Переход в другое состояние (истихаля) подразумевает изменение качеств и сути нечистого, в результате чего оно перестаёт быть таковым, поскольку утрачивает присущие нечистому качества.[126]
Если нечистая вещь изменяется и превращается в нечто иное, она становится чистой, поскольку шариат определяет как нечистое то, что представляла собой эта вещь первоначально. К исчезновению целого приводит исчезновение даже одной из составных частей такой вещи, не говоря уже о таких случаях, когда исчезает целое. Аналогом этого в шариате может служить семя, которое является нечистым. Оно превращается в сгусток крови, который также является нечистым, когда же этот сгусток превращается в кусочек плоти, он становится чистым. Сок, являющийся чистым, превращается в вино и становится нечистым, вино же превращается в уксус и становится чистым. Таким образом, ясно, что переход какой-либо вещи в иное состояние влечёт за собой утрату присущих ей свойств.[127]
Сообщается, что допустимым превращение вина в уксус считали многие сподвижники и последователи, в том числе 'Али, Ибн 'Аббас, Абу-д-Дарда', 'Ата; бин Абу Рабах, 'Умар бин 'Абд аль-'Азиз и другие.[128]
Исходя из этого, после сжигания чего-либо нечистого золу следует считать чистой; мыло, сделанное из жира чего-либо нечистого, является чистым; а то нечистое, что осаждается на дне колодца, становится чистой глиной. Кроме того, согласно фетвам[129] многих шейхов, чистой является патока, сваренная из осквернённого изюма, а осквернённый кунжут очищается после превращения в кунжутную пасту, и это касается всех прочих подобных случаев.[130]
Дубление кож
Дублением (дибаг) именуется любое действие, устраняющее дурной запах и препятствующее гниению кожи. Различаются два вида дубления:
1. Дубление как таковое, которое осуществляется с помощью чистых веществ, приготовленных с этой целью (например, с помощью чернильного ореха, квасцов, соли и тому подобных вещей).
2. То, что служит заменой дублению и достигается в целях устранения дурного запаха и предотвращения процесса гниения путём присыпания кожи землёй, чтобы она впитала влагу, или выставления её на солнце или ветер, чтобы она высохла.
Кожа становится чистой после просушки, когда гниение ей уже не угрожает.[131] Дубление делает чистой кожу любых животных независимо от того, употребляются они в пищу или нет, на что указывают слова Пророка : «После дубления кожа становится чистой» (Муслим). В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал: «Любая кожа после дубления становится чистой» (Ат-Тирмизи).
Сказанное Пророком распространяется на все виды кожи, в том числе и на свиную, которая, как указывает Абу Йусуф, очищается благодаря дублению, однако основываться следует на утверждении, согласно которому свиную кожу дубление не очищает. Таким образом, она является исключением из общего правила, поскольку свинья нечиста сама по себе.[132]
Дубление служит средством очищения также и дохлых животных, поскольку в одном из хадисов сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) вольноотпущеннице (жены Пророка ) Маймуне досталась в качестве садаки[133] овца, которая (через некоторое время) издохла. Проходивший мимо Посланник Аллаха спросил: «Почему вы не взяли шкуру (этой овцы), не выдубили и не использовали её?». (Люди) сказали: «Она же подохла!». (Тогда) он сказал: «Запрещается только есть её» (Муслим).
Сообщается, что Ибн Да'ля ас-Саб'и сказал: «(Однажды) я сказал Ибн 'Аббасу: «Когда мы бываем в Магрибе, огнепоклонники приносят нам бурдюки с водой и курдючным жиром». Он сказал: «Так пей (эту воду)». Я спросил: «Ты так считаешь?». На это Ибн 'Аббас ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Дубление (кожи) служит средством её очищения» (Муслим).
Что же касается сообщения 'Абдуллаха бин 'Укайма, сказавшего: «Мы получили послание Посланника Аллаха , в котором было написано: «Не используйте ни кожу (ихаб), ни сухожилия падали»,[134] то относительно степени достоверности этого хадиса высказывались разные мнения. Кроме того, в нём нет указаний на запретность использования кожи после дубления, поскольку слово "ихаб" используется для обозначения только недублёной кожи, а недублёную кожу мёртвого животного использовать действительно нельзя, так как она является нечистой.
Дублёную кожу можно использовать какими угодно способами, но есть кожу мёртвого животного, мясо которого разрешено употреблять в пищу, запрещается, поскольку Аллах Всевышний сказал: «Вам запрещено (употреблять в пищу) мертвечину...»[135],
ôMtBÌhãm ãNä3øn=tæ èptGøyJø9$# ...
а кожа является частью животного. Кроме того, ранее уже приводились слова Пророка который сказал об овце вольноотпущенницы Маймуны: «Запрещается только есть её».
Согласно единодушному мнению улемов, нельзя есть и кожу такого животного, мясо которого запрещено употреблять в пищу, поскольку дубление не имеет большей силы, чем убой скота, а убиение животного, мясо которого нельзя есть, не делает дозволенным употребление его в пищу.[136]
Следует отметить, что совершаемое по шариату убиение любого животного, за исключением свиньи, делает его кожу чистым, даже если его мясо нельзя употреблять в пищу. Ниже приводятся указания на это.
1. Хадис, передаваемый со слов 'Абдуллаха бин 'Укайма, который сказал: «Мы получили послание Посланника Аллаха в котором было написано: «Не используйте ни кожу (ихаб), ни сухожилия падали».
Данный хадис служит указанием на то, что возможность использования зависит от того, дохлым или нет было животное, что же касается убиенного животного, то его дохлым не называют.[137]
2. Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Дубление кожи дохлого животного очищает её» (Ан-Наса'и). Сообщается также, что 'Абдуллах бин Харис сказал: «Дубление любой кожи очищает её» (Ад-Даракутни).
Передают со слов Саламы бин аль-Мухаббика, что во время похода на Табук Пророк велел, чтобы ему подали воды, которая была у одной женщины. Она сказала: «У меня есть только бурдюк из кожи дохлого животного». (Пророк спросил: «Дубила ли ты (эту кожу)?». Она ответила: «Да». Тогда (Пророк ) сказал: «Дубление служит средством её очищения» (Ан-Наса'и).
Эти хадисы указывают на то, что чистым кожу любого животного делает совершаемое по шариату убиение, заменой которому служит дубление кожи павшего животного.
Шерсть, волосы, рога, перья, копыта и любые иные части тела мёртвого животного, отделение которых не причинило бы ему боли при жизни, являются чистыми, если на них нет жира. Указанием на это служат следующие сообщения:
1. Слова Пророка , который сказал об овце вольно отпущенницы Маймуны: «Запрещается только есть её».
2. Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха запрещал только есть мясо дохлого животного, что же касается кожи, волос и шерсти, то в использовании этого нет ничего дурного» (Ад-Даракутни).
3. Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда у Савды бинт Зам'а сдохла овца, она сказала: «О Посланник Аллаха, такая-то сдохла».
Он сказал: «Почему же вы не взяли её кожу?». (Люди) спросили: «Разве мы можем взять кожу дохлой овцы?». Тогда Посланник Аллаха сказал (Савде): «Поистине, Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «В том, что было ниспослано мне в откровении, не нахожу я запретного для употребления в пищу, если не считать мертвечины, или пролитой крови, или мяса свиньи...»[138].
Вы же не станете есть (мясо), а кожу можете использовать, если выдубите её». Тогда Савда послала за этой овцой, и с неё сняли шкуру. Она выдубила кожу и сделала из неё бурдюк, который использовала, пока он не продырявился (Ахмад).
В этом хадисе говорится лишь о том, что запрещается использовать мертвечину в пищу.
4. О слоновой кости и костях других мёртвых животных имам аз-Зухри сказал: «Я застал в живых улемов из числа наших праведных предшественников, которые причёсывались гребнями из костей мёртвых животных и использовали сделанные из них сосуды для хранения масла, не усматривая в этом ничего дурного». Имамы Ибн Сирин и Ибрахим говорили, что в торговле слоновой костью нет ничего плохого.[139]
Чистой является также извлекаемая из желудка мёртвого животного твёрдая или жидкая сывороточная закваска, поскольку она образуется из молока. Однако если эта закваска не была нечистой при жизни животного, она не станет таковой и после его смерти.
Если кишки дохлой овцы пригодны и обработаны должным образом, в результате чего они не имеют дурного запаха и не гниют, такие кишки являются чистыми и становятся подобными дублёной коже. То же самое относится к мочевому пузырю и желудку: есть их нельзя, но если они пригодны для использования, их можно использовать для хранения топлёного масла или воды.[140]
Вопросы и задания
1. Что можно очищать от семени трением? Почему?
2. Как можно очистить от нечистого гладкий предмет?
3. Почему для очищения ржавого предмета недостаточно протирания?
4. Как очистить оружие, на которое попала кровь?
5. Что может очиститься от скверны в процессе высыхания?
6. Очищаются ли в процессе высыхания вещи, положенные на землю? Почему?
7. Объясните, почему мыло, сделанное из жира, нечистого, становится чистым?
8. Что такое дубление кожи и зачем оно применяется?
9. Какие вещества пригодны для дубления кожи?
10. Какие действия служат заменой дублению?
11. Любая ли кожа после дубления становится чистой?
12. Можно ли выпить воду из бурдюка, сделанного из кожи дохлого животного? Почему?
13. Приведите примеры, подтверждающие, что если не чистая вещь превращается в нечто иное, то она становится чистой.
Различаются два вида очищения: очищение от грязи (хабас) и очищение от осквернения (хадас).
Очищение от грязи
Очищение от грязи подразумевает очищение одежды, тела и места. Грязью является скверна (наджаса), иначе говоря, всё оскверняющее или же нечистое, часть из многих видов которого перечислена ниже.
1. Любые выделения человеческого тела, в том числе моча, кал, семя (мани), жидкость, выделяющаяся у мужчины под воздействием страсти (мази), густая жидкость без запаха, которая выделяется после мочеиспускания (вади), менструальная кровь (хайд), кровь, выделяющаяся в процессе послеродового (нифас) или непрерывного кровотечения, кровь из ран, гной и рвота, если объём рвотных масс будет не меньше объёма ротовой полости.
Ниже приводятся указания на то, что вышеупомянутые вещи являются нечистыми.
а) Аллах Всевышний вменил в обязанность очищение в случае любых вышеупомянутых выделений. В конце айата об омовении (вуду) и очищении песком (таяммум) сказано: "Аллах не хочет создавать для вас затруднений, но хочет очистить вас..."[141].
О полном омовении (гусль) в случае большого осквернения в том же айате говорится следующее: "...а если вы осквернились, то очищайтесь (полностью)".[142]
А о полном омовении после завершения месячных в Коране сказано: "Удаляйтесь же от женщин во время месячных и не приближайтесь к ним,[143] пока они не очистятся, а когда они очистятся, то совокупляйтесь с ними, как повелел вам Аллах".[144]
Любой человек, обладающий здравой натурой, считает подобные вещи скверными, поскольку они являются грязными и дурно пахнут.
в) В силу соответствующего веления такие вещи необходимо удалять, когда они попадают на тело, одежду или какое-нибудь место, а если бы они не являлись нечистыми по шариату, не было бы веления относительно их удаления. К примеру, в одном из хадисов сообщается, что Пророк " велел полить водой то место, на которое помочился бедуин, а в других хадисах указывается на необходимость удаления семени с помощью мытья, протирания, трения или соскабливания. О чём бы нечистом ни шла речь, в Коране или хадисах всегда есть веление относительно удаления этого. Так, например, о мужчине, у которого под воздействием страсти выделяется жидкость (мази), Пророк сказал: «Он должен омыть свой половой орган и совершить омовение (вуду)» (Муслим). А относительно менструальной крови, попавшей на одежду, Пророк сказал так: «Тебе следует счистить её, потом полить это место водой, сложить ткань вдвое и потереть куски друг о друга, потом обрызгать это место, а потом в (этой одежде можно будет) молиться" (Муслим).
Кровь, которая не льётся из раны, не является нечистой, поскольку она не была пролита. Нечистой является пролитая кровь, ибо в Коране сказано: "Скажи: "В том, что было ниспослано мне в откровении, не нахожу я запретного для употребления в пищу, если не считать мертвечины, или пролитой крови, или мяса свиньи, ибо, поистине, это - скверна..."[147].
Вот почему когда кровь находится там, где ей положено быть изначально, она не является нечистой. Так, если в кармане у молящегося находится тухлое яйцо, желток которого превратился в кровь, не считается, что у него есть с собой нечто нечистое, и молитва такого человека будет действительной. Если же у него находится бутылка с кровью, то молитва окажется недействительной, поскольку он имеет при себе нечто нечистое.
Не считается нечистой кровь, остающаяся в жилах животного после заклания, поскольку такая кровь не является пролитой, и её можно употреблять в пищу вместе с мясом. Чистой является также рыбья кровь, поскольку все улемы считают, что разрешается употреблять в пищу вместе с её кровью.
Не является нечистой кровь клопов и блох. Если такая кровь попадает в воду или на одежду, она не оскверняет её ввиду того, что уберечь одежду и посуду от подобных вещей практически невозможно.
Если рвотные массы не заполняют всего объёма ротовой полости, эти массы нечистыми не считаются и совершать омовение после рвоты не требуется, однако имам Мухаммад считал их нечистыми.[148]
2. Моча, навоз и кровь животных считаются нечистыми, поскольку они грязны и распространяют неприятный запах. Вот почему от подобных вещей, по возможности, следует держаться подальше.
Сообщается, что 'Абдуллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Пророк , вышедший (из дома) для того, чтобы удовлетворить большую нужду, велел мне принести ему три камня. Я нашёл два и стал искать третий, но найти его мне не удалось. Тогда я подобрал кусок сухого навоза, который и принёс ему, а он взял эти два камня, отбросил навоз (в сторону) и сказал: «Это - мерзость» (Аль-Бухари).
Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Очищайтесь от мочи, ибо по большей части люди будут подвергаться мучениям в могилах из-за этого» (Ибн Хузайма). Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал: «Остерегайтесь мочи, ибо прежде всего отчёта с раба в могиле потребуют за это[149]» (Ат-Табарани). Эти хадисы указывают на то, что нечисты все виды мочи.
Что же касается передаваемого со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, хадиса, в котором сообщается, что, когда люди из племени 'укль (или: 'урайна) приехали в Медину, где почувствовали недомогание из-за её климата, и Пророк велел им в течение какого-то времени пить мочу и молоко дойных верблюдиц, то указанием на чистоту верблюжьей мочи он не является. Им было разрешено пить мочу верблюдиц из-за недомогания, но позволение есть или пить что-либо в случае необходимости ещё не говорит о дозволенности и чистоте этого как такового.
3. Нечистым является помёт тех птиц, которые испражняются не в полёте, например, кур и уток, поскольку он грязен и дурно пахнет.
Птицы, испражняющиеся в полёте, подразделяются на два вида. К первому относятся те, мясо которых употребляется в пищу, например, воробьи и голуби. По единодушному мнению всех мусульман, помёт их чист, так как голуби всегда жили при Запретной мечети[150] и соборных мечетях, хотя людям было известно, что они испражняются в воздухе. Это значит, что если бы помёт их был нечист, подобное не допускалось бы во исполнение веления поддерживать в мечетях чистоту. Ко второму виду относятся те птицы, мясо которых в пищу употреблять запрещено, например, соколы, ястребы и коршуны. Их помёт считается нечистым в малой степени, поскольку уберечься от него почти невозможно. Вот почему, как уже отмечалось ранее, разрешается совершать молитву в одежде, на которую попадает такой помёт, если площадь её поверхности загрязнена им менее чем на четверть.
4. К числу нечистых вещей относится вино, подтверждением чему служат следующие указания:
а) Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Поистине, вино, азартные игры, идолы и гадание по стрелам есть не что иное, как скверна, (к которой приводят вас) дела шайтана, так сторонитесь же этого, чтобы вы могли преуспеть!»[151];
6) сообщается, что Абу Са'ляба аль-Хушани, да будет доволен им Аллах, сказал Посланнику Аллаха : «Мы живём по соседству с людьми Писания[152], которые варят в своих котлах свинину и пьют вино из своей посуды». На это Пророк сказал: «Если найдёте другую (посуду), используйте для еды и питья (то, что найдёте), если же ничего другого найти не сможете, мойте (их посуду) водой, а потом используйте её для еды и питья» (Абу Дауд). Веление Пророка мыть посуду, из которой пили вино, указывает на то, что вино является нечистым;
в) сообщается, что 'Усман бин 'Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал: «Избегайте вина, ибо Посланник Аллаха назвал его причиной всех дурных поступков» (Ибн Хиббан).
Поскольку веление воздерживаться от употребления вина распространяется на всех, это указывает на то, что вино является нечистым.
Сообщается, что однажды Халид бин аль-Валид натёрся мазью, в состав которой входило вино, после чего 'Умар написал ему: «Поистине, Аллах объявил вино запретным для ваших утроб, для ваших волос и для вашей кожи». Согласно другой версии этого сообщения, в письме было написано: «Дошло до меня, что ты натёр тело вином, однако, поистине, Аллах запретил использовать вино снаружи и принимать его внутрь, прикасаться к нему и пить его, так пусть же не касаются его тела ваши, ибо оно нечисто».[153]
Все улемы считали нечистым вино, получаемое из винограда, но расходились во мнениях относительно прочих опьяняющих напитков, хотя все они считали запретным их употребление. Вот почему некоторые из них называли такие напитки нечистыми в малой степени, на что указывал в своих фетвах шейх Мухаммад аль-Хамид, который писал:
«Мы можем говорить так, поскольку это явление носит общий характер, ведь люди часто добавляют спирт в дезинфицирующие средства и одеколоны».
Следовательно, если человек использует одеколон или спирт на поверхности, не достигающей четверти площади его тела или одежды, он может молиться, не прибегая к очищению такого места.
Тому, кто пожелает совершать молитву, следует очистить свою одежду, тело и место совершения молитвы от всех нечистых вещей, о которых мы упоминали, равно как и от всего подобного. Такого мнения придерживались все улемы этой общины.[154]