Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИСКУССТВО ЕВРОПЫ IV–XI вв. ДОРОМАНСКОГО ПЕРИОДА



ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО КОНЦА XIX ВЕКА

Учебное пособие

 

 

 

Издательство

Иркутского государственного технического университета


УДК 7.03(075.8)

ББК Щ03я73

Л 79

Рецензент: ст. преподаватель кафедры изобразительного искусства

и методики ИГПУ И.А. Бордовская

 

 

Лось О.К. ЕсиповВ.В.

Л 79ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВА. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО КОНЦА XIX ВЕКА: практикум / О.К. Лось. Есипов В.В. — Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2010. – 148 с.

Представлены списки наиболее знаменитых произведений живописи, графики, скульптуры и архитектуры, расположенные в хронологическом порядке в соответствии с изучаемыми разделами курса. К спискам прилагаются рекомендации по изучению произведений искусства того или иного периода.

Предназначен для студентов гуманитарных и художественных специальностей, изучающих историю западноевропейского искусства от средневековья до конца XIX в.

УДК 7.03(075.8)

ББК Щ03я73

 

© Лось О.К, Есипов В.В. 2010

©Иркутский государственный

технический университет, 2010

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………
1. ИСКУССТВО ЕВРОПЫ IV–XI вв. ДОРОМАНСКОГО ПЕРИОДА……
1.1. Ранняя архитектура………………………………………………….
1.2. Книжная миниатюра …………………………………………………
2. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XI-XII вв. РОМАНСКОГО ПЕРИОДА……..
3. ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ РОМАНСКОГО ПЕРИОДА……………….
4. ИСКУССТВО ИТАЛИИ РОМАНСКОГО ПЕРИОДА…………………..
5. ИСКУССТВО РОМАНСКОГО ПЕРИОДА АНГЛИИ И ДРУГИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН ……………………………………………………….  
6. ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО…………………………………………….
6.1. Введение. Конструкция готического собора ………………………
6.2. Искусство Франции………………………………………………….
6.3. Искусство Германии.…………………………………………………
6.4. Искусство Англии.……………………………………………………
6.5. Искусство других европейских стран……………………………….
6.6. Живопись «интернациональной готики».…………………………..
7. ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ………………………………...
7.1. Искусство Италии…………………………………………………….
7.2. Живопись Флоренции первой половины и середины XV века…..
7.3. Живопись средней и северной Италии первой половины и середины XV века…………………………………………………………  
7.4. Искусство Флоренции второй половины XV века……………….
7.5. Творчество Андреа Мантеньи (1431–1506)……………………….
7.6. Живопись Венеции…………………………………………………..
7.7. Живопись Высокого Возрождения………………………………….
7.8. Живопись Италии XVI века………………………………………….
7.9. Маньеристы…………………………………………………………...
7.10. Творчество Паоло Веронезе (1528–1588)…………………………..
7.11. Творчество Якопо Тинторетто (1518/19–1594)……………………
7.12. Архитектура Италии второй половины XV–XVI веков……………
7.13. Искусство Испании эпохи Возрождения……………………………
7.14. Искусство Нидерландов XV века…………………………………..
7.15. Искусство Нидерландов XVI века………………………………….
7.16. Искусство Германии XV века………………………………………..
7.17. Искусство Германии XVI века………………………………………
7.18. Искусство Франции эпохи Возрождения…………………………..
7.19. Искусство эпохи Возрождения других европейских стран………..
8.ИСКУССТВО XVII ВЕКА…………………………………………..……...
8.1. Архитектура и скульптура Италии…………………………………
8.2. Живопись Италии…………………………………………………….
8.3. Искусство Фландрии ……………………………………………….
8.4. Искусство Голландии………………………………………………...
8.5. Искусство Испании ………………………………………………….
8.6. Архитектура Франции………………………………………………
8.7. Искусство Франции………………………………………………….
9. ИСКУССТВО XVIII ВЕКА………………………………………………..
9.1. Франция……………………………………………………………….
9.2. Рококо…………………………………………………………………
9.3. Эпоха Просвещения………………………………………………….
9.4. Италия ……………………………………………………………….
9.5. Искусство Англии XVII–XVIII веков………………………………
9.6. Искусство Германии XVII–XVIII веков……………………………
9.7. Классицизм во французском искусстве конца XVIII — начала XIX века………………………………………………………………  
10. ИСКУССТВО XIX ВЕКА………………………………………………..
10.1. Романтизм во французском искусстве XIX века………………….
10.2. Искусство Испании. Творчество Франциско Гойи (1746–1823)…
10.3. Искусство Англии и Германии первой половины XIX века………
10.4. Искусство Франции в середине и второй половине XIX века……
10.5. Барбизонская школа живописи……………………………………..
10.6. Импрессионизм………………………………………………………
10.7. Постимпрессионизм. Творчество Поля Сезанна (1839–1906)…..
10.8. Искусство Европейских стран второй половины XIX — начала ХХ века………………………………………………………………..  
Заключение……………………………………………………………………

 

Введение

Изучение истории изобразительного искусства невозможно без знания фактического материала, которым являются сами произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладные работы мастеров, памятники архитектуры. Для того чтобы научиться их понимать, необходимо их рассматривать в контексте тех условий, при которых произведения были созданы. К этим условиям, прежде всего, относятся особенности времени их создания и особенности личности их авторов. Действительно, готические соборы не могли появиться в XVIII в., а парадные портреты — в средневековье. Чтобы это понять, необходимо систематизировать огромное количество лучших образцов искусства, связав их с контекстом времени.

Структура предлагаемого учебного пособия представляет перечень тем по истории западноевропейского искусства, в соответствии с учебным планом курса «Всеобщая история искусства», расположенных в хронологической последовательности.

Для каждой темы предлагаются: задания, требования и рекомендации. В задание входит: просмотр видеофильмов, видеорядов, слайдов, репродукций произведений искусства; запоминание предложенных в пособии знаменитых работ художников, наиболее ярко отразивших характерные особенности художественных тенденций и стилей эпохи. В том случае, если необходимо охватить искусство эпохи в целом, а авторы работ неизвестны, например, в эпоху средневековья, в этом случае произведения разделены по видам искусства (архитектура, скульптура, живопись, книжная миниатюра). Когда художественную жизнь эпохи представляют многочисленные авторы, перечень произведений связан с именами художников, расположенных в соответствии с хронологической последовательностью их дат рождения. Это должно помочь студентам более ясно представить развитие тенденций в искусстве и влияние старшего поколения художников на молодых. Именно поэтому такие знаменитые художники, как Леонардо да Винчи, Питер Брейгель Старший, Питер Пауль Рубенс или Эжен Делакруа оказались не в начале списков, характеризующих их эпохи, а «всего лишь» среди своих современников.

Учебное пособие должно помочь студенту самостоятельно приобрести те навыки и умения, которые изложены в требованиях пособия: научиться по характеру конструкции и декору архитектурного памятника определять его примерный возраст; по характеру скульптуры, языку живописи и графики — авторскую принадлежность, художественную значимость и стилевое направление. Студент должен закрепить и навыки анализа художественного произведения, полученные при изучении других курсов, например, «Описание и анализ памятников искусства». В этом ему помогут рекомендации учебного пособия. Одни рекомендации относятся к общетеоретическим вопросам истории искусства, другие — к проблемам формирования стилей отдельных авторов, особенностям их художественного языка.

 

ИСКУССТВО ЕВРОПЫ IV–XI вв. ДОРОМАНСКОГО ПЕРИОДА

Ранняя архитектура

Искусство Каролингов

Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями европейской архитектуры, скульптуры и монументальной живописи (мозаика, фреска) IV–XI вв.

2. Запомнить наиболее знаменитые из них.

 

Раннехристианское искусство

Италия

Рим:

Катакомбы первых христиан II–III вв. н.э. (Калисто, Домицилла, Себастьяна, Присциллы):

Добрый пастырь, фреска катакомбы Присциллы III в.;

Оранта, там же;

Оранта, катакомба Винья Массими III в.

Церковь Святого Петра IV в., реконструкция (ныне на этом месте Собор Святого Петра, XVI–XVII вв.).

Церковь Сан Паола фуори ле мура (Святого Павла за стенами) IV в.

Латеранская базилика (не ранее 430 г.) — 896 г. разрушена землетрясением, затем в:

1308 г. восстановлена после пожара;

1560–1650 гг. перестроена в духе барокко.

Церковь Санта Стефано Ротондо V в.

Церковь Сан Джорджо ин Велабра (на болоте) на Бычьем форуме.

Церковь Санта Мария ин Космедин VI в.

Мавзолей Констанцы IV в. (мозаика свода).

Равенна:

Мавзолей Галлы Плацидии V в.: Добрый пастырь, мозаика конхи.

Церковь Санта Мария Маджоре (Мария Снежная) V в.:

Авраам и три ангела, мозаика центрального нефа.

Авраам и Мельхиседек, мозаика (там же).

мозаики центральной арки.

Церковь Сант Аполлинаре Нуово начало VI в.:

Несение креста, мозаика центрального нефа.

Процессия девушек, мозаика (там же).

Дворец Теодориха, мозаика (там же).

Церковь Сант Аполлинаре ин классе (Святого Аполинария в гавани) VI в.

Мавзолей Теодориха (около 520 г.).

Церковь Сан Витале (октогон) середина VI в.: мозаика конхи апсиды (святой Аполинарий).

Милан. Монастырь Сант Амброджо (824–829 гг.).

Пиренейский п-ов

Церковь Сан Педро де ла Наве конец VII в., близ Заморы — капитель «жертвоприношение Авраама».

Баньос. Церковь Сан Хуан Баутиста (661 г.).

Наранко. Церковь Санта Мария (около 848 г.).

Франция

Пуатье. Баптистерий Сен Жан.

Жуарре. Крипта сен Поль (конец VII в.):

саркофаг королевы Теодехильды VII в.;

саркофаг Ажильбера VII в. (Страшный суд, Христос во славе).

Венаск. Баптистерий VI–VII вв.

Фульд. Капелла Святого Михаила. 820–882 гг. перестроена в XI–XII вв.

Германия

Аахен. Капелла (в прошлом часть Пфальца) освещена в 805 г.

Скульптура, рельеф. Статуэтка «Добрый пастырь» IV в. (Рим. Латеранский музей).

Вознесение Христа. Фрагмент саркофага (Рим, Латеранский музей).

Алтарь герцога Ратхиса (церковь Сан Мартино в Чивидале, Италия) 731–734 гг.:

Христос во славе.

Поклонение волхвов.

Киворий Зигуальда (Чивидале. Музей собора. 762–776 гг.).

Саркофаг Ажильбера (Крипта Сен Поль в Жуарре) конец VII в.:

Страшный суд.

Христос во славе.

Стела из Хорнхаузена около 700 г. (Хале, музей доисторических культур).

Стела из Нидердоллендорфа (Бонн, Рейнский музей) VII–VIII вв.

Стела в Дувиллауне (Ирландия) VII–VIII вв.

Крест в Мууне (Ирландия) VIII в.:

Двенадцать апостолов.

Искушение Святого Антония.

Крест в Муиердаха в Монастербойсе (Ирландия) IX–X вв.:

Грехопадение.

Убийство Авеля Каином.

Искусство эпохи Каролингов. Архитектура:

Ахенская капелла IX в.

Капелла Жерминьи-де Пре IX в.: ковчег Завета. Мозаика апсиды.

Церковь монастыря в Корби IX в.

Ворота в Лорше IX в.

Монументальная живопись:

Исцеление немого. Фреска церкви Святого Иоанна в Мюстайре, IX в.

Стефан среди врагов. Фреска церкви Сен-Жермен в Оксерре IX в.

Требования:

1. По характеру конструкции и декора (скульптура, мозаика, фреска) архитектурного памятника научиться определять его примерный возраст и историческую значимость.

2. Анализ произведений европейской архитектуры дороманского периода.

Рекомендации:

1. Чтобы анализировать архитектурные сооружения дороманского периода, необходимо знать, что это был период становления базилики, т.е. наиболее распространенного типа европейского культового сооружения.

Первой формой разработанного христианского ритуала был, по-видимому, культ памяти тех, кто предпочёл смерть отступничеству.

Люди, приученные к мысли о загробной жизни, ввели традицию поминовения мучеников, поэтому первыми церквями были не те помещения, где община верующих собиралась для совместной молитвы, а места, в которых совершались ритуальные действия, связанные с заупокойным культом мартироны: возведением на месте погребения верующих, погибших в период гонений, мемориальной часовни.

Эти небольшие часовни иногда устраивались в катакомбах, где таинственный полумрак был созвучен магической символике ритуала.

После 313 г. возникли предпосылки появления подлинно церковного здания базилики, в которой совмещались бы две функции:

культового (мемориального);

церковно-утилитарного (дом собраний и общей молитвы) помещений.

Базилика(от греч. Basilike — царский дом) — пямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн на несколько (обычно из трех или пяти частей, так называемых кораблей, или нефов).

Средний неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых, обычно освещается через окна над крышами боковых нефов. Вход в базилику осуществляется обычно через нартекс. В базилике первоначально левый боковой неф предназначал для женщин, а правый — для мужчин; средний неф — для ритуальных процессий. Главный алтарь был расположен перед апсидой.

Римские и раннехристианские базилики обычно имели открытые деревянные строительные перекрытия, в более поздних — сводчатые. В Древнем Риме базилика предназначалась для судебных заседаний и торговых сделок. Став одним из основных типов раннехристианского храма, базлика получила дальнейшую разработку в византийской, романской и готической архитектуре. Базиликальный тип храма встречается также в архитектуре Возрождения и барокко.

Еще одним распространенным типом христианского культового сооружения был октогон(восьмигранный в плане здания). Чаще всего они служили местом хранения реликвий или местом, где проводился обряд крещения: баптистерий.

2. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделу «Искусство дороманского периода»), которая находится в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

Книжная миниатюра

Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями европейской книжной миниатюры IV–XI вв.

2. Запомнить наиболее знаменитые из них.

Книжная миниатюра. Рукопись сочинений Вергилия (Рим, Ватикан, Апостолическая библиотека. IV–V вв.: строительство города).

Кведлинбургская Итала после 400 г. (Берлин, Государственная библиотека): царь Саул и пророк Самуил.

Венская Книга Бытия VI в. (Вена, Национальная библиотека): Встреча Елиазара и Ревеки.

Кембриджское Евангелие VI в., римская работа (Кембридж, Библиотека колледжа): евангелист Лука.

Таблица канонов. Италия VI в. (Рим, Ватикан, Апостолическая библиотека).

«Пятикнижие Ашбернхема» VII в. (Париж, Национальная библиотека): история Адама и Евы.

Гелазианский Сакраментарий середина VIII в. (Рим, Ватикан, Апостолическая библиотека): крест «альфа и омега».

Геллонский Сакраментарий 790–795 гг. (Париж, Национальная библиотека):

инициал «I»;

буква «Т» с фигурой распятого Христа.

Евангелие из Дурроу (Ирландия) около 680 г. (Дублин, Библиотека Тринити-колледжа): евангелисты Иоанн и Матфей.

Евангелие Эхтернаха (Ирландия) около 690 г. (Париж, Национальная библиотека): евангелисты Матфей и Марк.

Евангелие из Личфилда VIII в. (Личфилд, Сокровищница собора):

Ковровый лист;

Евангелист Лука;

инициал «Хи-Ро».

Санкт-Галленское Евангелие начало VIII в. (Санкт-Галлен, библиотека монастыря): Страшный суд.

Амиатинский кодекс начало VIII в. (Флоренция, Лауренцианская библиотека): пророк Ездра.

Евангелие из Линдисфарна конец VII–VIII в. (Лондон, Британский музей):

Евангелист Матфей;

Ковровый лист.

Золотой кодекс VIII в. (Стокгольм, Королевская библиотека): Евангелист Матфей.

Келлская книга начало IX в. (Дублин, Библиотека Тринити-колледжа):

таблица канонов;

инициал «Z»;

декоративный инициал;

инициал «Хи-Ро»;

инициалы в начале Евангелия от Иоанна;

Богоматерь с младенцем;

Искушение Христа.

Саутгемптонская Псалтирь X–XI в. (Кембридж, Колледж Святого Иоанна): Давид и Голиаф.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.