Арабское слово «и'тикаф» переводится как «непрерывная занятость чем-либо».
В качестве шариатского термина это слово используется для обозначения пребывания в мечети с целью занятости различными видами поклонения и совершения в ней пяти предписанных молитв совместно с другими мусульманами. Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шайбани считали действительным уединение в любой мечети, и некоторые улемы разделяют их мнение, поскольку в наше время так поступать легче. Как указывает Ибн 'Абидин, человека, который уединился в мечети, необходимо снабжать едой. Женщине следует уединяться в том месте её дома, которое отведено для её молитв, тогда как уединяться в мечети ей порицается.
Польза и'тикафа
Во время уединения в мечети человек полностью посвящает себя поклонению своему Господу, проводя время в ожидании предписанных молитв, приобретая знания, поминая Аллаха и читая Коран вместе с другими людьми. Кроме того, он простаивает ночи в молитвах, надеясь на то, что Аллах даст ему возможность бодрствовать в ночь предопределения, так как награда за поклонение в эту ночь будет больше, чем награда за поклонение в течение тысячи месяцев.
Наряду с этим уединение в мечети оказывает благотворное влияние на психику человека, позволяя ему отвлечься от забот и трудностей жизни, укрепиться духовно и успокоиться сердцем, ибо в Коране сказано: «Поистине, благодаря поминанию Аллаха успокаиваются сердца» (Коран, 13:28)
Что делает и'тикаф недействительным
Уединение в мечети становится недействительным, если то, из-за чего человек покидает мечеть, не является необходимым по шариату. Считается, что человек покидает мечеть по уважительной причине в том случае, когда он уходит в другую мечеть для участия в пятничной молитве, если в той мечети, где он находится, эта молитва не проводится, или покидает мечеть для удовлетворения естественных потребностей или совершения полного омовения в случае большого осквернения, если совершить омовение в пределах мечети невозможно. Уважительными причинами являются также обрушение стен и опасения человека за свою безопасность или сохранность своего имущества в той мечети, где он находится.
В тех случаях, когда человек покидает мечеть не в силу одной из вышеупомянутых причин, его уединение в мечети по обету становится недействительным, а желательное или осуществляемое по примеру сунны уединение прекращается. Если человек прервёт осуществляемое по примеру сунны уединение в один из последних десяти дней рамадана и покинет мечеть до появления молодого месяца в первый день шавваля, ему следует возместить этот день уединения.
Кроме того, уединение в мечети становится недействительным в результате совокупления или совершения действий, которые обычно предшествуют совокуплению, если это приводит к семяизвержению. Указанием на это являются слова Аллаха Всевышнего: «И не совокупляйтесь с ними, когда вы неотлучно пребываете в мечетях» (Коран, 2:187).
Необходимо принимать во внимание то, что соблюдение поста является необходимым условием действительности уединения в мечети по обету. Это значит, что если кто-нибудь даст обет провести в мечети определённое количество дней, то все эти дни ему следует соблюдать пост.
Сухур
Человеку, который соблюдает пост, желательно принимать пищу незадолго до рассвета, так как Пророк с.а.с. сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать» (аль-Бухари и Муслим).
Это помогает человеку заниматься поклонением, каковым является пост, ведь Пророк с.а.с. также сказал: «Прибегайте к помощи вкушения пищи перед рассветом для соблюдения поста днём» (Ибн Маджа).
Человек, который желает соблюдать пост, выполнит указание Пророка с.а.с., если поест или выльет то, что у него имеется, в предрассветное время, иначе говоря, в течение последней шестой части ночи. Посланник Аллаха с.а.с. сказал: «Всё время сухура является благословенным, так не упускайте же его, и пусть каждый из вас выпьет хотя бы глоток воды, ибо, поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест или пьёт перед рассветом» (Ахмад). Посланник Аллаха с.а.с. также сказал: «Прекрасной едой верующего во время сухура являются финики» (Абу Дауд),
Желательно откладывать приём пищи и начинать есть совсем незадолго до рассвета, однако у человека не должно быть сомнений в том, что ночь продолжается, а в случае возникновения подобных сомнений принимать пищу порицается. Указанием на то, что приём пищи перед рассветом желательно откладывать, служит приводимый в «Сахих» Муслима хадис, в котором сообщается, что Абу 'Атыййа сказал: «(Однажды) мы с Масруком пришли к 'Аише, да будет доволен ею Аллах, и Масрук сказал ей: "Есть два человека из числа сподвижников Мухаммада с.а.с.. Ни тот, ни другой не допускают никаких упущений, совершая благое, но один из них (старается) совершать вечернюю молитву и разговляться как можно быстрее, а другой откладывает и молитву, и разговение". ('Аиша, да будет доволен ею Аллах,) спросила: "Кто (старается) совершать молитву и разговляться как можно быстрее?". (Масрук) ответил: '"Абдуллах", имея в виду Ибн Мас'уда, и тогда она сказала: "Так поступал и Посланник Аллаха с.а.с.".
После приёма пищи не следует ложиться спать, поскольку это приведёт к по-вышению кислотности желудочного сока и затруднит пищеварение. Это благословенное время необходимо посвятить поклонению Аллаху ('ибадат) и просьбам о прощении (истигфар), а затем отправиться в мечеть, чтобы принять участие в коллективной утренней молитве. Этот период является одним из лучших для поклонения Аллаху, Который сказал: «...и на заре молили о прощении» (Коран, 51:18).
Аллах Всевышний также сказал: «...и (читай) Коран на заре. Поистине, (чтение) Корана утром будет иметь свидетелей» (Коран, 17:78).