Совершение хаджжа и умры обязательно один раз в жизни. Ниже перечислены обязательные условия действительности хаджжа и умры:
1. Исповедание ислама.
2. Наличие разума.
3. Достижение возраста половой зрелости.
4. Статус свободного человека.
5. Наличие соответствующих возможностей (имеется в виду наличие припасов и средств передвижения).
Хаджж и умра женщины будут действительными лишь в том случае, если она совершит их в сопровождении мужа или кто-нибудь из близких родственников, за которого ее по шариату нельзя выдавать замуж, например, отца или молочного брата.
3. Микаты
Микатом называется такое место, в котором паломники входят в состояние ихрама. Всего насчитывается пять микатов для паломников, направляющихся в Мекку из разных стран.
Хаджж совершается в месяцы шавваль, зу-ль-ка‘да и зу-ль-хиджжа. Вхождение в состояние ихрама до наступления шавваля или после завершения отводимых для совершения обрядов хаджжа дней месяца зу-ль-хиджжа делает хаджж недействительным.
4. Ихрам
Словом “ихрам” обозначается намерение человека приступить к совершению обрядов хаджжа.
Согласно сунне человеку, желающему вступить в состояние ихрама, следует совершить полное омовение, очиститься, снять свою одежду и надеть белые и чистые изар и накидку. Вступать в состояние ихрама предпочтительно после обязательной или добровольной молитвы.
Желательно, чтобы, вступая в состояние ихрама, паломник вслух заявил о том, какой из видов хаджжа он намеревается совершить, − хаджж ат-таматту‘ (этот вид хаджжа является наиболее предпочтительным), хаджж аль-ифрад или хаджж аль-киран.[138]
После вступления в состояние ихрама паломник должен начать произносить тальбийу, иначе говоря, произносить слова: «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя cотоварища! /Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя, ля шарикя ля-кя, ляббай-кя; инна-ль-хамда, ва-н-ни‘мата ля-кя ва-ль-мулька, ля шарикя ля-кя!/»
Желательно произносить тальбийу как можно чаще. Мужчины должны произносить ее слова вслух, тогда как женщинам желательно делать это тихо.
5. Что запрещается делать паломнику
а) мужчинам запрещается носить скроенную одежду;
б) сбривать волосы;
в) подстригать ногти;
г) мужчинам запрещается покрывать голову;
д) заключать браки;
е) совершать половые сношения;
ж) убивать дичь на охоте;
з) использовать благовония.
6. Искупление за нарушение запретов во время паломничества
Если паломник, находящийся в состоянии ихрама, сбреет волосы, или подстрижет ногти, или наденет скроенную одежду, или покроет голову, или использует благовония, для искупления этого он может по собственному выбору либо поститься в течение трех дней, либо оделить едой шестерых нуждающихся, выдав каждому из них по одному мудду[139] пшеницы или по половине са‘[140] других продуктов, либо принести в жертву овцу.
Если паломник убьет на охоте животное или же оно умрет в его руках, ему следует принести в жертву животное, подобное этому. Так, например, тот, кто убьет газель, должен принести в жертву козу и так далее. В том случае, когда у паломника нет возможности принести в жертву животное, подобное тому, что было убито им, его следует оценить, а потом купить на эту сумму по одному мудду пшеницы или по половине са‘ других продуктов еду для шестерых? нуждающихся, либо поститься в течение дня за каждого из них.
Вид нарушения
Искупительное действие
Примечания
Ношение скроенной одежды; использование благовоний; покрывание головы; подстригание ногтей.
Паломнику предоставляется на выбор одно и трех:
1. Пост в течение трех дней.
2. Кормление шести нуждающихся.
3. Принесение в жертву овцу.
Если паломник совершит эти действия по забывчивости, искупать их он не обязан.
Убийство животного на охоте
Принесение в жертву подобного животного. Если паломник не имеет возможности сделать это, он должен оценить убитое им животное и купить на эту сумму еду для нуждающихся или же соблюдать пост в течение одного дня за каждого нуждающегося.
Совершение полового сношения.
Если паломник совершит половое сношение до этапа, именующегося “тахаллюль авваль”[141],его хаджж станет недействительным. В подобном случае человек должен:
1. Завершить обряды своего недействительного хаджжа.
2. Возместить недействительный хаджж в следующий раз.
3. Принести в жертву корову или верблюда, а мясо распределить среди бедняков, живущих на территории харама Мекки.
6. Жертвенный скот паломника, совершающего “хаджж ат-таматту‘” или “хаджж аль-киран”
Паломник, который совершает “хаджж ат-таматту‘” или “хаджж аль-киран”, должен принести в жертву овцу, или одну седьмую часть верблюда,[142] или одну седьмую часть коровы. Если человек не имеет возможности принести жертву, он должен поститься три дня во время хаджжа и еще семь дней после возвращения домой.
Столпы (аркан) и обязательные элементы (ваджибат)
хаджжа и умры
Насчитывается четыре столпа хаджжа
1. Вступление в состояние ихрама.
2. Стояние на ‘Арафате.
3. Таваф аль-ифада (обход Каабы, который паломники совершают в десятый день месяца зу-ль-хиджжа после возвращения из Мины).
4. Са‘й − ритуальный бег паломника, который должен семь раз преодолеть расстояние между холмами ас-Сафа и аль-Марва.
Насчитывается семь обязательных элементов хаджжа:
1. Вхождение в состояние ихрама в соответствующем микате.
2. Стояние на ‘Арафате до захода солнца.
3. Пребывание в долине Муздалифа до середины ночи.
4. Пребывание в долине Мина во время дней ташрика.
5. Побивание каменных столбов камнями.
6. Обривание или укорочение волос головы.
7. Прощальный обход Каабы (таваф аль-вада‘).
Как совершаются хаджж и умра
Когда паломник, совершающий хаджж или умру, прибывает к своему микату, он должен снять скроенную одежду. После этого ему желательно совершить полное омовение, очиститься и умаститься благовониями, а потом облачиться в ихрам, состоящий из изара и накидки. Женщина может выбрать одежду по своему усмотрению. Единственное условие состоит в том, что она не должна выставлять на всеобщее обозрение свою красоту.
После этого паломник, совершающий хаджж, должен определить, какой из трех видов хаджжа − хаджж ат-таматту‘, хаджж аль-ифрад или хаджж аль-киран − он будет совершать.
Лучшим видом хаджжа является хаджж ат-таматту‘[143]. Человек, который совершает хаджж такого вида, должен вступить в состояние ихрама в один из месяцев хаджжа и сказать:
( لَبَّيْكَ اللهمَّ لَبَّيْكَ ، لبيك لا شَرِيكَ لك لَبَّيْكَ ، إنَّ الحمدَ والنِّعْمَةَ لكَ والمُلْكَ لا شَرِيكَ لكَ)
«О Аллах, вот я перед Тобой, cовершая умру, после которой совершу хаджж! /Аллахумма, ляббай-кя ‘умратан мутаматти‘ан би-ха иля-ль-хаджж!/»
Человек, который совершает хаджж аль-ифрад, то есть один лишь хаджж без совершения умры, должен войти в состояние ихрама и сказать: «О Аллах, вот я перед Тобой, совершая хаджж! /Аллахумма, ляббай-кя хаджжан!/»
Человек, который совершает хаджж аль-киран[144], должен войти в состояние ихрама для совершения умры и хаджжа и сказать:«О Аллах, вот я перед Тобой, совершая умру и хаджж! /Аллахумма, ляббай-кя ‘умратан ва хаджжан!/» − после чего начать произносить тальбийу. Человеку, который совершает хаджж аль-киран, желательно, по возможности, вступить в Мекку со стороны верхней части города.
После этого паломник, который совершает хаджж ат-таматту‘ или умру, должен семь раз обойти Каабу, как полагается поступать паломнику, совершающему умру. Что же касается паломника, совершающего хаджж аль-киран или хаджж аль-ифрад, то он совершает семикратный обход в честь прибытия к Каабе. Обход, который следует начинать и завершать у Черного камня, совершается против часовой стрелки. После этого паломник совершает молитву в два раката позади места Ибрахима, а затем переходит к холму ас-Сафа, откуда начинает совершать ритуальный бег (са‘й) и семь раз пробегает между холмами ас-Сафа и аль-Марва. После этого паломник, который совершает хаджж ат-таматту‘ или умру, должен укоротить волосы и выйти из состояния ихрама, чем и завершается его умра.
Паломники, совершающие хаджж аль-киран или хаджж аль-ифрад, остаются в состоянии ихрама до дня праздника жертвоприношения. В 8-й день месяца зу-ль-хиджжа (йаум ат-тарвийа) паломник, совершающий хаджж ат-таматту‘, снова входит в состояние ихрама в том месте, где он остановился. Жители Мекки входят в состояние ихрама на территории Мекки, после чего направляются в Мину, где проводят 9-ю ночь месяца зу-ль-хиджжа вместе с остальными паломниками.
С восходом солнца в 9-й день месяца зу-ль-хиджжа паломники направляются к ‘Арафату. Местом стояния является вся прилегающая к ‘Арафату территория, за исключением вади ‘Урана.
На этом месте паломники совершают полуденную и послеполуденную молитвы, объединяя и сокращая их. Паломник должен как можно чаще обращаться к Аллаху с мольбами и просить Его о прощении, повернувшись лицом к кибле.
После захода солнца паломники перемещаются в долину Муздалифа, где совершают объединенную закатную и вечернюю молитвы. После этого они остаются на ночь в Муздалифе, где совершают утреннюю молитву поблизости от аль-Маш‘ар аль-Харам[145], а потом обращаются к Аллаху с мольбами, пока не станет совсем светло.
Перед восходом солнца паломники начинают перемещаться в долину Мина. Слабым, больным и женщинам разрешается покидать Муздалифу после полуночи.