Таковым является пост, который соблюдается во исполнение обета, не свя-занного с определённым временем. Так, если человек скажет: «Я должен соблюдать пост в течение одного дня ради Аллаха», он будет обязан сделать это в любой день по собственному выбору.
Другим видом такого поста является добровольный пост, который становится обязательным после того, как человек приступает к его соблюдению. Такой пост следует возмещать в случае его преднамеренного или непреднамеренного нарушения, например, в таких случаях, когда у женщины, соблюдающей добро-вольный пост, начинаются месячные. Указанием на это являются слова Аллаха Всевышнего: «...и не делайте тщетными дела ваши!» (Коран, 47:33).
Аллах Всевышний также сказал: «...а монашества, которое они сами при-думали, Мы им не предписывали. (Они сделали это) только в стремлении к благоволению Аллаха, однако не соблюдали этого должным образом» (Коран, 57:27). Данный айат приводится здесь по той причине, что в нём выражается порицание людям, не занимавшимся теми видами поклонения, заниматься которыми им не предписывалось, но которые они сами сочли для себя обязательными.
Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды,) когда мы с Хафсой соблюдали (добровольный) пост, нам предложили поесть. У нас возникло желание (отведать этой еды), и мы поели, а потом (к нам) пришёл Посланник Аллаха с.а.с. Хафса подошла к нему первой и сказала: "О Посланник Аллаха, мы соблюдали пост, но нам предложили еду, которой нам захотелось (отведать), и мы поели". (На это Пророк, с.а.с.) сказал: "Возместите (этот пост соблюдением поста) в течение (другого) дня"» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; ан-Наса'и).
Разрешается ли человеку, который соблюдает пост добровольно, нарушать его без уважительной причины?
В одном из достоверных хадисов есть указание на то, что так поступать нельзя. Однако аль-Камаль б. аль-Хумам, занимавшийся исследованием этого вопроса, приводит другой хадис, который, по его мнению, указывает на то, что в подобных случаях нарушать пост разрешается, если у человека есть намерение возместить этот пост в другое время. Правильность такого вывода подтверждается многими другими указаниями. Так, например, сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды Пророк с.а.с. пришёл ко мне и спросил: "Найдётся ли у вас что-нибудь поесть?". Мы ответили: "Нет", и он спросил: "Тогда я буду поститься". Потом, когда он пришёл к нам в другой
день, мы сказали: "О Посланник Аллаха, нам прислали в подарок хайс (блюдо, приготовляемое из фиников и муки)", и он велел: "Покажите мне его, (хотя) я и начал соблюдать пост"», а потом поел (Муслим).
Согласно первому хадису, который указывает на непозволительность нарушения добровольного поста без уважительной причины, такой причиной может служить нежелание хозяина, чтобы его гость соблюдал добровольный пост. Гость может соблюдать добровольный пост в том случае, когда против этого не возражают те, у кого он остановился. На это указывает приводимый ат-Тирмизи хадис, в котором сообщается, что Пророк с.а.с. сказал: «Пусть тот, кто остановится у каких-нибудь людей, ни в коем случае не постится добровольно, если не будет на то их согласия». Что же касается хозяина, то он может нарушить добровольный пост, если ему будет неприятно отказываться от совместной трапезы с гостем или если гость сочтёт для себя обидным есть в одиночестве. Указанием на это служит хадис, где сообщается, что Абу-д-Дарда' нарушил свой пост, когда к нему пришёл Сальман аль-Фариси, который сказал: «Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!» (аль-Бухари ).
Кроме того, добровольный пост разрешается прерывать с целью предо-твращения причинения вреда кому-либо из мусульман. Так, когда кто-нибудь клянётся, что его жена получит развод, если человек, который постится добровольно, не поест, постящемуся можно нарушить пост, чтобы его брату в Исламе не был причинён вред. Здесь речь идёт о таких случаях, когда пост прерывается до середины дня, с наступлением же второй его половины пост не следует прерывать ради кого бы то ни было, разве что об этом человека попросит кто-нибудь из его родителей. В подобном случае разрешается прервать пост до наступления времени послеполуденной молитвы, но не после этого ввиду близости наступления времени разговения. Обязательным является также пост, который по обету соблюдает человек, неотлучно пребывающий в мечети в течение определённого времени (му'такиф).