Нечистое может быть либо очевидным, либо неочевидным.
В случае очевидности нечистого, когда его можно увидеть невооружённым глазом, скверну с одежды необходимо смывать, пока она не исчезнет, водой или любой жидкостью, которая способна удалять нечистое. Исключение составляют такие случаи, когда остаются трудновыводимые следы, для удаления которых необходимо использовать мыло или нечто подобное. Однако применять такие средства не обязательно, а наличие того, что невозможно убрать только с помощью воды, вреда не принесёт. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что как-то раз Хавля бинт Йасар пришла к Пророку и сказала: «О Посланник Аллаха, у меня есть только одна одежда, которая остаётся на мне и во время месячных». (На это Пророк ) сказал ей: «Когда очистишься, вымой то место, куда попадёт кровь, а потом (можешь) молиться (в этой одежде)». Она спросила: «О Посланник Аллаха, а если это не поможет убрать следы?», - на что он ответил: «Достаточно и воды, а следы тебе не повредят» (Ахмад).
Сообщается, что в ответ на вопрос о женщине, на одежду которой во время месячных попадает кровь, 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, ответила: «(Такой женщине) следует вымыть (это место) и закрасить следы жёлтым цветом, если они не исчезнут» (Муслим).
В случае неочевидности нечистого, например, когда его цвет не отличается от цвета одежды, на которую оно попало, одежда очищается с помощью мытья, пока моющий не посчитает, что одежда чиста. Уверенность в этом можно ощутить после того, как одежда будет вымыта трижды, поскольку Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк сказал: «Когда кто-либо из вас встанет ото сна, пусть не погружает руку свою в сосуд (с водой), пока не омоет её трижды, ибо он не знает, где была рука его во время сна» (Муслим).
Уверенным можно быть и в том случае, когда осквернённую одежду поливают большим количеством воды.
Если ткань, из которой сшита одежда, плотна и впитывает нечистое, необходимым условием её очищения является троекратное промывание с отжиманием после каждого раза или поливание её большим количеством воды в течение продолжительного времени. Так, например, если оскверненный ковёр поместить в реку и оставить на целый день или ночь, он очистится без отжимания.
Цель очищения состоит в удалении следов нечистого любым способом и с помощью любых средств, если это не является затруднительным.[160]
Указанием на допустимость удаления скверны без использования воды служит хадис, в котором сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Каждая из нас имела лишь по одной одежде, которую носила и во время месячных, и когда кровь попадала на (одежду, женщина) сплёвывала (на это место) и счищала (следы крови) ногтями» (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса сообщается, что она сказала: «Каждая из нас смывала менструальную кровь с помощью слюны и удаляла (следы) ногтями» ("Мусаннаф" 'Абд ар-Раззака).
Ранее мы уже указывали на различные способы удаления нечистого.
Подмывание
Подмывание (истинджа')[161] является одной из составных частей очищения тела.
Подмыванием именуется удаление нечистого с тела после удовлетворения большой или малой естественной потребности.
Подмывание относится к числу действий, которые безусловно и неизменно совершались Пророком (сунна му'аккада). О людях, которые жили в Куба[162], Аллах Всевышний сказал: «Есть в (этой мечети) люди, которые стремятся к очищению, а Аллах любит стремящихся к очищению».[163]
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Они подмывались водой, и этот айат был ниспослан о них» (Абу Дауд; ат-Тирмизи).
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Посланник Аллаха удалялся в отхожее место, мы вместе с одним мальчиком несли за ним маленький кожаный бурдюк с водой и палку с наконечником[164], и он использовал воду для подмывания» (Аль-Бухари).
Если нечистое не вышло наружу или вышло в малом количестве, это является простительным. Если же количество нечистого превышает меру простительного, то необходимо использовать воду, и в подобных случаях подмывание становится обязанностью (фард), снимаемой с того, кто не может выполнять её из-за болезни. Кроме того, человек может отказаться от её выполнения в том случае, когда вместе с ним находится тот, в присутствии кого ему запрещается обнажаться, и если найти укрытие невозможно, а другой человек не отворачивается от него даже после просьб. Если в подобных обстоятельствах нечистое выйдет наружу, человеку следует постараться, по возможности, уменьшить его количество с помощью камня или чего-нибудь иного, не обнажаясь, после чего он может совершать молитву.[165]
Подмывание не вменяется в обязанность шариатом в случае испускания газов или после сна, а совершение его в подобных случаях считается нововведением (бид'ат).
Средства очищения
Действительным является очищение, осуществляемое с помощью любого чистого предмета, который впитывает влагу и очищает место выделения нечистого или же уменьшает его количество и способствует его осушению.
В случае необходимости лучше использовать такие вещи, как камни, тряпки, куски грубой бумаги, на которой нет никаких надписей, или воду.
Наилучшим является использование воды в сочетании с камнем. Если такой возможности нет, следует использовать воду, а если нет воды, можно ограничиться камнем. Все вышеупомянутые способы соответствуют сунне, хотя одни из них предпочтительнее других.[166]
Не следует очищаться с помощью костей, которые служат пищей для джиннов[167], съестного и навоза, на что указывается в одном из хадисов, приводимых Муслимом.
Однако если точно известно о запрете использования для очищения того, что служит едой для джиннов, тем более это касается того, что используют в пищу люди.[168]
В хадисе, который уже приводился нами ранее, сообщается, что Пророк взял два камня для очищения, но отбросил навоз и сказал: «Это - мерзость».
Человек, совершающий очищение, не обязан прибегать к какому-либо определённому способу. Ему достаточно выбрать такой способ, который позволит добиться цели, то есть наиболее полного очищения и обеспечения защиты от загрязнения.
Если при очищении используется не вода, желательно очищаться три раза, поскольку в вышеупомянутом хадисе говорилось об очищении тремя камнями. Желательным же это считается в силу сообщения Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха сказал: «Пусть очищающийся с помощью камней делает это нечётное число раз. Хорошо поступит тот, кто сделает так, а на том, кто этого не сделает, не будет греха» (Ахмад; Абу Дауд; Ибн Маджа; Ибн Хиббан).
Если человек будет использовать воду, пусть омывает то место, откуда появляется нечистое, пока не будет уверен, что он очистился, если же у него возникнут сомнения, пусть омоет такое место трижды.[169]
Не следует ни подмываться, ни очищаться правой рукой, поскольку в хадисе, передаваемом со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет пить, пусть не дышит в сосуд, когда же зайдёт в отхожее место, пусть не дотрагивается правой рукой до своего полового органа и не подмывается ею» (Аль-Бухари).
Этот запрет действует во всех случаях за исключением тех, когда левой рукой нельзя пользоваться из-за болезни и тому подобных причин.
Согласно требованиям исламской этики, не следует очищаться, повернувшись в сторону киблы[170], поскольку в подобные моменты те места тела, которые следует скрывать от чужих взоров, обычно бывают обнажены. Если же дело касается удовлетворения большой или малой нужды, то поворачиваться в сторону киблы лицом или спиной запрещается даже тому, кто находится в помещении, поскольку Пророк сказал: «Если кто-нибудь из вас станет справлять большую нужду (на открытом месте), пусть не обращается к кибле лицом и не поворачивается к ней спиной. Поворачивайтесь (лицом) к востоку или к западу»[171]. Эти слова носят общий характер, а Абу Аййуб аль-Ансари, передавший этот хадис, сказал: «Потом мы приехали в Шам[172] и увидели, что некоторые отхожие места ориентированы в направлении киблы. Тогда мы стали поворачиваться (по-другому) и просить Аллаха о прощении» (Аль-Бухари).