Добровольным является любой пост, соблюдаемый помимо предписанных (фард) и обязательных (ваджиб) постов и относящийся к числу тех видов поста, к соблюдению которых побуждает мусульман сунна. Примером может служить соблюдение поста 9-10 или 10-11 дней месяца мухаррам. Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Посланника Аллаха с.а.с. спросили о соблюдении поста в день 'ашуры и он сказал: «(Пост в этот день) служит искуплением ( малых грехов) прошлого года» (Муслим).
Желательно соблюдать пост в течение шести дней месяца шавваль, так как Пророк с.а.с. сказал: «Пост (человека, который) соблюдает его во время рамадана и добавляет к нему шесть (дней в) шаввале, подобен непрерывному (дахр) посту» (Муслим; ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ибн Маджа; ан-Наса'и).
Тем, кто не совершает хаджж, желател ьно поститься в ден ь 'Арафата, то есть в девятый день месяца зу-ль-хиджжа, на что указывают слова Пророка с.а.с. «Пост в день 'Арафата служит искуплением (малых грехов) прошлого и будущего года» (ат-Тирмизи; Ибн Маджа; ан-Наса'и).
Желательно ежемесячно поститься по три дня во время полнолуния, когда ночи бывают светлыми, так как Пророк с.а.с. сказал Абу Зарру: «Если (захочешь) поститься по три дня в месяц, постись в тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый (его дни)» (ат-Тирмизи).
Желательно поститься по понедельникам и четвергам, так как Пророк с.а.с. сказал: «Дела (людей) представляются (Аллаху) по понедельникам и четвергам, и я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (ат-Тирмизи).
Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк с.а.с. всегда старался соблюдать пост по понедельникам и четвергам» (Муслим; ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ибн Маджа; ан-Наса'и).
Из всех видов добровольного поста наилучшим и самым любимым для Аллаха Всевышнего является такой пост, который соблюдается через день, так как это затруднительно для души. Сообщается, что Пророк с.а.с. сказал: «Любимым постом Аллаха Всевышнего является пост Дауда, а любимой молитвой Аллаха Всевышнего является молитва Дауда, который спал половину ночи и молился треть её, (а потом) спал шестую часть ночи, постился же он через день» (Абу Дауд; Ибн Маджа; ан-Наса'и).
VI. Пост, соблюдение которого порицается (макрух танзихан)
Имеется в виду такой пост, отказ от которого предпочтительнее его соблюдения. Примером может служить соблюдение поста в десятый день месяца мухаррам, если человек наряду с этим не будет поститься в девятый или одиннадцатый день этого месяца, поскольку соблюдение поста только в десятый день подобно посту иудеев. По той же причине порицается поститься только по субботам или воскресеньям, а если человек поступает так для того, чтобы уподобиться кому-либо, такой пост становится крайне порицаемым. Это не относится к таким случаям, когда пост в субботу или воскресенье приходится на обычные дни поста человека, который он соблюдал и прежде, например, если человек обычно постится через день или соблюдает пост в начале каждого месяца. Порицается также поститься по пятницам, поскольку в этот день человек должен выполнять и другие религиозные обязанности, с чем он может не справиться из-за слабости, вызванной соблюдением поста. На это указывают слова Пророка с.а.с.: «Не выделяйте ночь пятницы для ночных молитв среди прочих ночей и не выделяйте день пятницы для поста среди прочих дней, если только кто-либо из вас не будет соблюдать свой обычный пост» (Муслим; ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ибн Маджа; ан-Наса'и). Порицается также поститься постоянно, ежедневно, даже если человек и не будет соблюдать пост в те дни, когда делать
это запрещается. Порицается поститься молча, поскольку это напоминает пост огнепоклонников. Во время поста человеку следует говорить благое и вступать в разговор в случае необходимости. Порицается поститься по два дня подряд, не принимая пищи между ними. Достоверно известно, что Пророк с.а.с. поступал так, однако он запретил делать это другим, сказав: «Поистине, я отличаюсь от вас, ибо Господь мой кормит и поит меня» (аль-Бухари; Муслим).