Из тех, кто не принимает участия в пятничных или общих молитвах, оправдания заслуживают либо больные, либо те люди, которые имеют основания опасаться утраты своего имущества или того, что им отдали на хранение. Кроме того, оправданием может служить дождливая или холодная ночь, поскольку Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что в холодные или дождливые ночи глашатай пророка, , объявлял:
] صَلّوا فِي رِحَالِكُمْ [
«Молитесь на своих местах».[109]
Нежелательно, чтобы человек, который поел лука или чеснока, являлся в мечеть, даже если людей в ней не будет, поскольку дурной запах доставляет страдания ангелам.
Молитва тех, кто заслуживает оправдания
Стояние (кийам) является одним из столпов молитвы. Если больной не в состоянии молиться стоя, ему следует делать это сидя. Если он не может молиться сидя, ему следует делать это лежа на боку, а если он не в состоянии молиться и лежа на боку, ему следует молиться лежа на спине и, по возможности, обозначать поясные и земные поклоны движениями головы, поскольку пророк, , сказал:
«Когда я велю вам (делать) что-либо, выполняйте из этого то, что будет вам по силам».[110]
Путнику следует сокращать общие молитвы, состоящие из четырех ракатов, но если он молится под руководством имама, который должен совершать молитву полностью, то и путнику следует совершить ее полностью. Если путник задерживается где-либо по своим делам, не намереваясь жить там постоянно и не зная, когда он закончит свои дела, или если его задержит там дождь или болезнь, ему следует все это время сокращать молитвы.
Ниже приводятся четыре установления, касающиеся путников:
1. Сокращение молитвы
2. Объединение молитв.
3. Допустимость протирания (кожаных) носков в течение трех дней.
4. Несоблюдение поста во время рамадана.
Путнику разрешается объединять полуденную молитву с послеполуденной, а закатную − с вечерней. То же самое касается и больного в том случае, когда раздельное совершение молитв доставит ему затруднения, так как он объединяет молитвы не под воздействием страха и не из-за того, что находится в пути.
Витр и добровольные молитвы (ас-сунан ар-раватиб), совершаемые до или после обязательных молитв по примеру пророка, .
Насчитывается двенадцать молитв, которые именуются “ас-сунан ар-раватиб” и которые предпочтительнее совершать дома. Ими являются молитва в четыре раката перед полуденной молитвой, молитва в два раката после нее, молитва в два раката после закатной молитвы, молитва в два раката после вечерней молитвы и молитва в два раката перед утренней молитвой.