Женщина, у которой во время рамадана начнутся месячные или послеродовое кровотечение, не должна поститься, пока истечение крови не прекратится. Если же такая женщина станет поститься, её пост будет недействительным, поскольку по шариату она постящейся не считается. В подобных случаях женщинам запрещается воздерживаться от еды, воды и прочих запретных во время поста вещей, так как им запрещается поститься, а подражание запретному также является запретным. Таким женщинам следует возмещать дни поста, пропущенные ими из-за месячных или послеродового кровотечения.
Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «С нами тоже случалось это, и нам велели возмещать (пропущенные дни) поста, но не велели возмещать (пропущенные) молитвы».
В этом отношении различие между постом и молитвой состоит в том, что мо-литвы совершаются часто и возмещать их затруднительно, тогда как поститься предписано в течение одного месяца и возмещать пропущенные дни нетрудно.
Пост женщины, у которой начались месячные или послеродовое кровотечение, недействителен независимо от того, предписанным или добровольным он является. Если у постящейся женщины истечение крови начнётся даже совсем незадолго до захода солнца, её пост за этот день станет недействительным и она будет обязана возместить его. Это касается как предписанного поста, соблюдение которого такими женщинами является недействительным, так и добровольного. Добровольный пост в подобных случаях обязательно возмещать в силу того, что, начав поститься, женщина обязана довести пост до конца, чего она сделать не может из-за того, что пост становится недействительным.
Является ли совершение полного омовения необходимым условием действи-тельности поста после завершения месячных или послеродового кровотечения? Нет, не является, если же его совершение приведёт к откладыванию молитвы, женщина совершит грех.
Следует помнить о том, что время, необходимое для того, чтобы раздеться, набрать воды, совершить полное омовение и снова одеться, исчисляется с момента прекращения месячных или послеродового кровотечения. Здесь речь идёт о прекращении истечения крови до истечения максимального срока про-должительности месячных или послеродового кровотечения. В первом случае этот срок составляет десять дней, а во втором сорок.
Исходя из этого, если месячные продолжались менее десяти дней и завер-шились до наступления зари в рамадане, после чего в распоряжении женщины останется столько времени, что его хватит для того, чтобы совершить полное омовение и приступить к молитве, произнеся слова «Аллаху акбар», ей следует соблюдать пост в этот день. Если же времени на всё это у неё не хватит, её пост в этот день будет недействительным, однако из уважения к священному месяцу, ей следует воздерживаться от всего, что запретно для постящихся. Пост же в этот день будет недействительным, и его необходимо возместить. В том случае, когда месячные прекращаются ровно через десять дней за мгновение до появления зари, пост в этот день становится обязательным и будет действительным, поскольку месячные продолжаются не более десяти дней.
Здесь следует отметить, что отсутствие большого освернения не является необходимым условием действительности поста, даже если человек имеет воз-можность совершить полное омовение. Указанием на это служит хадис 'Аиши и Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором сообщается, что, когда Посланник Аллаха с.а.с. встречал рассвет в состоянии осквернения после близости со своей женой, он совершал полное омовение и (продолжал) поститься (дальше) (аль-Бухари).
Однако, если человек останется в состоянии большого осквернения до исте-чения времени молитвы, он согрешит дважды: первым грехом станет несовершение молитвы, вторым же задержка её совершения. Эти грехи могут привести к тому, что человек лишится награды за соблюдение поста или же к тому, что его пост не будет принят. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах принимает только от богобоязненных» (Коран, 5:27), а тот, кто не совершает молитву, определённо не относится к числу благочестивых. Объясняется это тем, что молитва является одним из столпов религии, а Пророк с.а.с. сказал: «Тщетными окажутся дела того, кто не совершает послеполуденную молитву (*аср)» (аль-Бухари, ан-Наса'и).
3. Отказ от совершения всего, что делает пост недействительным.
Если будет угодно Аллаху, подробно об этом мы поговорим в другом разделе.