Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормы бюджетного права.



Нормы бюджетного права – это установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения в общественных бюджетных отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных и муниципальных централизованных денежных фондов, которые закрепляют юридические права и обязанности их участников.

Нормы БП носят императивный характер:

· включают требования, выраженные в категоричной форме;

· точно определяют объем прав и обязанностей участников бюджетных правоотношений;

· направлены на обеспечение общегосударственных интересов каждого участника бюджетных отношений.

Нормы бюджетного права, содержащиеся в различных источниках права, весьма разнообразны. Они подразделя­ются на материальные и процессуальные. Материальные нормы закрепляют систему доходов и расходов бюджетов, компетенцию субъектов бюджетного права и др. Процессу­альные нормы определяют порядок и сроки прохождения бюджета в рамках бюджетного процесса и др.

В последние годы в связи с активным развитием бюджет­ного права появилась возможность выделять не только регу­лятивные, но и охранительные нормы бюджетного права.

Основная часть бюджетно-правовых норм является ре­гулятивной: они регулируют позитивные общественные отношения в финансовой сфере путем предоставления уча­стникам определенных прав и возложения на них обязанно­стей. К охранительным относятся бюджетно-правовые нор­мы, предусматривающие применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения в бюджетной сфере. В их число входят нормы, закрепленные в ст. 290 и 291 БК и предусматривающие применение мер финан­сового принуждения за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной ос­нове, а также неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

Наконец, в последние годы в бюджетном праве появи­лись нормы-дифиниции и нормы-принципы. Они содер­жатся в ст. 6, а также ст. 29—38 Б К.

 

Источники бюджетного права.

Источники бюджетного права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в сфере бюджетной деятельности.

Система источников бюджетного права строится на основе того, что функции бюджетной деятельности осуществляются всеми звеньями государственного механизма, исходя из принципа разделения властей. Это означает, что правовые акты, регулирующие те или иные бюджетные отношения и являющиеся источниками бюджетного права, издаются всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах соответствующей бюджетной компетенции.

Отношения, составляющие предмет бюджетного права, урегулированы правовыми нормами, содержащимися в раз­личных источниках. Прежде всего, источником бюджетного права является Конституция РФ. Она определяет основные начала деятельности государственных органов в бюджетной сфере и, таким образом, содержит концентрированное нор­мативное выражение бюджетно-правовых начал. В ст. 104 Конституции РФ установлена обязанность Правительства РФ давать заключения по законопроектам об изменении финансовых обязательств государства и другим законопро­ектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета. В ст. 106 Конституции РФ установлена обязанность Совета Федерации рассматривать принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета. В п. 1 ст. 114 закреплена обязанность Правительства РФ разрабатывать и представ­лять Государственной Думе федеральный бюджет, а также отчет о его исполнении.

Специальным источником бюджетного права является БК, который регулирует всю систему отношений, состав­ляющих бюджетное право.

Источниками бюджетного права являются также феде­ральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ. Среди них — Федеральный за­кон «О Правительстве Российской Федерации», ежегодно принимаемый федеральный закон о федеральном бюджете и т.д., а также аналогичные законы субъектов РФ. Кроме того, к источникам бюджетного права относятся законы субъектов РФ, регулирующие общие вопросы бюджетного права. Например, во всех субъектах РФ во исполнение БК приняты законы, регулирующие бюджетный процесс.

Наконец, источниками бюджетного права являются нор­мативные правовые акты представительных органов местно­го самоуправления, регулирующие бюджетные отношения.

Все вышеназванные нормативные правовые акты вклю­чены в структуру бюджетного законодательства РФ (ст. 2 БК) и не могут противоречить БК. В случае возникновения такого противоречия приоритет в регулировании бюджет­ных отношений отдается БК.

Бюджетно-правовые нормы могут содержаться в Указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, а так­же в актах федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти. Среди последних особое место за­нимают приказы Минфина России.

В силу того, что отношения, составляющие предмет бюджетного права, весьма разнообразны и урегулированы многочисленными источниками права, они объединяются в различные правовые институты. Эти правовые институ­ты замкнуты в рамках бюджетного права как подотрасли финансового права. Во-первых, в современных условиях в бюджетном праве совершенно явно выделяется правовой институт структуры бюджета. Он включает в себя нормы, устанавливающие систему доходов, расходов, источни­ков финансирования дефицитов бюджетов и требования к сбалансированности бюджетов. Во-вторых, сегодня стало совершенно очевидно, что бюджетное право в качестве со­ставной части включает в себя институт расходов бюджета. В-третьих, составной частью бюджетного права является институт межбюджетных отношений. Он регулирует бюд­жетные отношения между Российской Федерацией, субъ­ектами РФ и муниципальными образованиями по поводу выделения межбюджетных трансфертов, а также разгра­ничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. В-четвертых, бюджетное право включает в себя правовой институт бюджетного процесса. Он состоит из правовых норм, регулирующих отношения по поводу со­ставления, рассмотрения и утверждения проектов бюдже­тов, исполнения бюджетов, а также подготовки, рассмотре­ния и утверждения отчетов об их исполнении.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.