1. Согласно сунне люди, совершающие молитву под руководством имама, должны стоять позади него, на что указывает хадис, передаваемый со слов Джабира и Джаббара, да будет доволен Аллах ими обоими. В этом хадисе сообщается, что, когда во время молитвы один из них встал справа от пророка, , а второй − слева, пророк, , взял их за руки и поставил позади себя.[103]
2. Когда под руководством имама молится только один человек, ему следует стоять справа от имама, если же он встанет слева, то имам должен поставить его справа, что не сделает его молитву недействительной.
3. Если под руководством имама будут молиться мужчина и женщина, мужчина должен стоять справа от имама, а женщина − позади него.
4. Если в молитве принимает участие несколько мужчин и женщин, мужчины должны выстроиться за имамом, а женщины − за мужчинами.
Предпочтительнее, чтобы ряды мужчин находились близко к имаму и друг к другу. Имаму следует стоять напротив середины ряда, поскольку пророк, , сказал:
] وَسِّطُوا الإِمَامَ ، وَسُدّوا الخَلَلَ[
«Ставьте имама посредине и заполняйте бреши (в рядах)».[104]
Разрешается, чтобы в одном ряду со взрослыми находились и дети, поскольку в хадисе, передаваемом со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, сообщается, что (однажды) его бабушка Муляйка, да будет доволен ею Аллах, пригласила посланника Аллаха, , отведать еды, которую она приготовила для него. Он отведал это угощение, а потом сказал: «Становитесь, и я помолюсь с вами».
Анас сказал: «Тогда я подошел к нашей подстилке, почерневшей от долгого использования, и побрызгал ее водой, после чего (на нее) встал посланник Аллаха, . За ним встали мы с сиротой[105], а за нами − старуха Муляйка, и посланник Аллаха, , совершил с нами молитву в два раката, а потом ушел».[106]
Недействительной будет молитва того, кто совершит ее, находясь в одиночестве позади общего ряда.
В том случае, когда молящийся видит имама или того, кто находится позади него, молитва будет действительной, даже если ряды молящихся не смыкаются. То же самое касается и таких случаев, когда молящийся, который находится в мечети, не видит ни того, ни другого, поскольку он может повторять действия имама, ориентируясь по произнесению такбиров видению воочию. Если же их отделяет друг от друга дорога, и ряды оказываются разомкнутыми, молитва действительной не будет.
Нежелательно, чтобы имам находился выше молящихся, разве что он будет стоять на небольшом возвышении наподобие минбара. Что же касается молящегося под руководством имама, то, если он молится на возвышении, в этом нет ничего дурного, поскольку, как сообщается, однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, “совершил молитву на крыше мечети, повторяя действия имама”.[107]
В том случае, когда общую молитву совершают женщины, той из них, которая руководит молитвой, следует стоять напротив середины ряда. При этом ни азан, ни икаму женщины произносить не должны.
Вопросы
1. Где должны находиться люди, совершающие молитву под руководством имама?
2. Где должен стоять человек, совершающий молитву под руководством имама, если в этой молитве принимают участие только он сам и имам?
3. Какое суждение следует вынести о молитве того, кто совершил ее, находясь в одиночестве позади рядов остальных молящихся?