Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Состав доходов и расходов бюджета.



Доходы бюджетов —это денежные средства, поступа­ющие в бюджет, за исключением средств, являющихся источ­никами финансирования дефицитов бюджетов (ст. 6 БК).

Структура доходов бюджетов бюджетной системы РФ закреплена в бюджетном законодательстве (раздел 2 БК РФ).

Доходы бюджетов подразделяются на тривида:

1. налоговые доходы;

2. неналоговые доходы;

3. безвозмездные поступления (ст. 41 БК).

Налоговые доходы — это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых определен в ст. 13—15 НК, а также налоги, предусмотренные специ­альными налоговыми режимами. Кроме того, к налоговым доходам относятся пени и штрафы, предусмотренные нало­говым законодательством.

В БК дан перечень налоговых доходов федерального бюд­жета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов поселений, муни­ципальных районов и городских округов (ст. 50, 56, 61, 62).

Неналоговыми доходами являются следующие шесть групп доходов:

1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2. доходы от продажи имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности;

3. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

4. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной от­ветственности, в том числе штрафы, конфискации, компен­сации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерацией, субъектам РФ и муниципальным образованиям, и иные суммы принуди­тельного изъятия;

5. средства самообложения граждан;

6. иные неналоговые доходы.

Безвозмездные поступления включают в себя:

1. дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ;

2. субвенции из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

3. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

4. безвозмездные поступления от физических и юриди­ческих лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные по­жертвования (п. 4 ст. 41 БК).

Вышеназванные доходы бюджетов ежегодно отражают­ся в федеральном законе о федеральном бюджете на финан­совый год, в законах субъектов РФ и решениях представи­тельных органов муниципальных образований о бюджетах на финансовый год.

С практической точки зрения очень важен момент за­числения доходов в бюджет. Денежные средства считают­ся зачисленными в бюджет с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операций по зачислению (учету денежных средств на счете органа, исполняющего бюджет, — п. 2 ст. 40 БК). При этом надо иметь в виду, что момент зачисления доходов в бюджет не совпадает с мо­ментом уплаты доходов в бюджет. Налоговые доходы счи­таются уплаченными в бюджет с момента передачи в банк поручения на уплату налога (при наличии достаточного де­нежного остатка на счете налогоплательщика), а при уплате налога наличными деньгами — с момента внесения денеж­ной суммы в банк и т.д. (ст. 45 НК).

Неналоговые доходы и иные поступления считаются упла­ченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации (п. 1 ст. 40 БК).

Центральное место в системе доходов любого бюджета бюджетной системы занимают налоговые доходы. Налоговые доходы разграничиваются между бюджета­ми различных уровней бюджетной системы в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.

Большинство доходов, поступающих в бюджеты различ­ных уровней бюджетной системы РФ, являются их собст­венными доходами (ст. 47 БК). Собственные доходы включают практически все виды доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы, за исключением такого вида безвозвратных поступлений, как субвенции (ст. 47 БК).

БК не дает понятия «собственные доходы бюджета». Между тем функциональный анализ собственных доходов бюджетов и их сравнение с субвенциями из фондов ком­пенсаций позволяет утверждать, что содержание этого по­нятия принципиально изменилось в сравнении с тем, кото­рое имело место ранее (см. постановление Государственной Думы от 18.11.2003 № 4522-III ГД «О проекте федерально­го закона № 364850-3 "О внесении изменений и дополне­ний в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений"»). Теоретиче­ски доходы бюджетов можно подразделить на собственные и несобственные, относя к числу последних только субвен­ции из фондов компенсаций, сформированных в федераль­ном бюджете и бюджетах субъектов РФ.

Собственнымиявляются доходы бюджетов, которые обеспечивают осуществление расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, принятых в пределах их собственных полно­мочий. Иначе говоря, собственные доходы бюджета субъек­та РФ — те, которые обеспечивают расходные обязательст­ва субъекта РФ, им же установленные в соответствующих нормативных актах, а собственные доходы местного бюд­жета — те, которые обеспечивают расходные обязательства соответствующего местного бюджета, им же установленные в соответствующих нормативных актах.

К несобственным относятся доходы, которые обеспечи­вают расходные обязательства субъектов РФ, муниципаль­ных образований в пределах полномочий, делегированных им другими уровнями власти. Иначе говоря, несобственные доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по­ступают соответственно из федерального и регионального фондов компенсаций для реализации субъектом РФ и му­ниципальным образованием «делегированных полномо­чий». Например, согласно Федеральному закону «О феде­ральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» к числу полномочий, делегированных Рос­сийской Федерацией субъектам РФ, относятся полномочия по финансированию законов, принятых Российской Федерацией, среди которых: Федеральные законы от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных бо­лезней», от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страхо­вании гражданской ответственности владельцев транспорт­ных средств» и др.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.