Ислам уделяет чистоте большое внимание, поскольку человек крайне нуждается в ней в своих религиозных и мирских делах.
1. Чистота служит ключом к молитве. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (омывайте) ноги до щиколоток, а если вы осквернены, то очищайтесь (полностью)»[53].
Пророк же, сказал: «Чистота является ключом к молитве, началом её служит такбир[54], а завершением - таслим[55]» (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи).
Поскольку состояние осквернения препятствует совершению молитвы, для человека такое состояние подобно замку; если же он удалит осквернение с помощью очищения, замок раскроется и препятствие исчезнет.
2. Чистота является атрибутом веры, поскольку Пророк сказал: «Чистота - половина веры[56], (слова) "Аль-хам-ду ли-Ллях" (Хвала Аллаху) заполнят собой[57] Весы...» (Муслим).
Здесь под чистотой подразумевается отсутствие на теле чего бы то ни было грязного и оскверняющего, а также внутренняя чистота и очищение человека. В этом смысле чистота представляет собой значительную часть совершенной веры, состоящей из согласия (тасдик)[58], признания (икрар)[59] и действия ('амаль)[60].
Один из факихов сказал: «В этом хадисе подразумевается, что омовение является половиной молитвы, поскольку верой именуют молитву. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Не пристало Аллаху губить вашу веру...».[61]
3 $tBur tb%x. ª!$# yìÅÒãÏ9 öNä3oY»yJÎ) 4 ...
Здесь под "вашей верой" подразумевается молитва, которую мусульмане совершали, поворачиваясь в сторону Иерусалима[62].
3. Внешняя чистота является признаком чистоты человеческой натуры и указывает на цивилизованность человека, а Пророк сказал: «Десять (вещей) являются естественными: подстригание усов, отращивание бороды, (использование) зубочистки, промывание носа водой, подстригание ногтей, промывание суставов пальцев, выщипывание волос под мышками, сбривание волос с лобка и (использование) воды для подмывания».
Мус'аб бин Шайба, один из передатчиков этого хадиса, сказал: «И я забыл о десятой (вещи), но, возможно, что речь шла о полоскании рта» (Муслим).
4. Чистота является причиной любви и благоволения Аллаха, ибо Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся»[63].
5. Несоблюдение чистоты относится к числу таких дел, за которые человек подвергается мучениям в своей могиле после того, как ему задают вопросы о его вере. Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) Пророк , проходивший мимо одной из стен[65] Медины (или: Мекки), услышал голоса двух человек, которые подвергались мучениям в своих могилах. Пророк , сказал: «Их подвергают мучениям, но не за большой грех»,[66] (помолчал некоторое время), а потом воскликнул: «Да, (конечно, мучают их за тяжкие грехи)! Один из них не очищался от собственной мочи, а другой распространял сплетни[67]» (Аль-Бухари).
6. Чистота послужит причиной того, что в День воскресения лица людей озарятся и побелеют, на что указывают слова Пророка : «Поистине, в День воскресения к членам моей общины будут обращаться, называя их "гурран мухаджжалина"[68] из-за следов омовения[69], так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду[70], сделает это» (Аль-Бухари; Муслим).
7. Нет сомнений в том, что чистота является одним из основных средств предупреждения болезней и их распространения в обществе. Вот почему Ислам уделяет много внимания чистоте тела и одежды и побуждает людей поддерживать чистоту окружающей среды. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха , сказал: «Бойтесь двух проклинающих[71]!». (Люди) спросили: «А что такое два проклинающих?» - (и Пророк ) сказал: «(Это проклинающие) того, кто испражняется на дороге, (по которой ходят) люди, и в тени, (где они останавливаются)» (Муслим).
Сообщается, что Пророк , сказал: «Поистине, Аллах Всевышний является Благим и любит благое, Он Чист, и Он любит чистоту, Он Щедр, и Он любит щедрость, Он Великодушен, и Он любит великодушие, так держите же в чистоте ваши дворы и не уподобляйтесь иудеям» (Ат-Тирмизи).
Вопросы и задания
1. Объясните, почему в Исламе большое внимание уделяется чистоте.
2. Объясните, как связаны понятия "тахарат", "хадас", "хабас".
3. Как вы понимаете выражение «чистота - половина веры»?
4. Покажите связь между внешней и внутренней чистотой человека. Приведите примеры.
5. Назовите 10 естественных заповедей внешней чистоты цивилизованного мусульманина.
6. Почему Аллах любит кающихся и очищающихся?
7. Что влечет за собой несоблюдение человеком чистоты сточки зрения веры? Гигиены?
8. Подготовьте сообщение на тему: «Чистота человека и его здоровье».
9. Найдите в шариате подтверждения известному изречению древних «В здоровом теле здоровый дух».
10. Подготовьте реферат на одну из тем:
1) «Намаз и физическая культура мусульманина»;
2) «Ислам о культуре тела»;
3) «Внутренняя и внешняя чистота в Исламе».
11. Подумайте над понятием "мнимая чистота". Приведите примеры.
Вода
Вода (ма') является основным и наиболее часто используемым средством очищения от всего оскверняющего и нечистого. Аллах Всевышний, даровавший её человеку, сказал: «...и Мы ниспослали с неба чистую воду»[72].
Оказывая же милость участникам битвы при Бадре[73], Аллах Всевышний сказал: «(Вспомните,) как покрыл Он вас дремотой, чтобы успокоить вас, и ниспослал с неба дождь, чтобы очистить вас им»[74].
I. Вода, которая чиста сама по себе и может служить средством очищения.
Сохранившая присущие ей изначальные свойства вода, с которой ничто не смешано, именуется "тахур". Таковой является дождевая и морская вода. Аллах Всевышний сказал: «Разве не видел ты, что Аллах ниспосылает с небес воду, наполняя ею источники в земле?».[75]
Сообщается, что, когда Пророка , спросили, можно ли использовать для омовения морскую воду, он ответил: «Вода (моря) чиста (тахур), а мертвечина его дозволена (халяль)» (Ахмад; ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ибн Маджа; ан-Наса'и).
Чистой является также речная вода, образующаяся в результате таяния снега и града, и ключевая вода.
II. Вода, которая, будучи чистой, не может служить средством очищения от осквернения.
Такая вода не устраняет осквернения. Её можно использовать только для очищения от грязи, использование же такой воды для питья, приготовления пищи (замешивания теста) крайне нежелательно (макрух танзихан). Речь идёт о воде, которая уже была использована (муста'маль) для очищения от большого или малого осквернения или для очищения тела с целью получения награды Аллаха.
Так, вода, которой человек, намеревающийся поступить согласно Сунне, помоет руки до или после еды, будет считаться использованной. Если же он помоет руки для того, чтобы удалить с них грязь, то такая вода использованной считаться не будет. То же самое касается и воды, которую используют для очищения не тела, а одежды или сосудов, - по шариату использованной она не считается.[76]
Если вода только пришла в соприкосновение с омываемой частью тела, она не считается использованной, пока не стечёт на землю или на какое-нибудь место, где и останется. Если же во время омовения вода попадёт с одной части тела на другую и человек снова использует её, такое омовение будет действительным.[77]
Ниже приводятся указания на то, что использованная вода не является нечистой.
1. Нет никаких сообщений, которые указывали бы на то, что Пророк кто-нибудь из сподвижников остерегался использованной воды, хотя известно, как они заботились о поддержании чистоты и остерегались малейшей скверны. Всё это и указывает на то, что использованная вода нечистой не является.
2. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха , пришёл навестить меня, когда я был болен и лежал в беспамятстве. Он совершил (в моём доме) омовение, а потом вылил на меня (немного) той воды, которой он пользовался, и я очнулся» (Аль-Бухари).
Сообщается, что ас-Са'иб бин Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) моя тётка со стороны матери привела меня к Пророку , которому сказала: «О Посланник Аллаха, сын моей сестры заболел!» - а он погладил меня по голове и призвал на меня благословение. Затем (Пророк ) совершил омовение, а я выпил остаток воды, которую он использовал...» (Аль-Бухари).
Сообщается, что Махмуд бин ар-Раби', да будет доволен им Аллах, сказал: «А когда Пророк , совершал омовение, (его сподвижники) были готовы сражаться друг с другом из-за воды, которую он использовал» (Аль-Бухари).
Цитированные выше хадисы служат указанием на чистоту использованной для омовения воды ввиду того, что, если бы использованная Пророком , вода была нечиста, он не вылил бы её на Джабира, а сподвижники не пытались бы получить благословение через такую воду, поскольку в нечистом нет блага.[78]
3. Тело человека, пребывающего в состоянии малого или большого осквернения, не считается нечистым в истинном смысле слова, а поэтому не делает нечистым и воду, которая на него попадает. Сообщается, что Пророк , сказал: «Поистине, верующий (никогда) не бывает нечистым[79]!» (Аль-Бухари). Сообщается также, что Пророк ,сказал 'Аише, да будет доволен ею Аллах: «Поистине, наступление твоих месячных не в твоих руках» (Муслим).
Ниже приводятся указания на то, что использованная вода не может служить средством очищения от осквернения.
1. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха , сказал: «Никому из вас не следует купаться в стоячей воде, если он находится в состоянии большого осквернения (джунуб)». (А когда его) спросили: «Как же он должен поступить, о Абу Хурайра?» - он ответил: «Набирать её (раз за разом)» (Муслим).
Этот хадис указывает на то, что погружаться в такую воду запрещалось, чтобы она не стала использованной, поскольку это послужит препятствием для использования её другими.[80]
2. Нет никаких сообщений, которые указывали бы на то, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, хранили использованную воду, запасались ею или брали её в дорогу, несмотря на лёгкость этого и наличие таких предпосылок, как нехватка воды. Кроме того, нигде не сообщается, что кто-либо из них собирал в сосуд пролившуюся воду, использованную для омовения им самим или кем-нибудь другим, а потом снова использовал её для омовения. То, что никто из сподвижников не делал этого, свидетельствует о том, что такая вода для очищения не годится.[81]
Если человек, находящийся в состоянии большого или малого осквернения, опустит руку в сосуд или чан с водой в бане, не омыв её перед этим, такая вода использованной не станет, тогда как его рука после этого очиститься от осквернения. Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно я совершала полное омовение вместе с Пророком , и мы по очереди (брали воду) из одного и того же сосуда» (Аль-Бухари).
Сообщается, что аш-Ша'би сказал: «Находясь в состоянии большого осквернения, сподвижники Посланника , опускали руки в воду, не омыв их до этого. Так же поступали и женщины, у которых были месячные, и они не видели в этом ничего дурного» (Ибн Абу Шайба).
Если человек, находящийся в состоянии малого осквернения, опустит в сосуд ногу, вода станет использованной, поскольку для омовения ног нет необходимости поступать так.
Если человек, находящийся в состоянии большого осквернения и не имеющий на теле ничего оскверняющего, погрузится в чан с водой, он станет чистым, а вода - использованной.[82]
Если во время полного омовения, совершаемого человеком, который находится в состоянии большого осквернения, немного использованной им воды попадёт в чан или сосуд, вода не станет непригодной. Если же такая вода будет литься туда и её станет больше, чем воды в чане, тогда это сделает воду непригодной, и она будет считаться использованной.
Использованной водой, которой нельзя совершать ни частичное (вуду), ни полное (гусль) омовение, считается также любая жидкость, которая естественным образом выделяется во время приготовления еды, например, при варке гороха. То же самое относится к тем случаям, когда к воде примешивается нечто такое, из-за чего она утрачивает свою мягкость и текучесть, или когда вода приобретает качества того, с чем она смешивается.
Например, если то, с чем смешивается вода, отличается характерными цветом и вкусом, и вода приобретёт какое-нибудь из этих качеств, использовать её ни для частичного, ни для полного омовения нельзя. Нельзя использовать воду для омовения и в том случае, когда вода приобретает две из трёх характерных особенностей примеси.[83]
Указанием на недопустимость устранения осквернения с помощью подобных средств служит то, что шариат относит осквернение к числу тех вещей, которые делают молитву недействительной. Устранить же осквернение можно лишь посредством того, что определено шариатом, а именно - посредством воды как таковой, в то время как вышеупомянутые средства водой назвать нельзя.[84]
Из всего сказанного следует, что для очищения необходимо исключить то, что намеренно добавляют ради большей чистоты, например, мыло и поташ[85]. Исключением является проточная вода, цвет которой изменился из-за примесей почвы, застоявшаяся вода или вода, которая как-то изменилась из-за того, что в неё попали листья. Необходимым условием при этом является сохранение ею мягкости, поскольку в подобном случае она продолжает оставаться водой.
Сообщается, что Пророк велел обмыть отваром ююбы (сидр)[86] человека, который, находясь в состоянии ихрама[87], упал со своей верблюдицы и разбился насмерть (Аль-Бухари).
Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, находясь в состоянии большого осквернения, Пророк мыл голову водой с алтеем[88] (Абу Дауд).
Передают со слов Умм Хани, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) Посланник Аллаха , совершил полное омовение вместе с Маймуной[89], и они набирали воду из одного сосуда, а именно - из деревянного блюда, на котором были остатки теста (Ан-Наса'и; Ибн Хузайма).
III. Третьим типом воды является нечистая вода.
За основу следует принимать то, что вода была создана чистой, а поэтому выносить суждение о том, что она нечиста, можно только будучи уверенным в этом. Вот почему, если человек войдёт в баню и увидит в чане небольшое количество воды, не зная точно, чистой или нечистой она является, ему можно совершать ею как частичное, так и полное омовение, а отказываться от неё, основываясь на одних предположениях о том, что она нечиста, не следует. Как уже отмечалось, исходить необходимо из уверенности в чистоте воды, заменить которую может лишь такая же уверенность в обратном. Обследовать эту воду и задавать вопросы следует лишь в том случае, если человек решит, что, скорее всего там оказалось что-то нечистое.[90] Сообщается, что как-то раз 'Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, отправился в путь вместе с другими всадниками, среди которых находился и 'Амру бин аль-'Ас. Когда они добрались до какого-то водоёма, 'Амру спросил: «О хозяин водоёма, приходят ли к твоему водоёму дикие звери?», - и тогда 'Умар бин аль-Хаттаб сказал: «О хозяин водоёма, не сообщай нам об этом, ибо мы приходим туда, где бывают дикие звери, и дикие звери приходят туда, где бываем мы» (Малик; Аль-Муватта).
Исходя из этого, не следует выносить суждение о том, что вода является нечистой, пока туда не упадёт что-нибудь нечистое и это не будет видно по цвету, вкусу или запаху, если воды много. Если же воды мало, то она становится нечистой в результате соприкосновения с чем-то нечистым, даже если заметным это не будет.
Ниже приводятся указания на то, что большое количество воды становится нечистым только в случае появления определённых признаков.
1. Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды люди) спросили: «О Посланник Аллаха, можно ли нам совершать омовение, пользуясь водой из колодца Бида'а?» (а в этот колодец бросали мясо собак и то, у чего был неприятный запах). В ответ на это Он сказал: «Поистине, вода чиста и ничто не делает её нечистой» (Ат-Тирмизи; Ахмад; Абу Дауд; ан-Наса'и).
В этом хадисе речь идёт о большом количестве воды, которая не изменяется от соприкосновения с нечистым, поскольку, согласно единодушному мнению улемов, если в воду попадёт что-то нечистое и в результате этого изменится её цвет, вкус или запах, тогда нечистой станет и сама вода. Что касается колодца Бида'а, то он был большим и многоводным. Сообщается также, что он был проточным и от него вода отводилась к садам, в силу чего то нечистое, которое люди бросали в этот колодец, не изменяло ни цвета, ни вкуса его воды, которая не приобретала неприятного запаха. Вот почему Пророк не вынес суждения о том, что вода этого колодца является нечистой.
2. Сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Воду не оскверняет ничто, кроме того, что изменяет её цвет, вкус или запах» (Ат-Тахави; ад-Даракутни).
А теперь приведём указания на то, что попадание в малое количество воды чего-то нечистого делает нечистой эту воду, даже если её свойства остаются неизменными.
1. Сообщается, что Пророк сказал: «Если собака станет лакать из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, пусть он выльет его содержимое и промоет этот сосуд семь раз» (Муслим).
Данный хадис служит указанием на то, что, если собака будет лакать воду, эта вода станет нечистой, несмотря на то, что от этого никакие её свойства не изменятся. И этот хадис указывает на то, что небольшое количество воды становится нечистым из-за соприкосновения с чем-либо нечистым независимо от того, изменятся её свойства или нет.
2. Сообщается, что Пророк сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не мочится в стоячую непроточную воду, ибо потом эта вода (может понадобиться) ему для полного омовения» (Аль-Бухари).
Таким образом, если в воду попадает что-то нечистое, запрещается совершать в ней полное омовение, даже если её свойства не изменятся.
3. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Когда кто-либо из вас встанет ото сна, пусть не погружает руку свою в сосуд (с водой), пока не омоет её трижды, ибо он не знает, где была рука его во время сна» (Муслим).
Пророк велел омывать руку после сна ввиду возможного осквернения ее ночью перед тем, как погрузить ее в сосуд. Известно, что осквернение такого рода не изменяет состояние воды в сосуде, однако размышление показывает, что если бы это не делало воду непригодной, то веление проявлять осторожность не имело бы никакого смысла.
Решение о том, малым или большим следует считать количество воды, следует принимать самому человеку, поскольку в шариате никаких точных указаний на это нет. Если он посчитает, что вода станет нечистой от края и до края сосуда, значит, воды в сосуде мало, в противном же случае количество воды надо будет считать большим, и она не станет нечистой.[91]
Теперь что касается определения количества воды с помощью такого критерия, как два кувшина, когда малым считается то, что меньше этого. Сообщается, что 'Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланнику Аллаха задали вопрос о воде и приходящих к ней диких зверях и верховых животных, на что он ответил: «Если этой воды не меньше двух кувшинов, она не является грязной» (Абу Дауд; ат-Тирмизи и другие).
Этот хадис передаётся в разных и противоречащих друг другу формах, в результате чего нет никакой возможности согласовать их друг с другом, это касается как иснада, так и матна. Кроме того, все версии его равны друг другу по силе, и ни одной из них нельзя отдать предпочтение. Так, в другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал: «Если этой воды не меньше двух или трёх кувшинов, она не становится осквернённой». В третьей версии сказано: «Если этой воды не меньше одного кувшина, она не является грязной», а в четвёртой речь идёт о сорока кувшинах.
Применять этот хадис на практике мешает отсутствие точного определения, сколько именно воды вмещается в два кувшина. Ибн 'Абд аль-Барр пишет в "Ат-Тамхид": «Выводы аш-Шафи'и относительно хадиса, в котором говорится о двух кувшинах, слабы и не имеют прочной основы с точки зрения Сунны, поскольку мнения улемов об этом хадисе разошлись. Кроме того, нет надёжных хадисов, как нет и единого мнения улемов относительно того, сколько именно воды входит в два кувшина».
Ат-Тахави сказал: «Мы не используем этот хадис, поскольку неизвестно точно, сколько воды помещается в двух кувшинах».
Когда дело касается воды, следует принимать во внимание то время, когда она в неё попало что-либо нечистое. Если в это время воды было много, а её свойства не изменились, значит, она чиста даже если после этого этой воды стало мало.
Если что-либо нечистое попало в малое количество воды, а потом её стало много, она не становится чистой из-за увеличения её количества.[92]
Считается, что количество проточной воды является большим, и она становится нечистой только в том случае, если воздействие осквернения каким-то образом проявляется.
К проточной воде приравнивается вода в бане, которая считается нечистой только тогда, когда воздействие осквернения каким-то образом проявляется при том условии, что вода поступает непрерывно и её можно постоянно зачерпывать.[93]
Если человек в бане опустит осквернённую (наджаса) руку в чан с непроточной водой, то эта вода станет нечистой. Если же в чан по трубе поступает новая вода, тогда она будет считаться проточной и нечистой не станет.[94]
Если к осквернённой воде в чане добавлять воду, пока она не станет переливаться через край, такая вода станет чистой, поскольку уверенности в том, что она нечиста, уже не будет, а вода превратится в проточную.[95]
Даже малое количество воды не станет осквернённым, если в неё попадёт помёт голубей, воробьев и прочих употребляемых в пищу птиц (кроме кур и гусей), поскольку от их помёта уберечься нетрудно. Представители первого поколения мусульман и те, кто пришёл им на смену, разрешали разводить голубей в мечетях, хотя веление о поддержании в них чистоты ни для кого не является тайной.
Что же касается помёта птиц, мясо которых в пищу не употребляется, то он не оскверняет воду, если прикрыть её невозможно, например, воду колодцев и водоёмов. Если же их помёт попадает в сосуды с водой, эта вода становится нечистой, поскольку от этого можно уберечься, прикрывая их.[96]
Наличие в воде мёртвой рыбы, лягушки или живого существа, в котором нет циркулирующей крови (например, мухи, скорпиона, саранчи или блохи), не делает её нечистой. Ниже приводятся указания на это.
1. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Если муха упадёт в питьё кого-нибудь из вас, пусть он (сначала) погрузит её (в это питьё полностью), а потом вытащит её (оттуда) ибо, поистине, на одном её крыле - болезнь, а на другом - исцеление»[97] (Аль-Бухари).
2. Передают со слов Сальмана, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал ему: «О Сальман, любая пища или вода, куда попадёт живое существо, в котором нет крови и которое умрёт там, дозволена для еды, питья и омовения» (Ад-Даракутни; аль-Байхаки).
Малое количество воды не становится нечистым, если эту воду попьёт животное, мясо которого дозволено употреблять в пищу, при том условии, что на его губах нет ничего нечистого. Речь идёт о таких животных, как верблюды, коровы, овцы и лошади, а объясняется это тем, что слюна таких животных образуется из мяса, а мясо их является чистым.
Малое количество воды станет нечистым, если эту воду попьёт собака или свинья, поскольку Пророк велел мыть сосуд после собаки, а свинья сама по себе является нечистой.
Малое количество воды станет нечистым, если эту воду попьёт дикое животное, например гепард, волк, тигр или обезьяна. Объясняется это тем, что слюна таких животных образуется из мяса, а мясо их является нечистым. Указанием на это служит приведенный выше хадис, в котором сообщается, что как-то раз 'Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, отправился в путь вместе с другими всадниками, среди которых находился и 'Амру бин аль-'Ас. Когда они добрались до какого-то водоёма, 'Амру спросил: «О хозяин водоёма, приходят ли к твоему водоёму дикие звери?» - и тогда 'Умар бин аль-Хаттаб сказал: «О хозяин водоёма, не сообщай нам об этом, ибо мы приходим туда, где бывают дикие звери, и дикие звери приходят туда, где бываем мы» (Аль-Муватта).
Вопрос 'Амра бин аль-'Аса относительно диких зверей указывает на то, что остатки того, что они пили, делают воду, с которой они смешиваются, непригодной для омовения (в противном же случае такой вопрос не имел бы смысла). Что же касается слов 'Умара: «...не сообщай нам об этом», то они означают: не сообщай нам об этом, ибо если ты поступишь так, наше положение станет затруднительным, если же мы не будем знать, приходили они или нет, незнание не повредит нам и нам не придётся искать объяснения. Если бы остатки того, что пили дикие животные, были чисты, то 'Умар не запрещал бы хозяину говорить, поскольку в этом случае его слова не нанесли бы никакого вреда.[98]
Вода, которую пьют хищные птицы наподобие соколов, коршунов или ворон, не становится нечистой, несмотря на то, что их мясо в пищу употреблять нельзя. Причина заключается в том, что они пьют с помощью клюва, который представляет собой чистую кость, в то время как дикие звери пьют с помощью языка, покрытого их нечистой слюной.
Вместе с тем при наличии другой воды использовать такую воду для полного или частичного омовения нежелательно (макрух), так как хищные птицы находятся среди падали и скверны. Если же мы убедимся, что на их клювах нет ничего нечистого, то использовать такую воду не противопоказано. Точно так же не противопоказано использовать воду, которую пила курица, находящаяся взаперти и не соприкасающаяся ни с чем нечистым, и нежелательно делать это, если курица пользуется свободой, поскольку на её клюве может оказаться нечто нечистое.
Вода, которую пьют животные, живущие в домах людей, не становится нечистой, поскольку Пророк сказал, что нечистыми такие животные не являются, однако использовать воду, которую они пили, для омовения нежелательно, поскольку эти животные могут соприкасаться с нечистым.
Если человек совершит частичное или полное омовение, а потом обнаружится, что в использованной им воде находилось нечто нечистое, она будет считаться нечистой с того момента, когда это обнаружится, и до тех пор, пока он не выяснит это точно.
Так, если в воде обнаружится дохлое животное, в котором есть кровь, вода будет считаться нечистой с того времени, когда это животное в неё попало. Если время его попадания не установлено, его следует исчислять с текущих суток, если труп животного не раздулся, в противном же случае следует считать, что вода является нечистой в течение трёх суток. В подобных обстоятельствах людям, которые пользовались такой водой для омовения, необходимо будет заново совершить все молитвы за этот период и промыть все места, куда попадала такая вода.
Вопросы и задания
1. Почему в ряду средств очищения на первом месте стоит вода?
2. Опишите виды воды и проиллюстрируйте их примерами.
3. Объясните слова Пророка : «Поистине верующий не бывает нечистым».
4. Дайте определение использованной воды.
5. Определите, в каких случаях вода может использоваться для очищения:
1) если этой водой очищали сосуд;
2) если вода во время омовения попадет с одной части тела на другую;
3) стоячая вода;
4) если в чан с водой опустил руку другой человек, не омыв ее перед этим;
5) если в воде растворен сахар (соль);
6) если в воду добавлены ароматические вещества;
7) если в речной воде плавают осенние листья;
8) если вода образовалась в источнике из талого снега;
9) если вода находится в колодце в неизвестной местности;
10) если воду эту пила домашняя птица;
11) если воду эту лакала домашняя собака;
12) если в воде плавают лягушки;
13) если в воде плавает мертвая рыба;
14) если в воде находятся насекомые;
15) если эту воду пила лошадь;
16) если эту воду пил тигр;
17) если эту воду пила хищная птица.
6. Объясните, почему так важна в шариате степень чистоты воды, используемой для очищения.
Земля
В случае невозможности использования воды Ислам предписывает очищаться землёй (тураб). Аллах Всевышний сказал: «Если же вы больны, или находитесь в пути, или кто-нибудь из вас удовлетворил большую нужду, или вы прикасались к женщине[99] и (после этого) не смогли найти воды, то очищайтесь чистой землёй, протирая ею свои лица и руки. Поистине, Аллах - Снисходительный, Прощающий»[100].
Очищение с помощью земли считается таковым в силу существования соответствующего установления, но не является истинным. Вот почему Ислам считает его временным очищением, которое действительно до тех пор, пока не исчезнет причина, в силу которой такое очищение является дозволенным. После этого человек, совершивший очищение землёй, считается пребывающим в состоянии осквернения по отношению к той молитве, которую он ещё не совершил[101], а молитва его без установленного частичного или полного омовения будет недействительной.
Если говорить об удалении грязи, то использование земли предписывается с целью уменьшения, но не удаления скверны. Вот почему когда на обувь попадает что-нибудь нечистое (твёрдое и сухое), и это место протирается землёй, обувь после этого считается чистой. Указанием на это служат слова Пророка : «Когда кто-нибудь из вас придёт в мечеть, пусть посмотрит на свои сандалии, и если он увидит на них что-нибудь нечистое, пусть протрёт их, а потом молится в них» (Абу Дауд; Ибн Маджа; Ибн Хузайма).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Если кто-нибудь из вас наступит на что-нибудь нечистое, средством очищения для его обуви послужит земля» (Абу Дауд; Ибн Хиббан; аль-Хаким).
Если на обувь попадёт какая-нибудь нечистая жидкость, например, моча, то в этой обуви следует походить по песку или по земле, пока она не подсохнет, а потом - протереть это место землёй, пока следы не разойдутся, после чего обувь станет чистой.[102]
Предписывается использовать землю и в том случае, когда требуется очистить сосуд, который стал нечистым из-за того, что из него попила собака. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Если собака попьёт из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, его следует промыть семь раз, использовав в первый раз землю» (Муслим).
Ханафиты считали, что веление, которое содержится в этом хадисе, носит рекомендательный (мандуб) характер, и говорили, что достаточно промыть сосуд трижды. В качестве довода они использовали слова Абу Хурайры, который сказал: «Если собака попьёт из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, пусть он выплеснет из него воду и промоет сосуд трижды» (Ибн 'Ади).
На вопросы о том, почему не следует промывать сосуд семь раз, они отвечали следующим образом:
1. Веление промывать сосуд семь раз было отменено (мансух), так как касалось начального периода, когда собак было велено даже убивать. Указанием на это служит то обстоятельство, что это веление не выполнял сам Абу Хурайра, передавший приводимый выше хадис, поскольку сообщается, что он сказал: «Если собака попьёт из сосуда, выплесни из него воду и промой сосуд трижды» (Ад-Даракутни). Что же касается Абу Хурайры, то он не отказывался от выполнения того, о чём говорится в хадисах, по собственному усмотрению, а поступал так лишь в том случае, когда знал, что то или иное веление отменено.
2. Веление промывать сосуд семь раз носит рекомендательный характер, а веление промывать сосуд трижды выполнять обязательно (ваджиб), поскольку для сподвижника недопустимо поступать вопреки тому, что он передаёт. Вот почему промывать сосуд семь раз желательно (мустахабб), а три раза - обязательно.
3. Промывать сосуд после собаки было велено восемь раз. Об этом сообщается в хадисе, переданном со слов 'Абдуллаха бин Мугаффаля, который сказал: «Посланник Аллаха » велел убивать собак и сказал: «Что вам делать с этими собаками?», но потом разрешил держать собак для охоты и охраны овец и сказал: «Если собака попьёт из сосуда, промойте его семь раз, а на восьмой посыпьте землёй» (Муслим). Если бы промывать сосуд было обязательно семь раз и это веление не было бы отменено или не приняло рекомендательный характер, тогда переданному Ибн Мугаффалем было бы следовать предпочтительнее, чем следовать переданному Абу Хурайрой, поскольку большее лучше меньшего.
Следует отметить, что наукой было установлено наличие в земле вещества, уничтожающего многие виды микробов, которых невозможно уничтожить с помощью одной лишь воды. Таким образом, данный хадис относится к числу указаний на истинность пророчества, что подтверждает правильность наиболее распространённого мнения улемов, согласно которому необходимо придерживаться сказанного в хадисах буквально, а это значит, что использовать землю для очищения сосудов после собак обязательно.
Вопросы и задания
1. Почему очищение землей шариат считает временным?
2. В чем отличие очищения землей от очищения водой?
3. В каких случаях шариат допускает очищение землей?
4. Приведите примеры из жизни, когда следует использовать землю для очищения.
5. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Можно ли очистится от скверны с помощью земли»?
6. Как различные источники рекомендуют поступить с сосудом, из которого пила собака? Чем вы можете объяснить расхождения в трактовках?
Трение
Трение (фарк) очищает одежду от осквернения её семенем (мани) после того, как оно высохнет. Указанием на это служат слова 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Мне приходилось оттирать (засохшее семя) от одежды Посланника Аллаха , после чего он молился в этой одежде». В другой версии этого хадиса сообщается, что она сказала: «Мне приходилось отскребать засохшее (семя) от одежды Посланника Аллаха , ногтем» (Муслим).
Если же семя остаётся влажным, то очистить одежду можно только с помощью воды, на что указывают следующие сообщения:
1. Сообщается, что Суляйман бин Йасар сказал: «Я задал 'Аише вопрос относительно семени, попавшего на одежду, на что она ответила: «(Обычно) я смывала (следы семени) с одежды Пророка , после чего он выходил на молитву, (даже если) его одежда ещё не просыхала полностью[103]» (Аль-Бухари).
2. Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно я оттирала семя от одежды Посланника Аллаха , если оно было засохшим, и отмывала его, если оно было влажным» (Ад-Даракутни).
3. Один человек задал 'Умару бин аль-Хаттабу вопрос о семени, и тот ответил ему: «Если оно влажное, то отмывай его, а если засохшее, то оттирай, если же следы его скроются, то обрызгай одежду водой» (Ибн Абу Шайба).
4. Сообщается, что о семени, попавшем на одежду, 'Аиша сказала так: «Если увидишь (следы семени), то смой его, а если не увидишь, то обрызгай одежду» (Ат-Тахави).
Передают со слов Йахйи бин 'Абд ар-Рахмана, что в своё время он совершил 'умру[104] вместе с 'Умаром бин аль-Хаттабом и другими людьми, среди которых находился и 'Амру бин аль-'Ас. Где-то в пути 'Умар остановился на отдых, а когда почти уже наступило утро, у него случилась поллюция. Ни у кого в караване не оказалось воды, а когда же воду нашли и принесли, 'Умар принялся смывать следы семени, которые были ему видны, и продолжал делать это пока не занялась заря. 'Амру бин аль-'Ас сказал ему: «Уже утро! У нас есть другая одежда, а твою отдай постирать». На это 'Умар ответил: «Ты меня удивляешь, о 'Амру! Хорошо, если ты сможешь найти другую одежду, но разве каждый сумеет сделать это? Клянусь Аллахом, если я поступлю так, это станет сунной[105], а я смываю то, что увидел, и обрызгиваю то, что не вижу» (Малик).
Поскольку 'Умар задержал молитву для того, чтобы смыть следы семени, его товарищи выразили ему своё неодобрение. Если бы протирание этого места тряпкой могло заменить тот способ очищения, который выбрал 'Умар, он, конечно, не стал бы откладывать молитву для того, чтобы помыть его. К тому же его товарищи посоветовали ему отдать свою одежду, чтобы потом её постирали. Следовательно, все они считали, что необходимо мыть те места, куда попадает семя, если оно остаётся влажным.
В одном из хадисов сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха , удалял семя со своей одежды с помощью корня душистого тростника, а потом молился в ней, если же оно было сухим, он соскабливал его» (Ахмад; Ибн Хузайма; аль-Байхаки). Однако относительно иснада этого хадиса высказывались разные мнения, а его матн относили к категории "мудтариб"[106]. К тому же его содержание противоречит достоверному хадису 'Аиши, в котором сообщается, что засохшее семя она удаляла путём трения, а влажные замывала.[107]
Если семя попадает на тело, очищать его путём трения нельзя, поскольку так очищают только одежду, а для иных случаев суждение по аналогии не подходит. Кроме того, под воздействием температуры тела семя становится менее вязким, и поэтому путём трения не удаётся извлечь то, что проникает в поры.[108]
Если человек помочился, но не использовал воду для подмывания, трение не может служить средством очищения от испущенного им после этого семени, поскольку семя смешается с мочой, а трение от мочи не очищает. Исключение составляют такие случаи, когда он испускает семя за один раз. Трение очищает от семени и тогда, когда моча не распространяется по головке члена, так как в подобном случае семя с мочой не соприкасается.[109]
Остающиеся на одежде после стирания следы семени не причиняют вреда, как и следы, остающиеся после замывания. Указанием на это служат слова 'Аиши, которая сообщила, что она неоднократно смывала семя с одежды Пророка , а потом показывала ему одно или несколько пятен (Аль-Бухари).
Если одежда пропитается водой после стирания с неё засохшего семени, она не станет нечистой снова, поскольку то, что исчезло, не возвращается без причины.[110]
Пример того, кто очищается с помощью камня после удовлетворения своей нужды, не может служить аргументом, опровергающим это суждение. Если такой человек погрузится в резервуар с водой в бане, он осквернит воду, ибо камень не очищает то место, которое следует подмыть, а только уменьшает степень осквернения. Если вода войдёт в соприкосновение с этой скверной, она тоже станет нечистой, так как малое количество нечистого делает нечистым малое количество воды, даже если внешне это никак не проявляется. Трение служит средством очищения, когда дело касается засохшего семени, а остающиеся после этого следы будут чистыми, и соприкосновение с водой воздействия на них не окажет.[111]
Очищать одежду с помощью трения можно только в том случае, когда речь идёт о человеческом семени, а в отношении семени животных суждение по аналогии (кийас) не применяется. Кто-то из факихов сказал, что очищать одежду от семени с помощью трения было разрешено ввиду распространённости подобных случаев.[112]
Протирание
Если на твёрдый и гладкий (или отполированный) предмет, не имеющий пор (например, зеркало, меч, мраморную плиту, нож или смазанный жиром сосуд), попадает что-нибудь нечистое независимо от того, сухим или влажным оно окажется, поверхность такого предмета протирается (масх), пока следы нечистого не исчезают, - это делает его чистым. Дело в том, что нечистое не проникает внутрь таких предметов, а всё, что попадает на их гладкую (или отполированную) поверхность, удаляется благодаря протиранию.
Согласно достоверным сообщениям, сподвижники Посланника Аллаха которые убивали неверных (куффар) мечами, протирали их после этого и молились с этими мечами, не омыв их.
Если же на том месте, куда попало что-нибудь нечистое, есть ржавчина, то протирания для очищения недостаточно, поскольку нечистое проникнет внутрь сквозь поверхность. Вот почему в подобных случаях следует использовать воду.[113]
Если нож, на который попала кровь, протереть землёй, этого будет достаточно для очищения, поскольку благодаря этому достигается цель, состоящая в устранении следов скверны.[114]
Высыхание
Как средство очищения высыхание, (джифаф) подходит только для земли. Если осквернённая земля высохла и на ней не осталось никаких следов осквернения, это значит, что благодаря высыханию она очистилась.
Это утверждение, касающееся земли, распространяется и на всё то, что неподвижно находится на земле (например, на дерево, траву, мелкие камешки или песок), и не распространяется на то, что не является землёй и не находится на ней неподвижно, в том числе на такие вещи, как циновка, ковёр или одежда. Всё это в процессе высыхания не очищается.[115]
Ниже приводятся указания на то, что в результате высыхания земля становится чистой.
1. Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «При жизни Посланника Аллаха , когда я был холостым юношей, мне нередко приходилось ночевать в мечети. (В то время) собаки заходили в мечеть, выходили оттуда и мочились там[116], однако люди не поливали водой ни одно (такое место)» (Абу Дауд).
Если бы не считалось, что такие места очищаются в процессе высыхания, получалось бы, что люди оставляют их нечистыми, зная о том, что во время молитвы они обязательно будут становиться на них. Кроме того, оставление таких мест нечистыми противоречило бы велению относительно их очищения, а это значит, что в результате высыхания они определённо очищаются.[117]
2. Сообщается, что Нафи' сказал: «Ибн 'Умару, да будет доволен им Аллах, задали вопрос о садах, в которых испражняются и мочатся люди и попадается навоз, и он сказал: «После того, как над садом пройдут дожди и его высушат ветры, не будет ничего дурного в совершении в нём молитвы, ибо так поступал и Пророк (Ат-Табарани).
3. Мухаммад бин аль-Ханафиййа[118] сказал: «После того, как земля высыхает, она становится чистой» (Ибн Абу Шайба).
Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала нечто подобное, однако поскольку подобные вещи невозможно постичь с помощью собственного суждения, слова 'Аиши следует отнести к сообщениям категории "марфу'"[119], и именно к этой категории относит данное сообщение Ибн Абу Шайба, передавший его со слов Абу Джа'фара аль-Бакыра.[120]
Что же касается хадиса, в котором сообщается о том, как один бедуин помочился в мечети, после чего по велению Пророка на это место вылили воду,[121] то он не является указанием на то, что земля не становится чистой в результате высыхания, поскольку в этом хадисе не говорится и не подразумевается, что землю можно очистить только с помощью воды. Ханафиты говорят, что средством очищения осквернённой земли может служить как поливание, так и высыхание. В вышеупомянутом хадисе говорится лишь о том, что Пророк выбрал один из двух способов очищения, но выбор одного из них не исключает выбора другого.[122]
Утверждение о том, что если бы высыхания было достаточно для очищения, то людям не велели бы принести воду,[123] неприемлемо, поскольку в данном случае вода была использована в такое время, когда люди крайне нуждались в ней для совершения молитвы, а ожидание, пока земля высохнет, заставило бы их отложить выполнение этой обязанности. Кроме того, использование воды явилось результатом выбора лучшего из двух средств очищения, помогло лучше очистить это место и избавиться от неприятного запаха.[124]
Следует отметить, что в результате высыхания земля становится чистой всё же не в полной мере, и поэтому молиться на такой земле можно, очищение же ею является недействительным, поскольку до осквернения земля являлась чистой и могла служить средством очищения, а в результате осквернения утратила оба этих качества. После высыхания земля снова становится чистой, но когда она снова станет средством очищения - неизвестно. Однако, если земля не может служить средством очищения, очищение ею будет недействительным, а за основу принимается то, что высыхания достаточно только для того, чтобы сделать землю годной для совершения на ней молитвы.[125]