Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

IX.3. Совесть — критерий Духовности и показатель духовного развития Личности



«Совесть» (греч.) — означает «ведать», «знать». Совесть («совесть») — весть, получившая эмоциональный отклик в Душе и всколыхнувшая ее; это весть, идущая от Внутреннего Духовного Человека прямо и непосредственно к его Душе. Если совесть «заговорила», следовательно, возникает дисгармония или диссонанс между Духом и Душой, между их двумя Сознаниями. Взаимодействие, диалогичность сторон, сопряженность их отношений прослеживаются в понятиях, имеющих приставку «со» (например, сотворчество, сопротивление, сострадание, содружество, сопонимание, сообщение, сочувствие, соперничество и др.). Поэтому «совесть» — это «весть», имеющая и своего «отправителя», и свого «адресата».

Совесть есть свойство Манаса (Принцип Разума) в сочетании с Буддхи (Божественной Духовной Душой); свойство, когда оно достаточно развито в человеке, притягивает Человечес-

21 Кузин В. В., Никитюк Б. А. Интегративная биосоциальная антропология. М.: ФОН, 1996. С. 78.

кий Разум в область Духа, где Душа становится Проводником (Упадхи) Мирового Разума, а голос Человеческого Разума — Гласом Духовности. «Голос совести — это голос духовности»[654].

Внутренний Духовный Человек в человеке — свободен от социальности и привязанностей; Человек же Душевный — находится в сфере социальных связей, чувствований и побуждений. Разлад между Вселенской Необходимостью и Человеческой Слабостью обнаруживается в виде эмоционального отклика, в который человеческий ум вкладывает самые разнообразные понятия, начиная от категорий добра и зла, заканчивая чувствами стыда, позора и мук.

Принципы действий психологических механизмов нравственного контроля Личности задаются критериями общественного добропорядка. Нравственные законы человеческого общества диктуются самим же обществом, то есть эти законы вытекают из той природы социальности, которая является ее культурным продуктом. Чувства долга, вины, стыда социальны по своей природе; они рядятся в «одежды» Добра и Зла по отношению к поведению Личности в любом обществе и при этом каждый раз наполняются новым моральным содержанием.

Вселенские Законы Гармонии, Устойчивости, Развития находят объяснительное отражение в моральном укладе жизни человека. Это направлено на выработку понятийных оценок, мотивов, стимулов, поступков, определяемых жизненным опытом Личности, ее привычками, стереотипами. «Глубинное ядро человеческой личности всегда имеет положительный заряд; это ядро

— от вечности. Потенциал этого ядра раскрывается на протяжении всей человеческой истории, стимулирует все ее многообразие, проявляется через откровение духа. Именно поэтому ориентация бытия на положительное, конструктивное действие является его изначальной сущностью... Формирование личности есть процесс самоутверждения в своей физической и социальной среде жизнедеятельности, а совесть при этом осуществляет оперативный контроль «правильности», «глубинной истинности» «Я»[655].

Торжество Законов Жизни, преломляясь в сознании человека, находит отражение в ощущениях их полезности, нужности и необходимости. «Голос совести — это «суждение», суд, осуществляющийся в виде непосредственной реакции, непосредственного переживания чего-то как добра (или зла) и обусловленной им непроизвольной реакции на все моральное (этическое) по содержанию (непроизвольной по форме). Представление о добре, вошедшее в качестве переживания в жизнь человека, это и есть совесть»[656].

Таким образом, первопричины совести связаны с врожденными качествами человека. Непроизвольный характер совести, ее рефлективное чувство становится генетически наследуемым свойством и представляет собой социальный код человеческого развития.

Совесть человека — как стержень и внутренняя инстанция всех социальных чувствований — формирует вокруг себя весь спектр социальных эмоций и чувств. Уровень развитости Души человека выявляется степенью «слышимости»[657] и характером взаимодействия между состоянием Души и Голосом Разума или Духовностью. И любое несоответствие между ними проявляется через реакцию в сфере переживаний5 и внутренних компромиссных решений, направленных на подавление предостерегающего голоса верного часового, своей совести, которая светит светом для Души. «Голос совести есть голос Истины в той мере, в какой она оказалась доступна данному человеку, голос сочувствия в той мере, в какой эта способность присуща данной личности. Совесть может молчать, ее голос может звучать еле слышно, услужливое сознание представит субъекту самые убедительные доводы, оправдывающие его поступок, природа самой совести остается при этом неизменной»[658].

Рассудок человека соединен с его физической половиной, чтобы человек мог сохранить свое верховенство над низшими животными и подчинить природу своим надобностям. Его Совесть соединена с его духовной половиной и служит безошибочным водителем среди натиска чувств, ибо Совесть выражается во мгновенном ощущении, что правильно и что неправильно, и это ощущение может дать только Дух, который, будучи частью Божественной Мудрости и Чистоты, Абсолютно чист и мудр. Подсказывания Совести независимы от рассудка и могут четко проявляться тогда, когда им не препятствуют низшие влечения нашей двойственной природы.

Нравственная природа человека биологически запрограммирована. Так, исследованиями В. П. Эфроимсона[659], П. В. Симо- нова[660] было доказано, что альтруизм и эгоизм имеют биологические корни. Человеческая популяция выживает только в социально организованном единстве, где проявилась «реакция доброты, братства, сочувствия, как следствие естественного отбора, которому некогда подверглось человечество»[661].

В генофонде человечества кодируются не только «биологические», но и такие социальные признаки, как доброта или злость, честность или лживость; природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность.

Однако конкретное сочетание врожденных свойств человека должно быть связано с импринтингом, или, по В. П. Эфро- имсону, импрессингом[662] — запечатлением в памяти определенных воздействий внешней среды.

Взаимодействие социальной среды и индивида осуществляется в обществе через естественный отбор и другие опосредствующие факторы импринтинга. «Практически все механизмы биологической жизни опосредуются социальной программой, именно поэтому социум вплетен в естественную жизнь человека. Это и внутриутробный импринтинг (музыка, речь, болезни и агрессия матери, ее стрессы и т. п.). Далее идут запечатление первых форм (лица), а к 5 годам — полный набор элементов социальной программы, вне какой бы то ни было значимой критичности в восприятии. Одновременно начинает действовать социальный отбор на уровне онтогенеза и естественный отбор на популяционном уровне»[663].

«Чувство долга, доминирующее в поведении неизворотливого большинства, порождено не звездами небес и божественным законом в груди. Оно развивалось при решающем воздействии социальных условий, параллельно с отобранным за десятки тысяч поколений эволюции комплексом эмоций, столь же необходимым человечеству, как и речь, как и уменье пользоваться орудиями»[664]. «На биологической наследственной основе возникают эмоции человечности, самоотверженности, благородства, жертвенности, честности, жалости, товарищества, верности, любви и т. д. Эта природная сущность человека проявляется в социальной области, где может или проявляться, или, наобо-

рот, подавляться и извращаться»[665].

Поведенческие инстинкты, наследственный механизм формирования этических начал и соответствующая социальная среда могут способствовать развитию Душевных качеств в человеке, приближающих их устремления к Вселенским Законам Духа. Наработка Кармы — это текущий нравственный счет, который идет от одного воплощения до другого и видоизменяется в зависимости от новых этических приобретений. При этом Этика не вбирает в себя социальность и составляющие ее категории, Этика мыслится не как Закон человеческих взаимодействий; в основе Этики Вселенской начинают выступать Законы Мироздания и Мироустройства — Причинность, Гармония, Движение, Равновесие.

Порождение двойственности, совокупность расхождений между Верхним и Нижним Манасом, освещаемыми Индивиду

альным Духовным Эго и Личным эгоизмом, ведет к образовании Совести. Иными словами, Целостное Единство Духовного Человека с Душевным — есть Закон, нарушение которого связано с Причиной. Причина, в свою очередь направляемая Кармой, приводит в действие духовные, психические и материальные планы, совершенствование которых проходит под действием Хранящих, Творческих или Разрушающих Сил.

Доктрина Кармы есть Доктрина нравственного Закона Причинности, Закона, управляющего жизнью Вселенной и человеческого общества. Физический мир рухнет, если отменить Закон Причинности. Так же обстоит дело и с нравственным миром. Закон гласит, что добродетельные поступки способствуют счастью всего общества, включая самого индивидуума, совершающего их, в то время как дурные в значительной мере омрачают их счастье и приносят всяческий вред другим людям.

Особо стоит вопрос о самой категории Нравственности. Что такое нравственное или безнравственное для Небес?

Для Единого нет понятия Добра или Зла, хорошего или дурного. Нравственность — это категория социальная, выработанная исторически и имеющая в каждом обществе свое содержательное наполнение.

Эзотерическое Учение гласит, что Вселенной правят Законы и Числа. Основной Закон утверждает Жизнь во всех ее многочисленных Проявлениях, поэтому любое действие человека оценивается с точки зрения проявления его Эгоизма по отношению к Гармонии и Жизни, Законам и Числам. «Добро» — это Сущность и Ответственность Бытия; «Зло» — их разрушение. Какой бы ни наделялся человек нравственной природой как суммой его чувствований и социальности, все его проявления, включая мысли, будут определяться Созиданием или Разрушением, следованием Закону или выпадением из Него и т. д. В результате Карма «отслеживает» человека и воздает ему свойственную только ему Нравственность и Социальность.

Выполнение человеком Вселенских правил способствует раскрытию в нем Духа как основы собственного саморазвития и самопознания, выступающих в качестве Пути постижения Истины:

Я — в Свете,

Свет — во мне.

Я — Свет.

Еще Сократ указал: строение мироздания, физическая природа вещей вытекает из познания самого себя. «О человек, познай самого себя. В тебе самом скрыто сокровище сокровищ».

Не существует морали или религии, стоящей выше Истины. «Нет религии выше Истины». Долг Совести определяется Истиной.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.