Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА



ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Пособие

Минск

БГПУ 2008

 
 

УДК 316.334.3(075.8)

ББК 66.3.41я73

 

Рецензенты:

Волович З.Н. – ректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, кандидат экономичеких наук

Зубра А.С. – профессор кафедры государственного строительства Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор педагогических наук, профессор

 

Основы социального государства: Пособие / Научная редакция зав. кафедрой государственного управления социальной сферой и белорусоведения, доктор социологических наук, профессор С.В. Лапина. – Минск: 2008. – 130 с.

 

 

В предлагаемом пособии анализируется сущность социального государства, особенности законодательного регулирования социальных процессов, выработки механизмов реализации социальной политики и оптимизации управления социальной сферой. Пособие ориентировано на активизацию и стимулирование социальной ответственности всех граждан Республики Беларусь за реализацию целей социальной политики страны.

Предназначено для слушателей и студентов, изучающих курсы социально-гуманитарного профиля, а также специалистов, работающих в области государственного управления социальной сферой.

 

 

УДК 316.334.3(075.8)

ББК 66.3.41я73

© 0-75

 

 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 5

1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.. 9

1.1. Феномен «социальное государство» в исторической динамике. 9

1.2. Проблемы управления в социальном государстве. Социальная политика. 12

1.3. Белорусская модель социального государства. 16

2. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.. 18

2.1. Трудовые отношения. 18

2.2. Занятость, ее виды и формы. 24

2.3. Безработица и ее социально-экономические последствия. 25

3. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ.. 30

3.1. Доходы и расходы населения. 31

3.2. Затраты нанимателя на рабочую силу. 32

3.3. Уровень и качество жизни. Индикаторы качества жизни. 32

3.4. Государственное регулирование уровня жизни. 34

4. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 35

4.1. Политика государства в области заработной платы.. 36

4.2. Функции заработной платы в рыночной экономике. Минимальная заработная плата. 37

4.3. Динамика заработной платы в Республике Беларусь. 40

4.4. Заработная плата в системе социального партнерства. 41

5. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ.. 42

5.1. Социальная защита как составная часть социальной политики.. 42

5.2. Принципы и модели социальной защиты населения. . 44

5.3. Социальное страхование. 46

5.4. Социальная помощь. 47

5.5. Социальное обслуживание. 49

6. ГЕНДЕРНАЯ, МОЛОДЕЖНАЯ И СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА.. 53

6.1. Основы гендерной политики Республики Беларусь. 53

6.2. Основные принципы молодежной политики Республики Беларусь. 55

6.3. Государственные программы в области семейной политики.. 59

7. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 67

7.1. Виды и модели пенсионного обеспечения в странах ближнего и дальнего зарубежья и в Республике Беларусь. 67

7.2. Анализ хода реформирования пенсионной системы в Республике Беларусь.: 76

8. СТРАТЕГИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА.. 78

8.1. Национальная стратегия в жилищной политике и уровень жизни населения. 78

8.2. Государственные программы в жилищной сфере. 80

8.3. Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства – важнейший фактор реализации жилищной политики. 83

9. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 84

9.1. Приоритеты в развитии образовательной сферы. 85

9.2. Образовательные программы в Республике Беларусь. 87

9.3. Экономические основы развития системы образования в Республике Беларусь. Социальное партнерство в системе образования. 89

10.СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.. 93

10.1. Система здравоохранения в Республике Беларусь и ее основные показатели.. 93

10.2. Мировой опыт организации системы здравоохранения. 94

10.3. Пути реформирования национальной системы здравоохранения в Республике Беларусь. 96

11. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ... 97

11.1. Национальные приоритеты в сфере культуры.. 97

11.2. Финансирование сферы культуры. 99

11.3. Развитие профессиональной культуры.. 101

11.4. Региональные особенности развития культуры.. 103

12. СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И
ТУРИЗМА.. 105

12.1. Физическая культура как основа здорового образа жизни. 105

12.2. Социальные приоритеты в области развития физкультуры и спорта. 107

12.3. Развитие туризма как сферы социокультурной активности населения. 110

ЛИТЕРАТУРА.. 114

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА». 122

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.. 127


ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие «социальное государство» как нормативно-правовая категория в Республике Беларусь впервые официально было использовано в тексте Конституции Республики Беларусь, принятой парламентом 15 марта 1994 г. Включение в ст. 1 Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1996 г.) положения о том, что наша страна представляет собой унитарное демократическое правовое социальное государство, стало закреплением сложившейся социальной практики, нашедшей отражение в формирующейся белорусской модели государственного устройства.

Белорусская модель социального государства, анализ которой сегодня осуществляется в разных аспектах, явилась результатом особенной, отличной от всех стран бывшего Советского Союза, практики социальных преобразований. Подводя итоги общественного развития Беларуси, начиная со времени объявления суверенитета, можно отметить его отличительные черты – это создание стройной вертикали власти, развитие экономики на основе государственного регулирования в начальный период становления рыночных отношений и отказ от «дикого рынка» и «шоковой терапии», а главное – это проведение сильной социальной политики, ориентированной на интересы всех социальных групп и каждого члена общества.

В новейшей истории Беларуси отчетливо можно проследить два этапа формирования нынешней модели социального государства. Первый (до
1994 года) выражался в некотором импульсивном, порой хаотическом поиске своего пути развития, в результате чего страна постепенно теряла управляемость, а население испытывало экономическое и моральное потрясение. Второй период, начавшийся с момента принятия в 1994 году новой Конституции и ознаменовавшийся в соответствии с ней переходом от парламентской к президентской форме правления, дал толчок реализации одной из главных задач – восстановлению управляемости страной. Действуя с позиций прагматизма, все ветви власти, перейдя от конфронтации к сотрудничеству, добились определенных успехов в развитии всех сфер общественной жизни.

В настоящее время по одному из самых представительных интегральных показателей уровня общественного и человеческого развития Беларусь вошла в группу стран с высоким ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала), заняв достойное 64-е место среди 170 стран (с учетом показателя по гендерному равноправию). Беларусь по ИРЧП опередила ближайшую великую соседку Российскую Федерацию, а из бывших республик Советского Союза только страны Балтии оказались впереди Беларуси.

Сегодня можно с полным основанием говорить о сформированных основах белорусской модели социального государства, отличительными чертами которых является сильная социальная политика и социально-ориентированная экономика, основанная на создании государством благоприятных условий для самообеспечения всех работоспособных граждан, стимулировании общественно-полезной деятельности во всех видах и различных формах собственности.

Анализируя итоги общественного развития Беларуси за последние десятилетия, обобщая эмпирический материал, накопленный в этой сфере, нельзя не заметить, что в данном случае наблюдается некоторое отставание теории от реальной практики. Планы, программы общественного развития (в т.ч. стратегические), чаще всего носят моносценарный характер. В этих планах очень сильны позиции ортодоксального марксизма, и потому экономический базис, а следовательно, экономические механизмы управления и экономические параметры общественного развития рассматриваются в качестве определяющих.

Не отрицая возможности и значимости такого теоретического подхода к определению перспективных направлений развития белорусской модели социального государства, следует обратить внимание на то, что такой подход является далеко не единственным и исчерпывающим.

Есть смысл более основательно подойти к использованию социологической методологии в построении прогнозных сценариев социального развития, в разработке показателей и механизмов государственного регулирования и управления. Социологическая методология, основанная на учете субъектного фактора во всех сферах общественной жизни, позволяет и в сфере теории отойти от упрощенного однополярного взгляда на социальную реальность.

Социальный мир в целом, так же как и социальное государство в качестве его элемента, это воплощение в жизнь того, что думают, планируют и реализуют в своей деятельности все социальные субъекты – социальные группы (классы, слои, страты, общности, организации, институты, в т.ч. и государство) и отдельные индивиды как активные члены всех социальных целостностей. Фактически в социальной теории все те, кто отражается в ее понятийно-категориальном аппарате, принципах и законах, т.е. социальные акторы, являются не просто объектами изучения и объяснения, а реальными участниками теоретических построений. В зависимости от того, что знают и думают различные социальные субъекты (люди как активные члены общества и составляющих его социальных групп, общностей, социальных организаций и институтов) о принимаемых законах, программах, планах, стратегиях, мы получаем тот или иной результат развития социума. Вот почему теория социального государства должна быть понята и принята в разных вариантах, но с единой концептуальной основой, всеми участниками социально-политических, социально-экономических и социокультурных процессов.

Ученые здесь могут выступить в роли модераторов, обеспечивающих единство дискуссий и консенсус в принятии выводов и оценок. Думается, что социология в ее метатеоретическом полипарадигмальном статусе способна обеспечить такой социальный диалог. В этом видится перспектива движения социального государства от практики к теории, что на самом деле является подлинно научным подходом в управлении социальными процессами.

Такими представляются авторам предлагаемого пособия общие методологические основания учебного курса «Основы социального государства». В создании пособия участвовал большой авторский коллектив, объединяющий опытных педагогов-ученых и молодых исследователей на основе разделяемых ими всеми общих концептуальных установок, которые были реализованы на кафедре государственного управления социальной сферой и белорусоведения в ходе разработки учебного курса «Основы социального государства» для слушателей Института государственной службы специальности «Государственное управление социальной сферой».

Учебный курс «Основы социального государства» за счет интегральности, выходящей на анализ функционирования отдельных сфер общества как объектов государственного управления и регулирования, органично дополняет курс «Социология управления», в котором рассматриваются реальные действующие субъекты общественной жизни, в разной степени участвующие в управлении ею.

Апробация учебного курса в аудиториях Академии управления при Президенте Республики Беларусь позволила сделать вывод о правильности выбранных ориентиров на создание интегральных учебных курсов, в которых рассматриваются общие основы специальности, конкретизирующиеся в отдельных специальных учебных курсах, раскрывающих особенности функционирования и развития отдельных сфер общественной жизни белорусского государства. Тем самым обеспечивается единое методологическое пространство обучения слушателей Академии.

Отличительной чертой пособия является и то, что апробация его содержания осуществлялась в среде специалистов-практиков в области государственного управления социальной сферой. А то, что развитие социальной сферы является приоритетным направлением в политическом курсе белорусского государства, позволяет говорить о значимости изучения проблематики учебного курса «Основы социального государства» на всех специальностях Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

 


В подготовке пособия принимали участие:

 

С.В. Лапина (Введение, 1.2–1.3, 6.1–6.2, 12, общая редакция)

А.П. Морова (Разделы 2, 5, 7)

Л.П. Арсюткина (Разделы 3, 4, 10)

Г.Ф. Бедулина (9.1–9.2)

И.А. Лапина (6.3)

А.А. Жарикова (11.1–11.3)

Т.И. Матюшкова (6.2)

Е.В. Парфенцова (11.4)

А.А. Цобкало (Раздел 8)

С.М. Алейникова (11.4)

А.В. Ермалович (1.1)

А.С. Царев (9.3)

 

 


ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.