1. Порицается, чтобы постящийся что-нибудь пробовал на вкус или жевал без уважительной причины. Это не относится к таким случаям, когда человек, вынужденный покупать еду, опасается обмана, или когда муж или хозяин женщины отличается дурным характером, или когда некому разжевать еду для ребёнка, кроме матери, если у неё имеется только такая еда, которую ребёнок не сможет есть без предварительного разжёвывания.
2. Постящемуся порицается делать всё то, что предшествует совокуплению и побуждает к нему, например, целовать и обнимать женщину или прикасаться к ней, если нет уверенности в том, что это не приведёт к семяизвержению или совокуплению, то есть к нарушению поста. В обоих сборниках «Сахих» приводится хадис, в котором сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время поста Пророк с.а.с. нередко обнимал и целовал (своих жён, однако) он владел собой лучше любого из вас». Смысл этих слов заключается в том, что мужчинам следует избегать поцелуев и не приравнивать себя к Пророку с.а.с., который в совершенстве владел собой.
Обнажённым супругам порицается обниматься, прижимаясь друг к другу, поскольку в большинстве случаев это приводит к совокуплению.
Абу Дауд приводит хадис с хорошим иснадом, в котором со слов Абу Хурай-ры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что как-то раз один человек задал Пророку с.а.с. вопрос об объятиях и прикосновениях друг к другу обнажённых супругов и получил разрешение на это. Когда же к Пророку с.а.с. с тем же вопросом обратился другой человек, он запретил ему делать это. Причина заключалась в том, что первый из них был стар, а второй - молод.
3. Постящемуся порицается делать то, что может обессилить его настолько, что он будет не в силах соблюдать пост, например, пускать себе кровь с помощью рассечения вены или использования банок, заниматься тяжёлой работой ил и подолгу находиться в горячей бане. В обоих сборниках «Сахих» приводится хадис, в котором сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно мы отказывались от кровопускания (во время поста) только потому, что постящемуся порицается напрягаться». Если же вышеупомянутые действия не обессилят постящегося, то в совершении их нет ничего порицаемого, как и в том, чтобы постящийся заворачивался в пропитанную водой одежду, желая охладить тело. Так, например, сообщается, что во время поста Пророк с.а.с. иногда поливал голову водой по причине жажды или жары (Абу Дауд).
Постящийся может промывать нос и полоскать рот, даже если это делается не во время совершения омовения. Однако, поступая так, не следует преступать пределы разумного, чтобы вода не попала внутрь, поскольку это приведёт к нарушению поста. Не является порицаемым также очищение зубов с помощью зубочистки (сивак), даже если она смочена водой, так как Пророк с.а.с. сказал: '«(Обыкновение пользоваться) зубочисткой относится к числу наилучших качеств постящегося» (Ибн Маджа).
Подтверждением этому служат многие другие хадисы, которые побуждают людей пользоваться зубочисткой, не делая различий между постящимися и теми, кто не соблюдает пост.
По мнению имама аш-Шафи'и, да помилует его Аллах, порицается пользоваться зубочисткой во время поста во второй половине дня. Он считал, что использование зубочистки приводит к устранению достойных похвалы следов поста. Имеется в виду обозначенное в одном из хадисов словом «хулюф» изменение запаха во рту постящегося в результате отказа от пищи. Здесь имеется в виду приводимый в обоих «Сахихах» хадис, в котором сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха с.а.с. сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: "Любое дело сына Адама (делается им) для себя же, кроме поста, ибо, поистине, (пост соблюдают) ради Меня, и Я воздам за него ». (Посланник Аллаха с.а.с. также сказал): «Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не повышает голос, если же кто-нибудь станет бранить его или (попытается) завязать с ним ссору, пусть скажет (такому человеку): "Поистине, я соблюдаю пост!". Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса, а постящийся испытает две радости: он порадуется своему разговению, когда станет разговляться, а когда встретится со своим Господом, порадуется он (тому, что постился)"».
Однако, как считают ханафитские имамы, здесь имеются в виду такой человек, который не в силах избавиться от запаха, появляющегося результате поста. Если же человек не желает избавляться от запаха по собственной воле, то награды за это он не получит, как и тот, кто специально выбирает далёкий путь, чтобы сделать как можно больше шагов, добираясь до мечети. Во многих хадисах есть указания на то, что человеку, который добирается до мечети пешком, полагается награда. Так, например, в обоих «Сахих»ах приводится хадис, в котором сообщается, что Пророк с.а.с. сказал: «Поистине, наибольшую награду за совершение молитвы получит тот из людей, кому приходится проходить (наибольшее расстояние до мечети)...». То же самое относится и к такому человеку, который имеет возможность ехать верхом, но отправляется пешком (например, на джихад на пути Аллаха), так как буквально понимает хадис, где сообщается, что Пророк с.а.с. сказал: «Огонь не коснётся того раба, ноги которого покрывались пылью на пути Аллаха» (аль-Бухари).
С учётом вышеизложенного порицается, чтобы наряду с зубочисткой постящийся пользовался и зубной пастой, которая вместе со слюной может попасть внутрь, что приведёт к нарушению поста. Ранее указывалось также, что без необходимости порицается пробовать на вкус пищу.
Замужней женщине порицается соблюдать добровольный пост без разрешения своего мужа и при том условии, что это не причинит ему никакого ущерба, например, в том случае, когда он болеет, находится в пути или пребывает в состоянии ихрама, готовясь совершить хаджж или умру. Муж вправе запретить жене заниматься любым добровольным видом поклонения, например, соблюдать добровольный пост, выполнять обеты или искупать нарушение клятвы. Если же женщина выполняет обязанности, возложенные на неё Аллахом, например, постится во время рамадана или возмещает пропущенные дни обязательного поста, муж не должен запрещать ей делать это, поскольку сотворенному существу не следует подчиняться, если это приведёт к ослушанию Творца. Вместе с тем, даже если муж заставит жену нарушить пост, возмещать его она обязана с его разрешения.
Указанием на это служит приводимый в обоих «Сахих»ах хадис Абу Хурай-ры, да будет доволен им Аллах, который передал, что Пророк с.а.с. сказал: «Не разрешается женщине поститься (добровольно) в присутствии своего мужа иначе, как с его позволения».
Кроме того, сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Бывало так, что мне следовало возмещать (дни поста, пропущенные во время) рамадана, но я могла делать это только в ша'бане».
Следует отметить, что если добровольный пост наёмного работника вредит интересам нанимателя, он может поститься только с его разрешения. Если же добровольный пост работника никак не повредит интересам нанимателя, он не имеет права запрещать работнику поститься.
Если кто-нибудь из родителей запретит ребенку соблюдать добровольный пост, опасаясь, что из-за этого он может заболеть, то ему лучше всего подчиниться родителям.