Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и методы бюджетного регулирования.



Бюджетное регулирование –это перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня, являющиеся способом передачи части средств из вышестоящего бюджета нижестоящему.

В основе бюджетного регулирования лежат межбюджетные отношения, представляющие собой урегулированные нормами бюджетного законодательства взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Данные правоотношения охватывают не только вопросы перераспределения средств между бюджетами разных уровней, но и отношения по поводу организации и осуществления бюджетного процесса между органами власти и самоуправления различных уровней.

В основе межбюджетных правоотношений лежит жесткое разделение между субъектами бюджетного права денежных средств, выделяемых на финансовое выравнивание и на исполнение переданных государственных полномочий. При выделении межбюджетных трансфертов органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать методики распределения соответствующих фондов денежных средств, которые законодательно закреплены. В межбюджетных правоотношениях механизмы финансового выравнивания заключаются в сбалансированности бюджетной обеспеченности (с учетом индекса бюджетных расходов), а также в межбюджетных трансфертах. При этом в БК РФ жестко регулируются сферы использования каждого из этих механизмов.

Одним из основных принципов межбюджетных правоотношений является бюджетный федерализм. Бюджетный федерализм — это исходное начало (принцип) бюджетной деятельности государства, выражающееся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и заключающееся в распределении бюджетных доходов и расходов, а также в разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Под межбюджетными трансфертами законодатель пони­мает средства, предоставляемые одним бюджетом бюджет­ной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ (ст. 6 БК). В данном случае имеется в виду правовой ре­жим передачи денежных средств из одного бюджета в дру­гой бюджет. В такой трактовке межбюджетные трансфер­ты включают в себя определенные формы перечисляемых бюджетных средств от одного уровня бюджетной системы на другой ее уровень.

В зависимости от того, из какого бюджета поступают трансферты, они классифицируются на трансферты из фе­дерального бюджета, из бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования. Но в любом случае они по­ступают из бюджета вышестоящего уровня в бюджет ниже­стоящего уровня.

Исходя из содержательного признака, межбюджетные трансферты из федерального бюджета в адрес региональ­ных бюджетов бюджетной системы РФ согласно ст. 129 БК имеют следующие формы: дотации на выравнивание бюд­жетной обеспеченности субъектов РФ; субсидии бюджетам субъектов РФ; субвенции бюджетам субъектов РФ. Кроме того, возможны иные формы межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, а также межбюджетные транс­ферты бюджетам государственных внебюджетных фондов. Например, в ст. 139.1 БК определен режим предоставления из бюджетов регионального уровня бюджетам местного уровня иных межбюджетных трансфертов в форме дота­ций. Причем, они не должны превышать 10% общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюдже­тов субъектов РФ (за исключением субвенций). Очевидно, в этом случае следует говорить о наличии нескольких раз­новидностей дотаций. Фактически межбюджетный харак­тер имеет бюджетный кредит, предоставляемый из одного бюджета другому бюджету (ст. 93.2, 93.3 БК).

Перечень форм межбюджетных трансфертов применя­ется на всех уровнях бюджетной системы РФ. Даже в адрес бюджетов двух типов муниципальных образований, где фор­мально нет уровней публичной власти, применяются те же формы межбюджетных трансфертов из бюджетов муници­пальных районов в адрес бюджетов поселений (ст. 142 БК).

Положительным моментом изменений в бюджетное за­конодательство последних лет стала унификация механиз­ма межбюджетных отношений, включая формы межбюд­жетных трансфертов. В этой связи следует отметить, что согласно ст. 135 БК на уровне отношений субъекты РФ — муниципальные образования применяются те же формы межбюджетных отношений, что на федеральном уровне межбюджетных отношений: дотации, субсидии, субвенции, иные формы межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам местного уровня.

Основаниемдля поступления дотаций и субсидий бюд­жетам регионального уровня, а также местным бюджетам является необходимость предоставления финансовой по­мощи этим бюджетам, поскольку они имеют дефицит дохо­дов. Поэтому для обеспечения минимального уровня дохо­дов бюджетов отдельных публично-правовых образований необходимо предоставлять помощь в целях нормального функционирования самого государства и в целом общества. Что касается субвенций, то для их перечисления в ниже­стоящие бюджеты основанием является факт делегирова­ния отдельных полномочий органов государственной вла­сти федерального уровня органам государственной власти субъектов РФ и обязанность финансирования указанных полномочий соответствующими органами власти.

 

Среди межбюджетных трансфертов большая роль при­надлежит дотациям.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.