Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года, одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года.
Кодекс Республики Беларусь об образовании основывается на действующих в Республике Беларусь законах («Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании»), Декрете Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» и направлен на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования.
Кодекс об образовании предусматривает создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений.
Кодекс Республики Беларусь об образовании – это своеобразная конституция, которая регулирует любые вопросы в данной сфере, взаимоотношения между участниками образовательного процесса на всех уровнях. Необходимость создания этого свода законов была закреплена в Программе социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы, одобренной III Всебелорусским народным собранием. В кодексе систематизированы и упорядочены действующие нормы права, разработаны новые нормы для регулирования отдельных уровней образования, сохранена преемственность в правовом регулировании образовательной деятельности.
Кодекс об образовании состоит из Общей и Особенной частей и включает 17 разделов, 63 главы и 295 статей. В Общую часть включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование общих для всех уровней образования вопросов и закрепляющие основы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. Особенная часть охватывает все уровни образования и включает разделы, обеспечивающие правовое регулирование систем дошкольного образования, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского, дополнительного образования детей и молодежи, взрослых, специального образования, поддержки отдельных категорий детей.
Кодекс об образовании впервые вводит институт дисциплинарной ответственности обучающихся, регламентируя условия и основания привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности, порядок применения к ним мер дисциплинарного взыскания.
Обязанности обучающихся. Согласно п. 4 ст. 20 Кодекса об образовании учреждение образования обязано обеспечивать качество образования, разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся и др. В свою очередь на обучающихся ст. 32 Кодекса об образовании возлагаются следующие обязанности:
- добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
- заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
- выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях;
- уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
- бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
И для учреждений образования, и для обучающихся установлена ответственность за несоблюдение законодательства об образовании.
Ответственность обучающихся. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимися законодательство об образовании предусматривает особый и достаточно специфический вид ответственности – дисциплинарную. Дисциплинарная ответственность выполняет своего рода воспитательную функцию, которая заключается в предупреждении дисциплинарных проступков обучающимися. Важным является не столько само применение дисциплинарной ответственности, сколько правильность и обоснованность ее применения. Только при соблюдении определенных условий можно рассчитывать на то, что цели дисциплинарной ответственности будут достигнуты, а обучающимися будут выполняться требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях. Прежде всего, при принятии решения о привлечении обучающегося к дисциплинарной ответственности руководитель учреждения образования должен удостовериться в наличии основания для применения мер дисциплинарного воздействия – совершения обучающимся дисциплинарного проступка.
В Беларуси каждый имеет право на образование. Для реализации этого права обеспечивается развитие сети учреждений образования, сохранение бюджетного финансирования, развитие системы кредитования граждан, получающих образование, равенство белорусского и русского языков в обучении. При желании обучающихся или их законных представителей могут создаваться группы, классы, детские сады, школы, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства. Более того, при наличии условий образовательный процесс может полностью осуществляться на иностранном языке. Предусмотрено право граждан на организацию образовательного процесса на основе культурных традиций и ценностей белорусского народа, сохранены лучшие приобретения белорусского образования – национальные черты, государственная поддержка, доступность, бесплатность, справедливость при приеме, стабильность функционирования, учет социально-экономических условий. Кодекс дает возможность получать образование любого уровня каждому жителю страны, независимо от его возраста, жизненной ситуации, здоровья.
Кодекс официально вступил в силу 1 сентября 2011 года.