Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Беременность и кормление грудью.




Ислам разрешает не соблюдать пост беременным и кормящим грудью женщинам, если женщина опасается, что пост может повредить ей самой или её ребёнку. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха с.а.с. разрешал не соблюдать пост беременным женщинам, которые опасались за своё здоровье, а также кормящим грудью, которые опасались за здоровье своих детей» (ан-Наса'и; Ибн Маджа).
Передают со слов Анаса б. Малика аль-Ка'би, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха с.а.с. сказал: «Поистине, Аллах снял с путников обязанность соблюдения поста и совершения половины молитвы, а с беременных и кормящих грудью - обязанность соблюдения поста» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; ан-Наса'и; Ибн Маджа).
Кормящей женщине не следует отказываться от поста в том случае, когда она может кормить ребёнка не только своим молоком. Если же материнское молоко нечем заменить ввиду бедности матери или из-за того, что ребёнок отказывается от всего иного, тогда женщине можно не соблюдать пост при том условии, что у неё возникнут опасения за себя или за ребёнка.
Кроме того, кормящая женщина может не соблюдать пост, если врач предпишет ей принимать лекарства, необходимые для лечения младенца.
Всё это указывает на милосердие Ислама, лёгкость его установлений и гибкость шариата в том, что касается возложения обязанностей на людей.

 

Страх смерти.


Постящемуся разрешается нарушить пост, если жажда или голод окажутся столь сильны, что у него возникнут опасения лишиться из-за этого жизни или рассудка. В подобных случаях пропущенный день поста следует впоследствии возместить. Что же касается искупительных действий, то совершать их обязательно лишь тогда, когда человек сам доводит себя до такой степени изнеможения, что это начинает угрожать его жизни или рассудку, не будучи вынужденным делать это. Вот почему во время рамадана людям, занятым на тяжёлых работах, например пекарям или жнецам, либо не следует работать так много, что это не позволит им довести пост до конца, либо, по возможности, заниматься своей работой в вечернее время. Если же человек вынужден работать днём и у него нет возможности трудиться меньше обычного, например, в таких случаях, когда он нуждается в получении оплаты в полном объёме, или когда наниматель, к которому он нанялся на определённый срок, не соглашается расторгнуть договор найма, или когда он опасается того, что выращенный им урожай погибнет или будет украден, и не может нанять никого, кто выполнил бы его работу, тогда на нём не будет греха. Это значит, что он не будет обязан искупать нарушение поста из-за столь сильной жажды или голода, что это заставит его опасаться за свою жизнь. В подобных случаях человеку следует только возместить пропущенный день в то время, когда он не будет работать, или в один из коротких зимних дней.
Люди, вынужденные заниматься тяжёлым физическим трудом во время рамадана, должны знать, что им следует не отказываться от поста с самого начала дня, а начинать соблюдать пост в надежде на то, что Аллах Всевышний поможет им довести его до конца. Даже если это и не осуществится, человек всегда может отвести от себя опасность путём утоления жажды или голода, однако не соблюдать пост с самого начала таким людям не разрешается.
Если человек, который нуждается в заработке, знает, что работа причинит ему вред, он может нарушить пост, однако делать это запрещается до тех пор, пока он не почувствует, что заболевает.
Необходимо обратить внимание на два важных момента:
а) Людям, которым по уважительной причине разрешается не соблюдать пост во время рамадана, не следует открыто принимать пищу в дневное время.
Если же такая причина исчезнет, то в знак уважения к рамадану человеку необходимо до захода солнца воздерживаться от всего, что нарушает пост. Это в равной степени касается путника, если он решит остаться где-либо не менее чем на пятнадцать дней, больного, если он исцелится, женщины, если она очистится после завершения месячных или послеродового кровотечения, человека, который нарушил пост, случайно проглотив воду во время полоскания рта, а также того, кто съел что-либо, думая, что ночь ещё не закончилась, если потом выяснится, что уже появилась заря. Во всех этих случаях человеку, который нарушил пост, следует до конца дня воздерживаться от всего, что его нарушает, из уважения к благословенному месяцу рамадану.
Так же следует поступить и подростку, если в дневное время он достигнет возраста половой зрелости, или неверному, который примет Ислам. При этом ни тот, ни другой не обязан возмещать ни этот день рамадана, ни дни, которые предшествовали достижению половой зрелости или обращению в Ислам, поскольку до этого соблюдение поста не вменялось им в обязанность.
В случае достижения подростком половой зрелости до полудня, например если во сне у него случится поллюция, после чего он вознамерится соблюдать пост, его пост будет действительным, поскольку намерение подростка является действительным. Этот пост, который считается добровольным, обязательно возмещать в случае его нарушения. Если же пост вознамерится соблюдать неверный, который примет Ислам до полудня, то его пост дей-ствительным не будет, поскольку до обращения в Ислам его добровольное поклонение было бы недействительным, чем бы он ни занимался.
б) Каждому из вышеупомянутых лиц, то есть путнику, больному, беременной или кормящей грудью женщине, тому, кто нарушил пост, чтобы избежать опасности, и женщине, у которой начались месячные или послеродовое кровотечение, следует возместить все пропущенные дни. Если человек, которому по уважительной причине разрешается не соблюдать пост, умрёт, невыполненных обязанностей у него не останется. Если же он проживёт какое-то количество дней, в течение которых можно будет возместить пост, но не сделает это и скончается, перед смертью ему следует внести в завещание распоряжение относительно искупления (фидайа) за каждый день, в который он мог возместить пост, но не сделал этого.
Искупление за каждый день поста эквивалентно размеру садаки разговения. Если у покойного есть наследники, средства на исполнения распоряжения об искуплении следует взять из одной трети наследства, если же наследников нет, то эти средства берутся из всего наследства в целом. Если завещатель не оставил никаких распоряжений относительно искупления, наследники ничего не обязаны расходовать на это, поскольку искупление является одним из видов поклонения, которым следует заниматься по распоряжению того, кто должен, но не может заняться этим. Однако и совершение этого наследниками по собственной инициативе будет принято, если пожелает Аллах Всевышний.


Уважительные причины, в силу которых пост позволительно не соблюдать, что требует искупления (филайа)

 

Есть всего лишь одна такая причина, а именно постоянная невозможность соб-людения поста ввиду постоянной слабости или хронической болезни. В пример можно привести состояние дряхлого старца, который каждый день чувствует себя плохо, или состояние такого больного, который уже не надеется на выздоровление. Если такие люди не в состоянии соблюдать пост ни летом, ни зимой, они обязаны искупать каждый пропущенный день. По своему размеру такое искупление экви-валентно садаке разговения. В качестве садаки разговения следует отдать нужда-ющемуся два с четвертью килограмма пшеницы или же выплатить её стоимость, величина которой может быть разной в зависимости от времени и места.
Человек, который обязан искупить пропущенные дни поста, может по соб-ственному выбору сделать это в начале или в конце рамадана. Указанием на обязательность искупления является тот айат Корана, где сказано: «Для тех, кто может (поститься, но с трудом), во искупление (следует) накормить (одного) неимущего...» (Коран, 2:184).
Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Это касается стариков и старух, обязанных накормить одного нуждающегося за каждый день поста, который они не в состоянии соблюдать». Это сообщение приводит аль-Бухари, и нечто подобное передаётся со слов 'Али и Ибн 'Умара.
Искупление может служить заменой таким видам поста, которые сами по себе являются обязательными, например заменой поста в рамадане. Другим примером является такой случай, когда человек даёт обет поститься, но так и не может вы-полнить его из-за постоянной слабости, пока не становится дряхлым старцем, то ему разрешается искупить этот пост. Если же дело касается такого поста, который служит заменой чему-то иному, например, поста, соблюдаемого во искупление нарушения клятвы вместо оделения едой десяти нуждающихся, или поста, соблюдаемого во искупление совершённого по ошибке убийства вместо освобождения верующего раба, то искупление не может служить заменой такому посту при жизни человека, обязанного соблюдать этот пост. Однако в завещании такой человек может распорядиться относительно искупления после его смерти.
Зерно или его стоимость предназначаются для выплаты тем же категориям лиц, которые имеют право на получение средств, собранных в качестве закята. Если человек, искупающий пропущенный день поста, выплачивает положенное не одному, а нескольким беднякам, или выплатит одному бедняку в два раза больше положенного, его искупление будет действительным. Если же человек, который обязан искупить пропущенный день поста, сам беден, то ему следует молить Аллаха о прощении, а обязанность искупления с него снимается, поскольку в Коране сказано: «Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что ему по силам» (Коран, 2:286).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.