1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями Андреа Палладио.
2.Запомнить наиболее знаменитые из них.
Базилика в Виченце начата в 1549 г.
Вилла Ротонда (1551–1567 гг. в Виченце).
Палаццо Кьерикатти в Виченце (начато в 1550 г.).
Палаццо Вальмарано в Виченце.
Лоджия дель Капитанио в Виченце.
Церковь Сан Джорджо Маджоре в Венеции (1580 г.).
Церковь Иль Реденторе в Венеции (на о. Джудекка 1576–1592 гг.).
Театр Олимпико в Виченце (1580–1585 гг.).
Требование: анализ произведений Андреа Палладио.
Рекомендации:
1. При анализе нельзя забывать, что творчество Палладио тесно связано с его увлечением традициями античной архитектуры.
2. Можно обратить особое внимание на его трактовку ордера иногда как конструктивного, иногда как декоративного элемента.
3. Нельзя забывать, что особенностью метода Палладио была приверженность к строгой симметрии планов и фасадов, числовому закону, нормам. С одной стороны, это придавало постройкам сдержанный и величавый характер, с другой, такое отвлеченное восприятие классических традиций древности (красота пропорций ради красоты пропорций) иногда не соответствовало целесообразности сооружений.
4. При анализе можно отметить, что, создавая комплекс построек (например, загородные виллы), он подходил к этой задаче комплексно.
5. Одной из особенностей построек архитектора считается их тонкий колоризм: в сочетании пластических и цветовых оттенков.
6. Можно отметить, что Палладио явился родоначальником классицизма («Палладианство» в архитектуре последующих периодов).
7. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделу «Архитектура Возрождения»), которая находится в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.
Творчество Донато Браманте (1444–1514)
Задания:
1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями Браманте.
2. Запомнить наиболее знаменитые из них.
Палаццо Канчелярия в Риме (1500–1504 гг.).
Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио в Риме 1502 г.
Двор Бельведера в Ватикане с 1503 г.
Собор Святого Петра в Риме с 1505 г.
Требование: анализ произведений Браманте.
Рекомендации:
1. При анализе творчества Браманте необходимо помнить, что в этот период Рим стремился возродить свое былое величие, архитектура стояла перед задачей крупного градостроительного диапазона: сооружения комплексов сооружений, вовлекающих улицы и площади.
2. Нельзя забывать, что творчество Браманте продолжило традиции предыдущих поколений архитекторов (Бруннелеско, Альберти и др.), основанные на приверженности к античности, когда выработался единый ордерный язык архитектуры.
3. Выявляя особенности творчества Браманте, можно сравнить его с творчеством Микеланджело. Если Микеланджело стремился в архитектуре воплотить дух «борьбы за героический идеал человека, в творчестве Браманте проявилось стремление к уравновешенности, гармонии, соразмерности и соподчиненности частей целому.
4. Одним из любимых художественных приемов Браманте является центрическая композиция сооружений или задуманных им комплексов.
5. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделу «Архитектура эпохи Возрождения»), а также к видеофильмам «Рим», «Брамантэ», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.
Искусство Испании эпохи Возрождения
Задание
1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями искусства Испании эпохи Возрождения.
2. Запомнить наиболее знаменитые из них.
Хуан Баутиста де Толедо, Хуан де Эррера. Дворец (и монастырь) Эскориал (1563–1584 гг. 206х161 м).
Пантоха де ла Крус: портреты.
Алонсо Санчес Коэльо:портреты.
Эль Греко или Доменико Теотокопули(1541-1614):
Погребение графа Оргаса. Церковь Санто Тома в Толедо 1580 г.
Мученичество святого Маврикия 1576–1585 гг.
Апостолы Петр и Павел (1587–1592 гг. Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Святой Иоанн Евангелист (1594–1604 гг. Прадо. Мадрид).
Портрет инквизитора Наньо де Гевара (1600–1601 гг. Нью Йорк, Метрополитен музей).
Вид Толедо (1604–1614 гг. Нью-Йорк, Метрополитен музей).
Снятие пятой печати (1604–1614 гг. Нью-Йорк, Метрополитен музей).
Христос в Гефсиманском саду (1604–1614 гг.).
Сошествие святого Духа около 1608 г.
Лаокоон. 1604–1614 гг. Вашингтон. Национальная галерея.
Требование: анализ произведений архитектуры и живописи Испании эпохи Возрождения.
Рекомендации:
1. Рассматривая Эскориал, необходимо учитывать, что это ранний в Испании образец архитектурного ансамбля.
2.Необходимо помнить, что, посвященный святому Лаврентию, квадратный двор дворца напоминает решетку, на которой погиб святой.
3. При анализе можно обратить особое внимание на то, что в архитектуре Эскориала соединились несколько традиций: черты уходящего Возрождения и маньеризма, а также новые признаки классицизма и барокко.
4.Рассматривая особенности испанской живописи, можно обратить внимание на распространение портретного жанра, в котором наметилось новое для европейского искусства направление: парадный портрет. Итак, следует выявить те художественные средства, при помощи которых художникам удавалось придать образу репрезентативность. Ими могут быть: композиция в рост, поза портретируемого, его манера держаться, богатый костюм. Говоря о мужских портретах, можно подчеркнуть значение часто изображаемых доспехов.
5. При анализе произведений Эль Греко необходимо учесть, что его творческая манера сформировалась на острове Крит (где в то время сохранялись традиции византийской иконописи) и в Италии (Риме и Венеции, возможно, в мастерской Тициана).
6. Рассматривая одухотворенные образы живописных произведений, можно отметить его близость к итальянским маньеристам, а также влияние на него испанского мистицизма.
7. Необходимо обратить внимание и на то, что художник особое значение придавал свету и резким контрастам светотени.
8.Чтобы успешнее выполнить задание, нужно обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Искусство других европейских стран», «Архитектура эпохи Возрождения»), которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.