Особенности бюджетных правоотношений и их субъектного состава.
Нормы бюджетного права.
Источники бюджетного права.
Понятие и виды бюджета.
Состав доходов и расходов бюджета.
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.
Понятие и методы бюджетного регулирования.
Бюджетный процесс РФ.
Понятие, предмет и метод бюджетного права.
В силу важности бюджета в жизни страны отношения, обеспечивающие его осуществление и функционирование, регулируются правом. Существует бюджетное право, которое в системе финансового права всегда занимало центральное место. Особое место бюджетного права в системе финансового права обусловлено, в конечном итоге, центральным местом бюджета в финансовой системе России, с которым взаимосвязаны все иные звенья финансовой системы. В финансовом праве бюджетное право представляет такую группу правовых норм, на реализацию которой направлены и от реализации которой зависят нормы других финансово-правовых институтов. Например, правовые нормы, содержащиеся в НК РФ и регулирующие взимание налогов и сборов, направлены в конечном итоге на реализацию норм бюджетного права, содержащихся в БК и регулирующих зачисление государственных (муниципальных) доходов в бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ (п. 2 ст. 40 БК), а также на осуществление расходов из этих бюджетов. В свою очередь, реализация норм бюджетного права обеспечивает в ряде случаев реализацию норм, устанавливающих доходы государственных внебюджетных фондов (в части поступления средств из федерального бюджета), а также норм, устанавливающих расходы бюджетных учреждений (ст. 70 БК).
В современных условиях бюджетное право окончательно сформировалось как подотрасль финансового права. Это стало возможным по следующим причинам: во-первых, бюджетное право всегда регулировало очень широкий круг общественных отношений; во-вторых, в современных условиях, в связи с формированием в России принципиально новой модели бюджетного федерализма, отношения, составляющие предмет бюджетно-правового регулирования, заметно актуализировались; в-третьих, результатом развития бюджетно-правовых отношений явилось принятие БК — акта, унифицировано регулирующего бюджетные отношения.
Бюджетное право как подотрасль финансового права имеет свой предмет регулирования. В науке утвердилось мнение, что предметом бюджетного права являются разнообразные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств, составляющих государственные и местные бюджеты. Однако такое определение является слишком общим, недостаточно конкретным. Оно нуждается в уточнении. Для этого необходимо выделить блоки норм, составляющие предмет бюджетного права.
Они подразделяются на следующие группы:
а) нормы, устанавливающие бюджетную систему РФ и принципы ее построения;
б)нормы, устанавливающие структуру бюджета и требования к его сбалансированности, т.е. нормы, устанавливающие систему доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов и порядок их покрытия;
в)нормы, устанавливающие бюджетную компетенцию Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также других субъектов бюджетного права;
г)нормы, регулирующие порядок осуществления бюджетных расходов;
д)нормы, регулирующие межбюджетные отношения, т.е. взаимоотношения между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями в области бюджета;
е)нормы, регулирующие бюджетный процесс.
С учетом произведенной конкретизации можно определить, что бюджетное право представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих: бюджетную систему РФ и принципы ее построения; бюджетную компетенцию субъектов бюджетного права; структуру бюджета и требования к его сбалансированности; порядок осуществления бюджетных расходов; бюджетный процесс, а также взаимоотношения между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ (межбюджетные отношения), бюджетно-правовую ответственность и бюджетный контроль.
Каждая группа норм, составляющих предмет бюджетного права, регулирует весьма конкретные отношения.
Нормы, устанавливающие бюджетную систему и принципы ее построения, регулируют отношения, возникающие между различными субъектами бюджетного права по поводу формирования бюджетной системы РФ, определения ее принципов, установления бюджетной классификации и т.д.
Нормы, устанавливающие структуру бюджета и требования к его сбалансированности, включают: а) установление общей системы доходов, источников финансирования дефицитов бюджетов и оснований расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований; б) требования сбалансированности бюджетов в случае наличия бюджетного дефицита.
В группу норм, устанавливающих бюджетную компетенцию, включают главным образом нормы, порождающие правотворческую деятельность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в области бюджета (ст. 7—9 БК). В частности, ст. 7 БК устанавливает полномочия Российской Федерации на составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, на установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения и т.д.
В группу норм, регулирующих порядок осуществления бюджетных расходов, включаются нормы, регулирующие выделение бюджетных средств в рамках существующих расходных и бюджетных обязательств.
В группу норм, регулирующих межбюджетные отношения, включаются нормы, устанавливающие межбюджетные трансферты, а также нормы, определяющие порядок разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
В группу норм, регулирующих бюджетный процесс, в качестве основных включаются отношения между различными субъектами бюджетного права по поводу: а) составления проектов бюджетов и правовых актов о бюджетах; б) рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и правовых актов о бюджетах; в) исполнения бюджетов и правовых актов о бюджетах; г) подготовки и утверждения отчета об исполнении бюджета и правового акта о бюджете.
В группу норм, устанавливающих бюджетно-правовую ответственность, относятся нормы ст. 290 и 291 БК.
Составной частью всех вышеназванных отношений являются бюджетно-контрольные отношения. Они имеют место на различных стадиях бюджетного процесса, возникают по поводу различных вопросов бюджетной деятельности, и их участниками являются самые различные органы, указанные в ст. 265—272 БК.
Предмет бюджетного права находится в постоянном развитии.
Качественную сторону бюджетных отношений отражают методы правового регулирования, поскольку позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений.
Метод бюджетно-правового регулирования — это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков бюджетного права, в которых концентрированно выражаются средства и способы регулирования бюджетных отношений.
Методы бюджетного права обусловлены регулируемыми бюджетными отношениями, которые, в свою очередь, вызваны к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованного фонда денежных средств, т. е. бюджета. Право публичной собственности на централизованные денежные фонды соответствующего территориального уровня принадлежит государству или муниципальному образованию, вступающему в бюджетные правоотношения посредством своих компетентных органов.
Под методом бюджетно-правового регулирования тем самым следует понимать специфический способ, при помощи которого государство на основе определенной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение субъектов бюджетного права. Поскольку бюджетное право составляет часть финансового права, то задачей бюджетно-правовых методов является выявление сущности, пределов и особенностей «преломления» методов финансового права относительно регулирования бюджетных отношений.
Среди методов, применяемых в бюджетном праве, наиболее ярко выделяется императивный. Императивный методвоздействия на бюджетные отношения представляет собой способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы. В финансовом праве этот метод является «сквозным», присущим всем составным частям данной отрасли права, однако в бюджетном праве он имеет свои особенности.
Императивный (властный) характер бюджетной деятельности присущ государству в силу того, что оно самостоятельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных денежных фондов. В процессе бюджетной деятельности осуществляются реализация правового статуса субъектов бюджетного права, регулирование и охрана общественных отношений бюджетной сферы.
Особенность императивного метода в бюджетном праве — расширение его внешнего закрепления обязывающими нормами. Названная специфика отражает общую тенденцию бюджетного регулирования, направленного на разграничение бюджетной компетенции субъектов РФ и выделение в их бюджетноправовом статусе отдельно прав и обязанностей. Федеративные основы построения государства расширяют сферу самостоятельного решения публичных вопросов на уровне субъектов РФ. В связи с этим четче обозначаются обязанности субъектов бюджетного права и повышается уровень ответственности за надлежащее выполнение ими своих функций.
Преобладание императивного метода регулирования объясняется публичной природой бюджетных отношений и их значимостью для нормального функционирования государства в целом. Содержание значительной части норм бюджетного права составляют императивные отношения. В регулируемых бюджетным правом общественных отношениях, как правило, присутствует известное подчинение воли управляемых субъектов бюджетного права единой управляющей воле, выразителем которой могут выступать Российское государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования или уполномоченные органы, представляющие государство или муниципальное образование и юридически наделенные властными полномочиями. Именно выражение финансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников бюджетных отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов бюджетного права.
Таким образом, императивный метод правового регулирования не просто представляет собой специфический способ воздействия на общественные отношения, возникающие в связи с реализацией государственного (муниципального) права собственности на централизованный денежный фонд, а служит выразителем основных особенностей финансового права, отраженных в сфере бюджетно-правового регулирования.
Кроме императивного метода, государство при регулировании бюджетных отношений использует элементы диспозитивного метода. Современное бюджетное законодательство дополнилось возможностью использования согласительных процедур, обсуждения принимаемых решений, договорных методов регулирования межбюджетных отношений, вступления в бюджетные отношения на добровольных основаниях и т. д. Однако применение отдельных аспектов диспозитивного регулирования не означает наличие в бюджетном праве гражданско-правовых методов воздействия. Диспозитивность как способ правового регулирования бюджетных отношений существенно ограничена приоритетом публичных имущественных отношений. Согласование каких-либо условий бюджетных отношений возможно только в случаях, прямо оговоренных бюджетным законодательством, а последующее регулирование согласованных форм бюджетной деятельности осуществляется императивным методом.