Брама — Абсолютная Мудрость, Творец Вселенной, Извечная, Несотворенная Причина всего, незримое Присутствие которого образует Единую Реальность — Единый Вселенский Принцип, Абсолютное Все.
Первой эманацией ЕГО выступает Вселенский Дух — Атман или Атма — является Седьмым Принципом в семеричной классификации человека. Бог-Отец, Божественная Монада или Высшая Душа (Атма) пребывает в каждом атоме Вселенной, являясь Корнем каждого атома индивидуально и каждой формы коллективно. Духи Огня, Пламени, Акаши, Эфира, Воды, Воздуха, Земли суть космические, небесные, психические, духовные и мистические начала.
Дух и Материя — это два первичных аспекта Единого; первой эманацией Мирового Духа выступает Вселенская, Мировая Душа — Anima Mundi.
Anima Mundi — «Мировая Душа» — сущность семи планов восприятия, сознания и дифференциации как моральной, так и физической. В своем высшем аспекте это Нирвана[599], в низшем — Астральный Свет.
Anima Mundi есть Божественный Разум до дифференциации, является начальной основой Материи (Пракрити), или Душой Пре-Космической Субстанции (Мулапракрити), которая есть тело Души.
На уровне Атмана-Духа его первым Творением выступает Мировой Разум, или Махат, Великий принцип, который абсолютно отделен и освобожден от материи, и действует преднамеренно; по сути своей является Движением, Единой Жизнью, Конечным Самосознанием. По своей Природе Махат есть первый аспект неизменного Абсолюта, т. е. Бессознательного.
Абсолютное Сознание и Абсолютное Движение — оно есть Бессознательность и недвижимость. Но Абсолютное Сознание вмещает в себя познающего, вещь познаваемую и самопознание, все три в нем, и все три едины. Поэтому Атма — Бог, который внутри нас и неотделимый от Мирового Духа, является Высшим «Я». (Когда этот Дух входит в Нирвану, он утрачивает объективное существование, но сохраняет субъективное бытие.) Одно лишь Высшее «Я», истинное Эго, божественно и есть БОГ в человеке.
На плане проявления и форм Шестого Принципа возникают все изменения психические, духовные и физические.
На уровне Шестого Принципа зарождается Божественная Всемирная Душа или Духовная Душа — Буддхи, знаменующая первую дифференциацию с образованием Мулапракрити — Первозданной Субстанции, Души Единого и Бесконечного Духа, или Первопричины Природы или Материи. Мулапрак- рити самосущна и без начала, периодична. Пракрити (на нижних планах) становится ее феноменом,— т. е. проявленной Природой и Материей.
Пракрити, как и Махат, — первородны от Гнозис, Сокровенного Знания или Седьмого принципа Духовного Сознания, Божественной Мысли.
Монада — Единица, Единое; в оккультизме обозначает объединенную дуаду Атма-Буддхи (Дух-Душа) или двуначальную Монаду. Атма-Буддхи на этом плане соответствует Парабраману и Мулапракрити на высшем плане.
Атма-Буддхи, или двойная Монада, как следствие излучения Anima Mundi (Души Мира), на духовном плане знаменует собой концепцию «Небесного Человека», или Второго Логоса — Непроявленного; но сама идея зарождения Логоса, с прохождением Луча через начальные формы проявления, означает становление Его (Логоса) Индивидуальности. При этом Атма-Буд- дхи (Дух-Душа), или Монада, являются или, скорее, определяют собой Индивидуального, или Небесного Человека, потенциального в своей конечной эманации — по форме, индивидуальности и, конечно, субстанции.
Духовное эволюционирует из Божественного, Психо-мен- тальное — из Духовного; при этом термин «Дух» применим только к истинной Индивидуальности, поскольку индивидуализация зависит от Духа.
Каждая Монада, отделяясь от Anima Mundi, представляет ту бессмертную и вечную, самостоятельную часть человеческой сущности, которая следуя циклу Воплощений и, согласно Закону Кармы[600], становится основой тождественности всех душ. Так, животные имеют лишь латентный зародыш Высочайшей бессмертной Души. Эта последняя разовьется лишь в ряде бесчисленных эволюций.
Чистая Сущность Вселенского Шестого Принципа — Всемирная Душа (Буддхи) — есть разумный посредник между верхней Триадой и низшей Четверицей. Буддхи проходит каждую начальную форму феноменального Мира (Четвертый, Третий, Второй, Первый принципы) и, воплощаясь в низших царствах, ищет путь к Нирване. При этом Он — Буддхи, Превышняя Душа
— обретает индивидуальность; сначала в силу врожденного импульса, а затем посредством личных самопроизвольных усилий, контролируемых ее Кармой, подымаясь, таким образом, через все степени Разума, от низшего до высшего Манаса, от минерала и растения до высшего Дхиани-Будды (Архангела).
На уровне Пятого Вселенского Принципа возникает эгоистическая, личная и человеческая Душа (Манас).
Следуя Сокровенному Учению, Махат (Всемирный Разум, Познание, Мысль), прежде чем проявиться как Созидание или Разрушение, выявляется как Сохранение, Единство. Мысль Бога- Отца есть Махат, имеет несколько аспектов. В Первичном Творении он есть Всемирное Познание, Божественная Мысль, или Всемирное Самосознание. Затем освобожденный и пробужденный Махат (Мировой Разум), уже выявленный в феноменальный мир, имеет инстиктивный импульс погружения Индивидуального Сознания во Всемирное Сознание или надежду достичь ясного Само-Сознания. При этом Вселенская Мысль развивается как Само-Чувство — «Я», или ощущение Само-Сознания — «Я». Это означает, что во Вторичном Творении Махат, преображаясь в человеческую сущность (Манас), становится Самостью, Высшей Сущностью и приобретает название «Эгоизм».
Самость, Эгоизм или чувство Самости есть духовный Атом, или Атма-Матра. Поэтому на уровне космических принципов Пятый Принцип является Махатом — Мировым Разумом, или Первым Творением недифференцированной материи Мула- пракрити, начальным продуктом, аспектом, который становится Пракрити — космический Нумен Материи.
На уровне же человеческих принципов Пятый Принцип Буд- дхи становится Манасом — Человеческой Душой, или проводником Духовной Души (Буддхи). «Мировое Вещество», или вечная Субстанция (кометная материя — Матерь) — составляет 5-й и 6-й космические Принципы, основу или проводник (Упадхи) Мировой Души, так же, как в человеке — Микрокосме Мировой Души, — является Упадхи для Божественной Души.
Образованное Единство Духовных Принципов Буддхи-Ма- наса (или объединенные 6-й и 5-й принципы) — именуется Духовным Сознанием, где Оба (Духовная Душа и Человеческая Душа) — вечные в своих воплощениях. Этот Манас, освещенный Буддхи, принцип самосознания «я есть я» — бессмертный человек, переходящий из одной инкарнации в другую.
Буддхи-Манас составляет «Тело Причинности», являющееся Само-Сознанием, или Духовным Эго. Монада, соединяясь с индивидуальным Эго — Высшим «Я» или Богом в человеке (Ат- ман), становится самостоятельной Монадической Сущностью, способной к Эволюциям, перерождению. При этом Она — бессмертна и вечна. «Духовное тело бессмертно»...
Три Высших Принципа (Атма-Буддхи-Высший Манас), связанные воедино, погружаются в состояние Девакхана (Обитель Богов; Промежуточное Состояние между двумя земными Жизнями), где Высшее Эго пробудет до тех пор, пока не пробьет час нового воплощения.
Другая часть Манаса — Ум, Рассудок, Интеллект, являясь проводником Высшего (Духовного) Разума — Махата, служит одновременно для ощущений и для действий в человеке, то есть выполняет роль Проводника (Упадхи). Данный человеческий Разум неотделим от физического мозга и человеческих чувств. Однако в силу своей двойственности, где часть Манаса является областью Индивидуальности, Высшее Эго Человека принимает характер Эготии (Аханкары), или ощущения «я есть я», что одинаково принадлежит Небу и Земле и принимает свойства Эфира.
Манас — буквально «Разум», Умственные способности, делающие из человека разумное существо и отличающие его от простого животного. Но в первом случае — Манас как Духовное Сознание будет называться Высшим Манасом, или Буддхи-Ма- нас; в другом случае Манас, относящийся к человеческому от
ражению, становится Низшим Манасом, именуемым Кама-Ма- нас, или Животной Душой (Нефеш).
Двойственность нашего Разума, а также умственного «принципа» позволяет противопоставить Высший Манас — Низшему.
Высший Манас — Буддхи-Манас, Духовная Душа — эзотерически означает Высшее Эго или сознательный перевоплощающийся принцип в человеке, соединяющий его с каждой одухотворяемой им личностью на Земле. Низший Манас — нижний Пятый Принцип — есть личностное, смертное Эго.
Как видим, существует два «Я»: высшее (безличное) и низшее (личное). Одно — божественное, другое — человеческое, полужи- вотное. Следует делать принципиальное различие между ними.
Вечное «Я», или Духовное Эго («я есть я») — истинная Индивидуальность. Индивидуальность — одно из названий, данных в теософии и оккультизме человеческому Высшему Эго. Индивидуальность — это Божественная Высшая Триада, Единство. Это наше неуничтожимое Эго, которое перевоплощается и облекается в новую Личность в каждом новом рождении, представляет собой Третий Логос, Вселенскую Душу (Махат).
Каждая человеческая душа, рождаясь, отделяется от Anima Mundi (Мировой Души). Это означает, что наши высшие Эго в сущности едины, идентичны с Ней или Разумом, являются всеведущими и всезнающими. В Нирване Высшее «Я» сливается с Разумом-Душой. В результате Человеческое Эго — Божественный принцип, Единый с Мировым Разумом (Махат) или Мировой Душой (Anima Mundi) становится высшей Самостью, или «Концепцией Я».
Высшее «Я» человека находится в его первоначальном состоянии Абсолютного Сознания — в поглощенном, латентном состоянии. В данном Абсолютном Существовании ни Индивидуальность — ни даже сущность Личности, если таковая остается,
— не теряется вследствие поглощения. Та же Монада снова возникает из Вечности, как еще более возвышенное существо и на гораздо более высоком плане, чтобы снова начать свой цикл усовершенствованной деятельности.
Эго как Индивидуальность существует вечно, выбирает Личность, им же одушевляемую[601] и через эту Личность воспринимает следствия созданных кармических причин[602]. Значит, данное Эго — которое и есть «Я» («нравственное Ядро») — являет собой воплощенную Карму и представляется «единственным, переживающим смерть».
Человеческое Эго есть ни Атман, ни Буддхи, но Высший Ма- нас: плод разума и расцвет разумного самосознательного Эгоизма — в высшем духовном смысле. Материя Эго — субстанция, первичная материя, где Ум, Разум, Голос, Имя, Рассудок и Мысль подчинены Огню (Высшему «Я»). В основе Космического «Я» лежат Шесть принципов, которые являются Манасом, плюс пять принципов: эфир, воздух, огонь, вода и земля. «Соединив пять частей этих шести с духовным началом (седьмым) Он (Атма) создал все Сущее».
Духовный Разум — высшая часть, или аспект безличного Манаса. Из самого себя Он создает Разум, а из Разума Эго-изм (Само-осознание). При этом Логос Демиург, или Третий Логос
— как первая эманация Разума (Махата) — является основой того, что может быть названо соотношением Индивидуальности и Личности. Именно Логос исполняет две роли в драме Творения и Бытия — роль человеческой Личности и божественного Безличия и роль Вселенского Духа.
Возникающий Нижний Манас является тем «принципом», который, формируя человеческий Ум, а у животных — инстинкт, инстинктивно притягивается к Каме[603] — вместилищу животных желаний и страстей в человеке. Нижний Манас вместе с нижними человеческими принципами образует человеческое «Я», или Личность — низшее Эго.
На плане Личности Манас является первым, или Первым Принципом низшей Четверицы, то есть Кама-Рупа в соединении с низшим Манасом. Это низшее Эго — личное «Я» переживает мертвое тело, но только на период в Кама-Локе[604].
Человеческая личность (личное «Я») определяется рациональным Эго, или разумной Душой. Концепция «Я» (Аханка- ра), или Самость с ее осмыслением, связана с самосознанием (самоосознанием) или тождественностью самому себе, что закладывает эгоистический и майявический принципы в человеке, по неведению отделяющем наше «Я» от Вселенского Единого «Я». Так образуется личность, или эгоизм, или «себялюбие».
То, что подразумевается под «личностью», есть ограничение и отношение, или «индивидуальность, существующая сама» по себе, но с особой природой, как основание: «Я есть сам и никто другой». Осознание существования Высшего Эго («Я») требует самосознания; животное же может иметь лишь непосредственное сознание или инстинкт.
Человек — это совершенное животное, проводник полностью развившейся Монады, самосознающий и намеренно следующий своим собственным путем развития, тогда как у насекомого или даже у высокоразвитого животного высшая Триада принципов пребывает в абсолютно спящем состоянии.
Каждая личность (Скандхи) определена атрибутами, образующими после смерти, если можно так выразиться, основу для нового кармического перевоплощения. В общедоступной экзотерической системе буддизма их пять, а именно: 1) Рупа — Форма или Тело, которая оставляет после себя свои магнетические атомы и оккультные свойства; 2) Ведана — Чувства, действующие аналогично; 3) Санна, или абстрактные идеи, которые являются созидательными силами, действующими от одного воплощения до другого; 4) Самкхара — склонности ума; и 5) Виннана — умственные способности.
Учение оккультизма в плане личностного подхода к естеству человека, разделяет его на три аспекта[605]: божественный; разумный или рациональный; иррациональный, или животный человек. Личность заключена в низших четырех принципах — Чет- верице — и включает в себя все (даже память и сознание каждой физической жизни в порядке их следования).
Четверица — четыре низших принципа в человеке: Низший Манас, или ум мозга; органы вожделений; прана (или жизнь); личность (т. е. астральный двойник).
Как видно из представленных групп принципов, принципы эти двойственны: духовные, или относящиеся к нетленному Эго, и материальные, составляющие вечно меняющиеся тела, или ряд Личностей данного Эго.
«Принципами» в человеке, или Принципами «внутреннего человека» являются следующие.
Здесь Высший Манас, или мыслящее сознательное Эго, притягивается Духовной Душой (Буддхи).
4. Рассудок. Низший Разум (Манас).
Низший, или личный Манас остается вместе с Формами (Рупа). Низший Манас, или принцип инстинктивного, притягивается к Каме — вместилищу животных желаний и страстей в человеке. Это как Низшая Троица. Животная Душа, Желания и Чувствительность — Кама-Рупа (Формы Чувств, Желаний, Страстей).
3. Астральное Тело.
Это Эфирная копия, или двойник любого физического тела. Астральный принцип имеет две составляющие: психическую и духовную.
Атма в астральной оболочке излучается лишь настолько, насколько это может относиться к духовному излучению.
2. Жизнь (Прана). Носитель Жизненного принципа, или Нэ- фэш.
Нэфэш — витальная, или животная душа, которой Бог (Природа или Непреложный Закон) наделяет человека, равно как и другое животное. Однако это не мыслящая душа, или разум, а животные страсти, животная душа в человеке.
1. Физическое Тело (Рупа).
Таким образом, возникает Иерархия метафизических терминов, определяющих уровни «Я» в человеке, или Принципы «Я»:
5. Высшее «Я» — Дух (Атма) — Божественный Принцип Единого «Я».
4. Духовное «Эго» — Духовная Душа (Буддхи) в союзе с Человеческой Душой (Манасом) — Буддхи-Манас.
3.Внутреннее, или Высшее «Эго» — Разум (Манас)[606], Духовное Эго, Индивидуальность[607], Разум Человека сливается с Буддхи — Буддхи-Манас.
2.Низшее, или Личное «Эго» — физический человек в сочетании с его Низшим «Я», т. е. в сочетании с Кама-Рупой; действует через Физическое Тело и его Астрал.
1.Единое «Я» — Жизнь — Прана или Витальный Принцип.
Все перечисленные Принципы «скрепляются» Духовной Основой, определяющей все Сущее. Душа — коллективно, как Высшая Триада, живет на трех планах, кроме своего четвертого, земной сферы, но она вечно пребывает на высшем из трех. Платон называл ее Псюха, или Душа в ее собирательном смысле на пяти принципах.
Платон и Пифагор описывали Душу как самодвижущуюся Единицу (Монаду), состоящую из трех элементов: Дух, Разум, Жизнь (Нэфэш), что соответствует Атма-Буддхи, Манасу (Эго) и Кама-Рупе (страстям животной природы) в соединении с Низшим Манасом (инстинктом).
Понятие «Душа» является обобщенным термином, т. к. человеку присущи три Аспекта души: Душа земная (животная), Душа человеческая и Духовная Душа; и все это, строго говоря, одна Душа в трех ее Аспектах. От Первого Аспекта после смерти не остается ничего, от Второго (Манас) выживает только его божественная сущность, тогда как третья — помимо того, что бессмертна — становится осознанно Божественной посредством ассимиляции Высшего Манаса.
«Воспитание» души связано с отработкой проявляющейся энергии Материи за период земной жизни к Абсолюту. Каждый человек как некий организм, состоящий из материальных частиц, абсолютно индивидуален, и соответственно индивидуальна его «душа» — форма энергии Огня, Воздуха, Воды, Земли — заключенная в тело от момента зачатия до момента смерти. Можно сказать, что «воспитываемая» душа в процессе взаимодействия с жизнедеятельностными материальными микрочастицами организма оказывает взаимообоюдное влияние, увеличивая или ослабляя силу излучения их полей. В результате «душа» формообразует (конкретизирует) тело человека, а тело — тренирует (кристаллизует) «душу».
Божественная искра в человеке, или наше «духовное Я», является по своей сути одним целым со Вселенским Духом и поэтому практически всеведуща. Духовное мыслящее Эго, постоянный принцип человека, являющийся вместилищем Манаса, может перевоплощаться. Это зависит только от его Божественной Сущности, если она осталась незапятнанной в период земного Существования. Это означает падение Духа в зарождение.
Для того чтобы стать самосознающим, Дух должен пройти через каждый цикл бытия, кульминируя в высшей точке на Земле, в Человеке. Чтобы стать высочайшим Дхиан-Коганом (Планетарным Духом), необходимо для каждого Эго достичь полного самоосознания как человеческого существа.
VIII.3. Восприятие
Оккультизм учит, что физический человек един, но мыслящий человек семеричен: он думает, действует, чувствует и живет на семи различных уровнях бытия, или планах сознания. И для всех этих уровней, или планов, неизменное Эго (а не ложная личность) имеет определенный набор чувств.
Разум человека образован из совокупности Состояний Сознания; выявляет три качества — Разум, Сознание, Волю — и определяется пятью органами внешних восприятий.
Эманация Разума включает в себя Семь планов Космического Сознания. Всемирный Разум (Махат) исходит от Дженана (Гнозис, Знание, Мудрость), являющегося Седьмым Принципом Разума. Седьмой принцип — синтез «шести» Я или Эго — и пять органов чувств входят в элемент Самости.
Шестой Принцип исходит от Логоса, Небесного Человека; здесь Махат именуется Владыкой в Первичном Творении, и в этом смысле он есть Всемирное Познание, или Божественная Мысль. Пятый Принцип Разума определяется сначала Высшим Мана- сом (Буддхи-Манасом) — Высшим принципом Манаса — и характеризует мыслящее сознательное Эго. Четвертый Принцип Разума — это Человеческая Душа, Рассудок, Ум — согласуется с Низшим Манасом или Разумом Человека. Здесь ум человека двой- ственнен, поскольку Духовное «Я» человека всеведуще и от природы обладает всеми знаниями, тогда как личное «Я» является продуктом своей среды и рабом физической памяти. То есть Лучи
а) их существеннейший неотъемлемый признак — устремленный к небесам Разум (Высший Манас) и б) человеческое свойство мыслить, или животное размышление, логически обоснованное, благодаря превосходству человеческого мозга — стремящийся к Каме (Низший Манас). Один притягивается к Буддхи, а другой стремится вниз, к вместилищу чувств и страстей.
По Пифагору, четыре верхних принципа — Четверичность в мире Божественного Разума — есть психика; тогда как четверичность в мире Материи — это Космос, состоящий из Огня, Воздуха, Воды и Земли.
«От Великого Принципа Махат (Всемирный Разум или Ум) происходит начало тончайших элементов и органов чувств».
Поскольку, по Ньютону, каждая частица материи обладает свойствами притяжения к любой другой частице, а по Лейбницу каждый атом есть Вселенная, которая активна благодаря действию присущей ей самой силе, и — каждая Монада реализует заложенную в ней программу; постольку сам Человек — это тот же атом, обладающий свойствами притяжения и отталкивания, является системой самовоспроизводящейся и самореализующейся, постольку он есть Микрокосм Макрокосма.
Свет, теплота, электричество и проч. являются аффектациями (душевными волнениями), эмоциями, но не свойствами или качествами материи. Материя есть условие, носитель, проводник для проявления этих Сил или посредник на этом плане.
Атомы в Оккультизме называются Вибрациями, также Звуком — коллективно. «Огонь, Тепло и Движение» — принципы, нумены этих физических явлений.
Психические явления — лишь результат действия молекулярного характера, т. е. некоего движения, как бы исчезающего по достижении им сенсорных центров.
Каждое явление в видимой Вселенной связано по своему генезису с тем или иным движением. Сила[608], достигнув высших нервных центров, преобразуется здесь, например, в психические проявления — в мысль, чувство или сознание — и сходным образом эта психическая сила производит работу физического характера (например, работу мышц), преобразуясь в эту последнюю.
Во всей Природе существует гармония чисел; в силе тяготения, в законах тепла, света, электричества, в формах животных и растений и т. д. Поэтому психические проявления принадлежат по своему происхождению к высшему миру Гармонии.
Число 7 управляет периодичностью явлений жизни, оно возглавляет серии химических элементов, главенствует в мире звука и цвета.
В древней метафизике неделимо связаны разумные существа или «разумы» с каждым чувством или функцией, физическими либо умственными. Оккультизм учит, что имеются семь чувств в человеке и природе, так же как существуют семь состояний сознания.
Нос, язык, глаз, кожа, ухо, ум и понимание — семь физических чувств для познания. Поэтому у человека существует семе- ричность чувств: нос (или обоняние), язык (вкус), глаз (зрение), кожа (осязание), ухо (слух), ум (объект умственного действия), понимание (объект понимания), что связано с высшим — духовным пониманием, т. е. шестым чувством или восприятием.
Основой познания и восприятия является Ум, Человеческий Разум. Посредством Ума нос ощущает запах, а глаз воспринимает цвета, и т. д.
Но это касается только Разума на чувственном плане (пяти чувств). Духовный же Разум (высшая часть или аспект безличного Манаса) не осознает Чувств в физическом человеке.
Духовное понимание — шестое чувство, должно развиваться совместно со следующим свойством материи — Проницаемостью.
Эти семь чувств суть причины действий.
В Эзотерической Философии Элементы — особенно Огонь, Вода и Воздух — представлены как прародители наших пяти физических чувств и, следовательно, непосредственно связаны с ними оккультно. Древние связывали Звук или Речь с Эфиром Пространства, характерным признаком которого является Звук. Поэтому Огонь, Вода и Воздух являют собой первоначальную Космическую Троицу.
Проведенные Древним Учением параллели устанавливают связующий порядок Кругов, связанных с эволюцией Элементов и Чувств; или же в Космическом Земном «Человеке», или «Духе», или смертном физическом человеке:
Круг 1-й
Эфир...
Слух...
Звук
Круг 2-й
Воздух...
Осязание...
Звук и Осязание
Круг 3-й
Огонь или Свет...
Зрение...
Звук, Осязание и Цвет
Круг 4-й
Вода...
Вкус...
Звук, Осязание, Цвет и Вкус
Круг 5-й
Земля...
Обоняние...
Звук, Осязание, Цвет, Вкус и Обоняние
Как видим, каждый Элемент к своему характерному признаку добавляет признаки своего предшественника. Первое чувство человека связано со Звуком, то есть вначале появляется восприятие звука, затем — способность видеть, при этом звуки превращаются в цвета. Восприятие звука может перейти в восприятие вкуса. Звук, Свет, Осязание — это дифференциация вибраций.
Чувства соотносятся друг с другом, и все чувствования могут быть взаимозаменяемы, могут значительно усиливаться или видоизменяться.
Чувство личности или самости и человеческая эмоциональная природа — две чисто земные характеристики — они отличают человека земного от Ангела. Поэтому бытие человека, с точки зрения природной чувствительности к условиям Земли, условно делят на 5 Планов Бытия:
1.Дух (Атма).
2.Духовный Разум (Буддхи).
3.Ум или Рассудок (Манас).
4.Чувственное восприятие.
5.Физическое Тело.
VIII.4. Мысль
На нашем материальном плане Сознание без Ума не существует, они представляют собой Единство. Зато на другом, более высоком плане Мозг, проводник ума, и Сознание, его способность, должны быть совершенно отличными от того, чем они являлись здесь. Они ближе к Абсолютному Всему и, следовательно, должны быть представлены субстанцией значительно более однородной, чем-то своеобразным, что совершенно не поддается человеческому восприятию. Эта область — начальное и непознаваемое нами состояние первичной дифференциации.
На этом Высшем Плане Махат (Принцип Разума) действует как Мозг, который является Проводником (Упадхи) Всемирного Разума, находящегося на Плане Абсолюта. Излучения Ах-Хи[609] порождают в результате этого Сознание, являющееся основой формирования Индивидуального Сознания, не умирающего после смерти человека, его физического тела и мозга.
Ум (Манас) совершенно синонимичен Человеческой Душе (Манас). Сознание продолжает существовать и после смерти, и именно тогда оно становится истинным, раскрепощенным. Ведь Эго обретает свободу, когда оно больше не обременено земной материей.
Махат (Мировой Разум), Божественная Способность формирования и восприятия Идей, на нашем плане становится Проявленным Логосом, или Словом. Первым производным Астрального Света (Акаши) является Звук, а Звук в данном случае означает Слово, озвученное выражение Мысли. Всемирное порождение идей началось с появлением Ах-Хи (Первичных Семи Лучей или Логосов) и продолжается в течение Манвантары (Рассвета).
Ах-Хи — это пламя, испускающее лучи, которые при погружении в Материю все более и более дифференцируются, пока, наконец не достигают нашего мира с его многочисленными миллионами обитателей и чувствующих существ. Только здесь они становятся по-настоящему составными частями Первоначального Единства (на земном плане оно выражается Единством Ума и Сознания или Мозга и Психики).
Так называемое сознание Ах-Хи (Семи Лучей) невозможно оценить критериями человеческого восприятия. Оно принадлежит высшим планам. Высший Разум выражает идею единой Силы, а не комплексного действия и реакции нескольких Сил. Здесь Разум предстает как ноуменальный аспект феноменальной Силы, Единство которого распадается на составные части, когда для них находятся вместилища в низших формах.
Ах-Хи (Разумные Силы) проходят через все Планы, начиная проявляться с Третьего. Как и все другие Иерархии на Высших Планах, Они появляются Арупа, то есть бесформенными, бестелесными, невещественными, чистыми Духами. На Втором Плане они впервые приближаются к Рупа, или форме. На Третьем Они становятся «Сынами Разума» (Манаса-Путрас), то есть Высшим Эго, или теми, кто впоследствии воплощается в людях.
Их первоначальная однородная Субстанция — Единый Всемирный Элемент — постоянно дифференцируется, по мере продвижения вниз. Позднее они становятся Рупа, или имеющими эфирную форму.
Дифференциация в физическом мире бесконечна. Вселенская способность к восприятию и порождению Идей (Махат) посылает свое однородное излучение в разнородный мир, и оно доходит до человеческого или личного Ума через Астральный Свет.
Поскольку здесь излучение воспринимает Нижний Манас (Личность, или физический Мозг), минуя Высший Манас (Индивидуальность, или Высшее Эго), то Астральный Свет, чем ниже он опускается к нашей земной сфере, тем больше дифференцируется, в результате чего теряет чистоту. А человек еще больше способствует его загрязнению.
Запутавшись в сетях Астрального Света, личностный человек отделяется от своего Высшего «Эго». Астральный Свет хранит отпечатки бесчисленных образов всего, что когда-либо было, есть и будет; эта реальность становится в человеке и для человека, если он хоть сколько-нибудь психичен, вдохновителем всех его самых дурных поступков, его «злым ангелом». Он воздействует на волю даже спящего человека видениями, отпечатывающимися в его дремлющем мозгу (не путать их со «сновидениями»)[610].
Зарождение и восприятие Идей оформляется через Мысли. Мысли Богов — бесформенные и несубстанциональные — как идеальные Мысли их создателей есть Сверх-Нумены или Нуме- ноны.
По Платону, Видимая Вселенная Духа и Материи есть лишь конкретное Изображение Идеальной Абстракции; она была создана по образцу Первой Божественной Мысли. Ум, то есть Мысль является первопричиной всего на свете. Конкретная Форма Мысли после проявления была создана по геометрической фигуре Додекаэдра.
Человек волен думать о том, о чем он хочет, потому что у человека есть свобода воли, а у Ах-Хи (Божественных Сил) ее нет. Они обязаны действовать, как только получат импульс от управляющего Ими Закона. Свободной волей обладает только человек, имеющий и разум, и сознание, используя которые он может воспринимать явления как в себе, так и вне себя. Каковы мысли человека, таков он сам.
Ах-Хи — это Силы, а не человеческие существа. Они являются сознательными посредниками в той мере, в какой Они действуют в пределах Всемирного Сознания. Но сознание «Сынов Разума», или человеческого Эго, на Третьем Плане совершенно иное. Только здесь Они и становятся Мыслителями. Отсутствие материальных пут помогает связываться Им в любой Точке Видимого Пространства, поскольку Духовность — это есть одновременно и Первозданная Субстанция (Мулапракрити) с ее первыми дифференциациями, и наличие Зародыша, который есть везде и нигде.
Проявляющийся на наш план Всемирный Разум (Махат) набрасывает свою Тень на дифференцированную Духо-Материю (Пракрити), образуя тем самым Узлы-Вихри, разбрасывающие и связывающие материю во Времени. Поэтому в данных Точках- Колесах Время одновременно существует или «течет» вспять. Как сказано в Писаниях: «Время Прошлое есть время Настоящее, также и Будущее, которое, хотя еще и не выявилось, все же существует».
Эфир — божественная светоносная Субстанция, наполняющая всю Вселенную, «Одеяние» Верховного Божества. Эфир в эзотеризме — третий принцип космической семеричности, где материя (Земля) — низший, а Акаша — высший принцип. При помощи Эфира происходит запечатление на невидимых скри
жалях Астрального Света отражения каждого деяния и даже мысли человека, и всего того, что было, есть или будет в проявленной Вселенной. Это божественное и невидимое полотно есть Книга Жизни.
«Мысль есть Материя». Умственные состояния и телесные состояния совершенно противоположны. Каждая мысль, кроме ее физического добавления (изменения в мозгу), выявляет объективный (хотя для нас — сверхчувственно объективный) аспект на астральном плане.
«Древние утверждают, что каждая мысль проявится внешне, если внимание будет сильно сосредоточено на ней. Также и напряженное желание вызовет желаемое следствие». Что является желанием, инстинктивным импульсом в низшем, т. е. в индивидуальном уме, становится мыслью в Высшем (Вселенском, или Высшем Манасе).
Астральный план обманчив, потому что он очень хаотичен и без разбора отражает и хорошее, и плохое. Поэтому, когда человек засыпает, инстинктивный ум (мозжечок) переводит его на Астральный План в еще более нереальное состояние. Здесь Пространство и Время существуют не в том виде, в каком мы их знаем. Более того, Низший Манас восприимчив к галлюцинациям в Пространстве и Времени (так, человек во сне может пережить события всей своей жизни за несколько секунд); для восприятия и представлений же Высшего Манаса — Высшего Эго — не существует ни Пространства, ни Времени.
Суггестия — внушение, форма передачи мысли на расстоянии. Между двумя сознаниями — вне зависимости от расстояния — существует столь же сильное взаимодействие, как и между двумя телами при самом тесном контакте[611]. Если два сознания гипнотически связаны, а носители, посредством коих они действуют, настроены на магнетическую и электрическую реакцию друг на друга — ничто не может воспрепятствовать передаче мыслей по желанию от одного к другому. А так как разум по своей сути нематериален, и расстояние не может отделить его от предмета размышлений — из этого следует, что единственное различие, которое может существовать между сознаниями, — это различие Состояний.
VIII. 5. Мозг
Разум Человека образован из трех качеств, этими тремя качествами являются Разум, Сознание и Воля. Они соответствуют Мысли, Восприятию и Озаренности.
Буддхи, как Принцип Разума, или Интеллект, появляется только с третьим из Семи Творений, или на третьем этапе эволюции. Энергия Материи и Душа Космического Сознания порождают единство Сознания, или Способности, и Ума как Основы или Мозга. Сознание и Ум по своей сущности материальны и духовны одновременно. В проявленном мире они — суть явления одного порядка. Отличие состоит лишь в характере проявления Сил Природы. Грубая материя Мозга становится Проводником (Упадхи) Вселенской Мысли, отраженной на различных планах Сознания.
Манас — человек Разумный, или воплощенное Сознание. Индивидуальное Сознание проявляется через Проводник (Упад- хи) Материи, сквозь который проходит Луч Вселенского Разума через семь слоев Пространства, то есть семь планов Мысли или семь состояний Сознания.
Махат — Буквально «Великий», Первый принцип Мирового Разума — является начальным продуктом Первозданной Субстанции (Мулапракрити), источником человеческого Ума или Рассудка (Манаса), его Мозговыми структурами.
В Микрокосме Манас происходит от Махата (Мирового Разума) или Буддхи (Божественной Души) в человеке. Поэтому Манас двойственнен. С одной стороны, Ум служит одновременно для ощущения и для действия, в то же время он является физиологическим органом. Но в любом случае Манас безличен, он лишь «принцип», в то же время «сущность», индивидуальность, или Эго.
Манас — горизонтальная линия первого проявленного Треугольника, или Божественной Троицы.
Монада безлична, разъединена с Манасом (Она — сама по себе Бог), поэтому не может иметь ни сознания, ни познания вещей на этом земном плане. «Высшее видит глазами низшего» в проявленном мире; Дух остается слепым без помощи Материи в материальных сферах; так же как и Атма-Буддхи не существует без Манаса.
Согласно Оккультизму, физическая эволюция развивается постепенно из духовной, умственной и физической. При этом физическая эволюция человека и его мозга проистекает из дифференциации материи и ее энергии. Данное единство Духа и Материи, внутренняя душа физической клеточки — «духовная плазма» доминирует семенной плазмой — и становится ключом в глубокой тайне эмбриологии.
Пре-Космическая Субстанция (непроявленная Материя, Мулапракрити) — один из аспектов Абсолюта, лежащего в основании всех объективных планов Природы. Эта первичная Субстанция, проявляясь во второй стадии своего превращения, содержит в себе сущность всего, что нужно для сознания человека; она содержит не только все элементы его физического существа, но даже «дыхание жизни» в латентном состоянии, готовое к пробуждению. Это дыхание жизни она извлекает из Божественного Духа и Хаоса. В действительности эта субстанция и есть самый Хаос.
Первоначальная однородная субстанция на каждом Плане постоянно дифференцируется. Как только происходит дифференциация, каждый атом Материи наделяется своим собственным типом сознания; каждая клетка в теле человека (как и в теле всякого животного) наделяется своей собственной способностью различения, инстинктом и относительным разумом.
Существует лишь Один Элемент в Природе, и в основании его находится Божество.
Семь Элементов (из которых пять уже проявились) являются покровом Божества, из естества которого происходит человек (физически, психически, умственно, духовно).
Огонь, Эфир, Воздух, Вода, Земля — это лишь символы Элементов, составные тела которых обнаружены ныне химией и физикой как содержащие бесчисленные субэлементы. Иерархии этих элементов тесно связаны с одухотворяющими их Силами на Высшем Плане, семеричность Иерархий которых отзывается на классификации проявленных, объективных Элементов по семеричной шкале постепенности, от весомости к невесомости (так называемый Октавный Принцип в расположении Иерархий). Они семеричны не как искусственный способ для облегчения понимания их, но в их истинной космической последовательности, от их химического или физического до их чисто духовного состава.
Наши человеческие формы на нашем плане начали объективироваться в настоящую материальность из самой возвышенной сверхчувственной сущности в ее грубейшую видимость. До этого они существовали в Вечности как астральные или эфирные прототипы; по этим образцам Духовные существа или Боги выявили протоплазмические формы будущих Эго из своей собственной Сущности. Когда эта человеческая форма (Упадхи) была готова, земные Силы Природы начали работать над этими сверхчувственными формами, содержащими кроме их собственных элементов элементы прошлых растительных и будущих животных форм Земли. Потому внешняя оболочка человека прошла через каждое растительное и животное тело, прежде нежели она приняла человеческий вид. При этом первичная форма всего проявленного, от атома до глобуса, от человека до ангела, сфероидальна.
Существует всемирный, единственный посредник всех форм жизни, активный и пассивный, положительный и отрицательный, подобно дню и ночи; это есть первичный Свет в Творении, или Электричество и Жизнь (Фохат).
Фохат — Электрическая Сущность — электризует к жизни и разделяет первичное вещество на атомы, которые сами являются источником всей жизни сознания.
Фохат есть отражение Всемирного Разума, синтез Семи Логосов, Семи Творческих Строителей (Дхиан-Коганов[612], Ах-Хи[613]). Поскольку жизнь есть электричество, постольку Единая Жизнь есть Сущность (Свабхават)[614] и Источник всех электрических и магнитных явлений на этом проявленном плане. Здесь Фохат отражается как потенциальная творческая Мощь Вселенной. (Общеизвестно, что все мозговые явления и вся мозговая деятельность сопровождаются электрическими феноменами.)
Впечатления регистрируются соответствующими клетками или нервными центрами нашего мозга. Каждая мысль, ощущение и эмоция сопровождаются особой координацией молекул некоторых нервов.
Все явления, происходящие в Мире, можно объяснить лишь метафизически; вне метафизики никакая Оккультная Философия и никакой Эзотеризм не возможны. Это подобно попытке объяснить устремление и привязанность, любовь и ненависть, самые интимные и сокровенные выявления души и разума живущего человека путем анатомического описания грудной полости и мозга его мертвого тела.
В человеке обнаруживается два различных Существа — Духовное и Физическое: человек думающий и человек, лишь запечатлевающий столько этих мыслей, сколько может воспринять. Поэтому Эзотеризм делит его на два различных качества — Высшее, или Духовное Существо, состоящее из Трех «принципов», или аспектов; и низшую, или физическую Четверицу, состоящую из Четырех, — всего семь.
Человек — это синтез Духовного и Физического человека. В то время как физический человек бодрствует, его Эго порабощено материей, поэтому Сознание не в состоянии полностью вырваться из-под ее пяты. Физическое «Я» и его память отрезаны от истинного Эго, или Духа человека, поэтому бодрствующий мозг человека — это нервный центр, координирующий огромный поток информации, поступающей из внешней по отношению к человеку среды.
В состоянии же сна освобожденная Душа человека и его память находятся в большой связи и гармонии с их Высшим Эго. Можно сказать, что во время сна человек живет на другом, более реальном плане.
Экспериментальными исследованиями было установлено, что при засыпании корковые нейроны продолжают активную работу и что частота их импульсации не только не снижается, но и может даже усиливаться. В состоянии сна мозг активно реагирует на сигналы, поступающие от внутренних органов. «Другими словами, сон существует для того, чтобы дать возможность мозгу, и прежде всего его коре, на основании информации, поступающей от распределенных по организму рецепторов, всесторонне оценить физическое состояние тела и разработать программы действий для поддержания его параметров в пределах заданных норм»[615].
Таким образом, мозг в состоянии бодрствования человека обрабатывает сведения физических чувств и регулирует поведение, тогда как во время сна мозг лишь поддерживает внутреннюю среду организма.
Мозг настолько сложен как физически, так и метафизически, что можно сравнить его с деревом, с которого можно снимать кору слой за слоем, и каждый слой отличен от всех других и имеет свое собственное специальное предназначение, свои собственные особенности и функции.
Физическое тело человека, в том числе и мозг, подвергается полному изменению в строении каждые семь лет.
Тайная Доктрина утверждает, что каждая часть тела имеет соответствие в мозгу, и, в свою очередь, все, что имеется в мозгу, находит соответствие в сердце.
Размер, объем мозга показывает, что именно качество, а не количество мозга является причиной умственных способностей.
Сумма знаний ежедневно увеличивается в человечестве, но умственная способность не увеличивается вместе с нею.
Функция головного мозга — оттачивать, совершенствовать и координировать мысли.
При поломке мозга приходят в негодность Разум, Личность и Душа.
VIII. 6. Духовная природа психики человека
Материальная форма представляет собой сочетание некоторого набора диапазонов частот колебаний своих элементов; в каждой оболочке, входящей в данную форму, материя совершает колебания. Чем плотнее оболочка, тем меньше частоты колебаний входящих в нее элементов. Взаимодействие форм между собой и с внешней средой осуществляется через взаимодействие колебаний и регулируется законами взаимодействия колебательных процессов. Наиболее медленные колебания совершает самая плотная материя — это материя Седьмого Уровня, нашего физического мира.
Поскольку вся находящаяся вокруг материя представляет собой колебательные ритмы частот, постольку и наша психика — это различного уровня плотности материальные структуры. Каждая клетка человека — это своего рода радиоприемник, настроенный на определенные частоты в зависимости от того, какие «принимающие» молекулы встроены в ее мембрану и на каких «волнах» — гормонах вещает организм. Поэтому наше физическое тело обладает способностью группировать вокруг себя тонкие материальные поля — некие структуры; которые являются как бы посредником между Абсолютом и физической реальностью.
Целостная психическая деятельность (функциональные органы), различные психические процессы — это структуры, имеющие пространственно-временную организацию, поэтому человек осознает себя и окружающий мир только в конкретном пространстве и времени. Средством упорядочивания пространственного континуума выступает ритм с его базовыми характеристиками организации: повтором, чередованием, симметрией. Практически все показатели жизнедеятельности человека (биохимические, физиологические, психологические и поведенческие) обнаруживают ритмичность. Данная ритмичность «вписана» в окружающий мир. Так, например, только с суточными ритмами синхронизированы более двухсот физиологических процессов человеческой организации.
Раздражения, связанные с ритмическими процессами внешнего мира, и те сигналы, которые исходят из внутренний среды, сопоставляются в мозге человека и между ними устанавливается связь. Корковый механизм мозга обладает свойством «в широком диапазоне создавать строго временные отношения в сложных рабочих системах»[616]. А поскольку любая система основана на целостности и содержит систематизирующим фактором признак изоморфности, равно значимый для всех ее составляющих, постольку таким изоморфным фактором для нее, как системы, выступает ритм.
Мозг оперирует единственным значимым для него знаком — нервным электрическим импульсом, и каждая живая клетка представляет собой электрическую систему. Нервную клетку
— нейрон — необходимо рассматривать как разновидность
электронного прибора, принимающего и поэтому вибрирующего от Звука[617].
Ибо Астральный Свет — это есть Всемирная Душа, Утроба Вселенной, из которой рождается все сущее через разъединение или дифференциацию. То есть каждая точка Бесконечного Пространства вибрирует магнитными и электрическими токами оживотворенной Природы, жизнь дающими и смерть несущими волнами, ибо смерть на Земле становится жизнью на другом Плане.
Оружие, упомянутое в «Пуранах», «Рамайяне» и «Махабхара- те», — есть Агниратха, в действии которого использована страшная сидеральная (пространственная) Сила, связанная с молекулярными, атомическими или эфирными вибрациями (то есть звучание лишь определенного диапазона гармоник Звука)[618], и названная Атлантами Маш-Мак. Как вибрационная сила, она, являлась свойством «Звука» и «Цвета» и, как утверждалось, могла в один миг стереть в порошок целые города и разрушить мир.
В сказании о мудреце Капиле, «взгляд которого обратил 60 000 сыновей царя Сагара в гору пепла», эта Сила объяснена эзотерически и называется Капилакша — глаз Капилы. (Вспомним и о взгляде Медузы Горгоны.) В «Вишну Пурана», «Рамайя- не» эта сидеральная, вибрационная сила, будучи направлена против армии и с Агниратха, установленного на летающем корабле, обратила бы в пепел 100 000 человек и слонов так же легко, как и одну мертвую крысу.
Защитой от этой Силы служил Магический Щит, волновая энергия которого сначала вступала (или «подбирала») в резонанс с этой Силой (то есть совпадала с фазой движения ее вибраций), а затем происходило «гашение» ее ритма через ритм асинхронный или набор асинхронных гармоник. Магический Щит был сооружен на принципах астрологии и мог разрушать Звуком и Цветом Эфира[619], то есть ритмом призвуков обертоновых шкал (на
подобие мантр), не только материальную структуру объекта, но и снимать колдовские чары, заговоры и злобные влияния.
Цвет[620] — это тембрально-световая характеристика Звука, его свойство — окраска. Так, способности человека представляют собой психофункциональные органы электромагнитной природы, поддерживаемые Астральной материей. В основе комплекса способностей лежит Основной Звук[621], призвуки или обертоны которого обеспечивают родственные или близкие друг к другу способности. (Например, люди генерируют звуковые колебания в области низких частот от 1 до 0,01 Гц и длиной волны 5—6 км.) Поскольку таких комплексов у человека множество, постольку человеку свойственно многоголосное звучание множества звуков (или обертонов). Возникающая при этом электромагнитная аура, однако, «покрывается» звучанием Основного, Главного Звука, носителем которого и является конкретный человек. В результате Основной или нижний Звук человека — это индивидуальная характеристика его способностей, которая проистекает от причин астрономических, духовных, психологических и т. д.
Физическая же природа Звука (Материя «двулична») несет в себе двойственность. С одной стороны, Звук — это свойство магнитных и электрических токов, обеспечивающихся молекулярными (атомическими), эфирными и торсионными вибрациями. С другой стороны, физический звук является формой энергии, которая, совпадая с частотами призвуков основного Звука человека, способствует формированию его функциональных органов, их разрастанию, закреплению, что в итоге мы называем способностями. Здесь электромагнитная природа Звука обусловливается электромагнитными реакциями человеческой материи.
Согласно электрофизической теории слуха Х. Девиса, каждый волосок волосковых клеток Кортиева органа уха подобен пьезоэлектрическому кристаллу. Как известно, эти кристаллы обладают интересным свойством — в прямом положении они нейтральны, но стоит их чуточку согнуть, как тут же появляется электрический заряд.
При колебаниях основной мембраны начинают колебаться волосковые клетки. Но сверху на волоски давит покровная мембрана, поэтому волоски сгибаются, и при этом возникает электрический заряд. Таким образом, под влиянием деформации волосков рецепторных клеток синхронно со звуковыми колебаниями освобождается электрическая энергия, что ведет к возникновению биотоков. Эти биотоки и являются раздражителями тончайших окончаний веточек слухового нерва, оплетающих во- лосковые клетки. По нерву и другим нервно-рефлекторным проводящим путям возбуждение передается в кору височных долей головного мозга, где происходят анализ и синтез звуковых раздражений.
На уровне психики человек различает три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет свойства и качества звука. Свойствами звука называют объективно присущие ему физические особенности, а именно — частоту колебаний, их продолжительность, амплитуду и состав колебаний. Качеством звука называется отражение физических свойств звука в наших ощущениях. К ним относятся: высота, длительность, громкость и тембр.
Высота звука зависит от частоты звуковых колебаний. Чем больше колебаний в секунду, тем звук выше, и наоборот. Данное качество звука обусловливает развитие звуковысотного (интонационного) слуха.
Длительность звука зависит от продолжительности звуковых колебаний. Чередование колебательных движений во времени образует ритм, способствующий развитию ритмического слуха («чувство ритма»).
Громкость звука зависит от энергии, интенсивности колебательных движений и ведет к развитию динамического слуха. Чем шире амплитуда колебаний упругого тела, тем громче звук, и наоборот.
Тембр — это качественная сторона, окраска звука. Тембр звука способствует формированию тембрового слуха. Тембр звука несколько приближает к пониманию Цвета Звука в Эзотерике.
Если Цвет Звука связан с набором призвуков или гармоник электромагнитных и иных колебаний, то физический звук определяется его окраской — тембром, связанным с набором гармонических составляющих[622], образующихся вследствие «разложения» сложной формы звуковой волны на частичные тоны, или обертоны. Тембр обусловлен тремя спектральными обстоятель- ствами[623]:
а) какие обертоны присутствуют в звучании основного звука, какие — нет;
б) какие из них звучат громче, какие — тише;
в) какие из них появляются раньше, какие — позже.
Для оценки тембра также имеют значение: количество обертонов, расположение их в спектре и наличие устойчивых групп, называемых формантами. Помимо спектра, на оценку тембра влияет динамика, громкость и высота звука.
Таким образом, в тембре (или Цвете) объединяются все свойства и качества звука (Звука). Синхронизация тембровых, или Цветовых характеристик, усиливающих гармоническую основу Основного Тона, особенно на соотношениях самых совершенных консонансов — унисон 1:1, октава 1:2, квинта 2:3, кварта 3:4 (являющихся, по Пифагору, Основой Гармонии), — способна подчинить себе биение ритма любой психофизиологической функции живого существа (или природного явления).
Очень малая часть спектра физического звука может восприниматься человеком и перерабатываться в сочетании с сигналами других органов восприятия — зрения, вкуса, обоняния, осязания, а также с памятью. Большая же часть диапазона волн вообще не воспринимается или же воспринимается на бессознательном уровне.
Звук, как форма волновой энергии, отслеживается ухом человека в диапазоне от 15—16 до 20000—22000 Гц. Самый низкий звук нашего диапазона, равный 16 Гц, представляет собой «до» субконтроктавы, самый высокий — «ре»-«ми» седьмой октавы. Следовательно, диапазон нашего слуха охватывает около 16 октав.
Поверхность человеческого тела воспринимает более широкий диапазон акустических колебаний, но при условии их более интенсивного воздействия. Звуки с частотой выше 20000—22000 Гц относятся к ультразвукам; ниже 15—16 — к инфразвукам. Воздействие этих частот на акустический анализатор не воспринимается как звуковое ощущение, хотя и не остается для него бесследным. Ультразвуки и инфразвуки находятся за пределами слышимости человеческого уха, однако способны не только прекращать и ослаблять жизненные процессы, но и ускорять их. Скажем, звуки, частота которых не достигает 16 Гц, попадая в резонанс с каким-нибудь органом, могут разрушить его, поскольку каждый человеческий орган работает на своей частоте. При воздействии мощных вибраций на частотах 4—8 Гц человек ощущает перемещения внутренностей, а на частотах 20—30 Гц — сотрясение головы; частота 5 Гц повреждает печень. Частота 6 Гц может вызвать ощущение усталости, тоски, морскую болезнь. Инфразвук в 7 Гц способен остановить сердце. Другие низкие частоты способны вызвать приступ безумия. Инфразвуковые возмущения с частотой 6—8 Гц в высшей степени подавляюще влияют на эмоциональное и психическое состояние.
Эти данные были получены на многочисленных экспериментах. Так, в начале ХХ века американский физик Р. Вуд по просьбе одного из театров, где во время спектакля требовалось создать тревожное настроение, включил инфразвуковую трубу на частоте 13 Гц, однако зрителей обуял самый натуральный ужас, многие бросились к выходу.
Позднейшие опыты французского исследователя А. Гавро подтвердили печальную славу сверхнизких колебаний. Люди, облучаемые инфразвуком, впадают в панику, страдают от сильной головной боли, теряют рассудок. При частоте 7 Гц наступает резонанс всего организма: «в пляс» пускаются желудок, сердце, легкие. Бывает, что мощные звуки разрывают даже кровеносные сосуды.
Отечественный психиатр М. Никитин в 1934 году описал наблюдаемые им припадки у больных эпилепсией при игре на органе. Оказывается, самые длинные трубы органа издают инфразвуки с частотой менее 20 Гц[624].
Что же касается оккультного значения Звука и Цвета, то по физическим характеристикам они несколько приближаются к акустическим параметрам звука и тембра, однако по своей сути являются материей Астрального Света, лучистой энергией Эфира. Поэтому данный электромагнитный и любой другой спектр диапазона волн человек воспринять не в состоянии, хотя и живет по его законам. Здесь основным показателем синхронизации Космоса и человека становится уровень развитости чело
веческой Души и Материи мозга, поскольку Вселенная дает человеку сообразно его Карме и Уму.
Следовательно, развитие способностей из задатков человека осуществляется по принципу наложения волновых потоков Звука на электрическую активность мозга — путем совмещения резонансных частот торсионных полей Космоса с волновой природой живого существа. Данное наложение постоянно «подпитывается» электричеством, поскольку электричество, как материя, атомично.
Если задатки большей частью являются психофизиологическими органами генетического и наследственного происхождения, то «раскрытие» задатков в развитые способности может осуществляться путем их поддержки энергетическим путем. Здесь главная роль принадлежит гармоникам Звука (или его оберто- новой шкале), которые, образуя так называемый «Пифагоров строй» (по Пифагору, это соотношение чисел представлено соотношением длин акустических волн как 1, 1/2, 2/3, 3/4) для формирующихся задатков, «помогают» им в их становлении и развитии. Совпадение обертонов в звуковой шкале звучащих тел — акустической волны и нервного импульса — это проявление универсальных законов симметрии, обеспечивающих единство и устойчивость любой системы.
Полученный резонанс будет способствовать закреплению Основного «Звука» той способности, которая имеет аналогичный обертоновый звукоряд. И недаром музыка композиторов Перголези, Моцарта, Гайдна и т. д. помогает малышу в успешном умственном и психическом развитии, так как данная музыка имеет ярко выраженный ладовый (диатонический состав) и тональный характер. Музыка же авангардистов, пуантилистов, металлистов и т. д. не имеет консонантной гармонии «чистых» тонов, и, как диссонантный гармонический комплекс, разрушает даже уже сформированную, но еще не устойчивую способность. Из-за какофонии звуков, слов, цвета нарушается информационный обмен как внутри организма человека, так и с внешней средой. А поскольку головной мозг формирует «инструмент» (нейрон с синапсами) для «отслеживания» специфических, только для него свойственных частот, то любые дисгармонические звуки и гармоники будут разрушительны для любых намечающихся связей, их новых механизмов.
Поскольку ритм существует в восприятии человека, то существует две формы информации — волновая и корпускулярная.
Классическим примером восприятия человеком волновой информации являются звуковые волны — согласованно распределяющиеся молекулы воздушной среды, на основе которых функционирует слух. Примером корпускулярной информации, воспринимаемой человеком, является зрение, функционирующее на основе поглощения фотонов — независимо распространяющихся в пространстве квантов электромагнитного поля.
Каждый предмет в природе (Материя «двулична») излучает оба типа информационных сигналов — волновые и корпускулярные, поэтому каждый информационный сигнал обладает двойственной волно-корпускулярной природой.
В результате информация, поступающая для человека, обладает 5 свойствами: 1. Чисто временными (Время). 2. Энергетическими (Время + Материя). 3. Материальными (Время + Пространство, или поле + вещество). 4. Полевыми (Материя + Пространство). 5. Чисто пространственными (Пространство). Местоположение информации (его свойства-состояния) определяется Числом дифференциации (Пифагор) и проистекает от Разумных Сил Природы, факторами творчества которых становятся Свет, Звук, Число[625].
Человека необходимо рассматривать как Точку, в фокусе которой пересекаются три линии Эволюции: Эволюции Духа, Эволюции Разума и Эволюции Материи. В данной Точке, или Человеке, эти три линии, различные по скорости, интенсивности и уровню дифференциации, возникают между Временем и Пространством — как Живая Материя.
Земной мир является местом или полем деятельности человека, который живет в трех мирах — Духовном, Интеллектуальном и Материальном. Три центра жизни в человеке образуют собой модель окружающего мира. Поскольку психика организуется в процессе отражения, постольку организующие природу Дух, Разум и Материя отражаются в человеке, но в различных соотношениях друг к другу — через развитие Духовное, развитие Психическое и развитие Физическое.
Взаимоотношение Духовного, Разумного и Физического неоднородно в человеке, поэтому говорить об их гармоническом развитии бессмысленно.
Объединяясь в бесконечном количестве вариантов, Дух, Разум и Материя (Пространство, Время и Материя) образуют собой ЧЕЛОВЕКА, а механизмом их соединения становится РИТМ. Ритм выступает как специфический способ организации пространственно-временного континуума материи (мозг), по-разному обнаруживает себя в том или ином ее проявлении (психика). Следовательно, ритм — это глубинная основа формирования любой способности, ее исходная или универсальная «единица» в развитии. Ритм пространства, ритм времени и ритм материи образуют ОСНОВУ любой методики детского развития.
Обучение и воспитание, являясь основными движущими силами развития психики, предоставляют человеку различного рода информацию, т. е. Ритм, наполненный конкретным содержанием (признаком, свойством, качеством, состоянием Пространства, Времени и Материи. Поэтому для развития детского восприятия и психической деятельности методика обучения и воспитания должна опираться на ритм, скрепляющий тот признак (свойство, показатель), который становится объектом исследования и формирования.
Так, например, в развитии музыкальных способностей ребенка автор выявил следующие показатели информации для звука: а) звук во времени — ритм, метр; б) звук в пространстве — звуковысотность, гармония; в) звук как материя (разнесенность и совокупность, динамика и интенсивность обертонов-гармоник во времени и пространстве) — тембр.
В данном случае получилось, что звук обладает 2 основными характеристиками[626] — протяженностью во времени (длительность) и положением в пространстве (высота). Ну, а громкость и тембр — это энергетическая и комбинаторская (состоит из комбинирования высоты и длительности обертонов) характеристики.
Получается, что из четырех видов музыкального слуха — звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического — ведущими способностями в музыкальном развитии детей становятся первые два вида слуха (звуковысотный и ритмический). Остальные виды способностей (слух тембральный и слух динамический) образуют вспомогательные или «фоновые» характеристики, помогающие или тормозящие развитие первых двух.
И еще одна особенность. Поскольку звук является энергетическим «топливом» в развитии не только специфически музыкальных способностей, но и многих других (высота и ритм в математике, архитектуре и т. д.) — математических, художественных, лингвистических, поэтических и др. способностей, постольку развитие у ребенка звуковысотного слуха и слуха ритмического является основным и ведущим направлением не только в его музыкальном воспитании, но это синхронно влияет и на общее (!) развитие. А раз это так, то становится понятным факт, почему дети, в раннем возрасте обучавшиеся музыке, так хорошо успевают в школе, например, по математике.
Получается, что две ведущие способности Звука, а затем и Цвета связаны с восприятием их пространственной высоты и временной продолжительностью. Так или иначе, но фактор Пространства и Времени в любой человеческой способности является определяющим. Если Пространство и Время рождают Материю, то и пространственные и временные впечатления на мозг ребенка усложняют его физические свойства, образуя интеллект. Чем больше обучающих воздействий на мозг, тем совершеннее его структура, тем глубже чувства и социализирован- нее Личность человека.
Раздел IX.
ПЕДАГОГИКА МУДРЫХ
IX. 1. Законы Кармы и Перевоплощения
Глубокие или Эзотерические Доктрины в древности обозначались словом Мудрость, затем Философия, а также Гнозис или Знание. Эти Доктрины указывают на божественное происхождение человеческой души, затем ее предполагаемую деградацию с высшего состояния с «падением» в Материю, связанную с «рождением» или с «физическим миром», затем ее дальнейший прогресс и восхождение к Богу посредством возрождений и перевоплощений.
При рождении только третья часть Божественной Природы человека временно отсоединяется от своего собственного бессмертия, обрекает себя на физическое рождение, оживляя собственной энергией тело из материальных элементов, т. е. части материальной сферы. После смерти эта воплощенная часть пробуждается от сна физического существования и соединяется снова со своим вечным существованием. Эти период