Евангелие Годескалька 781–783 гг. (Париж, Национальная библиотека):
Благословляющий Христос.
Источник жизни и вступление к Евангелию от Матфея.
Евангелие Ады примерно 800 г. (Трир, Городская библиотека): евангелист Лука.
Евангелие из монастыря Святого Медарда в Суассоне начало IX в. (Париж, Национальная библиотека):
поклонение агнцу;
евангелист Иоанн.
Венское Коронационное Евангелие конец VIII в. (Вена, Городская сокровищница): евангелисты Матфей и Иоанн.
Евангелие Эбо 816–820 гг. (Эперне, Городская библиотека): евангелист Матфей.
Утрехтская Псалтирь 816–830-е гг. (Утрехт, Библиотека университета). Иллюстрации к псалмам 11, 12, 26.
Библия Мулье-Гранвалль 834–843 гг. (Лондон, Библиотека Национального музея): история Адама и Евы.
Библия Вивиена 845–846 гг. (Париж, Национальная библиотека):
Танцующий Давид;
Поднесение рукописи Карлу Лысому.
Евангелие Лотаря, 843–845 гг. (Париж, Национальная библиотека): император Лотарь.
Сакраментарий Дрогона 850–855 гг. (Париж, Национальная библиотека):
инициал «Т»;
инициал «С».
Требования:
1. Научиться распознавать стиль и школу книжной миниатюры.
2. Анализ композиции, художественных приемов и живописных средств произведений книжной миниатюры.
Рекомендации:
1.Чтобы научиться анализировать средневековую книжную миниатюру, необходимо познакомиться с ее историей.
Почти всё античное наследие сохранилось благодаря тому, что в VIII–IX вв. произведения римских поэтов, драматургов, историков, юристов были переписаны с обветшалых папирусов на прочный пергамен.
Ко времени вандальского королевства (484–496 гг.) относятся деревянные «таблички Альбертини» с текстом, начертанным на них чернилами (найдены в 1928 г. в Алжире).
В основном писали на дереве, камне и восковых табличках. До нас дошло 30 дипломов меровингской канцелярии, выполненных на папирусе. В том числе такие реликвии, как:
сочинения святого Августина и святого Авита VI–VII вв. (Париж. Национальная библиотека);
Кодекс с трудами Иллария Пуатевинского VI в. (Вена);
Кодекс с трудами Исидора СевильскогоVII в. (Сан-Гален);
«Древности» Иосифа Флавия (Милан);
лист из рукописи с сочинением святого АвгустинаVII в. (С-Пб, Библиотека С-Щедрина);
63 листа этой рукописи — в Парижской национальной библиотеке, 53 — в Женеве, Публичная библиотека.
В настоящее время известно 130 палимпсестов (смотровых рукописей): XVI в. Наибольшее их число приходится на VII–IX вв.
В 751 г. арабы захватили Самарканд, откуда вывезли секрет производства бумаги, а затем через Испанию и Сицилию экспортировали её в Европу.
Обычай писать книги в монастыре был заимствован с Востока. Бенедикт Нурсийский (480–543), основатель ордена бенедиктинцев, в своём уставе обязывал монахов читать и переписывать книги. Из них были созданы первые библиотеки (например, в Монтекассинском монастыре близ Неаполя основан в 529 г.).
Создателем первой европейской мастерской письма считают Кассиодора (родился в 487 г.), служившего у остготов. В 540 г., став монахом, создал при монастыре библиотеку и школу, где обучали в соответствии с античной традицией: грамматике, риторике, логике, математике, музыке, практической медици, космографии, а также была мастерская письма, где братья переписывали книги не только Святого Писания, но и сочинения отцов церкви: святого Августина, Оригена, Иеронима и др. Один из кодексов этой мастерской есть в библиотеке С-Щедрина (Государственная публичная библиотека).
С конца VI–начала VII в. в Европе открылись ряд мастерских, в том числе основанный Виварий Папой Григорием I.
Огромная роль в организации монастырей и скрипториев принадлежит ирландцам, особенно епископу Колумбану (550–615), основавшему в Бургундии Луксейский монастырь. Его ученик Галл в Швейцарии основал Санкт-Галленский монастырь с библиотекой и скрипторием.
Наибольшей славой при Карле Великом пользовался скрипторий Монастыря Святого Мартина в Туре, аббатом которого был Алкуин. 776 г. датирована рукопись «Церковная история английского народа» первого английского историка Беды Почтенного. Франки, пришедшие в V в. на территорию Галлии, застали там развитую письменность (полученную от Рима).
Сохранилась рукопись 781–783 гг., написанная в дворцовой школе ГодескалькадляКарла Великого. Церковная реформа Карла Великого (мелкое письмо) стимулировала распространение письма.
Одним из ранних сочинений о красках считают трактат«Об искусствах и красках»,написанный в списках Ираклием в конце VIII–начале IX в. (Северная Италия), где он изложил технику стенной и миниатюрной живописи (связующее — яичный белок, растворы вишневого, сливового и миндального дерева, рыбий клей, мёд, сахар, моча, вино, уксус, сок фруктов и растений, а также ушная сера).
2. Чтобы научиться анализировать книжную миниатюру, необходимо знать наиболее распространенные разновидности средневековых книг.
Литургическая литература предназначена для богослужения (сакракментарии— богослужебные книги) к ней относятся:
Библия— Ветхий и Новый завет (Ветхий завет включает двадцать две книги. Новый завет состоит из четырех Евангелей, а также послания апостолов и Апокалипсис — откровения Иоанна Богослова).
Псалтирь — одна из двадцати двух книг Ветхого завета — собрание гимнов религиозно-лирического содержания, т.е. псалмов.
Как правило, сопровождалась календарём с именами святых; использовалась для богослужения, домашнего чтения, обучения грамоте.
Патристика (от лат. pater — отец) — комментарии к библии и размышления, связанные с именем Иисуса Христа. Авторы-богословы (отцы церкви).
Лекционарии — отрывки Ветхого завета, расположенные в порядке чтения в разные дни церковного года.
Евангелиарии — отрывки из Евангелия, расположенные в порядке чтения в разные дни церковного года.
Бревиарий (литургическая книга) содержит календарь:
тексты церковных служб (из псалтири);
отрывки из Ветхого и Нового заветов;
молитвы, которые читались в определённое время дня;
антифонарий — хоровое пение.
Миссал — книга, содержащая тексты для проведения мессы (литургии в католической церкви), куда входит:
чтение молитв;
песнопение в сопровождении органа;
заканчивается обрядом причащения.
Миссал монашеских орденов различался молитвами в честь святых, чтимых тем или иным орденом.
Книги для мирян. Часовник (часослов) составлен в XII в.:
календарь;
отрывки из Евангелия;
отрывки из псалтири;
молитвы святым по часам дня;
покаянных псалмов.
Жития святых. В анналах (летописи) записывались разнообразные события (появились в монастырях в VI в.).
Четьи-минеи — «Ежемесячные чтения» — сборник житий святых, поучений, сказаний, легенд, расположенных в порядке дней каждого месяца. Были известны в Византии уже с IX в.
3. Чтобы научиться анализировать произведения книжной миниатюры, необходимо знать специфику ее художественного языка, его традиции и новации. Например:
Изображение святого в нише под аркой.Эта традиция восходит к раннехристианским рукописям, где евангелисты были представлены как епископы, которые в храме обращаются к пастве.
Таблица канонов — лист, оформленный в виде архитектурного портала с арками. Такие таблицы предваряли текст Нового завета. Они были составлены в IV в., содержали перечень параллельных сюжетов в евангельских текстах. Между колоннами написаны ссылки из глав четырех Евангелий, таким образом, чтобы Новый завет был представлен в образе храма.
Тетраморф («четырёхобразный») — символическое изображение четырех евангелистов (часто встречается не только в книжной миниатюре, но и в скульптуре):
Матфей (Ангел) — Рождество;
Лука (Телец) — распятие;
Марк (Лев) — Воскресение;
Иоанн (Орел) — Вознесение.
4. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделу «Книжная миниатюра», кроме России), находящейся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.