Дух является первичной субстанцией видимого и невидимого мира. Духу присуща внепространственность и вневременность.
Дух исходит из непознаваемой Тьмы, в чью тайну проникнуть не может никто из нас. Этот Дух — Божий Дух — зеркально отражается в Водах Пространства, или все еще недифференцированной Материи будущей Вселенной, и тем самым порождает первый трепет дифференциации в однородной первозданности.
Мулапракрити — Предвечная Единородная Материя, Предвечный Элемент — в Первом принципе является чистой абстракцией, с течением Времени трансформируется в Пракрити (проявленную Природу и Материю), или Единый Элемент, и Пурушу (Дух).
В основе Материи лежит Духовное начало, т. е. одухотворенное Единое Начало — Огонь, или Искры Света Единого. Искры означают Лучи как для Высшего Разума, так и для человеческих Искр или Монад.
Астральный Свет, или Свет Эфира, перворожденный, — двойственен[565]. Это одновременно мужское начало — Мудрость, Дух или Пуруша — и женское начало — заряжено материей — Пракрити. Свет — форма духовной Вселенной, Тьма — материальная Вселенная. Природа одухотворена, она вся проникнута Духом.
Дух и Материя бытийны, однако «способ бытийности их субстанционально разъединяет»[566]: Дух — это состояние Бытия, Материя — это телесный способ осуществления Бытия.
Священное Учение утверждает идентичность Духа и Материи; Дух — это потенциальная Материя, а Материя — просто кристаллизованный Дух[567]. «Дух и Материя или Пуруша и Прак- рити суть два первичных аспекта Единого». То есть Дух и Материя — противоположные края одной и той же ткани (два аспекта Абсолюта) образуют собой «Духо-Материю» — Единый Высочайший Корень, или Коренной Принцип Вселенной — «Инь- Ян», символ двух изначальных качеств Абсолюта.
В методологии научного познания взаимодействие «Инь- Ян» лежит в основе многих теорий. Физики, например, сравнивают его с волновой теорией. Нильс Бор сделал модель инь-ян своей эмблемой, дополнив ее латинским изречением — «противоположности дополняют друг друга»[568].
При дифференциации Дух становится объективной Материей, а объективная Материя вновь становится субъективным Духом. Данная трансформация соотношений Духа и Материи определяется Человеческими Принципами. Семеричный принцип в человеке был известен всей древности и может быть обнаружен во всех древних Священных Писаниях.
Человеческие аспекты, или принципы
1. Физическое Тело (Стхула Шарира), имеющее Форму (Рупа).
2. Жизнь (Прана).
3. Астральное Тело (Линга Шарира).
4. Животная Душа (Кама Рупа).
5. Человеческая Душа, Разум Человека (Манас).
6. Духовная Душа (Буддхи).
7. Вселенский Дух (Атма).
Семеричная природа человека проистекает из семи планов Бытия, семи состояний Сознания, семи космических планов Материи.
1. Первый принцип — Стхула Шарира — является проводником всех шести остальных принципов.
2. Второй принцип — Прана — характеризуется Субстанцией на одну ступень тоньше, чем грубая материя Земли. Данный принцип обозначают еще как Дыхание Жизни, или Нэфэш —
Витальный принцип. Жизнь есть Божественность. Но для ее Проявления на Физическом Плане в ассимиляции в чисто физическом состоянии нужен посредник — Астрал. Астральная материя неоднородна, и Астральный Свет есть не что иное, как тень действительного Божественного Света; однако он не моле- кулярен, а одухотворен.
3. Третий принцип — Линга Шарира — является Астральной Формой, преходящей эманацией Аурического Тела, — предшествует образованию живого тела, поэтому еще называется Проводником Жизни.
4. Четвертый принцип — Кама-Рупа — Животная Душа является центром Силы желаний и страстей в животном теле. Кама
— это животное желание или человеческая эгоистическая воля, поэтому Кама-Рупа представляет собой камические элементы в человеке, его желания, страсти, знаменующие собой порождение самости и материи. Отсюда Низший Человек — физиологическая Кама, материальна и многообразна физическими элементами. Но Животная Душа является одновременно проводником, носителем высшего или низшего Разума, поэтому Кама-Манас будет означать уже психофизиологический аспект в человеке.
5. Пятый принцип — Манас — двойственен, как Эго или Ум Человека, как Человеческая Душа или проводник Высшего Разума.
Низший Манас — это Личностное, Человеческое Эго, Человеческая Душа — тяготеет вниз к Животной Душе, Кама-Рупе. Качества данного тяготения определяют свойства Личности.
Высший Манас устремлен вверх к Духовной Монаде, и, направляемый Высшим Разумом человека, образует с ней Высшее «Я», или Индивидуальное Эго. Человеческий Дух — Внутреннее Я — духовно и бессмертно.
6. Шестой принцип — Буддхи — проводник Мирового Духа, луч Вселенской Духовной Души, есть Разумная, Духовная Душа.
7. Седьмой принцип — Атма — «Единая Жизнь», Корень всего; Вселенский Принцип, а не человеческий, Единый с Абсолютом.
В данных Принципах Дух и Материя представляют собой модель равновесия между Духом и Материей (Пурушей и Пракрити) на всех Планах Бытия, Сферах, Уровнях. Только в сочетании друг с другом Дух (Пуруша) и Материя (Пракрити) образуют творящее Единство и могут проявляться в мире чувств. Союз
Пуруши и Пракрити порождают великую Мировую Душу или Дух Жизни — Атму. Это Anima Mundi, или Мировая Душа, и Астральный Свет. Различные взаимоотношения с последующими дифференциациями рождают их следующие сочетания.
1. Всемирный Дух (Атма), или Седьмой Принцип, в соединении со Всемирной Душой (Буддхи), или Шестым Принципом, образует Тело Души (Атма-Буддхи), или Человеческую двуначальную Монаду — Корень Человеческого «Я».
2. Всемирная Душа (Буддхи) в соединении со всемирным Разумом (Махатом) образует Духовный или Божественный Разум, Первичный Ум (Буддхи-Махат).
3. Всемирный Разум (Махат) в соединении со Всемирной Душой [Буддхи] образует Маха-Буддхи (Разум Божественной Души, Природу или Космический Нумен Материи).
4. Духовная Душа (Буддхи) в соединении с Разумной Душой, или Человеческой Душой (Манасом), образует Духовный Разум человека, Человека Духовного (Буддхи-Манас), Высшее Духовное Эго или сознательный перевоплощающийся Принцип в человеке.
5. Мировой Разум (Махат), или Первый Рудимент Творения, в соединении с Человеческой Душой, или Физическим Разумом, Рассудком (Манас), образует Маха-Манас (Человеческий Интеллект, Ум, Гнозис).
Во всех семеричных дифференциациях взаимодействие Духа и Материи проявляется на Семи Планах, Семи Уровнях, Семи Состояниях и т. д., где наблюдается прогрессивная эволюция «Духа-Души» и семи форм Материи или Начал.
Семь слоев Пространства — «Матерь-Отец» — становятся семью Планами Бытия, начиная с духовного, и, проходя через психический, заканчиваются на материальном. Союз между Человеком и Вселенной выражается в различных Планах его осуществления. Буддхи, Манас и Кама-Рупа находятся на Духовном Плане; Линга Шарира и Прана — на Астральном Плане; Стхула Шарира определяется Материальным Планом.
Развивающаяся Энергия в своей дифференциации проходит аспекты — чисто Духовный, Интеллектуальный, Психический, Физический. Эта эволюция есть Закон нисхождения Духа в Материю. Следовательно, «Дух-Материя» и «Материя-Дух» имеют бесконечную протяженность в глубине; наша сущность вещей истинных находится на седьмой глубине.
Принципы
Санскритские
термины
Экзотерическое значение
Планы Бытия
VII
Атма
Вселенский Дух
Абсдлют или План Идей
VI
Будцхи
Духовная Душа
Духовный
план
V
Манас
Высший Разум Человека,
Человеческая
Душа
IV
Кама-Рупа
Животная Душа
III
Линга Шарира
Астральное Тело
Астральный
план
II
Прана
Жизнь
I
Стхула Шарира
Физическое Тело
Материальный
план
Верхние шесть Принципов, действующие на четырех Планах, имеют свою Аурическую оболочку, проявляющуюся на Седьмом Принципе. Атман же принадлежит Вселенской Душе (Anima Mundi) — Плану Идей, Абсолюту.
Пифагор разделил Вселенную на три части, которые он назвал: Высочайший Мир, Высший Мир и Низший Мир. Главный из них — Высочайший Мир — является тонкой проницаемой духовной сущностью, пронизывающей все вещи, поэтому является вместилищем принципов. Высший Мир — место для архетипов, олицетворяет Разум; Низший Мир — вместилище Количеств.
Высочайший Мир определяет Духовные и Космические Законы — это Закон Целесообразности; Начало Иерархии; Света; Соответствие; Всеобщее Движение и Вибрация; Полярность; Ритм; Причинность (Карма); Двойственность; Гармония и т. д.
Карма — Всеобщий Закон Мироздания, Закон воздающей справедливости, олицетворяющий Закон мудрости и разума Создателя (Бог, Брахман, Брама-Творец, «Отец Богов», ТОТ). Карма, как Закон непогрешимый, согласует следствие с причиной на всех Планах Бытия — духовном, умственном, физическом. Карма непознаваема, но действие ее вполне ощутимо. Карма всегда действует для восстановления Гармонии и сохранения равновесия, благодаря которому и существует Вселенная. Здесь понятия «добро» и «гармония», а также «зло» и «дисгармония» — синонимы. Боль и страдание всецело являются результатом отсутствия гармонии, а единственная и ужасная причина ее нарушения — Эгоизм в той или иной форме.
Зло — это нарушение законов гармонии, управляющих Вселенной, и наказание должно пасть на самого нарушителя: «каждый пожинает следствия собственных деяний».
Карма ничего не создает и не предназначает. Именно человек насаждает и созидает причины, а кармический закон подгоняет следствия. Преступление, совершенное однажды, дурная мысль, посланная разумом, непоправимы — никакое раскаяние не может смыть их результаты в будущем. Карма свободна от предпочтений, ее действия неумолимы и исключают случайность. Высочайший Мир — это Мир Ноуменов[569].
Высший Мир, по Пифагору, олицетворяет Всемирный Разум (Великий Принцип, Махат или Интеллект, Гнозис), первый продукт изначальной Материи, но первый Космический Аспект Пространства (Парабраман).
Абсолют, или вечное Божественное Сознание, — не имеет ни сознания, ни страсти, ни желания, ни мысли, так как Он есть Абсолютная Мысль, Абсолютное Желание, Абсолютное Сознание, Абсолютное Все. Проявлением Абсолюта является Всемирный Разум — существует вне Времени и Пространства — один из аспектов ТОГО, который не подвержен переменам.
До образования видимой Вселенной в Божественном Разуме была отлита Форма. Эта Форма называется Архетип, и этот Архетип был в Верховном Уме задолго до того, как начался процесс творения.
Архетип, или Форма — единый принцип и начало, воспроизводящее все разнообразие сторон. Форма есть способ существования или выражение некоего содержания, организация его в целое. Целое — прежде частей, а части развиваются из целого. В едином целом концентрируется комплекс свойств, черт, способов поведения, совокупность которых суть явление, реальность. Форма пронизывает всякое внутреннее содержание. Поскольку Форма есть индивидуальность, то, следовательно, и всякое содержание непременно несет в себе индивидуальную и личностную сущность.
В Высшем Мире представлены Принципы архетипических сфер, где существуют различные образцы — проекты самых разнообразных Форм, имеющих проявления в каждой плоскости. Все- формы-образующая персонифицированная Духовная Сущность — источник и субстанция всех вещей. При сотворении Бытия Дух конструирует сущность Форм, выявляя Замысел суть Истину.
Высший Мир — мир Духов, Мир Нуменов, от него происходят низшие миры.
Низший Мир — отражение Архетипических Форм в их разнообразии и количественной изменчивости.
Низший Мир, по Пифагору, — носитель двух начал: материально проявленного (Пракрити) и духовно непроявленного (Пу- руши). Материальный мир представляет собой плотные физические тела (объекты, явления, существа). Непроявленная, т. е. духовная Вселенная — Пуруша — содержит тонкие вибрации, составляющие эмоции, чувства, мысли, идеи. Они формируют психическую и духовную сферы мира. Это — оживляющее начало, которое наполняет энергией все.
Вселенная и все в ней (духовное, умственное или физическое) основано на совершенном Законе Равновесия и Гармонии.
Материя есть Дух на седьмом плане; Дух есть Материя на низшей точке своей деятельности. То, что происходит на духовном плане, повторяется на космическом плане. Конкретность следует линиям абстракции; низший должен соответствовать высшему, материальный — духовному.
Единородность Материи и неизменяемость законов Природы покоится на неотделимости Духа от Материи.
Дух и Материя, хотя и являют единство в своем начале, но, появляясь на плане дифференциации, каждый из них начинает свою эволюционный прогресс в противоположных направлениях. Дух постепенно падает в Материю, а последняя восходит к своему первоначальному состоянию, т. е. к чисто духовной Субстанции. Оба неразлучны, тем не менее, всегда разлучены. На физическом плане два одинаковых полюса всегда будут отталкиваться, тогда как отрицательный и положительный — притягиваются.
Оккультизм — усматривающий Жизнь в каждом атоме или молекуле, будь то в минерале или человеческом теле, в Воздухе, Огне или Воде — утверждает, что все наше тело построено из таких Жизней. Так что человеческое обиталище сложено бесчисленными Жизнями тем же способом, как и скалистая кора нашей Земли.
Поскольку имеется тождественность физического и химического строения всех существ, постольку в каждой частице — назовете ли вы ее органической или неорганической — там Жизнь налицо, хотя бы в латентном и бессознательном состоянии. Ибо в каждом атоме присутствует сознание, память, воля, ощущения, сила движения и т. д.
Жизнь, как Единая Форма Существования, проявляется в том, что именуется Материей, или в том, что в человеке называется Дух, Душа и Материя. Материя является Проводником для проявления Души на этом плане существования. Душа же есть Проводник на высшем плане для проявления Духа, и эти трое есть Троица, синтезированная Жизнью, насыщающая их всех.