Как и в предыдущем случае, для искупления совершённого по ошибке убийства человек, который не в состоянии освободить верующего раба, должен поститься два месяца подряд. Аллах Всевышний сказал: «А тому, кто убьёт верующего по ошибке, (следует) освободить верующего раба и выплатить выкуп за кровь (членам) семьи (убитого), если только они не освободят (их от этого). Если (убитый) был из людей, враждующих с вами и являлся верующим, (то убившему следует) дать свободу верующему рабу, а если он относился к числу тех людей, с которыми у вас есть договор, (то убившему следует) уплатить (членам) семьи (убитого) выкуп за кровь и дать свободу верующему рабу. Если же (убивший) не имеет (возможности сделать это, то ему следует соблюдать) пост два месяца подряд в качестве покаяния пред Аллахом, ведь Аллах - Знающий, Мудрый» (Коран, 4:92).
Пост в качестве наказания за охоту.
Если человек, который находится в состоянии ихрама, убьёт дичь или укажет на неё тому, кто убьёт её, он должен понести наказание за это. Для этого
двум известным своей справедливостью людям следует на месте оценить уби-тую дичь. После этого виновный в совершении греха может по своему выбору либо купить на указанную ими сумму скот и принести его в жертву в Мекке, либо купить пшеницы и раздать по полса' её неимущим, либо соблюдать по одному дню поста за каждые полса'. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Не убивайте дичь, находясь в состоянии ихрама. Если кто-нибудь из вас убьёт её преднамеренно, воздаянием за это послужит (купленный им) скот, равноценный тому, что он убил. Решение об этом (должны) вынести два справедливых человека из вас, и (этот) жертвенный скот должен достичь Каабы, или (в качестве) искупления (ему следует оделить) едой неимущих, или же (он должен соблюдать) соответствующий пост...» (Коран, 5:95).
Пост в качестве искупления (фидйа) за совершение греха в состоянии ихрама по уважительной причине.
Пост в качестве искупления (фидйа) за совершение греха в состоянии ихрама по уважительной причине.
Если человек, который находится в состоянии ихрама и совершает хаджж или умру, по какой-нибудь уважительной причине использует благовония, или раньше времени обреет голову, или наденет скроенную одежду, ему следует принести в жертву овцу, или раздать шестерым неимущим по полса' пшеницы, или соблюдать пост в течение трёх дней. Аллах Всевышний сказал: «А если кто-нибудь из вас болен или голова его доставляет ему страдания, (он может обриться), искупив (это) соблюдением поста, или милостыней, или жертвоприношением» (Коран, 2:196).
Пост взамен жертвоприношения.
Пост взамен жертвоприношения во время совершения «хаджж ат-та-матту'» и «хаджж аль-киран».
Если человек, совершающий один из двух этих видов хаджжа, не в состоянии принести в жертву скот, в качестве возмещения ему следует соблюдать пост в течение десяти дней - три дня в состоянии ихрама во время хаджжа до дня жертво-приношения 10-го зу-ль-хиджжа и семь дней после завершения обрядов хаджжа. Аллах Всевышний сказал: «Когда же вы будете находиться в безопасности, то всякий, кто захочет после умры совершить хаджж, должен принести в жертву столько скота, сколько сможет, а тому, кто не (сможет) найти (этого, следует соблюдать) пост три дня во время хаджжа и семь дней после того, как вы вернётесь, что (в целом) составит десять дней» (Коран, 2:193).
III. Пост как определенная обязанность (ваджиб), выполняемая в особое время.
Таковым является пост, соблюдаемый в определённое время во исполнение какого-либо обета. Так, например, если человек скажет: «В четверг я должен соблюдать пост ради Аллаха», он будет обязан соблюдать пост в этот день, если же он не сделает этого, то будет обязан возместить его. Аллах Всевышний сказал: «Потом пусть... выполнят свои обеты...» (Коран, 22:29).
Другим указанием на обязательность этого служат слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Пусть человек, давший обет повиноваться Аллаху, повинуется Ему, а тот, кто дал обет не повиноваться Ему, пусть не выполняет (своего обета)» (аль-Бухари; ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ибн Маджа; ан-Наса'и).