[3] Имеются в виду зубочистки (сивак) в виде палочек, сделанных из корней или ветвей арака.
[4] “Корова”, 222.
[5] “Различение”, 48.
[6] “Добыча”, 11.
[7] Этот хадис приводят Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа и ан-Наса’и.
[8] “Шарх аль-мунйа”, 97.
[9] Иснад − перечисление или же цепь передатчиков хадиса.
[10] Матн − информационная часть хадиса.
[11] Как будет показано ниже, исключением является моча и помет животных, которых разрешается употреблять в пищу.
[12] Здесь речь идет о крови закалываемых животных и крови, которая течет из ран.
[13] Исключение составляют трупы людей, саранча, обитатели моря и мелкие насекомые, в которых нет циркулирующей крови, например мухи или комары.
[14] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[15] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[16] Этот хадис приводит ан-Наса’и.
[17] Иными словами, для того, чтобы способствовать обращению людей в истинную веру, а не для того, чтобы отталкивать их от ислама.
[18] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[19] Дублением именуется обработка шкуры с помощью некоторых веществ, смягчающих ее и удаляющих неприятный запах.
[20] Это касается таких случаев, когда животное умирает своей смертью, если же животное закалывают согласно шариату, его шкура является чистой.
[21] Этот хадис приводит Муслим.
[22] Кибла − направление на Мекку, точнее говоря, на Каабу из любого данного места.
[23] Эти слова означают: да примет Аллах эту хвалу молящегося и да воздаст Он ему за это.
[24] Этот элемент молитвы именуется “джальсат аль-истираха”.
[25] Таслим− завершающий обязательный элемент /рукн/ молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо, произнося при этом слова “Мир вам и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/”. В соответствии с сунной эти же слова следует произнести, повернувшись налево.
[26] Здесь приводится один из видов “ду‘а аль-истифтах”, произносимых по примеру пророка, .
[27] Здесь под словами “благослови” /салли/ и “пошли благословения” /барик/ имеются в виду разные вещи. В первом случае “благослови” означает “отзовись о нем с похвалой среди ангелов”, что же касается слов “пошли благословения”, то в них вкладывается иной смысл − “продолжай возвышать его и оказывать ему честь”.
[28] Возможно также, что под “хубус” и “хаба’ис” имеются в виду злые духи обоего пола.
[29] Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха, не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что достанется ему за его дело в земной жизни. Значение этого и многих других хадисов, где речь также идет о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, согласно которому награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего что-либо, поскольку многие поступки, представляющиеся хорошими со стороны, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.
[30] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[31] “Мази” − прозрачная липкая жидкость, которая может выделяться у мужчин до совершения полового сношения под воздействием страсти.
[32] “Вади” − жидкость, которая может выделяться после мочеиспускания, когда человек не находится в состоянии полового возбуждения.
[33] Имеется в виду прикосновение к женщине с целью удовлетворения плотского желания.
[34] “Трапеза”, 6.
[35] Это касается и всех прочих религиозных обязанностей.
[36] “Различение”, 23.
[37] Этот хадис приводят Ахмад, Абу Дауд, ан-Наса’и и Ибн Маджа.
[38] То есть за отказ от совершения молитв.
[39] Этот хадис приводит Абу Дауд.
[40] “Трапеза”, 6.
[41] “Покаяние”,108.
[42] “Завернувшийся”, 4.
[43] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[44] То есть где бы вы ни совершали молитву, являйтесь на нее в чистых и, по возможности, красивых одеждах, должным образом прикрывающих тело.
[45] “Преграды”, 31.
[46] Под истинной зарей подразумевается светлая полоса, распространяющаяся с востока вдоль горизонта. Эта полоса появляется через двенадцать минут после ложной зари, под которой подразумеваются направленные кверху белые лучи. На смену этим лучам приходит темнота, что является продолжением ночи. В это время постящемуся еще не следует воздерживаться от пищи и питья, на что указывают слова пророка, : «Да не вводит вас в заблуждение ни призыв Биляла, ни эта белизна*, пока не покажется заря».**
* То есть ложная заря.
** Имеется в виду, что во время рамадана Билял возглашал призыв к молитве немного раньше положенного срока, чтобы верующие могли поесть и приготовиться к молитве, после чего к молитве призывал Ибн Умм Мактум, да будет доволен Аллах ими обоими. Об этом сообщается в хадисе, который приводится в “Сахихе” аль-Бухари. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «(Когда) Билял станет произносить азан ночью, (продолжайте) есть и пить, пока призыв не начнет возглашать Ибн Умм Мактум***».
*** Об этом человеке упоминается в 80-й суре Корана “Нахмурился”. Пророк, , высоко ценил Ибн Умм Мактума, да будет доволен им Аллах, и даже оставлял его руководить общиной на время своих отлучек из Медины.
[47] “Женщины”, 103.
[48] В течение первых шестнадцати или семнадцати месяцев после переселения из Мекки в Медину пророк, , примеру которого следовали и все остальные мусульмане, во время молитв обращался лицом в сторону Иерусалима. Аллах Всевышний удовлетворил его желание и велел ему, как и всем остальным, во время молитв поворачиваться в сторону Каабы.
[52] О том, что так поступал пророк, , сообщается в хадисах со слабыми иснадами, которые приводят ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ибн Маджа.
[53] Ифтираш − положение молящегося, который во время произнесения слов первого ташаххуда сидит левой ягодицей на левой ступне, подняв правую ступню вертикально и направив ее пальцы в сторону киблы. Ханафиты считают, что молящийся должен сидеть в таком положении независимо от того, слова какого ташаххуда он произносит.
[54] Таваррук − положение молящегося, который во время произнесения слов второго ташаххуда сидит левой ягодицей на полу, просунув левую ногу под голень правой и подняв стопу правой ноги вертикально.
[55] “Сахих” Муслима. Здесь приводится один из трех возможных видов ташаххуда.
[56] Здесь под словами “благослови” /салли/ и “пошли благословения” /барик/ имеются в виду разные вещи. В первом случае “благослови” означает “отзовись о нем с похвалой среди ангелов”, что же касается слов “пошли благословения”, то в них вкладывается иной смысл − “продолжай возвышать его и оказывать ему честь”.
[57] “Сахих” Муслима.
[58] Сообщение о том, что пророк, , обращался к Аллаху с такой мольбой приводится в “Сахихе” Муслима.
[59] Таслим− завершающий обязательный элемент /рукн/ молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо, произнося при этом слова “Мир вам и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/”. В соответствии с сунной эти же слова следует произнести, повернувшись налево.
[60] “Корова”, 238.
[61] Имеется в виду такбират аль-ихрам.
[62] Этот хадис приводит Абу Дауд.
[63] Этот хадис приводит Муслим.
[64] “Хаджж”, 77.
[65] Этот жест означал, что при совершении земного поклона земли следует касаться и лбом, и носом.
[66] Одно из возможных толкований этого сообщения состоит в том, что действия человека, который перед земными поклонами станет подбирать волосы и одежду, чтобы они не касались земли, будут проявлением гордыни.
[67] “Салям” − одно из имен Аллаха Всевышнего. Одно из значений корня этого слова указывает на отсутствие каких бы то ни было недостатков.
[68] Речь идет о выражении особого почтения Аллаху как обладателю абсолютной власти.
[69] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[70] Этот хадис приводит Абу Дауд.
[71] Иначе говоря, пророк, , велел ему прочесть немного из того, что он помнил наизусть.
[72] То есть делай это, не торопясь и ничего не пропуская.
[73] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[74] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[75] Сутра − любой предмет, который устанавливается перед человеком, совершающим молитву на открытом месте или в мечети; такой предмет, например палка, которую втыкают в землю, указывает направление киблы и служит указанием на то, что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя проходить.
[76] Этот хадис приводит Абу Дауд.
[77] Хадис, в котором сообщается, что в подобных случаях эти слова произносил пророк, , приводит Ахмад.
[78] Этот хадис приводит Муслим.
[79] Хадис, в котором сообщается, что в подобных случаях эти слова произносил пророк, , приводит Абу Дауд.
[80] Хадис, в котором сообщается, что в подобных случаях эти слова произносил пророк, , приводит Абу Дауд.
[81] Имеется в виду период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня.
[82] Имеется в виду поспешное совершение второго земного поклона после первого, когда молящийся не выдерживает необходимую паузу сидя (джильса).
[83] “Женщины”, 103.
[84] Иначе говоря, будет достаточно, если выполнение обязанностей такого рода возьмут на себя лишь некоторые члены мусульманской общины или даже один человек.
[85] Во второй раз повторяется тихо.
[86] Во второй раз повторяется тихо.
[87] Во второй раз повторяется тихо.
[88] Во второй раз повторяется тихо.
[89] Так произносил азан Билял, на что указывается в хадисе, передаваемом со слов ‘Абдуллаха бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими.
[90] В одном из хадисов приводятся слова Абу Махзуры, сообщившего, что пророк, , научил его азану, который состоял из 19 фраз.
[91] В “Сахихе” Муслима приводится хадис Абу Махзуры, сообщившего, что так учил его произносить азан пророк, .
[92] В “Муватта” Малика приводится хадис, в котором сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «При жизни пророка, , все фразы азана произносились по два раза, а все фразы икамы – по одному разу».
[93] Так произносил икаму Билял, на что указывается в хадисе, передаваемом со слов ‘Абдуллаха бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими.
[94] В одном из хадисов приводятся слова Абу Махзуры, сообщившего, что пророк, , сказал: «Икама же состоит из 17 фраз».
[95] Малик, да помилует его Аллах, считает, что можно сокращать количество такбиров во время азана и говорить: «Кад камат ас-салят», один раз, поскольку так поступали жители Медины. Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, упоминает, что нет никаких достоверных указаний на то, что пророк, , произносил слова “Кад камат ас-салят”. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Подобные расхождения допустимы. Разрешается произносить все фразы икамы или только слова “Кад камат ас-салят” как по два раза, так и по одному».
[96] Возможен перевод: «…лишь Аллах дает силу и мощь». О том, как следует понимать эти слова, говорится в хадисе, который приводит аль-Баззар. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Как-то раз) я произнес (эти слова), когда находился у посланника Аллаха, , и он спросил меня: «Знаешь ли ты, каков их смысл?» Я сказал: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». (Тогда) он сказал: «(Это значит:) только с помощью Аллаха можно избежать ослушания Аллаха и только Он дает силу, позволяющую проявлять покорность Аллаху».
[97] “Василя” − название высшей ступени рая, предназначенной только для пророка, .
[98] Имеется в виду такое положение, занимать которое достоин раб Аллаха в полном смысле этого слова, иными словами − лучший из рабов Его, каковым является пророк Мухаммад, .
[99] Подразумевается, что человек, занимающий такое место, достоин всяческих похвал.
[100] Этот хадис приводит аль-Хаким. в нем сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Если трое людей, находящихся в селении или в пустыне, не совершают молитву (совместно), ими непременно овладеет шайтан. Тебе следует принимать участие в общей молитве, ибо волк ест только отбившуюся (от стада) овцу».
[101] Имеется в виду, что, если у человека есть возможность принять участие в общей молитве, он не должен молиться индивидуально.
[102] Этот хадис приводят Абу Дауд и Малик.
[103] Этот хадис приводит Муслим.
[104] Этот хадис приводит Абу Дауд.
[105] Речь идет о вольноотпущеннике пророка, , по имени Думайра.
[106] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[107] Это сообщение приводит Ибн Абу Шайба.
[108] Иначе говоря, пророк, , спрашивает, кто поможет этому человеку получить за эту молитву такую же награду, как и за общую. Этот хадис приводят Ибн Хиббан и Ахмад.
[109] Этот хадис приводит Муслим.
[110] Этот хадис приводит Ахмад.
[111] Имеются в виду ракаты, совершаемые у места Ибрахима, мир ему.
[112] Фарсах − мера длины (около 5 км).
[113] 62-я сура Корана.
[114] 63-я сура Корана.
[115] 87-я сура Корана.
[116] 88-я сура Корана.
[117] Иначе говоря, следует читать короткие суры Корана.
[118] На земляном полу мечети пророка, , в Медине всегда попадалось достаточно много мелких камешков. Здесь имеются в виду люди, которые во время проповеди забавлялись перебиранием этих камешков или чем-нибудь еще в этом роде вместо того, чтобы внимательно слушать имама.
[119] Часть хадиса, приводимого Муслимом.
[120] Дни ташрика − 11-й, 12-й и 13-й дни месяца зу-ль-хиджжа.
[121] В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, в котором сообщается, что Сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал:
− В день смерти (малолетнего сына) посланника Аллаха, , Ибрахима произошло солнечное затмение, и люди стали говорить: «Затмение началось из-за смерти Ибрахима». (Услышав это,) посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, солнечные и лунные затмения не происходят ни из-за смерти, ни из-за жизни* кого бы то ни было (из людей), если же вы увидите (подобное), молитесь и взывайте к Аллаху».
* В данном случае под “жизнью” подразумевается рождение.
[122] Имеются в виду либо плоды ююбы, которые кипятили в воде, либо ее листья, которые сначала размалывали, потом кипятили, а потом использовали полученный отвар для обмывания покойных.
[123] Этот хадис приводит Муслим.
[124] Этот хадис приводит ан-Наса’и.
[125] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[126] Имеется в виду не абсолютный запрет, а крайняя степень нежелательности подобных действий.
[127] Ратль – мера веса (ок. 450 гр).
[128] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[129] Имеется в виду либо закят, либо добровольные даяния неимущим в виде части собранного урожая.
[130] “Скот”, 141.
[131] Здесь речь идет об обязательном закяте.
[132] “Покаяние”, 60.
[133] Имеется в виду молодой месяц в начале рамадана.
[134] Здесь речь идет о появлении молодого месяца в начале шавваля, следующего лунного месяца.
[135] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[136] Иначе говоря, разговляться сразу же после завершения времени дневного поста.
[137] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[138] Если будет угодно Аллаху, ниже мы приведем описание каждого из вышеупомянутых видов хаджжа.
[139] Мудд – мера объема. Мудды разных периодов времени и разных регионов могли значительно отличаться друг от друга. В хадисах речь идет о канонических муддах периода возникновения ислама, объем которых составлял от 1,053 до 1,055 литра.
[140] Канонический са‘ равен четырем муддам или же 4,212 литра.
[141] “Тахаллюль авваль” − совершение двух из трех нижеперечисленных действий: побивания камнями большого столба (джамрат аль-‘акаба), бритья головы или укорочения волос, обхода Каабы, который паломники совершают в десятый день зу-ль-хиджжа после возвращения из Мины (таваф аль-ифада) и ритуального бега (са‘й) между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Паломник, который совершил два из трех вышеперечисленных обрядов, может надевать скроенную одежду и пользоваться благовониями. Кроме того, ему разрешается делать все, что мусульманину дозволено делать в обычных условиях, кроме совершения половых сношений.
[142] Имеется в виду, что верблюд или корова покупаются вскладчину семью паломниками, после чего животное приносится в жертву.
[143] В этом случае паломник сначала совершает умру, а потом выходит из состояния ихрама, снова входя в него в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа для совершения обрядов хаджжа.
[144] Хаджж аль-киран − совершение умры и хаджжа, когда паломник сначала совершает умру, а потом дожидается времени совершения хаджжа, не выходя из состояния ихрама и избегая всего того, что запрещается делать паломникам.
[145] Аль-Маш‘ар аль-Харам − название места в долине Муздалифа. Это место, находящееся близ горы, которая называется Майкада, считается наиболее предпочтительным местом пребывания паломников в Муздалифе во время хаджжа.
[146] Этот столб находится поблизости от мечети аль-Хайф.