Под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и умение свободно и логично воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения: понятия, правила, залы, выводы и т.д.
Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.
Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Под способностями следует понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой — обусловливают высокую степень успешности этой деятельности.
Способности – это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям относятся такие, как трудолюбие, настойчивость, целеустремленность в работе и др. Специальные способности основаны на природных задатках (феноменальная память, хорошие вокальные данные, музыкальный слух и т.д.).
В качестве важнейших задач обучения выступают следующие:
▪ стимулирование познавательной активности учащихся;
▪ организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями, навыками;
▪ развитие мышления, сообразительности, памяти, творческих способностей и дарований;
▪ формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
▪ выработка и совершенствование учебно-познавательных умений и навыков;
▪ формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).
В процессе обучения выделяются следующие структурные компоненты:
1. Целевой: организация обучения связана, прежде всего, с четким определением его целей учителем, осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения есть не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение (прогнозирование) его конечных результатов, т.е. того, к чему конкретно должны стремиться педагог и учащиеся. В процессе обучения решаются три группы взаимосвязанных целей. К первой из них относятся цели обучающие (овладение знаниями, выработка умений и навыков); ко второй – цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей); к третьей – цели воспитательные (овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирование взглядов, убеждений и т.д.).
2. Потребностно-мотивационный: огромная стимулирующая роль потребностей и мотивов деятельности в развитии личности в обучении. Овладение изучаемым материалом и развитие учащихся происходит только тогда, когда побуждаемые потребностями в учении, они проявляют высокую учебно-познавательную активность. В этом отношении весьма глубокий смысл имеет мысль выдающегося французского физика Б. Паскаля: ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. Этим "факелом" и являются потребности учащихся в активном овладении изучаемым материалом. Для того чтобы приводить в действие эту "движущую силу" и формировать у учащихся потребность в учении необходимо:
• создавать в процессе обучения проблемные ситуации, для решения которых необходимо овладеть новыми знаниями;
• ставить познавательные вопросы, решить которые учащиеся могут только изучив новый материал;
• использовать демонстрацию учебно-наглядных пособий и технических средств обучения, побуждающих учащихся к размышлению и осмыслению новых знаний;
• побуждать учащихся к анализу излагаемых фактов и примеров по изучаемому материалу и к формированию обобщающих выводов и теоретических понятий.
3. Содержательный: учителю, готовясь к занятиям, каждый раз нужно продумывать, каким должно быть их содержание, и в необходимых случаях корректировать учебную программу и материал учебника. Для этого необходимо: а) конкретизировать объем теоретических положений, которыми необходимо овладеть учащимся, выделить из них ведущие, связывающие новый материал с ранее изученным; б) определить систему тех умений и навыков, которые следует выработать у учащихся; в) определить те идеи и морально-эстетические положения, овладение которыми должно способствовать формированию мировоззрения и нравственности учащихся; г) при необходимости обновления материала учебника ввести новые факты, а также сделать, если это нужно, соответствующие теоретические уточнения.
4. Операционно-деятельностный: система учебно-познавательных действий включает в себя:
▪ первичное восприятие и осмысление изучаемого материала;
▪ последующее его более глубокое осмысление;
▪ усвоение (запоминание) изучаемого материала;
▪ применение усвоенных знаний на практике;
▪ дальнейшее повторение, углубление и систематизацию знаний, упрочение умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей.
Указанные познавательные действия органически связаны между собой и осуществляются в единстве, хотя на каждом этапе учебной работы на первый план выступает то одно, то другое действие, причем каждое из них позволяет добиваться лишь определенного результата в овладении изучаемым материалом.
5. Эмоционально-волевой: на придание обучению эмоционально-положительного характера оказывают влияние следующие факторы:
▪ надлежащая сформированность потребностно-мотивационной сферы учащихся, стимулирующей их к учению;
▪ использование различных дидактических приемов и методов, способствующих развитию познавательных интересов и придающих учению увлекательный характер: демонстрация учебно-наглядных пособий, применение технических средств обучения, использование ярких примеров и фактов и т.д.;
▪ эрудиция учителя, его умение с определенным артистизмом излагать новый материал, обращаться к чувствам учащихся, использовать особые мнемонические приемы, способствующие непроизвольному запоминанию материала.
6. Контрольно-регулировочный: регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся и контроль над ее ходом являются важными условиями успешного обучения. Для них необходимо: во-первых, учителю необходимо постоянно делать акценты на анализе решения поставленных им целей учебной работы и соотносить их с достигнутыми результатами; во-вторых, важно избегать однообразия в организации учебно-познавательной деятельности учащихся и проявлять необходимое творчество в структурировании уроков, в обновлении методов обучения, в расширении самостоятельной учебной работы и т.д.; в-третьих, следует более рационально подходить к определению объема и степени сложности материала и не допускать его перегрузки; в-четвертых, важно регулярно осуществлять контроль над учебной работой учащихся, содействовать развитию более способных из них и оказывать своевременную помощь тем, кто испытывает трудности и отстает в учении.
7. Оценочно-результативный: чем регулярнее проводятся проверка и оценка знаний учащихся тем они больше стимулируют их учебно-познавательную деятельность. Поэтому в идеале учебная работа должна строиться так, чтобы на каждом уроке и по каждой изучаемой теме были проверены знания каждого учащегося.
Как любой процесс, обучение имеет свою структуру, в которую входят:
I) задачи (стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей; совершенствование учебных умений и навыков);
II) принципы (принцип научности, наглядности; связи обучения с жизнью; положительного эмоционального фона; инновативности обучения);
III) методы – от греч. «methodos», что означает «путь, способ продвижения к истине». Существует множество классификаций методов обучения. Одна из доступных и распространенных классификаций построена на основе выделения источников передачи содержания: словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж и др.); практические методы (упражнения, тренировка, самоуправление и др.); наглядные методы (иллюстрирование, показ и др.);
IV) формы организации учебно-воспитательного процесса (беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, дискуссии, культпоход, шахматный турнир – это простые формы; урок, конференция, КВН – это составные формы; дни открытых дверей, дни знаний, недели книги, спорта – это комплексные формы);
V) педагогические средства – вспомогательные материальные объекты, предназначающиеся для достижения цели педагогического процесса. К ним относятся: учебно-лабораторное оборудование, учебно-наглядные пособия, компьютерные классы, экзаменационные билеты, карточки-задания и др.
Как уже отмечалось, общей направленностью обучения должно быть образование личности, ее всестороннее формирование. С указанной точки зрения учебный процесс выполняет следующие образовательные функции: обучающую, развивающую и воспитательную. Сущность этих функций в следующем.
Обширность, глубина и прочность научных знаний – важнейший признак обученности личности. Поверхностность, отрывочность и отсутствие системы в знаниях, которые зачастую наблюдаются у учащихся, свидетельствуют как о недостатках школьного обучения, так и о низкой познавательной активности самих учащихся, за что отнюдь нельзя снимать с них определенной ответственности. Распространение репетиторства, которое далеко не все родители могут себе позволить, - горькое следствие этих недостатков.
Развитие учащихся в процессе обучения связано с побуждением их к мыслительной активности, сообразительности, умственной гибкости и творчеству, прочному овладению изучаемым материалом и т.д.
Органической частью умственного и личностного развития учащихся является также развитие общих способностей, творческих склонностей и задатков, что в настоящее время приобретает первостепенное значение. Известный ученый-гельминтолог К.И. Скрябин писал: "Склонности проявляются и развиваются у человека рано. Их развитие, их рост в большой степени зависят от качества преподавательской работы в школе ".