентов зависит от деятельности учреждений здравоохранения; 15-20 процентов – от генетических факторов; 20–25 процентов – от состояния окружающей среды; а 50–55 процентов – от условий и образа жизни людей. Вот почему здоровый образ жизни может и должен стать определяющим фактором развития личности и общества в целом.

В соответствии с современными представлениями «здоровый образ жизни» включает активную деятельность, направленную не только на сохранение и улучшение здоровья, но и на гармоничное развитие человека в целом. В качестве главного средства формирования здорового образа жизни выступает физическое воспитание, осуществляемое в рамках массовой физической культуры и организованной рекреации – восстановления здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища: на лоне природы, в туристической поездке и т.п.

Формирование здорового образа жизни составляют основу государственной политики в сфере развития физкультуры и спорта, проводимой в Республике Беларусь. 2008 год объявлен в Беларуси «годом здоровья».

В связи с этим физкультурно-оздоровительному движению придается статус одного из главных государственных приоритетов. В непростых экономических условиях найдена возможность эффективно развивать это направление. Здоровье нации рассматривается как условие ее процветания, один из важнейших факторов, определяющих будущее государства.

12.2. Социальные приоритеты в области развития физкультуры и спорта. Сегодня в Беларуси решается конкретная задача по созданию благоприятных условий для массового развития физической культуры и спорта в каждом, даже отдаленном от центра населенном пункте. Забота о здоровье народа отражена в государственных нормативных правовых актах – законах Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», «О туризме», в Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь, Национальной программе развития туризма, Государственной программе по формированию здорового образа жизни населения.

Мода на здоровье – это комплекс поведенческих предрасположенностей, ценностных ориентаций, которые должны стать важной частью мировоззрения всех граждан и основой их поведения. Здоровый, полный энергии гражданин страны – это неотъемлемая составляющая физически и духовно совершенной нации.

В решении проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание следует обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями.

Концепция семейного отдыха должна быть признана приоритетной. Массовые опросы населения Республики Беларусь показывают, что занятия физическими упражнениями рядом с домом привлекают практически всех, а правонарушения, проступки среди подростков, да и взрослых, совершаются чаще всего в тех жилых микрорайонах или местах отдыха, где досуг людей не организован, не сформирована инфраструктура физической культуры и массового спорта.

Жизнь показывает, что даже выдающиеся достижения современной медицины не могут принципиально повлиять на предотвращение процесса физической деградации человека, если сам он не предпринимает активных усилий для поддержания своих физических возможностей на соответствующем уровне. Подавляющее большинство ученых в мире считает постоянную, регулярную физическую активность важнейшим фактором развития и укрепления внутренних ресурсов человека.

Ключом к решению поставленных перед обществом проблем формирования высокой физической культуры, основанной на ценностях здорового образа жизни, является интеграция всех элементов общенациональной системы физического воспитания. Интегрирующим фактором должна стать главная цель – укрепление здоровья и физическое совершенство людей. В связи с этим понятие массовости физкультурно-спортивного движения приобретает качественно новое содержание и означает необходимость вовлечения в регулярные занятия различными формами физической активности каждого человека.

Решающий шаг на пути к повышению уровня физической культуры народа должен быть сделан прежде всего в сфере воспитания подрастающего поколения. Поэтому главная нагрузка по организации физического воспитания детей, подростков и юношей ложится на общеобразовательную и профессиональную школу, а также на детско-юношеские спортивные школы различного типа и разной ведомственной принадлежности. Требуется осуществление последовательных мер, направленных на формирование нового типа отношений между этими институтами, обеспечивающими физическое воспитание школьников.

Расширяющиеся функции физической культуры как одной из составляющих компонентов здорового образа жизни настоятельно требуют радикальных, крупномасштабных и во многом новых решений, энергичных и эффективных практических действий. Для этого требуется соответствующая материальная база. Задача стоит одна – школа, вуз, лицей, гимназия должны быть обеспечены всем необходимым инвентарем и оборудованием для полноценных занятий физической культурой и спортом. Успешное решение задач по дальнейшему развитию массовой физической культуры, спорта, туризма, пропаганде здорового образа жизни во многом зависит от эффективной деятельности в этом направлении СМИ.

Средства массовой информации на профессиональном уровне ведут пропаганду здорового образа жизни и тем самым создают имидж спортивного стиля жизни, поднимают ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. У населения, таким образом, с помощью СМИ с помощью СМИ формируется идеал гармонично развитого человека, физическое здоровье которого рассматривается как важнейшая составляющая образа жизни, общественного престижа и гуманитарной безопасности страны.

Для дальнейшей реализации на практике основных направлений социальной политики белорусского государства, к которым относится проблема формирования здорового образа жизни различных категорий населения, важен весь комплекс организационных, нормативно-правовых, финансовых, научно-исследовательских и образовательных мероприятий.

В современном белорусском обществе созданы достаточные условия для развития физической культуры, спорта, формирования у населения ценностей здорового образа жизни. Однако по результатам социологических исследований, только 10–15 процентов населения республики используют рекомендации специалистов по вопросам здорового образа жизни. Поэтому актуальной задачей для белорусского общества остается задача формирования в общественном сознании устойчивых стереотипов здорового поведения, ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. В пропаганде здорового образа жизни и его ценностей, в формировании у различных категорий населения высокого уровня физической культуры используются методологические и методические разработки в области науки о физической культуре, интерактивные технологии социальной работы, современные информационные технологии.

Беларусь занимает достойное место в мировом спортивном сообществе. В республике культивируется 132 вида спорта и сегодня страна с 10-миллионным населением постоянно входит в двадцатку сильнейших среди более 200 спортивных держав мира, принимающих участие в Олимпийских играх.

Неотъемлемой частью всего физкультурно-спортивного движения является спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва. Материальные ресурсы и финансовые средства в основном концентрируются на олимпийских видах спорта. Это позволяет создать все необходимые условия для реализации белорусскими спортсменами своего потенциала, улучшить результаты наших спортсменов на международных соревнованиях различного уровня и войти в число двадцати сильнейших стран мира.

Подготовкой спортивного резерва занимаются специализированные учебно-спортивные учреждения (детско-юношеские спортивные школы, школы высшего спортивного мастерства, училища олимпийского резерва, центры олимпийской подготовки), в рамках которых совершенствуется система подготовки резерва национальных команд.

В качестве примера следует отметить работу по подготовке белорусских спортсменов к Олимпийским играм 2008–2010 годы, в основу которой был положен принцип децентрализованной подготовки на местах, а также направленность на решение социально-бытовых проблем спортсменов-кандидатов и тренеров. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 октября 2006 года «О некоторых мерах по подготовке белорусских спортсменов к Олимпийским играм 2008–2010 годов» национальные команды получили возможность вести качественную подготовку на лучших областных, городских и ведомственных спортивных базах. Реальную поддержку в управлении подготовкой белорусских спортсменов к Олимпийским играм оказывают Минфин, Минэкономики, Минобразования, МИД, Минздрав, Мининформ, силовые министерства и ведомства, Белтелерадиокомпания, Национальная академия наук.

12.3. Развитие туризма как сферы социокультурной активности населения. В Республике Беларусь развитие туристической отрасли регламентируется следующими документами: Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25 ноября 1999 года. № 326-З, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2006 года №786 «Об утверждении Комплексной программы развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006–2010 годы». Основные направления развития туризма определены «Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2006–2010 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 августа 2005 года № 927 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 года, № 137, 5/16437).

Основными целями государственного регулирования в сфере туризма являются:· обеспечение прав физических лиц на отдых, свободу передвижения и иных прав, реализуемых в сфере туризма;· формирование представления о Республике Беларусь как о стране, привлекательной для туристов;· обеспечение доступности туризма;· рациональное использование туристических ресурсов;· создание необходимых условий для обмена товарами, работами и услугами в сфере туризма в соответствии с международными договорами Республики Беларусь с учетом интересов участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии Республики Беларусь;· развитие туристических зон;· развитие международных контактов.Приоритетными направлениями государственного регулирования в сфере туризма являются поддержка и развитие туристической индустрии, международного въездного и внутреннего туризма.

В большинстве стран мира туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики, играет важную роль в стимулировании социальной культуры, политической и физической среды, способствует наращиванию экономического благосостояния граждан своей страны, подчиняя этой цели выделение ресурсов на привлечение различных сегментов туристского рынка. Все это говорит о том, что туризм как отрасль рыночной экономики должен иметь социальную направленность, а рынок туристских услуг должен быть социально ориентированным.

Стратегической целью развития туризма в Республике Беларусь является создание высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, взаимоувязанного с сохранением природных и социально-культурных ресурсов. В связи с этим в качестве приоритетных направлений выделяется комплексное развитие таких его видов, как деловой, транзитный и трансграничный, спортивный, культурный, охотничий, рекреационный и оздоровительный, религиозный, познавательный, сельский, молодежный, социальный и особенно актуального в условиях Беларуси – агроэкотуризм.

Региональная туристская политика в Республике Беларусь направлена на развитие въездного и внутреннего туризма, повышение значимости регионов в развитии туристской отрасли и тесно связана с экономической концепцией развития территорий.

В 2000 году был издан модельный Закон «О социальном туризме», рассматривающий социальный туризм как одно из средств путешествий и экскурсий, других туристских занятий, лечения и отдыха, реализующее конституционные права социально незащищенных групп граждан на отдых и свободу передвижения, на восстановление и укрепление здоровья, благоприятную окружающую среду, пользование учреждениями культуры и доступ к природному, культурному наследию, на свободное получение информации и социальную защиту.Согласно закону, приоритетными видами социального туризма являются: детско-юношеский туризм, самодеятельный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, экологический и культурно-познавательный туризм, семейные путешествия, туризм для молодежи, ветеранов, инвалидов, туристские поездки зарубежных соотечественников, международные обмены по линии социального туризма.

Социальный туризм как разновидность туризма имеет свои особенности, характерные черты. Главная особенность социального туризма – это забота о малообеспеченных людях с учетом их возраста, здоровья, социального положения. Это реальное воплощение обязанности общества предоставить своим гражданам эффективные и не ущемляющие их достоинства возможности доступа к туризму. Сфера социального туризма охватывает различные категории граждан – от учащихся, студентов до пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда.

Источники финансирования социального туризма складываются из государственных и муниципальных средств на социальные нужды, такие, как фонды социального страхования и социального обеспечения, фонд обязательного медицинского страхования, а также из банковских туристских вкладов накопительного характера, из соответствующих средств частных, корпоративных, государственных, смешанных предприятий и организаций, благотворительных фондов.

Говоря о туристском потенциале республики Беларусь, важно отметить, что он базируется главным образом на многообразии и красоте природы, уникальности историко-культурного наследия и состоит из множества объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры. Использование этих важнейших факторов в рамках реализации государственной политики в сфере туризма связано с решением комплекса задач, в число которых входят следующие:· обеспечение системы новых подходов государственного регулирования в туризме, отвечающих изменившимся социально-экономическим условиям, целям, принципам и задачам осуществления туристской деятельности;· выполнение комплекса мероприятий, определенных Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы;· формирование и развитие туристских зон и маршрутов на территории Минска;· развитие и повышение эффективности функционирования городской туристской инфраструктуры (гостиничный комплекс, экскурсионное и транспортное обслуживание, ресторанный и торговый сервис и т.п.), приведение ее в соответствие с мировыми стандартами;· формирование необходимых условий для привлечения инвестиций в развитие туристской отрасли;· проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на формирование имиджа Минска как туристского центра и современного европейского города, продвижение городского продукта на мировой рынок туристских услуг;· определение перспективных форм и видов туризма, позволяющих максимально комплексно использовать имеющийся в городе потенциал для развития внутреннего и въездного туризма;· разработка комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизации строительства новых объектов;· внедрение современных методов и мировых стандартов туристского обслуживания;· принятие мер по научно-методическому, рекламно-информационному обеспечению туристской отрасли;· обеспечение развития малого предпринимательства, развитие объектов потребительского рынка и услуг, стимулирование занятости населения в области туризма и обслуживающей сфере.

В условиях приоритетной поддержки развития туристской индустрии со стороны государства выполнение Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь обеспечит более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и прочих ресурсов, ориентированное на рынок труда и требования социально-экономического развития страны. Тем самым развитие туризма сможет оказать стимулирующее воздействие на развитие других отраслей, внося существенный вклад в повышение эффективности функционирования белорусской модели социального государства.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы.

2. Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма.

3. Государственная программа обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь на 2007-2010 годы.

4. Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2010 годы /Утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2006 г. № 29.

5. Государственная программа профилактики ВИЧ- инфекции на 2006-2010 годы.

6. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации, принятая на 86-й сессии международной конференции труда. – Женева, 18 июня 1998г. –13с.

7. Жилищный кодекс Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. № 248-З.

8. Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь // Труд и рынок. – 1995. – № 9. – С. 12–29.

9. Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17 апр. 1992 г. №1596-XII // Ведомости Верхового Совета Республики Беларусь. – 1992. – № 17. – С. 12–29.

10. Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 12.06.1995 г. // Ведомости Верхового Совета Республики Беларусь. – 1995. – № 14. – Ст. 138.

11. Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» № 21 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 16 августа 2002 г. – №2/93.

12. Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2445-XІІ «О физической культуре и спорте».

13. Закон Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 296-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте».

14. Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 года «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь».

15. Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 27 января 1999 г. – №2/70.

16. Закон Рэспублікі Беларусь «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь» ад 9.01.2006 г. № 98-З.

17. Закон Рэспублікі Беларусь «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» ад 4.06.1991 г. № 832-XІІ.

18. Закон Рэспублікі Беларусь «Аб музеях і Музейным фондзе Рэспублікі Беларусь» ад 12.01. 2005 г. № 70-З.

19. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

20. Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь / Указ Президента Республики Беларусь от18 июля 2001 г. № 399.

21. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О туризме». Закон Республики Беларусь от 9 января 2007 г. № 206-З.

22. О государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы» от 7.06.2007 г. № 265.

23. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 30 декабря 2006 г. № 1777 «Об утверждении Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2007–2010 годы».

24. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 943 «О концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015г».

25. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2007 г. № 1796 « Об утверждении Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2008–2010 годы».

26. Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

27. Указ Президента Республики Беларусь «О повышении трудовых пенсий» от 20 октября 2006 г.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.