Бюджетное регулирование –это перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня, являющиеся способом передачи части средств из вышестоящего бюджета нижестоящему.
В основе бюджетного регулирования лежат межбюджетные отношения, представляющие собой урегулированные нормами бюджетного законодательства взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Данные правоотношения охватывают не только вопросы перераспределения средств между бюджетами разных уровней, но и отношения по поводу организации и осуществления бюджетного процесса между органами власти и самоуправления различных уровней.
В основе межбюджетных правоотношений лежит жесткое разделение между субъектами бюджетного права денежных средств, выделяемых на финансовое выравнивание и на исполнение переданных государственных полномочий. При выделении межбюджетных трансфертов органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать методики распределения соответствующих фондов денежных средств, которые законодательно закреплены. В межбюджетных правоотношениях механизмы финансового выравнивания заключаются в сбалансированности бюджетной обеспеченности (с учетом индекса бюджетных расходов), а также в межбюджетных трансфертах. При этом в БК РФ жестко регулируются сферы использования каждого из этих механизмов.
Одним из основных принципов межбюджетных правоотношений является бюджетный федерализм. Бюджетный федерализм — это исходное начало (принцип) бюджетной деятельности государства, выражающееся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и заключающееся в распределении бюджетных доходов и расходов, а также в разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.
Под межбюджетными трансфертами законодатель понимает средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ (ст. 6 БК). В данном случае имеется в виду правовой режим передачи денежных средств из одного бюджета в другой бюджет. В такой трактовке межбюджетные трансферты включают в себя определенные формы перечисляемых бюджетных средств от одного уровня бюджетной системы на другой ее уровень.
В зависимости от того, из какого бюджета поступают трансферты, они классифицируются на трансферты из федерального бюджета, из бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования. Но в любом случае они поступают из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего уровня.
Исходя из содержательного признака, межбюджетные трансферты из федерального бюджета в адрес региональных бюджетов бюджетной системы РФ согласно ст. 129 БК имеют следующие формы: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ; субсидии бюджетам субъектов РФ; субвенции бюджетам субъектов РФ. Кроме того, возможны иные формы межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, а также межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов. Например, в ст. 139.1 БК определен режим предоставления из бюджетов регионального уровня бюджетам местного уровня иных межбюджетных трансфертов в форме дотаций. Причем, они не должны превышать 10% общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций). Очевидно, в этом случае следует говорить о наличии нескольких разновидностей дотаций. Фактически межбюджетный характер имеет бюджетный кредит, предоставляемый из одного бюджета другому бюджету (ст. 93.2, 93.3 БК).
Перечень форм межбюджетных трансфертов применяется на всех уровнях бюджетной системы РФ. Даже в адрес бюджетов двух типов муниципальных образований, где формально нет уровней публичной власти, применяются те же формы межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных районов в адрес бюджетов поселений (ст. 142 БК).
Положительным моментом изменений в бюджетное законодательство последних лет стала унификация механизма межбюджетных отношений, включая формы межбюджетных трансфертов. В этой связи следует отметить, что согласно ст. 135 БК на уровне отношений субъекты РФ — муниципальные образования применяются те же формы межбюджетных отношений, что на федеральном уровне межбюджетных отношений: дотации, субсидии, субвенции, иные формы межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам местного уровня.
Основаниемдля поступления дотаций и субсидий бюджетам регионального уровня, а также местным бюджетам является необходимость предоставления финансовой помощи этим бюджетам, поскольку они имеют дефицит доходов. Поэтому для обеспечения минимального уровня доходов бюджетов отдельных публично-правовых образований необходимо предоставлять помощь в целях нормального функционирования самого государства и в целом общества. Что касается субвенций, то для их перечисления в нижестоящие бюджеты основанием является факт делегирования отдельных полномочий органов государственной власти федерального уровня органам государственной власти субъектов РФ и обязанность финансирования указанных полномочий соответствующими органами власти.
Среди межбюджетных трансфертов большая роль принадлежит дотациям.