Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЩАЯ МОЛИТВА И ОБЯЗАННОСТИ ИМАМА



Общая молитва......................................................................................... 54

Установления, касающиеся имама......................................... 56

Место нахождения тех, кто совершает молитву

под руководством имама............................................................ 56

Когда должен начинать действовать участник

общей молитвы под руководством имама.................. 58

Когда отставшему следует возмещать

пропущенное........................................................................................... 59

В каких случаях заслуживает оправдания тот,

кто не принял участия в пятничной

или обычной общей молитве.................................................... 60

Молитва тех, кто заслуживает оправдания.................. 60

Витр и добровольные молитвы (ас-сунан ар-раватиб),

совершаемые до или после обязательных молитв

по примеру пророка, ........................................... 61

В какое время и каким образом совершается витр... 62

В какое время молиться запрещается........................... 62

Пятничная молитва.................................................................... 65

Суждение о пятничной молитве......................................... 65

Условия действительности пятничной молитвы 65

Как следует читать хутбу........................................................ 65

Как совершается пятничная молитва......................... 66

Что следует делать до и после пятничной молитвы

согласно сунне....................................................................................... 66

Праздничная молитва........................................................................ 67

Как проводится праздничная молитва.............................. 67

Что следует делать во время праздничной

молитвы согласно сунне............................................................. 68

Молитва, совершаемая в случае солнечного

или лунного затмения................................................................ 69

Суждение о молитве, совершаемой в случае

солнечного или лунного затмения................................... 70

В какое время и как совершаются такие молитвы... 70

Моление о ниспослании дождя (салят аль-истиска) 71

Похороны.......................................................................................................... 72

Установления, касающиеся похорон....................................... 72

Как совершается заупокойная молитва...................... 72

Проведение похорон согласно сунне...................................... 72

Запретные вещи.................................................................................... 72

Обмывание покойника, заворачивание его в саван

и погребение.............................................................................................. 73

Суждение об обмывании покойного............................................ 73

Как следует обмывать покойного................................................ 73

Как следует обмывать покойного мужчину.................... 73

Заворачивание покойного в саван............................................... 74

Заворачивание в саван покойного мужчины.................... 75

Заворачивание в саван покойной женщины...................... 76

Как следует укладывать в могилу тело покойного.... 76

ЗАКЯТ, ПОСТ, ХАДЖЖ

Закят.................................................................................................................. 77

Закят с домашнего скота................................................................ 77

Нормы выплаты закята с домашнего скота,

пасущегося круглый год или большую часть года 78

Закят с овец................................................................................................... 78

Закят с верблюдов...................................................................................... 78

Закят с коров............................................................................................... 79

Закят с зерна и фиников................................................................... 79

Закят с золота и серебра................................................................... 80

Закят с предназначенных для продажи товаров (‘уруд) 81

Закят разговения (садакат аль-фитр)................................. 81

Суждение о садаке разговения......................................................... 82

Размер закята разговения............................................................... 82

Когда следует отдавать закят разговения.......................... 82

Выплата закята...................................................................................... 82

Для кого предназначаются средства,

собранные в качестве закята.................................................... 83

ПОСТ

1. Определение................................................................................................ 85

2. Суждение о соблюдении поста во время рамадана. 85

3. Кому разрешается не соблюдать пост

во время рамадана............................................................................ 85

Намерение соблюдать пост............................................................... 86

Что делает пост недействительным....................................... 87

Добровольный пост.................................................................................. 88

ХАДЖЖ И УМРА

1. Хаджж − один из пяти столпов ислама...................... 89

2. Суждение о хаджже и умре........................................................ 89

Столпы (аркан) и обязательные элементы (ваджибат)

хаджжа и умры.................................................................................. 93

Насчитывается семь обязательных элементов хаджжа: 93

Как совершаются хаджж и умра.............................................. 93

Обряды, которые совершаются в день праздника

жертвоприношения......................................................................... 95

 

 


[1] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[2] Мискаль, дирхем, са‘ и васк – меры веса.

[3] Имеются в виду зубочистки (сивак) в виде палочек, сделанных из корней или ветвей арака.

[4] “Корова”, 222.

[5] “Различение”, 48.

[6] “Добыча”, 11.

[7] Этот хадис приводят Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа и ан-Наса’и.

[8] “Шарх аль-мунйа”, 97.

[9] Иснад − перечисление или же цепь передатчиков хадиса.

[10] Матн − информационная часть хадиса.

[11] Как будет показано ниже, исключением является моча и помет животных, которых разрешается употреблять в пищу.

[12] Здесь речь идет о крови закалываемых животных и крови, которая течет из ран.

[13] Исключение составляют трупы людей, саранча, обитатели моря и мелкие насекомые, в которых нет циркулирующей крови, например мухи или комары.

[14] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[15] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[16] Этот хадис приводит ан-Наса’и.

[17] Иными словами, для того, чтобы способствовать обращению людей в истинную веру, а не для того, чтобы отталкивать их от ислама.

[18] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[19] Дублением именуется обработка шкуры с помощью некоторых веществ, смягчающих ее и удаляющих неприятный запах.

[20] Это касается таких случаев, когда животное умирает своей смертью, если же животное закалывают согласно шариату, его шкура является чистой.

[21] Этот хадис приводит Муслим.

[22] Кибла − направление на Мекку, точнее говоря, на Каабу из любого данного места.

[23] Эти слова означают: да примет Аллах эту хвалу молящегося и да воздаст Он ему за это.

[24] Этот элемент молитвы именуется “джальсат аль-истираха”.

[25] Таслим− завершающий обязательный элемент /рукн/ молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо, произнося при этом слова “Мир вам и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/”. В соответствии с сунной эти же слова следует произнести, повернувшись налево.

[26] Здесь приводится один из видов “дуа аль-истифтах”, произносимых по примеру пророка, .

[27] Здесь под словами “благослови” /салли/ и “пошли благословения” /барик/ имеются в виду разные вещи. В первом случае “благослови” означает “отзовись о нем с похвалой среди ангелов”, что же касается слов “пошли благословения”, то в них вкладывается иной смысл − “продолжай возвышать его и оказывать ему честь”.

[28] Возможно также, что под “хубус” и “хаба’ис” имеются в виду злые духи обоего пола.

[29] Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха, не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что достанется ему за его дело в земной жизни. Значение этого и многих других хадисов, где речь также идет о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, согласно которому награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего что-либо, поскольку многие поступки, представляющиеся хорошими со стороны, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.

[30] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[31] “Мази” − прозрачная липкая жидкость, которая может выделяться у мужчин до совершения полового сношения под воздействием страсти.

[32] “Вади” − жидкость, которая может выделяться после мочеиспускания, когда человек не находится в состоянии полового возбуждения.

[33] Имеется в виду прикосновение к женщине с целью удовлетворения плотского желания.

[34] “Трапеза”, 6.

[35] Это касается и всех прочих религиозных обязанностей.

[36] “Различение”, 23.

[37] Этот хадис приводят Ахмад, Абу Дауд, ан-Наса’и и Ибн Маджа.

[38] То есть за отказ от совершения молитв.

[39] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[40] “Трапеза”, 6.

[41] “Покаяние”,108.

[42] “Завернувшийся”, 4.

[43] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[44] То есть где бы вы ни совершали молитву, являйтесь на нее в чистых и, по возможности, красивых одеждах, должным образом прикрывающих тело.

[45] “Преграды”, 31.

[46] Под истинной зарей подразумевается светлая полоса, распространяющаяся с востока вдоль горизонта. Эта полоса появляется через двенадцать минут после ложной зари, под которой подразумеваются направленные кверху белые лучи. На смену этим лучам приходит темнота, что является продолжением ночи. В это время постящемуся еще не следует воздерживаться от пищи и питья, на что указывают слова пророка, : «Да не вводит вас в заблуждение ни призыв Биляла, ни эта белизна*, пока не покажется заря».**

* То есть ложная заря.

** Имеется в виду, что во время рамадана Билял возглашал призыв к молитве немного раньше положенного срока, чтобы верующие могли поесть и приготовиться к молитве, после чего к молитве призывал Ибн Умм Мактум, да будет доволен Аллах ими обоими. Об этом сообщается в хадисе, который приводится в “Сахихе” аль-Бухари. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «(Когда) Билял станет произносить азан ночью, (продолжайте) есть и пить, пока призыв не начнет возглашать Ибн Умм Мактум***».

*** Об этом человеке упоминается в 80-й суре Корана “Нахмурился”. Пророк, , высоко ценил Ибн Умм Мактума, да будет доволен им Аллах, и даже оставлял его руководить общиной на время своих отлучек из Медины.

[47] “Женщины”, 103.

[48] В течение первых шестнадцати или семнадцати месяцев после переселения из Мекки в Медину пророк, , примеру которого следовали и все остальные мусульмане, во время молитв обращался лицом в сторону Иерусалима. Аллах Всевышний удовлетворил его желание и велел ему, как и всем остальным, во время молитв поворачиваться в сторону Каабы.

[49] “Корова”, 144.

[50] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[51] Такбир − произнесение молитвенной формулы “Аллаху акбар”.

[52] О том, что так поступал пророк, , сообщается в хадисах со слабыми иснадами, которые приводят ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ибн Маджа.

[53] Ифтираш − положение молящегося, который во время произнесения слов первого ташаххуда сидит левой ягодицей на левой ступне, подняв правую ступню вертикально и направив ее пальцы в сторону киблы. Ханафиты считают, что молящийся должен сидеть в таком положении независимо от того, слова какого ташаххуда он произносит.

[54] Таваррук − положение молящегося, который во время произнесения слов второго ташаххуда сидит левой ягодицей на полу, просунув левую ногу под голень правой и подняв стопу правой ноги вертикально.

[55] “Сахих” Муслима. Здесь приводится один из трех возможных видов ташаххуда.

[56] Здесь под словами “благослови” /салли/ и “пошли благословения” /барик/ имеются в виду разные вещи. В первом случае “благослови” означает “отзовись о нем с похвалой среди ангелов”, что же касается слов “пошли благословения”, то в них вкладывается иной смысл − “продолжай возвышать его и оказывать ему честь”.

[57] “Сахих” Муслима.

[58] Сообщение о том, что пророк, , обращался к Аллаху с такой мольбой приводится в “Сахихе” Муслима.

[59] Таслим− завершающий обязательный элемент /рукн/ молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо, произнося при этом слова “Мир вам и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/”. В соответствии с сунной эти же слова следует произнести, повернувшись налево.

[60] “Корова”, 238.

[61] Имеется в виду такбират аль-ихрам.

[62] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[63] Этот хадис приводит Муслим.

[64] “Хаджж”, 77.

[65] Этот жест означал, что при совершении земного поклона земли следует касаться и лбом, и носом.

[66] Одно из возможных толкований этого сообщения состоит в том, что действия человека, который перед земными поклонами станет подбирать волосы и одежду, чтобы они не касались земли, будут проявлением гордыни.

[67] “Салям” − одно из имен Аллаха Всевышнего. Одно из значений корня этого слова указывает на отсутствие каких бы то ни было недостатков.

[68] Речь идет о выражении особого почтения Аллаху как обладателю абсолютной власти.

 

[69] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[70] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[71] Иначе говоря, пророк, , велел ему прочесть немного из того, что он помнил наизусть.

[72] То есть делай это, не торопясь и ничего не пропуская.

[73] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[74] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[75] Сутра − любой предмет, который устанавливается перед человеком, совершающим молитву на открытом месте или в мечети; такой предмет, например палка, которую втыкают в землю, указывает направление киблы и служит указанием на то, что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя проходить.

[76] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[77] Хадис, в котором сообщается, что в подобных случаях эти слова произносил пророк, , приводит Ахмад.

[78] Этот хадис приводит Муслим.

[79] Хадис, в котором сообщается, что в подобных случаях эти слова произносил пророк, , приводит Абу Дауд.

[80] Хадис, в котором сообщается, что в подобных случаях эти слова произносил пророк, , приводит Абу Дауд.

[81] Имеется в виду период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня.

[82] Имеется в виду поспешное совершение второго земного поклона после первого, когда молящийся не выдерживает необходимую паузу сидя (джильса).

[83] “Женщины”, 103.

[84] Иначе говоря, будет достаточно, если выполнение обязанностей такого рода возьмут на себя лишь некоторые члены мусульманской общины или даже один человек.

[85] Во второй раз повторяется тихо.

[86] Во второй раз повторяется тихо.

[87] Во второй раз повторяется тихо.

[88] Во второй раз повторяется тихо.

[89] Так произносил азан Билял, на что указывается в хадисе, передаваемом со слов ‘Абдуллаха бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими.

[90] В одном из хадисов приводятся слова Абу Махзуры, сообщившего, что пророк, , научил его азану, который состоял из 19 фраз.

[91] В “Сахихе” Муслима приводится хадис Абу Махзуры, сообщившего, что так учил его произносить азан пророк, .

[92] В “Муватта” Малика приводится хадис, в котором сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «При жизни пророка, , все фразы азана произносились по два раза, а все фразы икамы – по одному разу».

[93] Так произносил икаму Билял, на что указывается в хадисе, передаваемом со слов ‘Абдуллаха бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими.

[94] В одном из хадисов приводятся слова Абу Махзуры, сообщившего, что пророк, , сказал: «Икама же состоит из 17 фраз».

[95] Малик, да помилует его Аллах, считает, что можно сокращать количество такбиров во время азана и говорить: «Кад камат ас-салят», один раз, поскольку так поступали жители Медины. Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, упоминает, что нет никаких достоверных указаний на то, что пророк, , произносил слова “Кад камат ас-салят”. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Подобные расхождения допустимы. Разрешается произносить все фразы икамы или только слова “Кад камат ас-салят” как по два раза, так и по одному».

[96] Возможен перевод: «…лишь Аллах дает силу и мощь». О том, как следует понимать эти слова, говорится в хадисе, который приводит аль-Баззар. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Как-то раз) я произнес (эти слова), когда находился у посланника Аллаха, , и он спросил меня: «Знаешь ли ты, каков их смысл?» Я сказал: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». (Тогда) он сказал: «(Это значит:) только с помощью Аллаха можно избежать ослушания Аллаха и только Он дает силу, позволяющую проявлять покорность Аллаху».

[97] “Василя” − название высшей ступени рая, предназначенной только для пророка, .

[98] Имеется в виду такое положение, занимать которое достоин раб Аллаха в полном смысле этого слова, иными словами − лучший из рабов Его, каковым является пророк Мухаммад, .

[99] Подразумевается, что человек, занимающий такое место, достоин всяческих похвал.

[100] Этот хадис приводит аль-Хаким. в нем сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Если трое людей, находящихся в селении или в пустыне, не совершают молитву (совместно), ими непременно овладеет шайтан. Тебе следует принимать участие в общей молитве, ибо волк ест только отбившуюся (от стада) овцу».

[101] Имеется в виду, что, если у человека есть возможность принять участие в общей молитве, он не должен молиться индивидуально.

[102] Этот хадис приводят Абу Дауд и Малик.

[103] Этот хадис приводит Муслим.

[104] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[105] Речь идет о вольноотпущеннике пророка, , по имени Думайра.

[106] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[107] Это сообщение приводит Ибн Абу Шайба.

[108] Иначе говоря, пророк, , спрашивает, кто поможет этому человеку получить за эту молитву такую же награду, как и за общую. Этот хадис приводят Ибн Хиббан и Ахмад.

[109] Этот хадис приводит Муслим.

[110] Этот хадис приводит Ахмад.

[111] Имеются в виду ракаты, совершаемые у места Ибрахима, мир ему.

[112] Фарсах − мера длины (около 5 км).

[113] 62-я сура Корана.

[114] 63-я сура Корана.

[115] 87-я сура Корана.

[116] 88-я сура Корана.

[117] Иначе говоря, следует читать короткие суры Корана.

[118] На земляном полу мечети пророка, , в Медине всегда попадалось достаточно много мелких камешков. Здесь имеются в виду люди, которые во время проповеди забавлялись перебиранием этих камешков или чем-нибудь еще в этом роде вместо того, чтобы внимательно слушать имама.

[119] Часть хадиса, приводимого Муслимом.

[120] Дни ташрика − 11-й, 12-й и 13-й дни месяца зу-ль-хиджжа.

[121] В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, в котором сообщается, что Сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал:

− В день смерти (малолетнего сына) посланника Аллаха, , Ибрахима произошло солнечное затмение, и люди стали говорить: «Затмение началось из-за смерти Ибрахима». (Услышав это,) посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, солнечные и лунные затмения не происходят ни из-за смерти, ни из-за жизни* кого бы то ни было (из людей), если же вы увидите (подобное), молитесь и взывайте к Аллаху».

* В данном случае под “жизнью” подразумевается рождение.

[122] Имеются в виду либо плоды ююбы, которые кипятили в воде, либо ее листья, которые сначала размалывали, потом кипятили, а потом использовали полученный отвар для обмывания покойных.

[123] Этот хадис приводит Муслим.

[124] Этот хадис приводит ан-Наса’и.

[125] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[126] Имеется в виду не абсолютный запрет, а крайняя степень нежелательности подобных действий.

[127] Ратль – мера веса (ок. 450 гр).

[128] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[129] Имеется в виду либо закят, либо добровольные даяния неимущим в виде части собранного урожая.

[130] “Скот”, 141.

[131] Здесь речь идет об обязательном закяте.

[132] “Покаяние”, 60.

[133] Имеется в виду молодой месяц в начале рамадана.

[134] Здесь речь идет о появлении молодого месяца в начале шавваля, следующего лунного месяца.

[135] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[136] Иначе говоря, разговляться сразу же после завершения времени дневного поста.

[137] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[138] Если будет угодно Аллаху, ниже мы приведем описание каждого из вышеупомянутых видов хаджжа.

[139] Мудд – мера объема. Мудды разных периодов времени и разных регионов могли значительно отличаться друг от друга. В хадисах речь идет о канонических муддах периода возникновения ислама, объем которых составлял от 1,053 до 1,055 литра.

[140] Канонический са‘ равен четырем муддам или же 4,212 литра.

[141] “Тахаллюль авваль” − совершение двух из трех нижеперечисленных действий: побивания камнями большого столба (джамрат аль-‘акаба), бритья головы или укорочения волос, обхода Каабы, который паломники совершают в десятый день зу-ль-хиджжа после возвращения из Мины (таваф аль-ифада) и ритуального бега (са‘й) между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Паломник, который совершил два из трех вышеперечисленных обрядов, может надевать скроенную одежду и пользоваться благовониями. Кроме того, ему разрешается делать все, что мусульманину дозволено делать в обычных условиях, кроме совершения половых сношений.

[142] Имеется в виду, что верблюд или корова покупаются вскладчину семью паломниками, после чего животное приносится в жертву.

[143] В этом случае паломник сначала совершает умру, а потом выходит из состояния ихрама, снова входя в него в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа для совершения обрядов хаджжа.

[144] Хаджж аль-киран − совершение умры и хаджжа, когда паломник сначала совершает умру, а потом дожидается времени совершения хаджжа, не выходя из состояния ихрама и избегая всего того, что запрещается делать паломникам.

[145] Аль-Маш‘ар аль-Харам − название места в долине Муздалифа. Это место, находящееся близ горы, которая называется Майкада, считается наиболее предпочтительным местом пребывания паломников в Муздалифе во время хаджжа.

[146] Этот столб находится поблизости от мечети аль-Хайф.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.