Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Владимир (Абдулла) Нирша



 

 

 

Мусульманская Община «Алушта»

Алушта – 2006 г.

ألوشطا – 1427 هـ

 

 

ФИКХ

 

Перевод, примечания и указатели:

канд. философских наук

Владимир (Абдулла) Нирша

 

Подписано в печать 25.10.2006. Формат 60х90/16.

Объем 6.5 печ. Печать офс. Бумага офс.№1.

Гарнитура Souvenir. Тираж 3000 экз.

 

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Гео-Тэк»

г. Красноармейск Московской обл.,

ул Свердлова, д.1.

 

 

 

 

Предисловие

Хвала Аллаху! Мы восхваляем Его, молим о помощи и прощении, приносим Ему свое покаяние и прибегаем к защите Аллаха от зла наших душ и наших дурных дел. Никому не сбить с пути тех, кого Аллах вывел на правильный путь, а тем, кого Он сбивает с пути, никто его не укажет. Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад − Его раб и Его посланник, , да благословит Аллах его самого, его семейство и его сподвижников.

Сколь велика ответственность человека, направляющего людей к благу и указывающего им прямой путь, и сколь великую милость оказывает Аллах Своему рабу, присоединяющемуся к праведным рабам Аллаха, которые действуют согласно Его шариату и следуют примеру Его пророка Мухаммада, ! Говоря это, мы подчеркиваем, что каждый, кто занимается исламским призывом и обучением людей шариатским наукам, должен придерживаться искренних намерений по отношению к Аллаху Всевышнему. Преподавателю следует стремиться выполнять свою работу так, чтобы это позволило ему осуществить задачи, намеченные программой. Ученику же необходимо помнить, что благодаря изучению этих наук он сможет посеять в своей душе добрые семена, которые принесут благо, свет и руководство, а это значит, что он должен учиться с желанием и усердием, стремиться узнать больше и заниматься поисками знания.

При разработке этой программы мы стремились решить неотложные задачи, соответствующие данному этапу обучения. Поскольку этот этап рассчитан только на один год, мы старались охватить основы шариатских знаний, включить в программу все, что обязан знать мусульманин, и излагать материалы доступным языком с использованием ясных указаний, что позволит достичь поставленной цели и даст ученику возможность сосредоточиться.

При подготовке программы по изучению фикха мы ограничились использованием надежных сообщений о пророке, , точнее говоря, тех из них, смысл которых нам ясен. Такой облегченный подход должен способствовать лучшему усвоению и более глубокому понимаю материала. Излагая материал, мы отдавали должное воззрениям улемов и по мере возможности избегали упоминаний о противоречиях между ними.

Успеха добьется тот преподаватель, который с помощью выполнения учебных программ сумеет оказать влияние на формирование умов своих учеников, побудить их стремиться к большему и должным образом познавать суть различных вопросов, благодаря чему они поспешат применять полученные знания на практике. Все это лишний раз указывает на важность задачи обучения, возложенной на преподавателей и тех, кто занимается исламским призывом. Решить эту задачу можно только совместными усилиями учителя и ученика, не говоря уже о необходимости наличия условий, способствующих усвоению программ, средств обучения и тому подобных факторов.

Просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он помог преподавателям и ученикам справиться с благородной задачей по распространению шариатского знания и разъяснению истины людям.

Да осуществляется это ради Аллаха и да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада.


Программа по изучению фикха

Цели и указания

Цели:

1. Ученик должен научиться очищаться в случае малого или большого осквернения.

2. Ученик должен уметь отличать воду, пригодную для очищения, от нечистой воды.

3. Ученик должен уметь определять все виды нечистого и знать, как следует очищаться от этого.

4. Ученик должен уметь правильно совершать молитву и знать все правила ее совершения.

5. Ученик должен знать, в каких случаях следует совершать два земных поклона в качестве искупления за проявление невнимательности во время молитвы, и уметь правильно совершать эти поклоны.

6. Ученик должен научиться, как следует омывать покойного, заворачивать его в саван и читать над ним заупокойную молитву, избегая любых нововведений, имеющих отношение к погребальным обрядам и могилам и получивших распространение во многих мусульманских странах.

7. Ученик должен знать, с каких видов имущества или денежных средств следует выплачивать закят, каков должен быть минимальный размер имущества или денежных средств, с которых следует выплачивать закят, каким должны быть размеры выплаты, а также как именно следует выплачивать закят и на какие цели будут израсходованы собранные средства.

8. Ученик должен знать, как следует соблюдать пост и какие установления шариата имеют отношение к посту.

9. Ученик должен знать установления, касающиеся совершения умры и хаджжа, и уметь совершать соответствующие обряды.

Указания:

Разделы фикха, касающиеся выполнения религиозных обязанностей, являются практической дисциплиной, и поэтому преподаватель должен уделять как можно больше внимания подготовке учеников по этому предмету. Ниже приводится ряд указаний, которые могут помочь преподавателю достичь цели урока.

1. Необходимо придерживаться искренних намерений и обращаться к Аллаху с мольбами о помощи.

2. Преподаватель должен служить для учеников живым примером того, как следует выполнять обязанности, которые являются предметом его уроков.

3. Большую часть уроков на тему молитвы следует проводить в мечети или в предназначенном для молитв месте. В подобном случае урок будет носить практический характер и соответствовать словам пророка, , который сказал:

] وصَلُّوا كَمَا رَأَيْتُمُونِى أُصَلِّى [

«... и молитесь так же, как на ваших глазах молился я».[1] В хадисах можно найти указания на то, как следует обучать людей всему, что имеет отношение к молитве, начиная с омовения и завершая таслимом.

4. Необходимо использовать различные средства обучения, особенно если темой урока является закят, поскольку названия тех или иных видов имущества могут быть незнакомы ученикам. В таких случаях преподаватель, проводящий урок по фикху, должен в то же время объяснять смысл используемых слов. Так, ему нужно объяснить ученикам, что такое мискаль, дирхем, са‘ или васк[2], а потом перейти к практической части урока и показать, как следует взвешивать и делить. Так же следует проводить и уроки, темой которых является заворачивание покойного в саван, копание могилы или укладывание покойного в могилу. Имеется в виду, что уроки должны носить практический характер, если это не приведет к совершению запретного.

5. Преподавателю следует отстраняться от противоречий между разными мазхабами и стараться прививать ученикам навыки постижения фикха с помощью рассуждений и использования того, чего придерживается большинство улемов, если только не имеется решающего довода в пользу той или иной точки зрения. Благодаря содействию Аллаха настоящая программа свободна от всевозможных сложностей, связанных с разногласиями между мазхабами и улемами. Мы использовали только указания шариата и в большинстве случаев не касались спорных вопросов.

6. Рассматривая те или иные вопросы, следует говорить лишь о том, что будут способны усвоить ученики, и поэтому настоящая программа рассчитана на небольшое количество часов. Ее цель состоит в том, чтобы познакомить учащихся со столпами ислама, и поэтому основное внимание уделяется ознакомлению учащихся с основами религии, для чего мы пользуемся методами наших праведных предшественников.

7. Необходимо придерживаться плана работы на год, составляемого либо специальной комиссией, либо преподавателем данного предмета.

8. Преподаватель должен уделять как можно больше времени практическим занятиям как на уроках, так и на внеклассных занятиях.

9. Прежде чем приступать к объяснению материала, преподаватель должен привлекать учащихся к подготовке специальных учебных пособий.

 


Раздел первый

КРАТКО ОБ ОМОВЕНИИ И МОЛИТВЕ

Чистота (тахарат)

В прямом смысле слово “тахарат” означает отсутствие грязи.

Как шариатский термин слово “тахарат” используется в двух значениях.

а) Очищение от того, что обозначается термином “хадас” (осквернение) и бывает двух видов:

1. Очищение от малого осквернения. Имеется в виду, что человек, удовлетворивший большую или малую нужду или испустивший ветры, пребывает в состоянии малого осквернения, очищение от которого достигается с помощью частичного омовения (вуду).

2. Очищение от большого осквернения, что достигается с помощью полного омовения (гусль).

б) Очищение от нечистого (наджаса), например, от мочи, которая попала на одежду. В подобных случаях для очищения необходимо удалить нечистое с тела или одежды, если это возможно, и вымыть то место, на которое оно попало.

Ислам призывает к поддержанию чистоты

Ислам является религией чистоты. Это подтверждается многими фактами, важнейшие из которых перечислены ниже:

1. Шариат объявляет чистоту необходимым условием действительности молитвы.

2. Шариат побуждает людей к совершению полного омовения, особенно по пятницам.

3. Шариат побуждает людей к использованию зубочисток[3] и содержанию в чистоте полости рта.

4. Шариат побуждает людей к удалению волос, которые могут вызывать неприятный запах и загрязнение тела, например, волос, растущих под мышками.

5. Шариат запрещает загрязнять дороги, которыми пользуются люди, а также места, где они собираются и сидят, нечистотами.

6. Аллах любит очищающихся, ведь в Коране сказано:

}¨bÎ) ©!$# =Ïtä† tûüÎ/º§q­G9$# =Ïtä†ur šúï̍ÎdgsÜtFßJø9$# {

«Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».[4]

Виды очищения

§ Очищение от нечистого

§ Очищение от осквернения:

§ Очищение от малого осквернения

§ Очищение от большого осквернения

Вода

Различаются два вида воды: вода, которая может быть использована как средство очищения (тахур), и нечистая вода.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.