Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практика и этика отправления естественных потребностей



Человеку следует сразу удовлетворять свои естественные потребности, не откладывая дело до тех пор, пока ему станет невтерпёж, поскольку это вредно для здоровья. Ниже будут приведены указания на нежелательность (макрух) совершения молитвы человеком, который сдерживает позывы к удовлетворению нужды.

Прежде чем войти в отхожее место, необходимо снять перстень или любую иную вещь, на которой написано одно из имён Аллаха Всевышнего или Его Пророка . Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Перед тем как войти в отхожее место, Пророк снимал свой перстень[173]» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; ан-Наса'и).

Перед тем как войти туда, следует сказать: «С именем Аллаха! Поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков (Би-сми-Лляхи! Инни а'узу би-кя мин аль-хубси ва-ль-хаба'ис[174])». Если человек находится на открытом месте (например, в пустыне), он должен произнести эти слова перед тем, как обнажится. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Собираясь зайти в отхожее место, Пророк обычно говорил: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от порочности и дурных поступков». В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «Собираясь зайти...» (Аль-Бухари).

Передают со слов 'Али, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Преградой, которая не позволит джиннам увидеть наготу любого человека, когда он зайдёт в отхожее место, послужит произнесение слов "С именем Аллаха (Би-сми-Лляхи)"» (Ахмад; ат-Тирмизи; Ибн Маджа).

Переступать порог отхожего места при входе необходимо левой ногой, а при выходе - правой.

Не следует обнажать свой срам, пока не присядешь, поскольку в одном из хадисов сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Пророк хотел удовлетворить нужду, он не поднимал полы своей одежды, пока не присаживался» (Абу Дауд; ат-Тирмизи).

Запрещается (макрух тахриман) мочиться и испражняться в воду, даже в проточную, как запрещается делать это на берегу реки, водоёма, колодца, источника, под деревьями, особенно плодовыми, на обрабатываемых участках земли, в тех местах, где собираются люди, занимающиеся дозволенными делами, на дорогах, а также поблизости от мечетей и тех мест, где проводятся молитвы во время праздников. Всё это указывает на стремление Ислама к охране окружающей среды и предупреждению распространения болезней. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха сказал: «Бойтесь двух проклинающих!»[175]. (Люди) спросили: «А что такое два проклинающих?», - (и Пророк ) сказал: «(Это проклинающие) того, кто испражняется на дороге, (по которой ходят) люди, ив тени (где они останавливаются)» (Муслим).

Передают, что Му'аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «Остерегайтесь трёх заслуживающих проклятия поступков: испражнения в источники, посреди дороги и в тени (где останавливаются люди)». В другой версии этого хадиса сказано также: «...и в их дворах» (Абу Дауд; Ибн Маджа; Ибн Хиббан).

Передают со слов Джабира, что Посланник Аллаха запрещал мочиться в стоячую воду (Муслим). В другой версии этого хадиса сообщается, что Джабир сказал: «...запрещал мочиться в проточную воду» (Ат-Табарани).

Во время мочеиспускания человеку не следует поворачиваться против ветра, чтобы на него не попали капли мочи, как не следует присаживаться в низине, повернувшись лицом к возвышенности.

Запрещается (макрух тахриман) мочиться в нору, так как есть основания опасаться, что из норы появится тот, кто причинит человеку вред,[176] или же сам он причинит вред обитающему в норе существу. Сообщается, что Пророк запрещал мочиться в нору (Ахмад; Абу Дауд; ан-Наса'и; Ибн Хузайма).

Во время удовлетворения нужды запрещается вести разговоры, если для этого нет серьёзных оснований, поскольку в одном из хадисов сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не следует разговаривать друг с другом двоим, которые выходят для удовлетворения большой нужды и присаживаются, обнажив свой срам, ибо Всемогущий и Великий Аллах ненавидит это» (Ат-Табарани).

Порицается (макрух) также мочиться стоя без причины. Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Не верьте тому, кто скажет вам, что Посланник Аллаха мочился стоя, ибо он мочился только сидя» (Ахмад; ан-Наса'и; ат-Тирмизи; Ибн Маджа).

Что касается сообщений о том, что Пророк мочился стоя, то это либо объяснялось теми или иными причинами, либо должно было служить указанием на дозволенность этого, обычно же Пророк мочился сидя.

Прежде чем подмываться, мужчине следует освобождаться (истибра') от остатков мочи, равно как и от остатков кала. Иначе говоря, он должен убедиться, что в мочеиспускательном канале не осталось мочи, и быть уверенным в том, что мочеиспускание прекратилось как обычно. Передают, что Абу Хурайра сказал: «Очищайтесь от мочи, ибо по большей части люди будут подвергаться мучениям в могилах из-за этого» (Ибн Хузайма). Женщине это делать не обязательно. После прекращения мочеиспускания ей следует немного подождать, а затем - подмыться.[177]

Необходимо закопать в землю экскременты и постараться полностью освободиться от них.

Прежде чем встать, необходимо прикрыть обнажённые места тела.

После выхода из отхожего места следует сказать: «Прости! Хвала Аллаху, Который избавил меня от страдания и исцелил меня», поскольку 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Выйдя из отхожего места, Пророк говорил: «Прости! (Гуфрана-кя!)» (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Хиббан; аль-Хаким). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что выйдя из отхожего места, Пророк говорил: «Хвала Аллаху, который избавил меня от страдания и исцелил меня (Аль-хамду ли-Лляхи ль-лязи азхаба 'анни-ль-аза ва 'афа-ни)» (Ан-Наса'и; Ибн Маджа).

Затем следует вымыть руки или совершить омовение. Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я ни разу не видела, чтобы Посланник Аллаха , не вымыл руки после удовлетворения большой нужды» (Ибн Маджа). В другой версии этого хадиса сообщается, что она сказала: «Он совершал омовение после того, как выходил из отхожего места» (Ахмад).

Так Ислам заботится о поддержании чистоты, которая играет большую роль в сохранении здоровья человека и защите его от болезней. Установлено, что одной из причин заболевания раком является пренебрежение некоторыми требованиями личной гигиены (например, очищением рта, анального отверстия и детородных органов), на что указывает в своём исследовании доктор Ахмад аль-Кади. Имеются многочисленные указания на то, что несоблюдение правил гигиены ротовой полости приводит к заболеванию раком.

Что же касается чистоты анального отверстия, то уделение внимания этому вопросу считается одним из важных факторов, способствующих предупреждению воспалительных процессов в этом месте тела. Есть мнение, что хронические воспаления в области прямой кишки и анального отверстия могут повышать вероятность возникновения рака заднепроходного канала.

Вопросы и задания

1. Что подразумевается под очищением от грязи?

2. Перечислите виды нечистого, которое подлежит очищению.

3. Согласны ли вы с утверждением, что всякая кровь является нечистой? Почему?

4. В народной медицине существует уринотерапия (т.е. лечение мочой). Как, вы думаете, относится шариат к такому лечению?

5. Почему, согласно шариату, помет голубей не является нечистым?

6. Объясните, почему вино относится к числу нечистых вещей. Подтвердите ваш ответ ссылками из Корана.

7. Пророком сказано, что вино является причиной всех дурных поступков. Объясните почему.

8. Является ли место на теле человека нечистым, если оно обработано одеколоном или другим спиртосодержащим средством? Почему?

9. Приведите примеры того, что из нечистого является простительным и укажите почему?

10. Объясните, что такое малая скверна. Приведите примеры.

11. Что означает очевидное и неочевидное нечистое? Как следует избавляться (очищаться) от скверны в том и другом случае?

12. Разрешает ли Ислам использование человекам лекарств, содержащих спиртовые добавки?

13. Дайте определение слова "истинджа'".

14. При каких условиях человек может отказаться от подмывания (и это является разрешенным) после посещения отхожего места?

15. Какие средства могут быть использованы для очищения от нечистого?

16. Как очиститься человеку, который совершает путешествие по местности, где нет воды?

17. Каковы требования исламской этики в случае удовлетворения большой или малой нужды?

18. Какие слова и действия предшествуют отправлению большой и малой нужды?

19. Назовите правила отправления естественных потребностей. Как они соотносятся с общечеловеческими этическими нормами? С необходимостью охраны окружающей среды?

20. Как следует завершать акт отправления естественной нужды? Как эти правила связаны с нормами личной гигиены?


 


Различаются два вида очищения (тахара) от осквернения:

а) очищение от малого осквернения (хадас), которое осуществляется с помощью частичного омовения (вуду);

б) очищение от большого осквернения (джанаба), которое осуществляется с помощью полного омовения (гусль).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.