Производство по исполнению бюджета и акта о бюджете и одноименная стадия бюджетного процесса связаны с реализацией утвержденного финансового плана в фактических финансовых отношениях.
В рамках данного производства создаются условия для непосредственного формирования, распределения и использования бюджетных средств.
Исполнение бюджетов представляет собой деятельность, направленную на формирование доходов и источников финансирования бюджетов, а также на осуществление расходов бюджетов.
БК детально регулирует порядок исполнения бюджетов, причем в отношении всех уровней бюджетной системы. В то же время принято значительное число подзаконных нормативных актов, конкретизирующих его предписания.
Исполнение бюджетов строится на определенных принципах. Основными из них являются:
1) принцип казначейского исполнения бюджетов. В соответствии с этим принципом счета бюджетов могут открываться в банках исключительно специально созданным органам. Иные лица (распорядители и получатели бюджетных средств) не могут напрямую открывать счета в банках и имеют лишь лицевые счета в указанных органах. Соответственно, они лишены прямого доступа к бюджетным средствам. Такая система позволяет предотвращать нецелевое использование бюджетных средств;
2) принцип кассового исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ через Казначейство России (ст. 215.1 БК)[3]. Согласно данному принципу по общему правилу счета бюджетов всех уровней могут открываться лишь Казначейству России. Органы власти субъектов РФ и муниципальных образований (в том числе финансовые) не имеют прямого доступа к средствам соответствующих бюджетов. Для осуществления финансовых операций они должны обращаться в Казначейство России. Более подробно порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов определяется в актах Казначейства России (см. приказы Казначейства России от 25.08.2005 № 12н «Об утверждении Общего порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»; от 10.10.2008 № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов»);
3) принцип единства кассы (ст. 38.2 БК). Данный принцип предполагает зачисление всех доходов и осуществление расходов бюджетов с использованием единого счета соответствующего бюджета[4]. Благодаря этому принципу бюджетные средства не распыляются между многочисленными бюджетными счетами, а хранятся на едином счете;
4) принцип подведомственности расходов бюджетов (ст. 38.1 БК). В соответствии с этим принципом получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Исполнение любого бюджета складывается из нескольких блоков отношений: исполнения бюджета по доходам, исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета и исполнения бюджета по расходам.
Исполнение бюджетов по доходам регулируется БК лишь в общих чертах. В исполнении бюджетов по доходам значительную роль играют главные администраторы и администраторы доходов бюджетов (ст. 160.1, 160.2 БК). Общие положения об исполнении бюджетов по доходам содержатся в ст. 40 БК. Более подробное регулирование осуществляется в ст. 218 БК. На практике исполнение бюджетов по доходам образует комплекс материальных (основных и расчетных) и процессуальных отношений. В соответствии со ст. 218 БК соответствующие отношения включают в себя:
1) зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, со счетов органов Казначейства России и иных поступлений в бюджет;
2) возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
3) зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
4) уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
5) перечисление Казначейством России средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Казначейства России, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.
Более подробно процедура исполнения бюджетов по доходам определена в актах Минфина России (см. приказ Минфина России от 05.09.2008 № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»).
Исполнение бюджетов по источникам финансирования дефицита бюджета определено в ст. 219.2 БК. Важную роль здесь играют соответствующие главные администраторы и администраторы (ст. 160.2 БК). Исполнение бюджетов по источникам финансирования имеет двойственную природу. Оно включает в себя либо отношения, связанные с поступлением средств в бюджеты, либо с их расходованием на погашение долговых обязательств. В связи с этим для регулирования этих отношений применяются нормы, определяющие порядок исполнения бюджетов по доходам и по расходам соответственно.
Исполнение бюджетов по расходам является наиболее урегулированной процедурой в БК. Причем БК содержит развернутое регулирование этой деятельности в отношении всех уровней бюджетной системы. В то же время действует значительное число подзаконных нормативных актов, детализирующих нормы БК.
БК включает в процедуру исполнения бюджета по расходам лишь четыре группы отношений (п. 2 ст. 219 БК). Однако если анализировать этот процесс в целом, то он имеет более сложный характер. Всю процедуру исполнения бюджета по расходам на примере федерального бюджета можно представить в виде следующих этапов:
1) составление Минфином России сводной бюджетной росписи (см. приказ Минфина России от 17.12.2008 № 143н «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета»). Показатели утвержденной сводной бюджетной росписи должны соответствовать федеральному закону о федеральном бюджете. Одновременно утверждаются лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей бюджетных средств;
2) доведение Минфином России до главных распорядителей бюджетных средств показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств. Одновременно Минфин России передает эти же данные Казначейству России для учета соответствующих показателей на лицевых счетах главных распорядителей (см. приказ Казначейства России от 07.10.2008 № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами»);
3) направление Казначейством России главным распорядителям бюджетных ассигнований лимитов бюджетных обязательств в форме казначейских уведомлений (см. приказ Минфина России от 30.09.2008 № 104н «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизаии участников бюджетного процесса федерального уровня»). Предварительно Казначейство России учитывает эти лимиты бюджетных обязательств на лицевых счетах главных распорядителей;
4) составление и утверждение главным распорядителем бюджетной росписи в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи. На данном этапе главный распорядитель распределяет выделенные ему ассигнования по нижестоящим распорядителям и получателям бюджетных средств. Одновременно утверждаются лимиты бюджетных обязательств распорядителей (получателей) средств федерального бюджета[5];
5) доведение главными распорядителями Показателей бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств до соответствующих подведомственных распорядителей (получателей) средств. Доведение лимитов бюджетных обязательств осуществляется через органы Казначейства России;
6) направление Казначейством России распорядителям (получателям) бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств в форме расходных расписаний. Предварительно Казначейство России учитывает эти лимиты бюджетных обязательств на лицевых счетах распорядителей (получателей) бюджетных средств;
7) принятие получателем средств бюджетных обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Принятие бюджетных обязательств осуществляется путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением;
8) подтверждение денежных обязательств[6]. Подтверждение обязанности оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства производится получателем бюджетных средств в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты;
9) санкционирование Казначейством России оплаты денежных обязательств. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом. Здесь Казначейство России проверяет соответствие принятых и подтвержденных получателем бюджетных средств денежных обязательств выделенным этому получателю лимитам бюджетных обязательств. Лишь после этого осуществляется списание средств со счетов Казначейства России;
10) подтверждение Казначейством России исполнения денежных обязательств. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета.
Порядок исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов регулируется нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований. Однако указанные акты должны соответствовать процедуре, описанной в БК.