С водой, которая пригодна для очищения, иногда случается нечто такое, что приводит к изменению ее свойств. Так, например может измениться ее цвет, или запах, или вкус. Здесь следует различать два возможных случая:
1. Вода изменяется под воздействием чего-то чистого, что попадает туда в незначительном количестве и не изменяет ее свойств. В пример можно привести такие случаи, когда в воду попадает пыль, мыло или ржавчина, которая иногда образуется в нагревательных приборах. Во всех вышеперечисленных случаях воду можно продолжать использовать для очищения.
2. Вода изменяется под воздействием чего-то чистого, что попадает в воду и изменяет ее свойства настолько, что ее уже нельзя называть водой. В пример можно привести такие случаи, когда в воде заваривают чай, или варят мясо, или используют ее для приготовления чернил и так далее. В подобных случаях вода утрачивает свои свойства и превращается в нечто иное, из чего следует, что ее нельзя использовать ни для частичного, ни для полного омовения.
Решение о том, малым или большим следует считать количество воды, следует принимать самому человеку, поскольку в шариате никаких точных указаний на это нет. Если он посчитает, что вода станет нечистой от края и до края сосуда, значит, воды в сосуде мало, в противном же случае количество воды надо будет считать большим, и она не станет нечистой.[8]
Теперь что касается определения количества воды с помощью такого критерия, как два кувшина, когда малым считается то, что меньше этого. Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: − (Однажды) посланнику Аллаха, , задали вопрос о воде и приходящих к ней диких зверях и верховых животных, на что он ответил: «Если этой воды не меньше двух кувшинов, она не является грязной» Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие.
Этот хадис передается в разных и противоречащих друг другу формах, в результате чего нет никакой возможности согласовать их друг с другом, что касается как иснада[9], так и матна[10]. Кроме того, все версии его равны друг другу по силе и ни одной из них нельзя отдать предпочтение. Так, в другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал: «Если этой воды не меньше двух или трех кувшинов, она не становится оскверненной». В третьей версии сказано: «Если этой воды не меньше одного кувшина, она не является грязной», а в четвертой речь идет о сорока кувшинах.
Применять этот хадис на практике мешает отсутствие точного определения, сколько именно воды вмещается в два кувшина. Ибн ‘Абд аль-Барр пишет в “Ат-Тамхид”: «Выводы аш-Шафи‘и относительно хадиса, в котором говорится о двух кувшинах, слабы и не имеют прочной основы с точки зрения сунны, поскольку мнения улемов об этом хадисе разошлись. Кроме того, нет надежных хадисов, как нет и единого мнения улемов относительно того, сколько именно воды входит в два кувшина».
Нечистая вода
Определение: нечистой независимо от количества является такая вода, в которую попадает что-нибудь нечистое, в результате чего изменяется ее цвет, вкус или запах.
Ниже приводятся некоторые из многочисленных примеров того, какую воду следует считать нечистой:
1. Сточные воды.
2. Вода, в которую попала кровь, в результате чего цвет ее изменился.
3. Вода, в которой захлебнулась курица или иное живое существо, в результате чего запах воды изменился.
Суждение: использовать нечистую воду не разрешается ни для очищения, ни для питья, ни для приготовления пищи, ни для иных подобных целей.