Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нефтегазовые доходы федерального бюджета.



В современных условиях налоги и таможенные пошли­ны, уплачиваемые субъектами хозяйствования в связи с производством и реализацией нефти, газа и продуктов их переработки, выделяются в отдельную группу — «нефтегазовые доходы».

Нефтегазовые доходы поступают только в федеральный бюджет. К их числу относятся:

— налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;

— вывозные таможенные пошлины на нефть сырую;

— вывозные таможенные пошлины на газ природный;

— вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета использу­тся:

— для финансового обеспечения нефтегазового трансферта;

— для формирования Резервного фонда;

— для формирования Фонда национального благосостояния.

Нефтегазовый трансферт служит для финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета.

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федераль­ного бюджета и объемом расходов федерального бюджета. При этом из объема доходов федерального бюджета вычетаются нефтегазовые доходы федерального бюджета и до­ходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Величина нефтегазового трансферта на соответству­ющий финансовый год утверждается федеральным зако­ном о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Резервный фонд — это часть средств федерального бюджета, основное назначение которого — пополнить нефтегазовый трансферт в случае его недостаточности. Ина­че говоря, Резервный фонд выполняет обеспечительную функцию.

Рефервный фонд формируется за счет:

— нефтегазовых доходов;

— доходов от управления средствами Резервного фонда.

В ряде случаев федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый пери­од может быть предусмотрено использование средств Ре­зервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ.

Фонд национального благосостояния — это часть средств федерального бюджета. Он формируется за счет:

— нефтегазовых доходов федерального бюджета;

— доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Минфином России.

Целью управления средствами Резервного фонда явля­ется обеспечение сохранности средств этого фонда.

Средства Резервного фонда могут размещаться:

— в иностранную валюту;

— в долговые обязательства иностранных государств;

— в долговые обязательства международных финансо­вых организаций;

— в депозиты в иностранных банках и кредитных орга­низациях.

Расходы являются составной частью всякого бюджета как финансового плана. Кроме того, они отражаются в за­коне (решении) о бюджете на финансовый год.

Расходы бюджетов — это денежные средства, выплачи­ваемые из бюджета (ст. 6 БК).

Расходы бюджетов многообразны. Они подразделяют­ся прежде всего по функциональному назначению: на на­родное хозяйство, на социально-культурные мероприятия, оборону страны, содержание аппарата государственного управления, на правоохранительную деятельность и обес­печение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на обслужи­вание государственного долга и др.

Расходы бюджетов при составлении бюджетов фор­мируются исходя из уже существующих расходных обя­зательств. Федеральный бюджет формируется исходя из расходных обязательств Российской Федерации, бюджет субъектов РФ — исходя из расходных обязательств субъек­тов РФ, а бюджет муниципальных образований — исходя из расходных обязательств муниципальных образований.

Расходные обязательства —это обязанности Россий­ской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований предоставить средства соответствующего бюджета фи­зическим и юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления и т.д. согласно законам, иным нормативным правовым актам, договорам и соглаше­ниям (ст. 6 БК).

Расходное обязательство предполагает, что между Рос­сийской Федерацией (субъектом РФ или муниципальным образованием) и субъектом — получателем средств соответ­ствующего бюджета возникает материальное правоотноше­ние, где у Российской Федерации есть обязанность предос­тавить средства бюджета, а у субъекта-получателя — право требовать предоставления этих средств.

Основания расходных обязательств Российской Феде­рации, субъектов РФ и муниципальных образований по отдельным группам даны в ст. 84—86 БК.

В настоящее время БК указывает определенные разновидности расходных обя­зательств. Сюда относятся публичные обязательства и пуб­личные нормативные обязательства (ст. 6 БК).

Публичные обязательства — это обусловленные зако­ном, иным нормативным правовым актом расходные обя­зательства публично-правового образования перед физиче­ским или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индек­сации). Отличительной особенностью публичного обяза­тельства является в первую то, что оно может быть пре­дусмотрено лишь в законе или ином нормативном акте (соответственно, не может определяться договором или соглашением).

Публичные нормативные обязательства — это публич­ные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответст­вующим законом, иным нормативным правовым актом раз­мере или имеющие установленный порядок его индексации, за некоторыми исключениями. Публичные нормативные обязательства являются разновидностью публичных обяза­тельств. Их особенность заключается в том, что управомоченным лицом здесь всегда является физическое лицо.

Таким образом, отношения, связанные с осуществлени­ем бюджетных расходов, имеют обязательственный харак­тер и получили название расходных обязательств и бюд­жетных обязательств (денежных обязательств).

Для характеристики расходных обязательств, подле­жащих исполнению в конкретном финансовом году, БК использует понятие бюджетного обязательства. В соответ­ствии со ст. 6 БК бюджетное обязательство — это расход­ное обязательство, подлежащее исполнению в соответству­ющем финансовом году. Возможность исполнения обеспе­чивается включением в закон (решение) о бюджете бюд­жетных ассигнований на финансирование соответствую­щего расходного обязательства. При этом важно учитывать, что расходное обязательство существует не в силу того, что в бюджете предусмотрены средства на его финансирова­ние, а в силу соответствующего закона, иного нормативного акта, договора или соглашения, которым оно предусмотре­но. Бюджетное же обязательство служит лишь целям бюд­жетного планирования, учета бюджетных ассигнований на финансирование расходных обязательств в законе (реше­нии) о бюджете.

Для фактического исполнения бюджетного обязательст­ва необходимо создать определенные условия. Дело в том, что реально выделение бюджетных средств в рамках бюд­жетных обязательств обеспечивается получателями бюд­жетных средств. Соответственно бюджетное законодатель­ство регулирует процесс выделения средств получателям бюджетных средств для их дальнейшего использования в целях исполнения бюджетных обязательств. По сути, это отношения между главными распорядителями, распоряди­телями и получателями бюджетных средств.

В рамках указанных отношений образуются денежные обязательства, под которыми понимаются обязанности по­лучателя бюджетных средств уплатить бюджету, физиче­скому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выпол­ненными условиями гражданско-правовой сделки, заклю­ченной в рамках его бюджетных полномочий, или в со­ответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Именно денежные обязательства лежат в основе реаль­ного выделения средств из бюджетов их конечным полу­чателям (субъектам соответствующих расходных обяза­тельств).

По замыслу авторов изменений в БК понятия «бюджет­ные обязательства» и «денежные обязательства» характе­ризуют разные этапы исполнения расходных обязательств. Бюджетные обязательства — объем расходных обязательств в соответствующем финансовом году, денежные обязатель­ства — «подтвержденные» (подлежащие оплате) обязатель­ства, являющиеся основанием для осуществления расходов бюджета.

Таким образом, бюджетное право всесторонне и ком­плексно обеспечивает реализацию расходных обязательств. Оно создает условия для учета расходных обязательств при составлении закона (решения) о бюджете. Кроме того, именно в рамках бюджетного права обеспечивается соз­дание условия для реального предоставления бюджетных средств их конечным адресатам (кредиторам в расходном обязательстве).

Расходные обязательства весьма многочисленны и раз­нообразны. В то же время все они могут быть сгруппирова­ны в определенные разновидности.

Бюджетное законодательство призвано обеспечивать реализацию расходных обязательств. В связи с этим имен­но в нем содержится их определенная группировка.

Наиболее крупными блоками расходных обязательств являются следующие:

1) общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона;

3) национальная безопасность и правоохранительная дея­тельность;

4) национальная экономика;

5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана окружающей среды;

7) образование;

8) культура, кинематография, средства массовой инфор­мации;

9) здравоохранение, физическая культура и спорт;

10) социальная политика;

11) межбюджетные трансферты.

Вышеназванные разновидности обозначены в БК как разделы классификации расходов бюджетов (ст. 21 БК). Они отражают направление финансовых ресурсов на вы­полнение основных функций государства и муниципаль­ных образований.

Важно понимать, что расходные обязательства и расхо­ды бюджета — это не одно и то же. Расходные обязательства должны быть учтены при составлении бюджета. Для этого органы государственной власти и местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств, подлежа­щих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 87 БК). После утверждения бюджетов все включенные в бюджет и закон (решение) о бюджете расходные обяза­тельства составляют расходы бюджета, которые реализуются в рамках бюджетных обязательств. Последние представляют собой расходные обязательства, исполнение которых преду­смотрено законом (решением) о бюджете на соответству­ющий год (ст. 6 БК) Расходы, заложенные в бюджет и закон (решение) о бюджете (бюджетные обязательства), создают надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных законах, изданных до принятия закона (решения) о бюджете и предусматривающих расходные обязательства государства или муниципальных образований.

Расходы бюджетов осуществляются в форме бюджетных ассигнований, предусмотренных в ст. 69 БК. Виды бюджет­ных ассигнований многообразны.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.