В обычном словоупотреблении слово “тайаммум” означает “намерение”.
В качестве шариатского термина это слово используется для обозначения обтирания чистым песком лица и рук с целью очищения. Разрешение очищаться от осквернения с помощью песка в случае отсутствия воды или опасений, что использование ее может причинить вред, свидетельствует о легкости исламской религии, а Аллах Всевышний сказал:
«Если же вы больны, или находитесь в пути, или кто-нибудь из вас вернулся из отхожего места, или вы прикасались к женщине[33] и (после этого) не смогли найти воды, то очищайтесь чистой землей, протирая ею свои лица и руки».[34]
Человек, который хочет совершить очищение песком, должен один раз ударить руками по чистой земле, а потом провести пальцами по лицу, а ладонями − по тыльной стороне кистей рук.
Условия действительности очищения песком
1. Невозможность использования воды либо в силу ее отсутствия, либо из опасений перед тем, что вода причинит вред, если человек болен, либо по причине сильного холода, когда нечем согреть воду, либо по иным подобным причинам.
2. Наступление времени обязательной молитвы, поскольку до этого очищаться песком нельзя.
3. Наличие соответствующего намерения, без которого очищение песком будет недействительным. Вознамериться совершить омовение должно сердце, а выражать намерение вслух непозволительно.
Что делает очищение песком недействительным
Очищение песком становится недействительным в силу тех же причин, которые делают недействительным частичное или полное омовение. Кроме того, недействительным очищение песком делает обнаружение воды, даже если это случается во время молитвы, но не после нее. Это не касается тех, кто опасается использовать воду из-за болезни.
Протирание кожаных носков (хуфф)
Характерной чертой исламской религии является легкость, на что в частности указывает разрешение протирать кожаные носки. Словом “хуфф” именуется подобие кожаных носков, если же носки сделаны из хлопчатобумажной ткани, они называются “джураб”. При протирании кожаных носков необходимо руководствоваться следующими установлениями:
1. Срок действительности протирания составляет одни сутки для человека, живущего на одном месте, и трое суток для путника.
2. Для того, чтобы протирание было действительным, носки следует надевать в состоянии ритуальной чистоты.
3. Условия, касающиеся обтираемых носков:
а) Носки должны быть сделаны из такого материала, который сам по себе является чистым и дозволенным к употреблению; так, например, не разрешается протирать нечто нечистое наподобие носков из собачьей или свиной кожи;
б) носки должны прикрывать щиколотки и не должны быть слишком изорванными;
в) носки не должны быть ни крадеными, ни отнятыми у кого-либо силой.
4. Как следует протирать кожаные носки и каков срок действительности протирания
Следует протирать большую часть верхней и боковой поверхности носков, но не подошву и пятку. Срок действительности протирания исчисляется со времени первого прикосновения к носкам после осквернения и завершается с истечением вышеупомянутого установленного срока.
Более подробно о молитве
Необходимые условия
Знай, что совершение молитвы является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки, и поэтому следует учиться ей с детства и совершать ее своевременно, выполняя все необходимые элементы, обязанности и условия и следуя сунне, чтобы благодаря этому снискать благоволение Аллаха Всевышнего и добиться успеха в обоих мирах.
Насчитывается девять обязательных требований, которым должен отвечать человек, желающий приступить к молитве:
1. Исповедание ислама.
2. Наличие разума.
3. Достижение возраста семи лет.
4. Совершение омовения.
5. Устранение всего нечистого.
6. Необходимо прикрыть одеждой то, что именуется “‘аурат”.
7. Наступление периода времени, установленного для совершения той или иной обязательной молитвы.
8. Обращение лицом к кибле.
9. Наличие соответствующего намерения.
Ниже приводятся краткие объяснения каждого из этих условий, а оказывает содействие и указывает правильный путь только Аллах.
Исповедание ислама
Молитва принимается только от мусульманина,[35] который уверовал в Аллаха как в Господа, в Мухаммада, , − как в посланника и в ислам − как в религию. Что же касается неверного, то все его дела будут отвергнуты, даже если он израсходует на разные благие дела столько золота, сколько его потребовалось бы, чтобы заполнить всю землю. Указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего:
«...Мы обратимся к делам, которые они творили, и развеем их в прах».[36]
Наличие разума
Разум позволяет понимать смысл шариатских обязанностей, возлагаемых на человека, и поэтому человек, который лишен разума, от выполнения этих обязанностей освобождается. Так, например, безумец не должен ни молиться, ни поститься, ни выполнять какие-либо иные религиозные обязанности, пока к нему не вернется разум. Указанием на это служат слова пророка, :