<5> Вместе взятые, эти начала образуют суть так называемого "коммунитарного метода" интеграции (от франц.: Communaute-Сообщество), разработанного в 1950 г. французскими политиками Ж. Монне и Р. Шуманом и положенного в основу прообраза Европейского союза - Европейского объединения угля и стали (см. ниже). Подробнее о коммунитарном методе см.: Право Европейского союза: Учебник / Под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юристъ, 2002. С. 68 - 70.
- во-первых, ограничение суверенитета государств-членов Европейского союза в пользу наднациональных (надгосударственных) органов власти на европейском уровне, уполномоченных издавать обязательные предписания как для самих государств и их органов, так и для их граждан и юридических лиц.
"Никогда еще в прошлом - констатировал премьер-министр Бельгии Г. Верховстадт, - столько стран добровольно не уступали часть своего суверенитета ради мира и процветания" <6>.
--------------------------------
<6> См.: Verhofstadt G. Les etats-Unis d'Europe. Bruxelles: editions Luc Pire, 2006. P. 13.
В этой связи широкий круг экспертов и, в частности, Генеральный директор Юридической службы Совета Европейского союза Ж.-К. Пирис, уже сегодня квалифицируют ЕС как "частично федеративный Союз" ("Union partiellement federale"), не являющийся, впрочем, полноценным государством <7>;
--------------------------------
<7> См.: Piris J.-C. L'avenir de l'Union europeenne apres le referendum du 29 mai 2005 sur le traiteconstitutionnel // Conseil d'Etat. Rapport public 2007. Jurisprudence et avis 2006. L'administration francaise et l'Union europeenne: Quelles influences? Quelles strategies? Paris: La Documentatiton francaise, 2007. P. 370.
- во-вторых, активная вовлеченность каждого государства-члена ЕС с правом решающего голоса (но все реже с правом вето) в процесс выработки и принятия решений на европейском уровне, что позволяет многим специалистам говорить о совместном осуществлении государственного суверенитета в рамках ЕС и даже о слиянии суверенитетов отдельных стран Европейского союза в комплексный "европейский суверенитет";
- в-третьих, постепенность интеграционных процессов, которые последовательно развиваются путем реализации конкретных начинаний сначала в узких секторах (уголь и сталь в начале 1950-х годов) и на небольшой территории (6 государств-членов в 1950-е - 1960-е годы) <8>, затем - по все более широкому кругу вопросов и на пространстве все возрастающего количества стран Европы (с 1 января 2007 г. - 27 государств-членов) <9>.
--------------------------------
<8> Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ.
<9> См. ниже и статью 52 Договора о Европейском союзе.
Именно постепенный характер формирования ЕС послужил причиной того, что эта организация была учреждена не сразу в целостном виде, а создавалась по частям, которые впоследствии и образовали конструкцию, получившую название "Европейский союз".
Исторически первым учредительным документом ЕС поэтому стал не Маастрихтский договор 1992 г. (Договор о Европейском союзе), а Парижский договор 1951 г. <10>, официальное название этого документа - Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (Договор о ЕОУС) <11>.
--------------------------------
<10> Подписан 18 апреля 1951 г. в Париже; вступил в силу 23 июля 1952 г. Парижский договор был заключен сроком на 50 лет и прекратил действие с 24 июля 2002 г.
<11> Дословно: Договор об учреждении Европейского сообщества угля и стали. Перевод "Объединение" используется в силу традиции, но является менее точным.
Как видно из наименования учрежденной Парижским договором 1951 г. организации, Европейское объединение угля и стали было призвано осуществлять свою деятельность в узкоспециальных, но особенно важных в то время отраслях экономической жизни - угледобывающей и сталелитейной промышленности - с целью создания в этих (и только в этих!) отраслях единого экономического пространства, названного "общий рынок угля и стали".
Для скорейшего формирования такого рынка и управления им стороны Парижского договора согласились передать часть своих законодательных, административных и судебных полномочий на европейский (надгосударственный) уровень, то есть новым органам власти ЕОУС, получившим общее наименование "институты" (ныне - институты Европейского союза).
После подписания Договора о ЕОУС последовала попытка перенести его принципы на военную и общеполитическую сферы: Договор об учреждении Европейского оборонного сообщества (Договор о ЕОС), подписанный в 1952 г., и проект Статута Европейского сообщества, который должен был объединить ЕОУС и ЕОС в единую политическую организацию. Однако эта попытка потерпела фиаско, поскольку учредительный договор Европейского оборонного сообщества отказался ратифицировать парламент страны, выступившей инициатором его подписания - Франции. Директор Центра прикладных политических исследований Мюнхенского университета профессор Вернер Вайденфельд рассматривал ЕОС в качестве первой попытки создания Конституции ЕС <12>.
--------------------------------
<12> International Politik. 2004. N 7. P. 12.
Неудачная попытка создания военно-политического блока не помешала, однако, усилиям стран будущего Европейского союза по развитию взаимной интеграции в других областях. Эти усилия было решено вновь сконцентрировать на экономической сфере, в которой в 1957 г. был совершен важный прорыв: в продолжение хорошо себя зарекомендовавшей на примере ЕОУС отраслевой организации, в надежде принципиально решить энергетическую проблему все шесть участников Договора о ЕОУС договорились создать Европейское сообщество по атомной энергии Евратом для совместного освоения энергии атома в мирных целях. Более того, государства-члены ЕОУС договорились перенести его принципы на все отрасли народного хозяйства, а именно, создать между собой полноценный "общий рынок" (без привязки к отдельным секторам).
Юридическим результатом этих договоренностей стало подписание между шестью государствами-членами ЕОУС того времени двух Римских договоров 1957 г. <13>:
--------------------------------
<13> Подписаны в Риме 25 марта 1957 г.; вступили в силу 1 января 1958 г. Римские договоры 1957 г. заключены на неограниченный срок и действуют по сей день.
- Договора об учреждении Европейского экономического сообщества (Договора о ЕЭС) <14>;
--------------------------------
<14> С 1 ноября 1993 г. из названия этого документа и учрежденной им организации было исключено прилагательное "экономическое": "Договор об учреждении Европейского экономического сообщества" (Договор о ЕЭС).
Примечание: в настоящем издании аббревиатура "ЕС" используется в зависимости от контекста для обозначения как Европейского сообщества, так и Европейского союза. При необходимости значение данной аббревиатуры оговаривается в специальных примечаниях.
- Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Договора о Евратоме/Договор о ЕСАЭ) <15>.
--------------------------------
<15> Оба сокращенных названия Европейского сообщества по атомной энергии являются официальными. В настоящем комментарии используется более привычная аббревиатура Евратом (Euratom). Напротив, в новой редакции учредительных документов Европейского союза и в самом Лиссабонском договоре 2007 г., как правило, употребляется второй вариант - ЕСАЭ (франц.: CEEA; англ.: EAEC).
Римские договоры, прежде всего Договор о ЕЭС, стали ключевыми источниками, на основании которых развивалась европейская интеграция все последующие 50 лет. С их вступлением в силу появился термин "Европейские сообщества" (или "Сообщества"). Он обозначает три однотипные организации интеграционного типа, параллельно функционирующие между сторонами Парижского и Римских договоров ("государства-члены Европейских сообществ"). Компетенция первой организации (ЕЭС) охватывает всю экономическую сферу, за исключением угольной, сталелитейной промышленности и атомной энергетики; две другие организации (ЕОУС и Евратом) действуют в секторах, указанных в названии этих Сообществ.
В силу общности целей, похожего внутреннего устройства и одинакового состава трех Сообществ неизбежно должен был возникнуть вопрос об их преобразовании в единую интеграционную организацию или, как минимум, об объединении их руководящих органов (институтов) во избежание дублирования функций и конфликтов компетенции между тремя "еврократиями".
Был избран второй, минимальный и более осторожный вариант: Парижский и Римские договоры остались в силе, однако руководящие органы ЕЭС, ЕОУС и Евратома на основании специальных соглашений были реорганизованы в единый "институциональный механизм": Совет Европейских сообществ (ныне Совет Европейского союза), Ассамблея Европейских сообществ (Европейский парламент), Комиссия Европейских сообществ (Европейская комиссия) и Суд Европейских сообществ <16>.
--------------------------------
<16> Создание единого институционального механизма Европейских сообществ было реализовано в два этапа. Сначала одновременно с Римскими договорами была подписана "Конвенция о некоторых общих институтах", создавшая для ЕЭС, ЕОУС и Евратома единые Ассамблею и Суд. Процесс объединения завершил Договор об учреждении единого Совета и единой Комиссии Европейских сообществ (неофициальное название: "Договор о слиянии"), подписанный в 1965 г. и вступивший в силу в 1967 г.
В результате с 1967 г. три Европейских сообщества de facto превратились в единую интеграционную организацию, формально сохранив каждый свою особую "юридическую личность" и правосубъектность на международной арене (в частности, соглашения с зарубежными государствами по вопросам атомной энергии по сей день заключаются от имени Евратома).
Несмотря на трудности и конфликты, которые имели место в 1950-е - 1960-е годы (наиболее серьезными были нератификация Договора об учреждении Европейского оборонительного сообщества и так называемый "кризис пустого кресла", вызванный временным отказом Франции от участия в работе институтов ЕЭС во второй половине 1965 г.), интеграция стран Сообществ развивалась достаточно успешно. Уже на этом этапе она достигла некоторых значимых результатов.
Главным среди них стало создание в 1968 г. единой таможенной территории ЕЭС с общим таможенным тарифом в 1968 г. ("таможенный союз"). Этот шаг, в свою очередь, дал возможность ввести в действие единую внешнеторговую политику ЕЭС ("общую торговую политику") по отношению к зарубежным государствам ("третьим странам"), которая со временем перейдет в исключительную компетенцию Европейского союза (см. ниже раздел 2 комментария). Одновременно получили развитие другие направления "общей политики", переданной государствами-членами в компетенцию ЕЭС: общая сельскохозяйственная политика, политика конкуренции и т.д.
Достигнутый прогресс, в свою очередь, дал импульс новому "витку" интеграционных процессов в рамках Европейских сообществ, который приходится на 1970-е - 1990-е годы. Наиболее крупными событиями на этом этапе стали:
- бюджетные реформы, которые выразились в создании "общего бюджета Европейских сообществ", формируемого при участии Европейского парламента с правом решающего голоса (ранее его мнение носило только консультативный характер) и за счет "собственных ресурсов", одним из компонентов которых стали пошлины с товаров, пересекающих единую таможенную границу ЕЭС. Одновременно с созданием общего бюджета был образован единый контрольный орган Европейских сообществ, впоследствии признанный одним из институтов Европейского союза - Счетная палата <17>;
--------------------------------
<17> Бюджетные реформы юридически были реализованы посредством двух "бюджетных договоров 1970 и 1975 г., которые вносили поправки в Парижский 1951 г. и Римские 1957 г. договоры, а также на основании решения Совета Европейских сообществ от 21 апреля 1970 г. о замене финансовых взносов государств-членов собственными ресурсами Сообществ.
- начало демократизации институционального механизма Европейских сообществ за счет усиления полномочий Европейского парламента (Ассамблеи), в частности, в бюджетной сфере. С конца 1970-х годов депутаты представительного института Сообществ стали избираться всеобщим прямым голосованием граждан, что приблизило его статус к традиционным парламентским учреждениям государств <18>;
--------------------------------
<18> Акт о прямых выборах представителей в Ассамблею (Европарламент) был утвержден 1976 г. Первые прямые выборы депутатов Европарламента состоялись в 1979 г. и проводятся затем каждые 5 лет.
- на рубеже 1960-х - 1970-х годов была предпринята первая попытка перехода государств-членов Европейских сообществ на еще более высокую, чем общий рынок ступень экономической интеграции - "экономический и валютный союз". Последний предполагает тесную координацию всей экономической политики государств-членов - "экономический союз", и необратимое фиксирование обменных курсов национальных валют вплоть до введения единой денежной единицы - "валютный (денежный) союз".
Создать экономический и валютный союз к 1980 г., как планировалось в тот период, государствам-членам не удалось, не в последнюю очередь ввиду мирового энергетического и валютно-экономического кризиса 1970-х годов. Однако именно в 1970-е годы в качестве прообраза будущего "евро" законодательством ЕЭС была введена общая "корзинная валюта" государств-членов - ЭКЮ (англ.: European Currency Unit - Европейская валютная единица). На основе ЭКЮ стал функционировать механизм валютных (обменных) курсов, обеспечивший стабилизацию и большую устойчивость денежного рынка ЕЭС.
На период 1970-х годов также приходится освоение государствами-членами Европейских сообществ новых интеграционных проектов, выходящих за рамками экономической сферы жизни. Ими стали общая "европейская" внешняя политика и правоохранительное сотрудничество.
Первая была призвана добиться того, чтобы государства-члены Сообществ выступали единой силой на международной арене и, за счет этого, обеспечили себе большее влияние в международных делах, в том числе в вопросах поддержания мира и безопасности на планете в целом <19>.
--------------------------------
<19> Первым крупным достижением общей внешней политики стало совместное выступление государств-членов при подготовке и подписании Заключительного акта Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе 1975 г. ("Хельсинского акта").
Правоохранительное сотрудничество и соответствующие интеграционные мероприятия стали неизбежными по мере создания единого экономического пространства (общего рынка), которое делает государственные границы все более прозрачными не только для законопослушных лиц (предпринимателей, наемных работников и др.), но и для транснациональной преступности.
Вышеупомянутые новые области интеграции не были включены в организационную структуру Европейских сообществ и осваивались государствами-членами посредством специальных механизмов, не получивших изначально даже юридического закрепления <20>.
--------------------------------
<20> Для разработки "европейской" внешней политики в 1970 г. государства-члены образовали так называемое "Европейское политическое сотрудничество" (ЕПС). Этот координационный механизм функционировал на основе совместных политических деклараций, одобренных на уровне глав государств/правительств или министров иностранных дел государств-членов. ЕПС получило правовую основу только в 1986 г. при подписании Единого европейского акта (см. ниже), специальный раздел которого был посвящен сотрудничеству государств-членов в области внешней политики.
Сходным образом правоохранительное сотрудничество государств-членов осуществлялось ими через совместные рабочие группы в составе руководителей или сотрудников национальных министерств внутренних дел и иных компетентных ведомств. Это сотрудничество было юридически признано в качестве самостоятельного направления интеграции лишь в 1992 г. при подписании Договора о Европейском союзе.
Такое положение дел, конечно, было далеко от идеала, поэтому уже в 1970-е годы начал обсуждаться вопрос: не лучше ли объединить все существующие интеграционные проекты государств-членов в экономической, внешнеполитической, и правоохранительной сферах в целостную интеграционную конструкцию под названием "Европейский союз"?
Поставленный вопрос удалось решить положительно в 1992 г. с заключением Договора о Европейском союзе. Ему предшествовало подписание и вступление в силу другого важного источника - Единого европейского акта 1986 г., который стал своеобразной генеральной репетицией перед учреждением Союза в целостном виде.
Этот документ с многообещающим названием являлся первой крупномасштабной реформой учредительных документов Европейских сообществ (прежде всего Договора о ЕЭС 1957 г.) с момента их заключения <21>. Реформа Единого европейского акта концентрировалась на двух главных направлениях:
--------------------------------
<21> По своему характеру Единый европейский акт 1986 г. представлял собой, главным образом, набор поправок в Договоры об учреждении ЕОУС, ЕЭС и Евратома. В этом он сходен с "бюджетными договорами" начала 1970-х годов (см. выше) и будущими ревизионными договорами Европейского союза в целом (Амстердамский 1997 г., Ниццкий 2001 г. и, наконец, Лиссабонский 2007 г. договоры).
Поправки Единого европейского акта содержались в его центральном и наиболее объемном разделе II: "Положения об изменении договоров, учреждающих Европейское сообщество". Раздел III Акта юридически зафиксировал механизм координации внешней политики государств-членов, сложившийся еще в 1970-е гг. (см. выше): "Положения о европейском сотрудничестве в сфере внешней политики". Вводный раздел I посвящался положениям общего характера ("Общие положения"), а последний раздел IV - заключительным и переходным положениям ("Заключительные и переходные положения").
- во-первых, завершение создания единого экономического пространства в рамках ЕЭС, получившего отныне государственно-подобное обозначение "внутренний рынок" Сообщества;
- во-вторых, реформа "институционального механизма" Европейских сообществ в сторону повышения его эффективности, с одной стороны (за счет частичной отмены права вето представителей государств-членов при принятии некоторых нормативных актов и других решений на европейском уровне), и демократизации, с другой стороны (за счет расширения полномочий Европейского парламента в законодательной и иных сферах). Эти направления институциональной реформы впоследствии продолжат развиваться при каждом новом пересмотре учредительных документов ЕС, включая Лиссабонский договор 2007 г.
Договор о Европейском союзе 1992 г. (неофициальное название: Маастрихтский договор) <22> стал результатом работы двух межправительственных конференций государств-членов Сообществ, проходивших в 1989 - 1991 гг. Первая посвящалась подготовке юридических основ для создания экономического и валютного союза, кульминацией которого стало введение единой денежной единицы "евро" (с 1999 г. в безналичной, с 2002 г. - в наличной форме). Вторая конференция занималась вопросами построения политического союза. Именно в ее рамках было определено современное внутреннее устройство Европейского союза, которое принято называть структурой трех "опор".
--------------------------------
<22> Подписан 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды); вступил в силу 1 ноября 1993 г.
Суть этого устройства заключается в следующем: организация Европейский союз создается не как полностью единая конструкция (с единой правосубъектностью, компетенцией и т.д.), а как сумма трех автономных правопорядков - трех "опор".
Данные "опоры" географически охватывают одни и те же страны (государства-члены Европейского союза), управляются одними и теми же руководящими органами (институты Европейских сообществ, отныне ставшие институтами Европейского союза в целом), но функционируют по разным правилам с большим (первая "опора") или меньшим (вторая и третья "опоры") ограничением государственного суверенитета.
Первая "опора" Европейского союза - это Европейские сообщества, продолжившие функционировать на основании собственных учредительных документов, подписанных еще в 1950-е годы. Маастрихтский договор 1992 г. вслед за Единым европейским актом 1986 г. не отменил их, но лишь скорректировал и дополнил их содержание <23>.
--------------------------------
<23> Разделы II - IV Маастрихтского договора (Договора о Европейском союзе) в этой связи имели ревизионный характер, являлись набором поправок в Договоры о ЕЭС, ЕОУС и Евратоме: "Положения, вносящие изменения в Договор об учреждении Европейского экономического сообщества с целью образовать Европейское сообщество" (раздел II); "Положения, изменяющие Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали" (раздел III); "Положения, изменяющие Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии" (раздел IV).
Если оставить за скобками ЕОУС и Евратом, роль которых в интеграционном процессе достаточно ограничена (причем ЕОУС прекратило существование в 2002 г. в связи с истечением пятидесятилетнего срока действия Парижского договора), то первая "опора" может быть сведена, в основном, к одной организации - Европейскому сообществу, как стало именоваться в соответствии с Маастрихтским договором бывшее ЕЭС.
Именно после вступления в силу Маастрихтского договора берет свое начало дуализм "Европейское сообщество - Европейский союз", которые оба в русском языке могут обозначаться аббревиатурой ЕС. Почти вся интеграционная компетенция, осуществляемая институтами Европейского союза, в настоящее время (до вступления в силу Лиссабонского договора) реализуется в рамках именно Европейского сообщества на основании учредительного договора последнего (Римского договора 1957 г. - Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г.) <24>.
--------------------------------
<24> Ее основным источником сегодня является часть третья Римского договора под названием "Политика Сообщества", включающая двадцать один раздел.
То же самое относится к международным соглашениям ЕС с иностранными государствами (третьими странами) и международными организациями. Почти все они подписаны от лица Европейского сообщества или, реже Евратома и ЕОУС (до его ликвидации по истечении предусмотренного пятидесятилетнего срока действия 24 июля 2002 г.), являющихся формально самостоятельными субъектами международного права <25>. Именно Европейское сообщество, а не Союз выступает официальным членом ВТО (Всемирной торговой организации), ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) и ряда других международных учреждений.
--------------------------------
<25> Базовый документ, регулирующий взаимоотношения России и Европейского союза - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. - был подписан нашей страной также не с Союзом в целом, а с Европейскими сообществами и их государствами-членами.
К ведению институтов Европейского союза на основании его собственного учредительного договора (Маастрихтского договора 1992 г.) относятся только две неэкономические сферы интеграции и сотрудничества, получившие развитие в 1970-е годы:
- общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) - вторая "опора" <26>;
--------------------------------
<26> Раздел V Договора о Европейском союзе "Положения об общей внешней политике и политике безопасности".
- сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО) - третья "опора" <27>. В рамках третьей "опоры" институты и другие инстанции ЕС осуществляют координацию мероприятий государств-членов по вопросам борьбы с преступностью, а также издают правовые акты, направленные на гармонизацию (сближение) их уголовного и уголовно-процессуального права <28>.
--------------------------------
<27> Раздел VI Договора о Европейском союзе "Положения о сотрудничестве в области правосудия и внутренних дел".
<28> Название "сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере" было введено с 1 мая 1999 г. До этого третья "опора" именовалась "сотрудничество в области правосудия и внутренних дел". Изменение названия свидетельствует о сужении сферы действий Союза в рамках этой опоры, что говорит о способности Европейского союза более реально оценивать свои возможности и в необходимых случаях вносить коррективы и временно отступать. Сценарий развития событий - проект Европейской конституции 2004 г. - Лиссабонский договор 2007 г. - яркое тому подтверждение.
Вследствие такого комплексного устройства термин "Европейский союз" в настоящее время имеет двойственный характер, что создает сложности в его употреблении:
- в одних случаях под Европейским союзом понимаются все три составные части ("опоры") этой организации, связанные друг с другом единым составом государств-членов и единой системой руководящих органов (институтов);
- в других случаях термин "Европейский союз" относится только к двум дополнительным сферам интеграции, непосредственно регулируемым Маастрихтским договором, то есть к ОВПБ и СПСО (второй и третьим "опорам"). Отсюда распространенные выражения: "Европейское сообщество и Европейский союз" (или "Европейские сообщества и Европейский союз"), "право Сообщества" и "право Союза" и т.д.
На исходе XX века учредительные документы Европейского союза и Европейских сообществ дважды подвергались значительным преобразованиям: сначала Амстердамским договором 1997 г. <29>, затем Ниццким договором 2001 г. <30>.
--------------------------------
<29> Подписан 2 октября 1997 г.; вступил в силу 1 мая 1999 г. Полное название документа: "Амстердамский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые связанные с ними акты".
<30> Текст Ниццкого договора был подготовлен и одобрен на политическом уровне по итогам встречи в верхах в Ницце в конце 2000 г., то есть еще в XX столетии. Его официальное подписание состоялось 26 февраля 2001 г.; Ниццкий договор вступил в силу 1 февраля 2003 г. Полное название документа: "Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые связанные с ними акты".
Непосредственной причиной подписания обоих договоров, имевших ревизионный характер (содержали поправки к Парижскому 1951 г., Римским 1957 г. и Маастрихтскому 1992 г. договорам), являлась необходимость подготовить Европейский союз к самому масштабному за всю его историю расширению на Восток: к 15 государствам-членам, входившим в его состав в 1995 г. <31>, должны были присоединиться еще 12 стран Восточной Европы и Средиземноморья <32>.
--------------------------------
<31> Напомним, что первоначально Европейские сообщества насчитывали всего 6 государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). В 1973 г. государств-членов стало 9 (присоединение Великобритании, Ирландии, Дании), в 1981 г. 10 (присоединение Греции), в 1986 г. 12 (присоединение Испании и Португалии). Наконец, в 1995 г. уже непосредственно в Европейский союз (включая Европейские сообщества) вступили Австрия, Финляндия и Швеция. Кроме того, в 1990 г. вследствие объединения Германии территория Европейских сообществ и Союза стала охватывать немецкие земли, образованные на месте бывшей ГДР. В этот же период из состава Сообществ и Союза также вышла автономная территория Дании - Гренландия (с 1985 г.).
<32> Это присоединение состоялось уже в начале XXI века: с 1 мая 2004 г. новыми государствами-членами Европейского союза стали Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Кипр (Республика Кипр) и Мальта; с 1 мая 2007 г. в Союз вступили Болгария и Румыния. Официальными государствами-кандидатами на присоединение к Союзу в 2007 г. являлись Македония, Хорватия и Турция.