В переводе с латинского «дух» означает «дыхание», «ветерок» и осмысливается как источник всеобщего Движения, действующий изнутри. «Равенство зерна духа понимается как единая мера щедрости и уравнения всех людей Божественным Началом мира»,
— говорит Учение Живой Этики. Божество пребывает ни в раю, ни на каком-то конкретном древе, здании или горе: оно повсюду, в каждом атоме как зримого, так и незримого Космоса, внутри, вне и вокруг каждого неделимого атома и делимой молекулы; ибо Это — непостижимая сила эволюции и инволюции, вездесущая, всемогущая и даже всеведущая созидательная потенция.
Мы не можем постигнуть Всевышнее точно так же, как человеческая клетка (часть целого) не может судить о ее носителе (целом).
Понятие «Дух» изначально не поддается раскрытию ни в эзотерическом, ни в экзотерическом плане. Данное обстоятельство приводит к множественности объяснительных подходов и смысловых интерпретаций, связанных с трактовкой понятий «духовность», «духовный разум», «духовная культура», «духовные цен
ности», «духовное воспитание» и т. д. Чтобы приблизиться к пониманию Духовного, необходимо знакомство с духовной философией и духовной практикой прошлого, постижение духовных основ Учения Мудрости, экзотерическая часть которой доступна каждому.
Дух есть вся совокупность внутренних оснований человеческой психики, которая в своем исходном и чистом виде лишена предметности и социальности. Чисто Духовное и генетически предопределенно-заданное Материальное — вот два условия новорожденной психики[570]. Физическую наследственность мы получаем от родителей, но духовную — через повторное рождение на Земле, т. е. приносим ее из своих предыдущих жизней.
Информационная наследственность проистекает от Первома- терии, которая вечна и образует в человеке нетленные изображения. «Рассматривая информационные отображения как идеальную реальность, можно объяснить многие природные феномены, включая поразительную устойчивость генотипов (в ряде случаев на протяжении сотен миллионов лет), а также единство генетического кода и стабильность биоклетки как «кирпичика жизни»[571].
Духовная реальность человека включает в себя Разум, или, по Л. Н. Толстому, «дух — стержень сознания», который в своей онтологической основе имеет конструирующий характер. Все в жизни подлежит творческой преобразующей энергии Духа, направленной на освоение культуры. (Здесь под культурой следует понимать развитие и совершенствование наших лучших качеств Души, преображающих нашу духовную сущность.)
Вся история духовного онтогенеза содержится в фокусе Монады; не все воздействия, идущие отовсюду, могут быть осознаны — они содержаться в Монаде бессознательно и постепенно осознаются самосознанием. «Дух человека... бунтует, требуя свободы, ибо чувство трансцендентности заложено в сознании изначально (в первом всплеске зарождавшегося самосознания); ... саморазвитие сознания и духа всегда диалогично»[572]. Раскрытие этих глубин Монады возможно лишь тогда, когда сознание в своем высоком духовном развитии подымается на ступень Духа. Дух здесь мыслится как способность всеохватывающего, объективного суждения.
Доктрина Воплощения учит, что Монада — Божественное Ядро человека — содержит в скрытом состоянии все Божественные Силы — как Огонь от Огня зажженный (Человек как подобие Небесного Человека). Непостижимым для нас образом уже в первой клетке одухотворенной материи скрывается гений, философ, святой.
Пробудить эти дремлющие потенциальные силы, эти божественные способности в душе человека, раскрыть, развить и совершенствовать — задача и смысл человеческой жизни. Проходят эоны лет, пока Монада пройдет минеральное, растительное, животное царства, раскроется, разовьется настолько, что способна сделаться человеческой. И цель ее дальнейших перевоплощений будет состоять в том, чтобы посредством опытов, пережитых в каждой жизни, душа раскрывала свои силы, развивалась, становилась лучше.
Причины разнообразного состава человечества заключены в следующем: нет общей эволюции, можно говорить только об эволюции каждого отдельного Духа и каждой отдельной Личности. Разница между людьми объясняется тем, что каждый имеет свою собственную, управляемую своей свободной волей Эволюцию и Судьбу, подготовленную поступками в предыдущей жизни на Земле. Так каждый занимает в жизни место, соответствующее его развитию.
На самой вершине человечества нашей планеты стоят Адепты, опередившие человечество, которых мы называем Учителями. Адепт поднялся над необходимостью воплощения. Он уже приобрел весь опыт, он достиг цели, ради которой сотворен человек. Но многие Адепты все же воплощаются среди людей для выполнения определенных миссий как Учителя, Философы, Святые.
Бывают исторические эпохи, когда одновременно на Землю возвращается целый ряд высоко продвинувшихся Сознаний, и именно Они придают эпохе блеск, обогащают эпоху новыми открытиями, но это только отдельные, далеко опередившие человеческую массу Индивидуальности, принявшие на себя миссию
— продвинуть развитие человечества на новую Ступень.
Дух человека пребывает в разном состоянии и разных Состояниях.
«Искра Божия» — наше Божественное Огненное начало, или Седьмой Принцип (Атма), — есть Истинный Человек. Дух (Атма) никогда не сходит непосредственно в живого человека, но лишь озаряет своим сиянием Внутреннего Духовного Человека. Являясь чистым Сознанием, Абсолютным аспектом Личного «Я», Атма находится вне пределов времени и пространства.
Божественная искра в человеке, или наше «духовное Я», является по своей сути одним целым со Вселенским Духом, и потому практически всеведуща, но она не может проявить свое знание из-за помех со стороны Материи. Значит, чем меньше этих ограничений — другими словами, чем больше «парализовано» физическое тело с точки зрения собственной независимой деятельности и сознания, как бывает в глубоком сне, трансе или болезни, — тем более полно может проявить себя внутреннее «Я» на этом плане.
Седьмой Принцип (Атма) есть синтетическое начало, но не Высшее «Я» человека. «Высшее «Я» состоит из трех принципов
— седьмого, шестого и пятого».
Эго — есть Высшее Эго, это Высший Манас (Высший Разум Человека), освещенный Буддхи (Духовной Душой), принцип самосознания или, короче, «Я есть Я». Это Монада, бессмертный человек, переходящий из одной инкарнации в другую.
Внутренний Духовный Человек состоит из пяти принципов (Прана, Линга Шарира, Кама-Рупа, Низший и Высший Манас). Шестым принципом становится Духовное Сознание (Буддхи), Седьмым — Высшее Духовное Сознание (Атма), преистекающее из Единого Духа, Духовного Единого Божества. Духовные чувства действуют на Высшем плане Сознания.
Если же рассматривать Человека как синтез Духовного и Физического человека, то здесь Духовный Человек будет являться синтезом семи принципов. Нижнее физическое тело[573] заменяется Аурическим Телом, а двойной Манас — двойной ум и Сознание — сливается в одно.
Личное «Я», или Низшее Эго, характеризует физического человека — индивидуальное сознание — чувством самосознания и представлением о себе как об отдельной и обособленной от мира личности. Вселенское Сознание истинного Эго в миллионы раз превосходит самосознание Нижнего или Личностного (ложного) Эго.
Чувства спящего человека время от времени получают импульсы и пробуждаются к механической деятельности. То, что он слышит и видит, является искаженным отражением мыслей от Эго. Последнее высоко духовно и очень тесно связано с высшими принципами Буддхи и Атмой. Эти высшие принципы на нашем плане полностью бездействуют, и само Высшее Эго (Ма- нас) пребывает в более или менее спящем состоянии, в то время как физический человек бодрствует. Это особенно касается очень материалистически настроенных людей. Таким образом, духовные способности человека спят, потому что Эго настолько порабощено материей, что Оно едва ли может уделять все свое внимание действиям человека даже тогда, когда он грешит, хотя за это Эго, которое вновь объединяется со своим Низшим Мана- сом, станет в будущем страдать. Воздействие, которое Эго оказывает на физического человека, и является тем, что мы называем «совестью». И в зависимости от того, как Личность, или низшая Душа, объединяется с высшим сознанием, или Эго, зависит степень воздействия последнего на жизнь смертного человека.
Если люди видят пророческие сны, это значит, что их физический мозг и память находятся в большой связи и гармонии с их Высшим Эго, чем у большинства людей. Их Истинное Эго имеет больше возможностей для передачи физической оболочке и памяти того, что для них действительно важно, чем в случае с менее одаренными людьми. Не забывайте, что единственный Бог, с которым человек может соприкоснуться, это Бог в нем самом под названием Дух, Душа и Разум (или Сознание), и эти Три составляют Одно (Атма-Буддхи-Манас).
Эту Триаду — нашу «Духовную Душу» — мы в теперешнем развитии не осознаем; она проявляется в нас как голос совести. Когда достигнем полной сознательной связи между интеллектом, т. е. «Нижней Душой» (Кама-Манасом) и «Духовной Душой» (Высшим Манасом) — когда этот мост состоится, т. е. человек начнет получать впечатления от Высшего Будхи-Манаса, — можем назвать такого человека духовно развитым, и он начинает приближаться к бессмертию.
VII. 3. Человек Душевный
«Душа» и «Дух» — не однозначные понятия.
Восточные учения различают Триаду из трех высших принципов, составляющих «Духовное тело», которое бессмертно и переходит из одного воплощения в другое, в следующую жизнь на Земле. «Душевное тело» составляют четыре низших тела — физическое тело, эфирное тело, астральное тело, ментальное тело, — которые смертны.
Душевное тело — синтез этих четырех тел — материально по своей сути и окутано Аурическим телом (Аурическая Оболочка человеческого тела). Душевное тело с телом Аурическим образуют пять оболочек, или принципов, которые и составляют сущность Души Человеческой.
Аурическое тело, или лучистая аура, являясь внешним одеянием, Формой Души, пребывает вне физической оболочки, тогда как Эго — внутри Ее. Эго (Высший Манас), как и Божество, — вечно и означает Человека Духовного.
Аурическое тело при смерти человека ассимилирует Буддхи (Духовную Душу) и Манаса (Разум), т. е. «Душевное тело» передает все результаты опытов, полученные в земном мире, переработанные, пересмотренные в духовные осознания в невидимых мирах — в наше высшее «Духовное тело». Таким образом, Душа
— крошечная частица энергии, является источником сознания, может относиться и к материальному миру, и к духовному.
Манас (Разум) двойственнен. Его двуликая сущность является руководителем человека в целом. Если импульс приходит от высшей мудрости, он вызывает духовную силу, и результатом этого будут действия, достойные божественного двигателя; если же импульс исходит от «земной, дьявольской мудрости» (психической силы), то поступки человека будут эгоистичными, целиком основанными на требованиях его физической, то есть животной природы. Феномены божественного сознания следует рассматривать как деятельность нашего разума в ином, более высоком, но менее вещественном плане.
Хотя Манас (Разум) двойственен и в течение жизни Высший разделен с Низшим, но из-за самого факта, что «отец и сын» есть одно, а также потому, что при воссоединении со своим вышестоящим Эго низшая Душа возлагает на него и запечатлевает на нем все свои действия, как хорошие, так и плохие, страдать приходится обоим. Высшему Эго, несмотря на его невинность и непорочность, приходится вместе с Низшим «Я» человека нести в будущем воплощении наказание за совершенные Низшим проступки. Ибо Высшее Эго — это антипод того, кто на этой земле является типом, или Личностью.
Тайная Доктрина учит, что воплощающиеся Эго добровольно и сознательно взяли на себя ношу всех будущих грехов своих будущих личностей. Каждая Личность в данном воплощении отличается как от предыдущей Личности, так и от последующей. И хотя Личности видоизменяются, Индивидуальность остается одной и той же.
Человеческая Душа, Низший Манас, есть единственный и непосредственный посредник между Личностью и Божественным Эго — Индивидуальностью. Формирование Личности есть сумма всех ее физических, психических и духовных характерных черт, которые, будучи запечатленными на Человеческой Душе, составляют Человека. Из всех этих характеристик единственно только очищенные мысли являются тем, что может быть запечатлено на Высшем, бессмертном Эго. Это совершается Человеческой Душой, которая воссоединяется с ним всецело после смерти физического человека. Только то, что достойно Бессмертного Бога внутри нас, может стать бессмертным.
Душа — животворящее и познающее, глубоко личностное начало в человеке, его внутренний мир как уникальное целое, остающееся относительно равным себе на протяжении всей жизни человека. «Душа есть субстанция, то есть чувствующая и подвижная».
Так как Душа пола не имеет, то проявляется в телах мужских и женских для того, чтобы приобрести качества, способности, легче приобретаемые в одном поле, чем в другом. Самые разнообразные качества как: мужество, нежность, храбрость, доброта, чуткость, самоотверженность, терпение... все женское и мужское должно накапливаться, сочетаться в Духе, проводником которого является Душа.
Душа — Медиатор между Духом и Человеком, обитель Разума, Ум в человеке. А поскольку Душа человека находится в темнице, то ее освобождение, развертывание и утверждение на пути самопознания и самоосознания — цель духовного воспитания Человечества.
Развитие качеств Души человека сравнивают со шлифовкой граней алмаза. Каждая грань достигает блеска путем многих и многих усилий и трудов, и чем больше граней отшлифовано, тем больше излучений алмаза Души. Поэтому и рождается человек среди разных народностей, среди разных социальных групп, профессий, ибо каждое условие рождения человека дает своеобразную грань его Душе. Необходимость разностороннего развития посылает нас воплощаться в разные условия, в разных сочетаниях наших духовных сил, наших склонностей, чтобы засветились все грани человека.
Таким образом, Дух или Атма проходит множество человеческих тел. Душа ненадолго переживает физическое тело, она — смертна. Душа, как имеющая конечную эманацию в своей Форме, Индивидуальности и Субстанции, лишь проходит различные стадии и, как самодвижущаяся Единица, состоит из семи элементов: 1. Атма (Дух). 2. Буддхи (Духовная Душа). 3. Верхний Манас (Эго). 4. Нижний Манас (Инстинкт). 5. Кама-Рупа (Страсти животной природы). 6. Линга Шарира (Астральное Тело, двойник человека). 7. Стхула Шарира (Физическое Тело).
Человеческая Душа живет на материальном уровне, где материя является определяющей, поэтому Сознание не в состоянии полностью вырваться из-под ее пяты. Физическое «Я» и его память отрезаны от возможности знать, что делает истинное Эго.
При жизни Душа «встроена» в физическое тело1, поэтому ее состояние зависит от внешней физической оболочки. Если Дух ограничен материальной формой, то человеческая Душа — внешними условиями. Эти ограничения являются исключительной причиной человеческой неудовлетворенности собой и всей Вселенной, что в итоге рождает поиски Истины, т. е. Творчество.
Во время смерти человека эфирное тело отделяется от плотной части физического тела и уносит с собой астральное и ментальное тела. Эти три тела — эфирное, астральное и ментальное
— составляют содержание Души человека, а сама Душа становится их вместилищем, т. е. Формой, образованной Аурическим телом или Оболочкой, переживающей смерть своего Физического тела. Постепенно Форма эта истончается, отдавая бессмертной Монаде накопленный Личностью духовный опыт, тем самым Индивидуализируя и Одухотворяя Человека Духовного, или Истинного Человека в нас.
Таким образом, после смерти Душа продолжает существовать в астральном теле до тех пор, пока она целиком не очистится от всей гневности, чувственных страстей; затем она (поднимаясь в Девакхан[574]) сбрасывает посредством второй смерти Астральное тело так же, как сбросила земное тело. Поэтому древние говорят, что существует Небесное (Духовное) тело, всегда соединенное с верхней Душой (Высшее Эго), которая бессмертна, си- яюща и звездоподобна. В этой Вечности не существует ни Прошлого, ни Будущего; и для освобожденной Души (или Духовного Эго) три времени сливаются в одно — настоящее.
Человеческий Дух, будучи частью Божественного, бессмертного Духа, также не различает ни прошлого, ни будущего, но все видит как настоящее время.
Эзотерическая Доктрина гласит, что человек семеричен в течение жизни; четверичен сразу же после смерти (в Кама-Локе[575], на уровне Кама-Рупа, или астральном плане); становится тройственным Эго (Атма, Буддхи и Высший Манас) в Девакхане, или на уровне Абсолюта. При этом, если человек уже смог достичь бессмертия, то навсегда останется тройственным, каким он был при жизни, и останется таким на всех сферах, в которых он дальше эволюционирует.
Новый Цикл возрождения человеческой Монады начинается с образованием Идеальной Формы, порождаемой Всемирным Разумом, или Божественным Сознанием. Любая Форма — как Принцип Ограничения — представляет собой Божественный Закон, определяющий все Проявления в Космической Материи. Данная Форма и есть будущая Душа, Основа человеческого су
щества, в котором «поселится» Эго — Духовный принцип. «Душа предшествует Духу». Поэтому Человеческая Душа — субстанция первичная. «Душа создана прежде Тела и управляет Небесами и Землей».
Отличие Души человеческой и Души животного лишь в том, что Разумная Душа (Буддхи) берет свое начало внутри Мировой Души (Anima Mundi), тогда как Душа животного — вне ее. Кроме этого, ни одно животное не имеет в себе пробужденными три высших «принципа»; они только потенциальны и латентны и, следовательно, не существуют.
Всемирная Душа (Anima Mundi) — это Нирвана[576], находится в основании САМО-Сознания Духа.
Поскольку Душа, или Форма, первична по отношению к своему внутреннему Содержанию (эфирное, астральное и ментальное тела), постольку Мировая Душа (Anima Mundi), как Мир Идеальных Форм, является прародителем и проводником Мирового Разума (Махата, Третьего Логоса).
Махат, или Всемирный Разум, представляет собой Физический Разум Вселенной, ее Мозговые Структуры. Материальная основа и эманация Махата есть Астральный Свет или низший аспект Абсолюта, освещающий три Высших Плана. Астральный Свет излучает и одновременно отражает Три Силы Всемирного Разума — Силу Вселенской Мысли, Силу Потенциальной Активности, т. е. Воли, и Силу Жизни, т. е. Чувствования.
Эти Три Силы Махата в своей совокупности становятся Содержанием — Божественной Духовностью — сначала на уровне Форм Второго Принципа (Духовной Души или Буддхи), образуя Маха-Буддхи, то есть Божественный Разум. Затем на уровне Форм Третьего Принципа (Человеческой Души или Манаса) эти Три Силы являются Содержанием Человеческой Духовности и характеризуют собой Маха-Манас или Человеческий Ум, Интеллект. Здесь происходит саморазвертывание Высшей Формы в Низшую, или внутренней Формы — во внешнюю. Поэтому один из Законов Вселенной гласит: Форма (Идея, Архетип, Божественная Мысль) есть Душа (Оболочка или Проводник). Форма-Душа — это, пусть призрачное, но всегда плановое будущее любого Нумена или Феномена. Человеческие и животные тела растут и развиваются по образцам своих прототипных Двойни- ков[577]. «Душа и Форма, спускаясь на Землю, облачаются в земное одеяние», — утверждает «Зохар».
Существуют условия, когда Душа, телесным проводником которой является астральная, эфиро-субстанциональная Аури- ческая оболочка, может умереть раньше физического тела, т. е. человек еще продолжает жить на Земле, а Душа освободилась и покинула свое обиталище, иными словами отделилась от своего недостойного носителя.
Возможность для Души — т. е. для вечного Духовного «Я» — обитать в невидимых мирах в то время, когда ее тело продолжает жить на Земле, является откровением Оккультной Доктрины, особенно китайской и буддийской философии.
И хотя внутренняя сущность Высшего Эго всегда чиста, внешнее одеяние может быть запачкано. Поэтому как плохое, так и хорошее из мыслей и деяний запечатлевается на Аурической Оболочке, и Карму за плохое берет на себя Высшее Эго, хотя оно совершенно не виновато в этом и не принимает участия в намеренных действиях своего Низшего Эго.
Почему Душу влечет к Высшему? Это — ее Отчий Дом. Душа живет также и на материальном уровне, поэтому исследованиями, проведенными независимо друг от друга в разных странах, уже твердо установлено, что когда человек умирает, он теряет в весе. Тщательно произведенные измерения показали — до 12 граммов[578].
VII. 4. Человек Физический
По Пифагору, видимая человеческая форма является носителем невидимого духовного организма, который и есть в реальности сознающий индивид.
За 9 месяцев внутриутробного развития и последующих 24 месяца вес ребенка с момента оплодотворения увеличивается в
6 миллиардов раз; в последующие 20 лет масса тела возрастает всего в 20 раз[579]. Такой темп физического роста при зачатии напоминает взрыв, период созревания напоминает стабилизацию этого взрыва, а старость — обратное развитие, когда увядание переходит в рассеивание2.
В Восточных учениях разделение человеческого существа на духовное, разумное и физическое расчленяются до семеричного разделения. Рассматривая человека по этой семеричной системе, представляется, что человек обладает семью телами, которые как бы вложены одно в другое. Тела состоят из материй-энергий различных степеней утончения, обладающих функциями, свойствами, способностями. Самое плотное — физическое, а самое высокое — Пре-Космическое Огненное тело, «исшедшее от Отца Света, дающего каждой Искре, исшедшей от Него, все Свои свойства, предоставляя ей следовать свободному выбору в применении их на строительство или разрушение».
Физическое тело Человека Физического является материальной скорлупой или оболочкой всех других тел.
«Человек был создан из праха земного» — это согласуется с химическим анализом основ человеческого организма. Из почти 100 химических элементов, обнаруженных в земной коре, в состав живого вещества входят 22, причем все они сосредоточены в первой половине таблицы Менделеева (водород, кислород, углерод, азот, кальций, фосфат), а самые тяжелые из них (цинк, медь, никель, кобальт, свинец, молибден) присутствуют в живых организмах только в микроколичествах3.
В человеческом организме содержится примерно 50 миллиардов клеток 250 различных структурно-функциональных типов4.
Многофункциональное назначение нейронов (образующих поля) связано с протеканием в каждом нейроне свыше 1011-12 химических превращений.
Человеческое тело на протяжении жизни человека постоянно изменяется. Этим изменениям подвергается и его сознание. Получается, что Дух (Атма) по мере изменения тела от детства к старости проходит через множество тел различных возрастов и различного развития сознания. В своей книге «Человеческий мозг» Дж. Пфейфер отметил: «Сейчас в вашем теле нет ни одной молекулы, которая содержалась в нем семь лет назад».
Ежедневно внутренний конвейер поставляет каждому человеку около миллиарда новых специализированных клеток, вырабатываемых клетками-родоначальниками, т. е. так называемыми стволовыми клетками. Из этих стволовых клеток постепенно формируются все наши органы. Клетки «говорят» между собой с помощью множества рецепторов, или «радаров», следящих, какими веществами окружена клетка. В зависимости от этого включаются те или иные гены, начинается выработка белков, и клетки превращаются в сердце, легкие, печень и т. д.
Согласно Восточной парадигме, Человек Физический образован из нижнего Телесного тела и верхнего Духовного тела.
Телесное тело человека — материально по своей природе и состоит из пяти разной плотности и назначения тел. Наличие Формы различных составляющих человека тел указывает на их физический аспект.
1. Физическое тело (материальный уровень).
2. Эфирное тело — тело жизни (витальный5 уровень).
3. Астральное тело — тело чувств (психический уровень).
4. Ментальное тело — тело мыслей (интеллектуальный уровень).
5. Аурическое тело — тело Человеческого разума (уровень Души).
Дух (Атма) работает внутри этих тел и изменяет их. Через такое изменение возникают на самой низкой ступени — Душа ощущающая, затем — Душа сознательная, Душа рассуждающая, Душа Животная и, наконец, Человеческая Душа.
Таким образом, Душевное тело Человеческой Души включает в себя пять составных Душ: Душу ощущающую, Душу сознательную, Душу рассуждающую, Животную Душу и Разумную Человеческую Душу.
Телесное физическое тело человека состоит соответственно из пяти тел (оболочек или принципов): Физического тела, Эфирного тела, Астрального тела, Ментального тела и Тела Человеческой Души — Аурического тела.
Физическое тело (Стхула Шарира), предопределяемое Формой (Рупой), подчиняется физическим законам и характеризуется двумя задачами: входить в соприкосновение с окружающей средой и осуществлять свое поведение в физическом мире. Материя физического тела насыщена эфиром (вернее, астральным светом) и находится в твердом, жидком, газообразном и эфирном состояниях, где эфирное служит связью между видимым и невидимым мирами.
Эфирное тело (эфирный двойник), проникая в органы физического тела, может являться даже главным носителем их функций, особенно в нервной системе. Эфирное тело состоит из исходящих от человека токов, лучи которых идут перпендикулярно относительно физического тела и параллельны друг к другу. Эфирное тело служит показателем здоровья и средством его защиты. Отсюда его еще одно название — «тело жизни» (Прана, Витальный принцип), или жизненная сила. Эта всеобщая энергия присутствует во всех формах жизни.
Астральное тело (Проводник Жизни, Линга Шарира) — обладатель всех наших чувств, страстей, эмоций и желаний — окружает человека световым облаком, которое называется «аурой» человека. Астральное тело имеет различную плотность и окраску, ибо каждое чувство, привнесенное в ауру, обладает определенной энергией, становящейся субъективной характеристикой не только психики, но и физических свойств и качеств человека.
Ментальное тело, или «тело мысли» (Животная Душа, Кама- Рупа или Нефеш — Жизнь), связано с Разумом (Манасом). Размер ментального тела зависит от энергии сознания и воображения человека и имеет форму овала. Ментальное тело — орган свободной воли человека, разум которого господствует по мере его развития над телом страстей и желаний, т. е. Астральным телом. Кама-Рупа является проводником силы воли, которая есть лишь энергия Разума.
Аурическое тело, или Тело Человеческой Души (Манас), мо- лекулярно по своей природе, каким бы эфирным оно ни было; состоит из Астрального Света разной плотности (Акаша, или высший принцип Эфира). Эго же атомическое и духовное одновременно. Атомы духовны и всегда невидимы на этом плане. Аури- ческое тело, или Оболочка, способно принимать форму своего тела. Это есть то, что временами становится Формой, называемой Рупа (Седьмой принцип), т. е. Душа обладает свойством эма- нировать, проистекать аурическим флюидом из человека, образовывать сияние в Астральном Плане (не только у Человека, но и в Природе). Назначением тела становится высшее ментальное состояние интуиции, озарения, а также высших чувств.
Аурическая Оболочка — зародыш Физического Человека, является Формой (Рупа) как Принцип Ограничения; воспринимает свет Атмы и сама становится Светом, осеняя корону, окружающую голову человека. Аурический Флюид есть комбинация Жизненного и Волевого принципов: в Космосе жизнь и воля одно и то же.
Аурическая Оболочка имеет семь слоев, точно так же, как и Космическое Пространство: три оболочки, прилегающие к физическому телу, — Эфирное тело, Астральное и Ментальное; три оболочки, эманирующие в окружающую природу, — тело Причинности, Огненное тело и Пре-Космическое Огненное тело.
Более высокая ступень человеческого бытия определяется Духовным «Я», связанным с телом Причинности, которое переходит из одного воплощения в другое. Буддхи-Манас, или объединенные Пятый и Шестой принципы, и есть Сознание (Духовный уровень). Тело Причинности — это мельчайшая часть проявленной Материи (Пракрити), первоматерия, покрывающая Душу. Вот почему оно называется Карана Шарира, т. е. Причинное, или Казуальное, тело — здесь сосредоточен весь потенциал Человека Физического, потенциал, являющийся причиной времени для следующего воплощения и Кармы. Кроме этого, здесь хранятся спрессованными все наши жизненные впечатления, мысли, устремления. Поскольку Причинное тело материально, то оно усиливает светящийся ореол вокруг головы человека; оно со временем истончается, разрушается и растворяется в окружающем Астрале, чтобы затем предстать строительным материалом для других физических Существ.
Следующий уровень Человека Физического связан с Высшим «Я» (Атма). Духовная Душа (Буддхи), являющаяся проводником Вселенского Духа и низшим аспектом Вселенской Души или Души Мира (Anima Mundi), покрывается завесой Огненного тела (Божественный, Духовный уровень).
На вершине этой пирамиды находится Всемирная Превыш- ней-Душа, или Всемирное Эго (Anima Supra-Mundi), и образует
№
прин
ципа
Название
принципа
Человек
Духовный
Человек
Душевный
Человек
Физический
Уровни
Бытия
Планы
Бытия
Всемирное Духовное Эго, Мировое Духовное «Я»
Всемирная
Превышней-
Душа
Пре- Космическое Огненное тело
Духовный
план
VII
Агма [Дух]
Высшее Я, Вселенское Единое Универсальное
«Я»
Вселенская
Душа
Огненное тело
Духовный
уровень
VI
Буддхи
[Духовная
Душа]
Носитель «Я»
Духовная
Душа
Тело Причинности, или Казуальное тело
Буддхи-
Манас
[Духовный
Разум
Человека]
Высшее Духовное Эго, Человек Духовный
V
Высший Манас [Ум, Разум, Разумная Душа]
Высшее
Индивидуальное
Эго,
Человеческий
Дух
Разум, Ум; Разумная Душа
Аурическое
Тело
Уровень
Души
Низший Манас [Человеческая Душа] (Кама- Манас)
Низшее Личное Эго, Эгоизм
Человеческая
Душа
IV
Кама-Рупа
[Животная
Душа]
Животная
Душа
Ментальное
тело
Интеллек
туальный
уровень
ПІ
Линга
Шарира
[Астральное
Тело]
Душа
рассудочная
Астральное
тело
Психиче
ский
уровень
Верхний
Астрал
П
Прана
[Жизнь]
Душа сознательная
Эфирное тело
Витальный
(жизнен
ный)
уровень
Нижний
Астрал
I
Стхула Шарира [Физическое Тело]
Душа
ощущающая
Физическое
тело
Матери
альный
уровень
Матери
альный
план
собой Пре-Космическое Огненное тело (Нумен для Нуменаль- ного уровня — это Ноумен или Нуменон, Супер-Космический Абсолют).
Тело Причинности (Нумен), Огненное тело (Нумен) в совокупности с Пре-Космическим Огненным телом (Ноумен или Сверх-Нумен) образуют Духовное тело «Непознаваемой Сущности», или «Отца Богов». Абсолютная Сущность — Дух Огня, но не сам Огонь — является несознательной причиной Абсолютного Все.
Дух, Душа и Аурическая оболочка человеческого существа принадлежат к Высшему Сверхчувственному Миру.
Для более наглядного представления о структуре человеческого Существа можно пользоваться таблицей (см. на с. 596).
В проведенных экспериментальных исследованиях было доказано, что у человека существуют помимо физической оболочки, и другие оболочки или ауры, называемые полевыми, биоэнергетическими, информационными и т. д. «Макромасштабное биополе представлено внутренним компонентом — континуальным биополем как материальным субстратом психики, заключенным в рамках тела организма, а также внешним компонентом квантованным биоэлектрическим полем и вакуумом, как бы продолжающим биополе за его пределами в бесконечность. Свойство же суперпозиции полей обусловливает возможность их сосуществования и хранения в них приобретаемой ими информации, для размещения которой не возникает затруднений при наличии любого количества биополей, связанных соответственно с многообразием биосистем»[580].
Но, несмотря на многообразие полевых излучений[581], у человека существует только Четыре Проводника: Физическое тело, Астральный двойник, Животная (или человеческая) Душа и Божественная Душа, иначе говоря, это — Стхула Шарира, Линга Шарира, Кама-Рупа и Буддхи.
VII. 5. Человек Разумный
Ментальный мир, связанный с нами через наше Ментальное тело, включает в себя множество уровней: из них высшие образованы Мировым Разумом (Махат), Духовным Разумом (Маха-Буддхи), Божественным Интеллектом (Гнозис, или Маха-Манас), а также Духовной Троицей (Атма-Буддхи-Манас). Эти высшие планы Сознания взаимодействуют в человеке через Физическое Тело (Телесное и Духовное) и Человеческую Душу (или Душевное Тело), состоящую из Души ощущающей, Души сознательной, Души рассуждающей, Животной Души и Разумной Человеческой Души.
Разум есть наименование, данное совокупности Состояний Сознания, сгруппированных под определительными — Мысль, Воля, Чувства.
Первооснова Разума проистекает от Духоосновы — Единого Божественного Духа; производным от этой Божественности, его эманацией[582], становится Сознание. Сознание — это, как и Воля, способность Ума.
Ум в человеке — материальный элемент, анализирует импульсы, исходящие от органов чувств. Ум (Манас) включает в себя Эфир (Материю), Воздух (Волю), Огонь (Чувство), Воду (Сознание) и Землю (Осязание).
Рассудок является способностью физического мозга и означает рассудительность и человеческую интеллектуальность. Рассудок не способен помочь его обладателю в познании Духа.
Духовный Разум (Буддхи) — материальный носитель, Оболочка (Упадхи), энергия сознания Духовного «Я». Энергия эта состоит из вечности, знания и блаженства. Материальные и духовные структуры Разума выявляются сразу же после смерти[583], когда совершается разделение между нижней частью Разума (Низший Манас), имеющей родство с 4-м принципом, и его высшей частью (Высшим Манасом), которая присоединяется к последнему, 6-му, и в действительности является основой Духовной Индивидуальности в человеке.
В результате такого разделения Человеческий Разум (Манас) имеет три оболочки, которые суть: 1) тело обычного сознания человека, 2) тело сверхсознания, 3) тело подсознания.
Сознание — это идентичность взаимодействия предметной и социальной среды и Личного «Я». В центре сознания лежит ощущение своего «Я» как руководителя мыслей и действий. Это ложное «Я» отделяет человека от духовных слоев, является условием социализации и относится к Низшему Манасу (Человеческой Душе).
Сверхсознание человека — Индивидуальный уровень «Я», духовный слой — Человеческий Дух, но находящийся в постоянном взаимодействии с Личным «Я»; относится к Верхнему Ма- насу (Ум, Разум).
Подсознание — свернутый уровень Личностных предшествующих и будущих «Я» перед настоящим «Я». Подсознание находится в Абсолюте (Атме) на уровне Единого «Я» — Вселенского и Универсального.
Особо стоит вопрос о взаимодействии Времени по отношению к сознанию человека.
Сознание человека — функциональная способность через чувственное восприятие формировать абстрактные представления об окружающем мире, пригодные к адаптации и целенаправленной деятельности. Сознание показывает нам образ мира, в котором мы последовательно перемещаемся в настоящем времени.
Подсознание — вне временная область[584], здесь находится Мир Причин и Человек Духовный. Здесь царит Нирвана, или Всемирная Душа (Anima Mundi). Глубины подсознания связывают человека одновременно с Прошлым и Будущим, или с прошлыми и будущими жизнями. В подсознании скрыта память о прежних существованиях на различных ступенях Сансары (Колесо Жизни).
Две части психики — сознание и подсознание — сосуществуют в разной степени проявляющихся между ними связей. (Проложить же искусственные «мосты» — является задачей религиозных практик, однако в земной жизни человеку не следует идти данным путем.)
Сущность Духа состоит в установлении Законов Бытия, сущность же Разума определяется в осуществлении их функционирования, выявляющихся через состояние и Состояния сознания. Если сама объективная Вселенная представляет собой только преходящую иллюзию вследствие своей обусловленности началом и концом, то и жизнь, и смерть должны быть аспектами и иллюзиями. Фактически они — не более, как только изменения Сознания. Реальная жизнь заключается в духовном осознании этой жизни, в сознательном существовании в Духе, а не Материи.
Абсолютный Разум существует всегда; он неизменен, поскольку относится к Ноуменам или Нуменонам (то есть Нуменам для Нуменов). Тень этого сияющего, латентного Разума дифференцируется в Космический Разум (Махат). Махат — Мировой (Физический) Разум является первым творением недифференцированной материи, первым продуктом Акаши (Эфира).
Маха-Буддхи — это Божественный Ум, «Перворожденный» или Акаша (Первичный Свет, высший аспект Эфира). Акаша обозначает Божественный и Всемирный Разум (Духо-Мате- рию), отраженный в Пространстве, или Хаосе, в виде Астрального Света. Акаша — вечное Божественное Сознание, которое не может дифференцироваться, иметь качества или проявлять активность[585].
Область Акаши в оккультной философии имеет семь уровней, семь «областей» или Планов Сознания. Первая — это область латентного сознания, совпадающая по времени с Первым и Вторым Непроявленными Логосами. С Третьим Логосом излучается более низкая область дифференцированного Сознания, которая есть Махат (Мировой Разум). Астральный Свет отражает три высших плана Сознания, что находятся над низшими, или Земным планом, где начинается Акаша, отражением которого являются четыре уровня феноменального бытия.
Атма-Буддхи-Манас (Дух-Душа-Разум) соответствуют в человеке трем Логосам в Космосе, которые выступают последовательно как: Потенциальность Ума (Абсолютная Мысль); Мысль в Зародыше; Мыслеоснова в Действии. Ни одна форма или об
раз не могут войти в человеческое сознание или возникнуть в его воображении, если они ранее не существовали, хотя бы как приблизительный прототип.
Эманация Духа (Пуруши) и дифференциация Материи (Пракрити) в своей прогрессивной эволюции определяются Планами Бытия, или Планами Сознания. Семь планов Мысли, или Семь Состояний Сознания, соответствуют семи Планам Бытия.
Любой план Сознания представляет собой определенное равновесие или сферу отношений — общую модель — между непро- явленным (Пурушей) и проявленным (Пракрити), то есть Духом и Материей, обладающими потенцией универсального бытия. То, что мы называем нашим земным миром бытия, есть не что иное, как воплощение этой модели, но осуществленной собственными силами ее реализации.
Общая модель отношений между Пурушей Пракрити на универсальном уровне (в Космосе) одухотворена: бытие, взятое в его отношениях и опыте проектирования на индивидуальном уровне (в человеке), становится Принципом реализации и Силой утверждения и становления Бытия.
Дух живет в материальном мире; именно его он непосредственно осознает и реализует свои возможности. Пробуждение Сознания — задача любого Становления на Материальном плане.
Вездесущее Высшее Сознание, стоящее за каждой формой Существования, проявляется в каждом живом существе как его глубинная суть. При помощи этого Проявления человек всегда сознает собственное существование и окружающий мир. Он — самосияющий внутренний Дух. Поскольку основное различие между Материей и Духом состоит в том, что Материя лишена самосознания, а Дух — само Сознание, постольку феномен жизни и многообразие ее проявлений должны описываться уровнями и состоянием Сознания.
В Божественном Уме идеи выступают в роли причин, идеальных образов, эталонов, образцов для мира феноменального. «Идеальное является признаком истинного бытия материального», идеальное — «есть норма всякого бытия»[586]. Благодаря Космическому Электричеству [Фохату], «идеи Всемирного Разума запечатлеваются на Материи».
Различные уровни космического Бытия и соответствующие им планы Сознания подобны лестнице, уходящей своим основанием в царство Материи и даже за ее пределы, а вершина этой лестницы достигает той грани, за которой бытие выходит за пределы космического сознания и переходит к Планам Суперкос- мического Абсолюта.
Космическое Сознание пребывает на семи Планах, из которых три непостижимы, а четыре доступны высочайшему Адепту, это — Планы: 1. Объективный. 2. Астральный. 3. Пранический Кама, или Психический. 4. Кама-Манас, или Низший Манас.
5. Эго-Манас. 6. Внутреннее Эго, или Буддхический. 7. Пара-Эго, или Атмический.
Земное, объективное Сознание имеет следующие Планы:
Когда Сознание продолжает свой спуск книзу через все фазы существования, через человека, через животного и растение, оно заканчивает свой спуск только в минерале. В Священных Писаниях это изображено двойным треугольником, представляющим собою двойной глиф, охватывающий духовное и физическое сознание и жизнь; первый треугольник направлен кверху, а верхний
— книзу, оба переплетаются и показывают различные планы дважды семи видов Сознания, четырнадцать сфер Существования.
Новое рождение человеческого Сознания ведет свое начало от причинного Сознания, т. е. Божественной Мысли, находящейся в царстве Духовного Абсолюта. Первоначальные Боги (Дхиан-Коганы, Планетарные Духи) являются «Семью Первичными Лучами» или Силами, которые дают ростки того Сознания, которое станет сознанием будущего человека. Сознание, таким образом, является первичным по отношению к материальному Телу. Это Тело можно рассматривать как своеобразную «линзу», фокусирующую падающую на нее энергию Духовного Сознания в некое изображение, скользящее во Времени и Пространстве. (Если Тело фокусирует два Сознания, то в нем формируются и уживаются два сознания.)[587] Данное изображение складывается в собственно Физическое тело человека.
Энергия человеческой материи способствует пробуждению от бессознательного состояния к Духовному Сознанию и всегда зависит от физического тела, отличающегося своей формой от других проявлений жизни и живых существ.
«Человеческое сознание — это работа мысли, возникшей в теле в условиях жестко индивидуализированной жизни, поэтому оно ограничено по своим масштабам и возможностям, зависимо от физических органов тела, обладающих ограниченной жизненной силой и потенциалом возможностей. Наше сознание изолировано от Космического разума и закрыто от мыслей других разумных существ, внутренняя работа мысли которых является для нас тайной за семью печатями, и о ее содержании мы можем лишь догадываться по аналогии со своими мыслями или по внешним телесным проявлениям и поведению. Наше сознание все время стремится соскользнуть в область бессознательного, жизнь постоянно находится на грани смерти, а физическое тело — на грани разложения»[588].
Несовершенство нашего Сознания проистекает от ощущений органов чувств и ограниченного физического разума, который стремится освоить окружающий мир при помощи таких средств, как физическое тело и небольшая жизненная сила. При этом каждое прикосновение мира, превосходящее по своей силе человеческую, нам трудно выдержать. Все это означает, что в материальном мире отношение между Пурушей (Духом) и Прак- рити (Материей) сводится к полному господству Пракрити. «Дух не познает себя: в лучшем случае, знает лишь работу Пракрити».
Сознание в момент смерти является исходным состоянием, за которым следуют описанные в «Тибетской книге мертвых»[589] состояния сознания. (Эта Книга о ритуалах, главной темой которой является рождение, смерть и новое рождение и в которой описываются различные состояния существования, жизнь существ, населяющих Вселенную, даются наставления, как достичь Освобождения.)
По законам Кармы эволюционирует не тело, а сознание живой сущности. И эта эволюция сознания происходит в процессе трансмиграции живого существа из одного тела в другое. То, что возвращается на Землю, не отличается радикальным образом от того, что покинуло Землю в прошлой жизни, ибо сознание при рождении есть следствие трансформации прежнего сознания и не имеет независимого существования[590].
Все накопленные ментальные впечатления, влияния, прожитый опыт, «сформулированные» психикой, присутствуют на ментальном плане в форме подсознания человека[591]. Это психи
ческое наследие имеет глубокие корни, соединяя в себе опыт многих воплощений человека с чередованием эпох, мест и жизненных обстоятельств. В этом наследии таится объяснение тайны так называемых «врожденных» качеств, которые на самом деле являются приобретенным опытом прошлых жизней.
Следовательно, врожденные («наследие» от прошлых жизней), прирожденные (генетические) и приобретенные (от сре- довых факторов) качества и свойства человека являются основой формирования сознания.
Человеческое сознание порождено Всемирным Разумом (Махат) и собственной работой психики человека. Сознание — это одновременно грань, проводник, связь между Духовным и Материальным, неосознаваемым и осознанным. Идеальный и материальный миры соотносятся в человеке при помощи сознания, контролирующего познание и поведение.
Человеческий Разум (Махат) определяется тремя качествами, или Силами, — это Разум (Ум), Сознание, Воля — и пять органов внешних восприятий. Ум может быть разложен на состояния сознания различной продолжительности, напряженности, сложности и т. д., но все они будут опираться на чувствование, т. е. восприятие.
Человеческое сознание — поток несоизмеримых эфемерных психологических состояний. Сознание обволакивает наш мозг, тело; это масса сознаний клеток всех уровней, где любая клетка обладает психизмом — способностью к реагированию на изменения внутренних состояний, к внешней активности на биологически значимые раздражители, а также памятью к научению через изменения поведения.
Человеческое сознание «переливается» множественностью сознаний; каждой клетке свойственно только присущее ей одной сознание. Внутренний континуум сознания становится объемным, благодаря функционированию и развитию психофизиологического. У «человека чувствующего» отсутствует «выпадение» отдельных звеньев сознания. В любую секунду тот или иной нейрон, связанный с клеткой, включается в свою работу (принцип доминанты). Разум клеток включается в чувства, эмоции, импульсы, инстинктивные движения, т. е. он существует на всех уровнях функционирования человеческого существа. Так, «переливаясь» одно в другое, сознание становится многомерным, в меру управляемым, в меру предсказуемым.
Различие между человеком и животным заключается в том, что животное только сознательное, но не самосознательное; животное не знает Эго как Субъекта, что знает человек. Поэтому существует огромное различие между сознанием птицы, насекомого, зверя и сознанием человека.
Человек обладает сознанием, пробегающим по четырем низшим клавишам его семеричного сознания; в его сознании имеется семь ступеней сознания, но сознание, тем не менее, по существу и в первую очередь — одно, единица. Сознание, мозговое сознание, есть поле Света Эго, Высшего Манаса. Существуют миллионы миллионов состояний сознания, где нельзя найти двух одинаковых состояний сознания; состояние никогда в точности не повторяется.
Эго — истинное Поле Сознательности, объемлет столько состояний и подсостояний, проистекающих к нему в течение одного активного дня; было бы невозможно иметь достаточно клеточек для них всех.
Сознанию человека свойственно ощущение своей сопричастности к живой и неживой природе. Каждой клеткой своего организма человек ощущает гармонию многомерного, многоликого, многоцветного, многообразного и в то же время единого мира. Здесь уместно применить понятие «сферы сознания», введенное М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорским[592]. Можно представить «сферу сознания» в виде образования, состоящего из различных слоев и пластов, где глубинные структуры человеческой психики в свернутом виде не перестают присутствовать в нем и способны актуализироваться в соответствующих обстоятельствах.
Все, что обладает формой (телом), обречено на распад. Сознание же не материально, поэтому не имеет формы. Это вечная сущность. Нет перерыва в сознании, но есть постоянное, непрерывное изменение.
Исследования сознания С. Грофом открыли совершенно новое представление о его сфере. На смену персоналистичной и биографичной модели психики приходит модель, где психика предстает практически как беспредельная. Открытые новые измерения сознания показывают, «что человеческая психика по своему существу соразмерна всей Вселенной и всему существу- ющему»[593]. По Грофу, «уже невозможно продолжать считать сознание ... побочным продуктом физиологических процессов мозга... Сознание оказывается первичным атрибутом бытия и вплетено в саму материю феноменологического мира. В каждом человеке непонятным пока еще образом содержится информация обо всем мире»[594]. Глубинное проявление психики связано с зоной бессознательного, которая охватывает не только индивидуальные психические фантомы, не только первообразы человеческого рода, которые Юнг назвал архетипами, но и в ней обнаруживается идея метемпсихоза — перевоплощения душ. В экспериментах Грофа[595] человек вспоминает эпизоды из жизни своих предков; в некоторых случаях он идентифицирует себя с разными животными и, выходя за рамки специфически человеческого опыта, сливается с сознанием животных, растений, минералов.
У нас должны быть архетипы, не только относящиеся к онтогенезу (индивидуальное бессознательное) и филогенезу (коллективное бессознательное), но и подсознательные импульсы, уходящие корнями. в растение (вегетативное подсознательное), клетки («простейшее» бессознательное), камни («минеральное» бессознательное), а также атомы и электроны («элементарное» бессознательное) и даже, может быть, фотоны и нейтрино. Мы ощущаем жизнь всей Вселенной, и какие-то следы этих ощущений генетически в виде архетипов гнездятся в нашем подсознании. Таким образом, человек — это не только физическое тело, но и бесконечное поле сознания.
«Трансцендентность — универсальный духовный феномен, поскольку... сознание человека способно выходить за (трансцен- дировать) пределы своей целостности, не нарушая последней. Здесь реализуется механизм познания непознанного... Происходит соединение духовных феноменов со сферой предметного бытия и реализуются способности субъекта преодолевать разорванность сознания через принятие мира не как разведенного на реальный и нереальный (сверхъестественный), а лишь как разделенный на познанную и еще не познанную действительность... Этот процесс можно рассматривать как рационализацию иррационального, как способ соединения материальных и духовных сфер бытия... Внутренний космос человека своими корнями уходит в глубины Вселенной»[596].
Раздел VIII. УЧЕНИЕ МУДРОСТИ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА
VIII.1. Человек как механизм Эволюции духовных, физических и разумных Сил Природы
Так же как Вечный Абсолют (Парабраман) — Един, несмотря на многочисленные формы, заключенные в нем, так и человек на Земле есть микрокосм макрокосма. «Человек — Бог на земле и Бог есть человек на Небе» — принцип непреложного закона аналогии «как вверху, так и внизу». Поэтому в Каббале круг с его линией диаметра является изображением Декады (10), составляющей Прообраз Человека, творческое начало всего сущего.
Космос в Вечности перед пробуждением является Пространством и Вечностью в состоянии Пралайи, или Всепокоя. На этом плане начинаются проявления Манвантары (Рассвета), в которой дремлют Божественная Мысль, сокрытый план грядущей Космогонии и Теогонии.
Это — Единая Жизнь, вечная, невидимая и вездесущая, без начала и конца, Единая Реальность — Парабраман. Парабраман есть совокупность Космоса в своей Беспредельности и Вечности, пассивная Причина, невидимый Дух и Душа Природы, Абсолютное Единство, Абсолютное Все.
Абсолютное Бытие выступает как совокупность Единой, Абсолютной Действительности (Непроявленной предвечной Материи или Мулапракрити) и Абсолютного Великого Дыхания, Абстрактного Движения (Безусловного Сознания или Предвечного Разума — Божественного, Духовного Сознания).
— есть вся Вселенная в Абсолюте; будучи нерушимым, высочайшим Корнем и абсолютным Разумом и Сознанием, выявляет из себя Дух (Атму). Второй Логос, Полупроявленный есть Логос (Брама), ставший двуполым (Отец-Мать).
Таким образом, Абсолютное Бытие, Парабраман, как теологическая Троица — Троичный аспект Абсолюта, вмещает в себя: Абсолютное, Абстрактное Пространство или Предвечную недифференцированную Материю — Мулапракрити; Абсолютное,
Абстрактное Движение, представляющее Безусловное Сознание или План Космического Сознания; Единую, Абсолютную Действительность как Божественную Потенциальность, мощь или способность, порождающую постижение.
Вся эта Высочайшая Троица, Сверх-Нумен (Нуменон или Потенциальность, План Космического Сознания и Мулапра- крити — предшествует началу новой Манвантары (Периода Проявленности).
Из Верхнего Треугольника, или Точки, в Мировом Яйце возникает Божество в Космической Природе, или Первая Эманация Отца-Матери — в теологическом и каббалическом аспекте, это — Первый Божественный, «Небесный Человек» (Третий Логос).
Первый Небесный Человек есть непроявленный Дух Вселенной. Из этого Божества происходят Искры, которые по своей структуре тройственны («Тройные»). Данная тройственность Искр (или «Душ») представляется в форме Монад (Единиц), Атомов и Богов.
Бог, Монада и Атом — в своей семеричной агрегации они есть «Небесный Человек»; Бог, Монада и Атом являются соответствиями Духа, Ума и Тела в Человеке.
Сущность Природы в Человеке проистекает из соединения Духа и Материи, прежде чем он станет тем, что он есть; и Дух, сокрытый в Материи, должен постепенно пробудиться к жизни и сознанию. Монада должна пройти через минеральные, растительные и животные формы, прежде чем Свет Логоса проснется в животном человеке. Поэтому последний до тех пор не может быть назван «человеком», но должен рассматриваться как Монада, заключенная в вечно сменяющиеся формы. То есть человек — это совершенное животное, проводник полностью развившейся Монады.
Каждая Форма на Земле и каждая крупица (атом) в Пространстве в своих усилиях к само-оформлению стремится следовать образу, данному для этого в «Небесном Человеке». Инволюция и эволюция (атома), его внешние и внутренние рост и развитие, все имеет одну и ту же цель — достичь состояния Человека; Человека — как высочайшей и завершеннейшей формы на этой Земле; «Монады» — в ее абсолютной полноте и пробужденном состоянии — как кульминации завершения божественных воплощений на Земле. Наличие формы-оболочки у Тела в земном
существовании обеспечивает развитие Человеческого Существа
— духовное, физическое, умственное.
Ангелы стремятся стать человеком — Совершенный Человек, Бого-Человек, превыше всех Ангелов. Души (Монады) только в человеческой форме могут стать прогрессирующими Существами, тогда как природа Ангелов совершенно не подвержена превращению; потому Человек обладает потенциальностью, превосходящей способности Ангелов.
Природа человека состоит из семи принципов, как и дифференцированная Материя в Солнечной системе существует в семи различных состояниях. В экзотерическом подразделении они состоят из трех (Духа, Души, Тела), а в эзотерическом исчислении — из семи Принципов, где три находятся на материальном плане, а остальные четыре — на духовном.
Духовный и физический человек образует число 3, ибо Троичность — это не только символ поверхности, но также принцип образования физического тела. Таким образом, животные являют лишь Троичность. Но поскольку каждый человек получает свое особое свойство от своего Главы (Планетарного Духа), постольку каждый человек представляет собой семеричность (или же комбинацию принципов — 3+4).
В Природе существует троичная эволюционная схема для образования трех периодических Проводников (Упадхи); или, скорее, три отдельные схемы эволюции, которые в нашей системе сочетались и переплетались во всем до полной невозможности расчленения. Это планы Монадической (или духовной), Умственной и Физической эволюций. Эти три эволюции суть конечные аспекты или отражения Атмы, седьмого принципа, Единой Реальности на плане Космической Иллюзии.
Каждая из этих Систем — эволюций имеет свои Законы и управляется и руководится различными группами высочайших Архангелов (Дхиани) или Логосов. Каждая представлена в строении человека. Микрокосм великого Макрокосма. И именно связь этих трех течений и делает его тем сложным существом, каким он является сейчас.
Оккультизм учит нас, что человечество разделяется на определенные семь групп с их подразделениями, умственными, духовными и физическими. Следовательно, существуют семь главных планет, сферы, в которых обитают Семь Духов, под воздействием каждого из них рождается одна из человеческих групп, которая вследствие этого находится под его влиянием и руководством, кроме этого имеет начало в свойстве определенного Высшего Бога (Дхиани).
Дух-Душа-Разум (Атма-Буддхи-Манас) — это Высшее Божество, Триада являет собой абстрактный Треугольник (современный куб). Верхняя Духовная Триада — нерушимая, вечная; Она есть Корень, Третий Логос, «Небесный Человек».
Когда Божественный Человек вселяется в животного человека — Он становится Тремя Духами, или Атма-Буддхи-Манас, Бессмертной Троицей, или Триадой Индивидуальности в человеке.
Низшая, или Человеческая Троица, состоит из Животной Души (Кама Рупа), Человеческого Ума (Низший Манас) и Физического Тела (Рупа).
В результате излучения Логоса проектируются в Пространстве Три теологические Троицы:
1.Высочайшая, Превышняя Троица, или Все во Всем, отражает Пре-Космическую Природу Нуменона или Нумен Нуменов, Троичный Аспект Абсолюта, Единой Реальности (Парабрамана)
— Потенциальность, мощь или способность, порождающая постижение; план космического Сознания (Манас) и Недифференцированная Материя (Мулапракрити).
2.Высшая Божественная Троица — в Непроявленной, Нуме- нальной Природе — образует Триаду Индивидуальности человека: Дух (Атма), Душа (Буддхи) и Человеческая Душа (Высший Манас).
3.Низшая, или Человеческая Троица — в Проявленной, Феноменальной или земной Природе — образует Триаду Личности человека: Человеческий Ум, Рассудок (Низший Манас), Животную Душу (Кама Рупа — Формы Чувств, Желаний, Страстей) и Физическое Тело (Стхула Шарира).
Данные теологические Троицы в Эзотерической философии дают описание Вселенной в ее трех аспектах, как Вечносуще- ствующий Мир (Нумен Нуменов или Нуменон), Духовный Мир (Нуменальный) и Иллюзорный Мир (Феноменальный). Эти три аспекта Вселенной, отраженные в трех Троицах и исходящие из Вечного Зародыша, образуют Иерархию Высшего Единства: Троицу Непроявленную (Высочайшую), Троицу Проявленную (Божественную, Высшую) и Троицу Творящую (Человеческую), или Все Три — в Одной. Таким образом, план Монадической, или духовной эволюции, отраженной в Человеке, включает в себя следующие уровни: Триаду Вселенскую, Вечно Сущую; Триаду Индивидуальности Человека; Триаду Личности Человека. Эта эволюция — суть конечного аспекта или отражения Атмы, Божественной Монады, Вселенского Седьмого Принципа. «Брама как Зародыш Неведомой Тьмы есть тот материал, из которого все эволюционирует и развивается». «Это Всемирное существо, вмещающее в себе все сущее и является всем сущим, приводит в движения душу и мир, все, что заключает в себе Природа».
Эзотерическая философия утверждает, что только физический человек создан по образу Божества; Божества, олицетворяющего не Единого, Бесконечного Бога, а лишь «Меньших Богов», т. е. Дхиан-Коганов. «Тайна земного человека отвечает тайне Небесного Человека». Земной человек есть временное отражение Небесного.
Все в метафизическом и физическом плане семерично. Эволюция жизни на Земле происходит на протяжении Семи Кругов, или Семи Циклов.
Каждый Круг повторяет эволюционную работу предыдущего Круга на высшей ступени и приносит с собой новое развитие и даже полное изменение в умственном, психическом и физическом строении человека; все эти принципы развиваются вдоль постоянно восходящей скалы.
Весь порядок Природы свидетельствует о прогрессивном продвижении по направлению к Высшей жизни. Человек, как и каждый атом во Вселенной, стремится стать Богочеловеком и затем — Богом.
Мы находимся в Четвертом Круге Пятой Коренной Расы, у срединной точки которого должно произойти совершенное уравновешивание между Духом и Материей[597].
Каждый Жизненный Цикл на нашей Земле состоит из семи Коренных Рас. Они начинаются в эфирной и кончают духовной, следуя по двойной линии физической и духовной эволюции.
Как гласит Эзотерический Катехизис: «Каждый атом становится видимой, сложной единицей (молекулой) и, будучи привлеченной в сферу земной деятельности, Монадическая Сущность, проходя через минеральное, растительное и животное царства, становится Человеком».
Виды и семейства флоры, фауны и высшие животные, и как венец — человек, изменяются и различаются в соответствии с окружающими условиями и климатическими изменениями, не только с каждым Кругом, но и с каждой Коренной Расой, так же как после каждого геологического катаклизма, заканчивающего или производящего поворотный пункт в последней.
Человек — или, скорее, его Монада — существовал на Земле с самого начала Первого Круга. Но вплоть до нашей Пятой Расы в