Система образования – совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.
Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.
Компонентами системы образования являются:
· участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;
· образовательные программы;
· учреждения образования;
· организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;
· иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
· государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;
· учебно-методические объединения в сфере образования;
· организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;
· организации – заказчики кадров;
· организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых.
Рисунок 12.3.1 – Система основного образования в Республике Беларусь
Система образования включает в себя:
- систему дошкольного образования,
- систему общего среднего образования,
- систему профессионально-технического образования,
- систему среднего специального образования,
- систему высшего образования,
- систему послевузовского образования,
- систему дополнительного образования детей и молодежи,
- систему дополнительного образования взрослых,
- систему специального образования.
Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни:
Дополнительное образование включает в себя:
· дополнительное образование детей и молодежи;
· дополнительное образование взрослых (повышение квалификации и переподготовка кадров).
Специальное образование – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях: дошкольного, общего среднего образования.
Учреждения образования подразделяются на следующие типы:
- учреждения дошкольного образования;
- учреждения общего среднего образования;
- учреждения профессионально-технического образования;
- учреждения среднего специального образования;
- учреждения высшего образования;
- учреждения специального образования;
- учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
- учреждения дополнительного образования взрослых;
- воспитательно-оздоровительные учреждения образования;
- социально-педагогические учреждения;
- специальные учебно-воспитательные учреждения;
- специальные лечебно-воспитательные учреждения.
Учреждения образования могут быть государственными и частными.
Образовательный процесс в учреждениях образования организуется на основе:
· принципов государственной политики в сфере образования;
· образовательных стандартов;
· достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов;
· педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;
· культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;
· современных образовательных и информационных технологий.
Основные требования к организации образовательного процесса:
- обеспечение качества образования;
- компетентностный подход;
- охрана здоровья обучающихся;
- соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации обучающихся;
- соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
- создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
- создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;
- обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи;
- педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений;
- создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
Управление в сфере образования в Республике Беларусьносит государственно-общественный характер.
Целями управления в сфере образования являются:
1. проведение государственной политики в сфере образования;
2. совершенствование и развитие системы образования;
3. реализация образовательных программ, программ воспитания.