Все мы видим, как возрождается, растет год от года мусульманская община в нашей стране. Ислам, величайшая и мудрейшая религия, восстанавливает утраченные позиции, привлекает к себе все больше и больше людей. Верующими становятся не только те, чьи предки испокон веков были мусульманами, но и люди, увидевшие и понявшие сущность Ислама.
И как важно сейчас дать нынешнему поколению мусульман России знания о нашей благословенной религии, познакомить его со всеми мусульманскими обрядами, практикой, взглядом на мир. Ибо вера наша заключается не в слепом поклонении воле Всевышнего, более всего наша вера основывается на истинном знании, на понимании и осмысленном следовании букве и духу Ислама. Без знаний мы никто, мы слепцы, бредущие в тумане. Знание - это светильник, указывающий нам верный путь к праведной жизни, знание зажигает в сердцах огонь искренней веры, и задуть такой огонь уже невозможно, он лишь усиливается и согревает своим теплом людские души.
Но здесь мы сталкиваемся с большими проблемами. Как много лет мусульмане нашей страны не имели возможности открыто исповедовать свою религию. Десятки лет молитвы Всевышнему возносились в обстановке строгой секретности, тайно, тысячи самых образованных, знающих исламских священнослужителей погибли, сгинули в тюрьмах и лагерях или были сосланы и изолированы от своих единоверцев. Не имея возможности передать свои знания, они не оставили после себя достаточного количества учеников. Мечети, исламские библиотеки и школы безжалостно уничтожались. Мусульмане в нашей стране не могли общаться со своими братьями по вере из других государств. Мы были погружены в информационный вакуум, древние традиции были почти забыты, связь времен и поколений нарушена.
Сейчас мы получили возможность открыто исповедовать веру своих предков, но среди мусульман России заметен сильный «информационный голод». Острая нехватка надежной, канонически выверенной исламской литературы на русском языке наблюдается повсеместно. За долгие годы запретов очень многие положения Ислама и способы их каждодневного применения серьезно искажались, так как знающих людей год от года становилось все меньше и меньше. Когда запрет на религию был снят, появилось много переводов канонических арабских мусульманских текстов на русский язык. Но качество таких переводов в основной массе своей оставляет желать лучшего. Они сделаны, словно в большой спешке, изобилуют ошибками и неточностями, а стремление авторов переводов дословно передать арабский текст, делает русскую его версию трудночитаемой, непонятной и сложной для восприятия. Такие книги нередко отпугивали людей, заинтересовавшихся Исламом, а порой и вводили их в заблуждение.
Но, слава Аллаху, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Выпускаются книги, посвященные Исламу, написанные действительно знающими людьми. Издаются качественные, проверенные переводы канонических арабских трудов, люди получают доступ к сокровищнице мусульманского знания, накопленного веками.
Книга, которую вы сейчас держите в руках, посвящена практике ритуального омовения, существующей в Исламе. Каждый мусульманин должен знать все, что входит в "ибада" (поклонение Всевышнему), знать смысл и духовную составляющую каждого выполняемого им действия, и омовения в том числе. Новая книга дает наиболее объемную, содержательную информацию об омовении. Такое полное издание выходит на русском языке впервые, оно с успехом может стать прекрасным учебным пособием для мусульманских учебных заведений, для всех тех, кто ищет знаний и готов их принять.
Совет муфтиев России уделяет большое внимание обучению, образованию мусульман в нашей стране, следит за выпускаемой на территории России Исламской литературой. И я, как Председатель Совета муфтиев России, хочу выразить большую благодарность Духовному управлению мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области, а также медресе «Махинур», чья работа по изданию действительно исламской литературы идет уже достаточно давно и весьма успешно. При поддержке Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области и медресе «Махинур» уже увидели свет сборники богословских трудов ("тафсир"), книги по истории и культуре Ислама. И сейчас мы видим новое свидетельство их работы по распространению знаний среди мусульман - книгу «Ханафитский фикх в новом обличье», написанную нашим современником 'Абд аль-Хамидом Махмуд Тахмазом и переведенную на русский язык. Думаю, эта книга принесет немалую пользу и даст ответы на многие вопросы, волнующие мусульман сегодняшней России.
Председатель Совета муфтиев России
муфтий шейх Равиль хазрат Гайнутдин
От автора
Хвала Аллаху, Господу миров, да благословляет и да приветствует Аллах нашего господина Мухаммада, его семейство, его сподвижников и тех, кто последовал за ними с чистыми сердцами, до самого Судного дня.
А затем: одной из милостей Аллаха Всевышнего, оказанных Им мусульманской общине, явилось то, что мусульмане стали стремиться к изучению установлений шариата[1], которые нашли своё выражение в нормах фикха[2], извлечённых[3] из Священного Корана и Чистой Сунны[4] Пророка Этот интерес объясняется несовершенством современных законов, установленных человеком, и тем, что они не смогли удовлетворить потребности людей в законодательстве в различных сферах их жизни.
После того как в XIV веке по хиджре[5] исламский мир обжёгся о заимствованные с Востока и Запада законы и вкусил горечь их несовершенства, мусульмане захотели вернуться к применению установлений шариата, как это было до конца XIII в. х. В течение всего этого периода вплоть до ослабления Османской империи и захвата её территорий немусульманскими странами разные государства и народы исламского мира на всех этапах своей истории руководствовались исключительно установлениями шариата и нормами фикха.
Как уже отмечалось, с начала XV века по хиджре мусульмане всё больше стремятся вернуться к практике применения шариата и избавиться от власти несправедливых людских законов. Голоса людей, выдвигающих такое требование, раздаются всё громче, а в разных мусульманских странах было организовано несколько официальных и неофициальных симпозиумов и конференций по этому вопросу.
Улемы[6] мусульманской общины и все, кто имеет отношение к этой сфере деятельности, должны стараться облегчать людям возможность ознакомления с установлениями шариата и использовать для этого объективные научные методы в сочетании с указаниями, извлечёнными из этих установлений. Шариат, олицетворением которого является фикх, накопил огромный успешный опыт, получил распространение в разных концах света и применялся самыми разными народами в дни благоденствия и в трудные времена, в периоды подъёма и в годы упадка. Несмотря на различие условий, шариат всегда предлагал любым народам, которые к нему обращались, наиболее лёгкие решения их проблем, не упуская из виду ничто необходимое и всегда удовлетворяя любые потребности в сфере законодательства. Вот почему мусульманам стыдно попрошайничать, будучи богатыми, и непрошеными являться к чужим столам. Правду сказал Аллах Всевышний: «Неужели хотят они суда (времён) джахилиййи[7]? И кто (сможет вершить) суд лучше Аллаха для обладающих твёрдых верой?».[8]
Довольно нам надеяться на пустые обещания и гнаться за обманчивыми миражами, ибо так мы не приобретём ничего, кроме бед и страданий, а приводимые ниже айаты[9] были ниспосланы будто о нас: «И передай им рассказ о том, кому даровали Мы Наши знамения, а он их отбросил, и последовал за ним шайтан, и стал он одним из заблудших. Если бы Мы пожелали, то непременно возвысили бы его посредством (Наших знамений), однако он склонился к мирскому и последовал за своими страстями. (Такой) подобен псу: если бросишься на него, он будет высовывать язык, и если оставишь его в покое, он будет высовывать язык. Это - притча о людях, которые отвергли Наши знамения. Передавай же им (такие) рассказы, чтобы они поразмыслили. Скверна притча о людях, которые посчитали ложью Наши знамения и были несправедливы по отношению к самим себе».[10]
В этой книге, предметом которой являются нормы и доводы ханафитского фикха, предпринимается скромная попытка удовлетворения запросов людей, стремящихся к ознакомлению с нормами фикха, и содержится призыв вернуться к неуклонному следованию им. Молю Аллаха Всевышнего сделать так, чтобы этот труд был посвящен только Ему и чтобы Он принёс им пользу мусульманской молодёжи и внушил молодым людям на деле придерживаться установлений шариата, ибо это зависит лишь от Него.
(Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз, Мекка,
13/10/1418 г. х. (9/2/1998 г.)
От составителей русского издания
Известный арабский мыслитель и богослов Аль-Куртуби писал: «Религиозные науки оживляют... сердце подобно тому, как дождь оживляет мертвую землю». В этом по-восточному образном изречении содержится вечная и всегда живая мысль о важности проникновения человека в глубины религиозной культуры.
Современное общество открыто для духовного образования и развития и готово помочь каждому, кто желает постичь тайны нетленного знания. В наше непростое, но очень интересное время, когда рождаются и звучат диалоги разных культур в различных сферах общественной жизни, у многих людей независимо от возраста и уровня образованности появляется естественное желание приобщаться к высоким духовным истинам, помыслить о вечном, вспомнить о забытом (а до недавнего времени и запретном), постичь свои корни.
Данное издание являет собой попытку приоткрыть двери в мир мусульманской этики для всех, кто испытывает в этом духовную потребность. Этот мир сложен, противоречив и глубок, поэтому постичь его сразу и полностью невозможно даже воспитанному в духе Ислама. Отсюда необходимость издания доступных (прежде всего в смысле языка и стилистики) учебных пособий, которые помогли бы каждому изучить и освоить установления и нормы шариата.
Сложность подобной задачи - в трансформации содержания арабских текстов на русский язык, что требует особого переводческого мастерства и лингвистической виртуозности.
Составителем (а правильнее было бы сказать - интерпретатором) арабских текстов является современный автор, что представляет собой несомненное новшество и одновременно достоинство данного опуса. 'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз передает смысл мусульманских установлений через понимание, взгляды и образ жизни современного человека, увязывая религиозные положения с научным знанием; он как бы протягивает нить праведного религиозного отношения к миру через века и исторические вехи. Недаром автор назвал свою книгу «Ханафитский фикх в новом обличье».
Большим подспорьем для читателей является глоссарий, помогающий разобраться в большом объеме арабских терминов, без знания которых невозможно изучать Ислам, а также обширный список имен, приводимых в тексте.
Известно, что постижение мусульманских правил и норм требует не только простого заучивания и запоминания, но и глубоких раздумий, внутренних диалогов, особенно в ситуациях, когда следует перенести правила в реальную жизнь. Для того, чтобы проверить себя или обсудить изученное с другими, каждая глава (тема) завершается вопросами и заданиями, выполнение которых позволит закрепить знания, открыть новые аспекты знакомого, задуматься над непонятным, в споре найти истину.
Такое построение пособия придает ему академический характер и обеспечивает право быть использованным в специальном обучении будущих специалистов по Исламу (студентов исламских колледжей, школ, институтов).
Стараясь максимально приблизить наше издание к уровню европейского учебника, мы не забывали и о тех, кто стремится самостоятельно и глубоко изучить положения шариатских норм и правил, дабы обрести в жизни чистоту помыслов и деяний.
Составители пособия заранее выражают благодарность тем уважаемым людям, кто, ознакомившись с ним, пришлет свои пожелания, замечания и советы по его улучшению.
Дамир хазрат Мухетдинов
Н. Новгород, 2004 г.
Определение понятия "фикх"
Арабское слово "фикх" означает "понимание, проницательность, знание" и в большинстве случаев используется, когда речь идёт о знании шариата. Прилагательное "факих" (мн. ч. - "фукаха'") переводится как "знающий, понятливый", а в более узком смысле это слово означает "знаток основ и установлений шариата".
Глагол "факиха" означает "хорошо понять что-либо", а "факуха" - "стать факихом".
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха , сказал: «Люди являются рудниками, подобными золотым и серебряным рудникам. Те из них, что были лучшими во времена джахилийи, (остались) лучшими и в Исламе, если усвоили (установления) религии. (Что же касается) душ[11], то они (подобны) воинам, призванным (в войско)[12]: те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся[13]» (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия Муслима).
Ибн Хаджар аль-'Аскаляни, да помилует его Аллах, сказал: «"Факуха" говорят в том случае, когда понимание является врождённым свойством человека; "факаха" - когда человек понимает что-либо раньше других, а "факиха" - когда он понял что-либо[14]».
Мусульмане используют слово "фикх" в качестве специального термина в двух значениях:
1. "Фикх" есть знание об установлениях шариата, касающихся практической деятельности, и указаниях на эти установления. В этом смысле "фикх" является таким качеством, которое указывает на знание человека, а тот, кто обладает этим качеством, считается факихом.
Под установлениями ("ахкам" - ед. ч. "хукм") подразумеваются любые веления и запреты, которым Аллах придал силу закона для людей с целью регулирования их частной и общественной жизни. Примером могут служить установления относительно молитвы, обязательного налога (закят), взаимоотношений между людьми, в том числе семейных взаимоотношений и т. д.
Прилагательное "шариатский" указывает на отношение к тому, что было узаконено Аллахом.
2. Кроме того, "фикхом" именуются установления шариата как таковые. В своей книге "Введение в фикх" шейх[15] Мустафа аз-Зарка пишет: «Сначала "фикхом" именовалось знание об установлениях шариата, а потом так стали называть сами эти установления. Именно это имелось в виду, когда человек говорил: «Я изучал фикх». Таким образом, фикх определяется как совокупность практических установлений шариата».
Шейх 'Алляль аль-Фаси, да помилует его Аллах, сказал: «Религия представляет собой совокупность установлений, имеющих силу закона, а шариат есть Коран и Сунна. Что же касается фикха, то он является наукой обо всём этом. Очевидно, с самого начала шариат понимался как путь, а фикх - как рассуждение с целью понимания, разъяснения и истолкования шариата. Следовательно, можно сделать вывод о том, что фикх не может являться чем-то отделённым от шариата или находиться вне его, ибо он существует только в силу существования шариата»[16].
Таким образом, фикх и шариат представляют собой две стороны одного и того же явления, что подтверждается многочисленными указаниями Корана, и Сунны. Эти указания разъясняют достоинство фикха и показывают, что фикх является наукой, позволяющей постичь установления шариата, связанные с выполнением определённых обязанностей, которые были возложены на нас Аллахом через Коран и Сунну Пророка .
Аллах Всевышний сказал: «И не следует всем верующим выступать (в поход). Лучше, если бы выступала часть (людей) из каждой их группы, (а оставшиеся) стремились к постижению религии и увещевали людей, когда те вернутся к ним, чтобы они остерегались (дурного)».[17] Под постижением религии подразумевается понимание смысла религиозных установлений, связанных с возложением на людей определённых обязанностей, что и является исламским шариатом.
Сообщается, что Му'авийа бин[18] Абу Суфйан, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Пророк сказал: «Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага. Поистине, я только распределяю, а дарует Аллах. (Помните, что), пока не придёт веление Аллаха[19], тот, кто будет противостоять (членам) этой общины, никогда не причинит им вреда, если станут они исполнять веления Аллаха» (Аль-Бухари; Муслим).
Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис служит указанием на то, что человек, не стремящийся к пониманию религии, иначе говоря, не изучающий основы Ислама и связанные с ними практические вопросы, лишён блага. Абу Иа'ля приводит слабую, но верную по смыслу версию хадиса, передаваемого со слов Му'авийи, в которой сообщается, что Пророк также сказал: «...и Аллах не позаботится о том, кто не стремится к постижению религии». Смысл этих слов верен потому, что о человеке, который не знает своей религии, не обладает пониманием и не стремится к нему, можно сказать, что ему не желали блага. Всё это ясно указывает на превосходство улемов над прочими людьми и на превосходство знания о религии над прочими видами знания»[20].
Сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Да порадует[21] Аллах человека, который услышит от нас какие-нибудь слова и запомнит их, чтобы передать (другим), однако может случиться так, что (человек) передаст знание тому, кто обладает большим пониманием, чем он, и может быть так, что носитель знания не обладает пониманием» (Абу Дауд).
Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Да порадует Аллах человека, который услышит от нас что-либо и передаст это (другому именно) так, как он это услышал[22], ведь может статься, что тот, кому передадут (что-либо), усвоит (это) лучше слышавшего (сказанное непосредственно)». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис»).
Сообщается, что во время прощального паломничества Пророк сказал: «Присутствующий да известит об этом отсутствующего, но может получиться так, что тот, кому передадут (мои слова), усвоит их лучше того, кто слышал их (собственными ушами)» (Аль-Бухари).
Передают со слов Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Поистине, руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям» (Аль-Бухари; Муслим).
Аль-Куртуби, да помилует его Аллах, сказал: «Пророк сравнил религию, которую он принёс, с дождём, пролившимся на всех тогда, когда люди нуждались в нём. Таково было положение людей до начала его пророческой миссии, но религиозные науки оживляют мёртвое сердце подобно тому, как дождь оживляет мёртвую землю. Далее он сравнил тех, кто его слушает, с разными видами земли, на которую падает дождь. Кто-то из них знает, действует и передаёт знание другим. Такой человек подобен доброй земле, которая не только впитала воду и получила пользу сама, но и дала жизнь растениям, что принесло пользу другим. Другой собирает знание, не используя его или не стремясь понять то, что он собрал, но передаёт знание другим. Этот человек подобен земле, на которой собирается вода, используемая людьми, и о таких Пророк сказал: «Да порадует Аллах человека, который услышал мои слова и передал это (другому именно) так, как услышал». Третьи же слушают то, чему их учат, но не запоминают и не применяют это и не передают знание другим».[23]
Имамы[24], занимавшиеся иджтихадом[25]
На определённом этапе истории мусульманской мысли важную роль сыграли великие улемы, которые извлекали из Корана и Сунны установления шариата, необходимые людям во всех их делах, и предложили мусульманам совершенную и удовлетворявшую все их потребности законодательную систему.
Среди этих улемов появились и крупные факихи, которые выработали для себя принципы извлечения установлений. В совокупности своей эти правила получили название науки об основах фикха. Факихи неуклонно придерживались сформулированных ими принципов, благодаря чему нормы фикха, извлекаемые из Корана и Сунны, гармонировали друг с другом и отличались совершенством.
Таких имамов было немало, однако суждения большинства из них не фиксировались письменно и поэтому не дошли до нас, те же, суждения которых были записаны и нашли практическое применение, стали известны как четыре имама. Ими являются имамы Абу Ханифа ан-Ну'ман бин Сабит (ум. в 150 г. х.), Малик бин Анас (ум. в 179 г. х.), Мухаммад бин Идрис аш-Шафи'и (ум. в 204 г. х.) и Ахмад бин Ханбал аш-Шайбани (ум. в 241 г. х.).
Их ученики стали записывать и сохранять суждения этих имамов, разъясняя, что служило доводами в пользу их суждений, для чего ими было написано множество трудов. С течением времени богатство фикха прирастало стараниями крупных улемов, сменявших друг друга на протяжении веков, и в конечном итоге мусульманская община стала обладательницей крупнейшей сокровищницы права.
Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, был первым, кто стал вести записи по фикху, разбивая материалы на главы и книги, как это делается сегодня, а автор "Аль-Муватта" имам Малик, да помилует его Аллах, последовал его примеру. Кроме того, Абу Ханифа, родившийся в 80 г. х., считается одним из виднейших улемов из числа последователей[26]. Достоверно известно, что он застал в живых около двадцати сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
Абу Ханифа изучал фикх в Куфе[27] у учеников видного сподвижника 'Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах. Вот почему люди говорили, что семена фикха посеял 'Абдуллах бин Мас'уд, поливал их 'Алькама бин Кайс, который воспринял знание от Ибн Мас'уда, 'Али, Абу-д-Дарда' и 'Аиши, да будет доволен ими Аллах, жатву собрал Ибрахим ан-Наха'и, а обмолотил урожай Хаммад бин Муслим аль-Куфи[28], который являлся шейхом имама Абу Ханифы. Имам сказал о нём так: «Во время каждой молитвы наряду с просьбами простить моего отца я обязательно просил Аллаха простить и его». Хаммад бин Муслим умер в 120 г. х., а Абу Ханифа «смолол» то, что было собрано его учителем. Имеется в виду, что он классифицировал его труды и разъяснил суть его методов. Абу Йусуф Йа'куб бин Ибрахим детально изучил основоположения, сформулированные имамом, и с помощью иджтихада извлёк из основ дополнительные установления. Он являлся самым выдающимся учеником Абу Ханифы и был первым верховным судьёй (кади аль-кудат) Халифата. В своей "Истории" аль-Хатиб аль-Багдади упоминает о том, что Абу Йусуф, родившийся в 113 г. х. и умерший в Багдаде в 182 г. х., был автором книг по основам фикха ханафитского мазхаба[29]. «Хлеб же из этого теста испёк» второй ученик Абу Ханифы и собиратель его наследия Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шайбани, умерший в Рее[30] в 182 г. х. Аль-Хатиб аль-Багдади передал, что ученик имама аш-Шафи'и ар-Раби' сказал: «Я слышал, как аш-Шафи'и сказал: «В том, что касается фикха, все люди нуждаются в Абу Ханифе, ибо он был одним из тех, кому было оказано содействие в постижении фикха».
Исламский фикх является законом (шариат) Аллаха, соблюдая который мы поклоняемся Аллаху. Имамы иджтихада прилагали усилия для извлечения из Корана и Сунны установлений религии Аллаха и Его шариата. Занимаясь этим, они выполняли то, что было возложено на них Аллахом, который сказал: «Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что ему по силам».[31] Аллах Всевышний также сказал: «Аллах ни на кого не возлагает (больше того, что) Он даровал ему».[32] Об этом шейх-уль-Ислам[33] Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал так: «Окончательное решение по этому вопросу можно сформулировать следующим образом: если человек, будь то имам, судья, опекун, муфтий или кто-нибудь ещё, старался и искал доводы в пользу чего-либо, боясь Аллаха по мере сил своих, то это и являлось тем, что возложил на него Аллах. Такой человек проявляет повиновение Аллаху и заслуживает награды, если он боялся Аллаха по мере своих сил, и Аллах, конечно, не накажет его. Он поступает правильно в том смысле, что проявляет повиновение Аллаху, и может найти правильное решение, но может и не найти его»[34].
Шейх факихов своего времени Мухаммад Бахит аль-Муты'и, да помилует его Аллах, сказал: «Каждое из этих установлений либо взято из одного из четырёх источников - Корана, Сунны, единодушного решения улемов (иджма') и суждения по аналогии (кийас), либо правильно выведено с помощью иджтихада. Такое установление является установлением Аллаха, Его шариатом и руководством Мухаммада , следовать которому нам велел Аллах. Дело в том, что, если суждение любого муджтахида[35] основывается на одном из вышеупомянутых четырёх источников, оно должно рассматриваться как установление Аллаха и для него самого, и для его последователей, на что указывают слова Аллаха: «...так спрашивайте обладателей Писания, если сами вы не знаете».[36]
Следует отметить, что человек, который займётся серьёзным изучением различных мазхабов фикха, увидит, что по части основ и многих ответвлений они занимают одинаковые позиции, а расхождения во мнениях касаются лишь некоторых ответвлений. Это относится к числу характерных особенностей и достоинств шариата и указывает на его широту, универсальность и гибкость, благодаря чему шариат может удовлетворять различные нужды законодательства в любое время и в любом месте.
То обстоятельство, что представители различных мазхабов по-разному понимают те или иные указания шариата и извлекают из них разные практические установления, не означает, что Аллах не возложил на нас обязанность выполнения некоторых из этих установлений. Указанием на это может служить содержание хадиса, в котором сообщается, что 'Абдуллах бин 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда Пророк , вернулся (в Медину)[37] после битвы у рва[38], он сказал нам: «Пусть каждый совершит послеполуденную молитву только у (жилищ) бану курайза!».[39] Некоторых из них[40] время послеполуденной молитвы застало в пути, и тогда одни сказали: «Мы не будем молиться, пока не придём туда», другие же сказали так: «Нет, помолимся (здесь), ибо не этого он хотел от нас!». А потом об этом рассказали Пророку , и он не высказал порицания никому из них» (Аль-Бухари).
Ас-Сухайли и другие факихи указывали, что в этом хадисе имеется указание на один из принципов фикха, согласно которому не следует порицать ни того, кто поймёт какой-либо айат или хадис буквально, ни того, кто извлечёт из него нечто особое. Кроме того, в нём есть указание на то, что правы все муджтахиды, между которыми есть разногласия по ответвлениям фикха, и прав каждый муджтахид, если вывод, сделанный им путём иджтихада, соответствует одному из возможных толкований. Многие считали, что по любому вопросу, на который в Коране или Сунне имеются прямые указания, правильным может быть только одно мнение. Многие другие считали, что это справедливо и для тех случаев, когда прямых указаний нет. Такого мнения придерживался аш-Шафи'и, а аль-Аш'ари считал, что прав каждый муджтахид и что установление Аллаха соответствует мнению муджтахида.[41]
Пророк не любил, когда ему задавали много вопросов, желая, чтобы айаты и хадисы носили общий характер, а улемы этой общины могли легко извлекать из них нужные установления. Вот почему, как передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, (однажды) Пророк сказал: «Избавьте меня (от расспросов о том, относительно чего) я с вами (не говорил)[42]. Поистине, живших до вас погубило множество вопросов и несогласие (этих людей) с их Пророками, (а поэтому,) когда я запрещаю вам что-нибудь, избегайте этого, а когда велю вам что-нибудь, делайте из этого что сможете» (Аль-Бухари; Муслим).
В той версии этого хадиса, которую приводит имам Муслим, сообщается, что однажды во время проповеди Пророк сказал: «О люди, Аллах обязал вас совершать хаджж[43], так совершайте же его». Один человек спросил: «Каждый год, о Посланник Аллаха?». Ответа не последовало, но после того, как этот человек повторил свой вопрос трижды, Посланник Аллаха сказал: «Если я отвечу утвердительно, это станет обязательным, но вы ведь не сможете делать этого!», - а потом он сказал: «Избавьте меня (от расспросов о том, относительно чего) я с вами (не говорил). Поистине, живших до вас погубило множество вопросов и несогласие (этих людей) с их Пророками, (а поэтому,) когда я велю вам что-нибудь, делайте из этого что сможете, а когда я запрещаю вам что-нибудь, избегайте этого».
Ад-Даракутни приводит другую версию этого хадиса, в которой сказано: «А после того как был ниспослан айат, в котором говорится: «О те, кто уверовал! Не спрашивайте о (таких) вещах, которые огорчат вас, если откроются вам[44]...»,[45] Пророк сказал: «Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей определённые) обязанности, так не пренебрегайте же ими, и установил (определённые) границы, так не преступайте же их, и запретил (определённые) вещи, так не нарушайте же (эти запреты), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их[46]!».
Имамы иджтихада и пришедшие им на смену улемы прилагали все свои силы для разъяснения установлений шариата и их извлечения из Священного Корана и Сунны Пророка . Они достигли наилучших возможных результатов в познании установлений своей религии, а сокровищница фикха, которую эти люди оставили после себя, является одним из предметов гордости мусульманской общины. Шейх Мустафа аз-Зарка сказал: «В рамках этой системы возникло множество правовых толков (мазхабов), четыре из которых пользуются наибольшей известностью и существуют по сей день. Речь идёт о ханафитском, маликитском, шафиитском и ханбалитском мазхабах, различия между которыми носят не религиозный, а юридический характер, что и способствовало разработке теоретической законодательной базы исламского фикха»[47].
Следует отметить, что заявления некоторых современных мусульманских авторов, призывающих к отделению фикха от шариата, являются несостоятельными и опасными.
Несостоятельность этих призывов объясняется использованием неверных аргументов этими людьми. Они утверждают, что фикх есть деятельность улемов, их иджтихад и их суждения, тогда как к числу установлений шариата относится всё то, выполнение чего Аллах вменил нам в обязанность через Коран и Сунну Пророка поскольку Аллах обязывает нас поклоняться Ему посредством установлений шариата, а не посредством высказываний и суждений улемов.
Однако люди, использующие этот аргумент, упускают из виду то обстоятельство, что в своих утверждениях и суждениях улемы опирались на извлечения из Корана и Сунны. Вышеупомянутые утверждения и суждения принадлежат улемам в том смысле, что это они извлекли их из Корана и Сунны, нов то же время они являются установлениями религии Аллаха Всевышнего и Его шариата, выполнение которых Он возложил на нас, ибо Аллах Всевышний сказал: «... так спросите обладателей Писания, если вы не знаете»[48]. Аллах Всевышний также сказал: «И не следует всем верующим выступать (в поход. Лучше) если бы выступала часть (людей) из каждой их группы, (а оставшиеся) стремились к постижению религии и увещевали людей, когда те вернутся к ним, чтобы они остерегались (дурного)»[49].
Необходимо пояснить, что понимание айатов Корана и хадисов Пророка , извлечение из них установлений есть наука, которой могут хорошо овладеть лишь те, кто специализируется в этой области. Наука, связанная с постижением, отличается от науки передачи, и поэтому для познания установлений Аллаха Всевышнего заучивания Корана и Сунны недостаточно. В хадисах, которые были приведены нами ранее, указывается, что запоминание отличается от понимания и извлечения. Так, например, Пророк сказал: «...однако может случиться так, что (человек) передаст знание тому, кто обладает большим пониманием, чем он, и может быть так, что носитель знания не обладает пониманием». В другом хадисе сообщается, что он сказал: «Присутствующий да известит об этом отсутствующего, но может получиться так, что тот, кому передадут (мои слова), усвоит их лучше некоторых из слышавших их (собственными ушами)».
Вдумаемся в слова 'Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, который разделял запоминание и понимание. Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил 'Али, да будет доволен им Аллах: «(Знаете ли) вы что-нибудь об откровениях помимо тех, что содержатся в Книге Аллаха?». ('Али) ответил: «Нет, клянусь Тем, Кто расщепляет зёрна и создаёт души, я об этом ничего не знаю, но мы обладаем пониманием Корана, даруемым Аллахом человеку, (и есть у нас то, что написано) на этом листе[50]». Я спросил: «А что (написано) на этом листе?». Он сказал: «(То, что следует выплачивать) "акль" за кровь[51], освобождать пленных и не убивать мусульманина за неверного» (Аль-Бухари, Муслим).
Понимание представляет собой нечто большее, чем изложение, а запоминание сказанного не избавляет от необходимости понимания. Фикх есть понимание, которое служит для нас путём к познанию установлений шариата Аллаха Всевышнего, заключающихся в Коране и Сунне. Факихи, занимавшиеся иджтихадом, были искусны потому, что они специализировались в этой науке, нам же следует разделять их мнения, поскольку это и есть религия Аллаха Всевышнего и Его шариат, и это - лучшее, что мы можем сделать, а Аллах не возлагает на нас того, что нам не по силам.
Заблуждаются и ошибаются люди, считающие, что в наше время представители мусульманской общины могут извлечь из Корана и Сунны нечто лучшее, чем те установления, которые содержатся в законодательной базе фикха, передававшейся мусульманами из поколения в поколение в прошлые века.
Это объясняется целым рядом причин, в том числе:
а) имамов иджтихада отделяло от ниспослания Корана не так много времени, как нынешних улемов, и поэтому они лучше разбирались в указаниях шариата, более правильно их понимали и лучше владели арабским языком;
б) сокровищница фикха собиралась не только трудами имамов, но и усилиями приходивших на смену друг другу улемов, которым вышеупомянутые имамы проложили путь. Однако каждое новое поколение делало посильный вклад в эту сокровищницу законодательства, благодаря чему она выросла до таких размеров, что смогла удовлетворять все потребности мусульманской общины во всех делах её жизни;
в) законодательная база фикха, основывающаяся на гармоничных принципах, играла роль связующего звена между его основами и ответвлениями. Улемы неуклонно следовали этим принципам во все времена, и каждое поколение вносило в сокровищницу фикха что-то своё, что делало его ещё более совершенным. Однако возможным это стало лишь потому, что они, подобно их предшественникам, никогда не отступали от вышеупомянутых принципов;
Современные улемы тоже могут внести свой вклад в сокровищницу фикха, если будут придерживаться этих принципов, благодаря чему мусульманская община получит пользу от усилий улемов прошлого и настоящего, а законодательная база фикха расширится и сможет охватить все новые реалии.
Вопросы и задания
1. Объясните значение слова "фикх".
2. Обоснуйте связь между фикхом и шариатом.
3. Какие знания приобретает человек, изучающий фикх?
4. Назовите мазхабы, которые наиболее известны и существуют по сей день.
5. Подготовьте сообщения об основателях мазхабов.
6. Сравните понятия: улем, факих, имам. Какой вклад они вносили в развитие фикха?
Определение чистоты
В прямом смысле слово "тахарат" означает отсутствие грязи, т.е., всего оскверняющего (наджасат), в переносном же имеется в виду свобода от недостатков и грехов. "Татхир" означает очищение.
В шариате слово "тахарат" (чистота) используется для обозначения отсутствия того, что обозначается терминами "хадас" и "хабас".
Термином "хадас" (осквернение)[52] обозначается всё то, что нарушает чистоту тех или иных частей тела, а также всё то, что делает недействительным омовение человека.
Термином "хабас" (грязь) обозначается всё то, что по шариату считается оскверняющим, например, моча, кал или пролитая кровь.