Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей.
Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, возросли требования к личности. Для решения этих задач требуется предварительная теоретическая педагогическая и психологическая подготовка.
Говоря о семейном воспитании надо иметь в виду, что это управляемая система взаимоотношений родителей и детей, причем ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и взаимоотношений с детьми, т.е. стиле родительского поведения.
Стиль семейного воспитания – это типичная стратегия поведения родителя с ребенком. Диане Браумринд выделила три стиля родительского поведения исходя из четырех характерных особенностей:
1. эмоциональная близость – это степень проявления родителями любви и одобрения по отношению к детям (как часто они улыбаются детям, хвалят, поддерживают, не критикуют по мелочам и т.д.);
2. степень контроля и санкций – это степень выраженности у родителей запретительных тенденции и применения наказаний;
3. уровень требований, выражающийся в количестве и качестве обязанностей ребенка в семье;
4. модель общения.
Каждый стиль родительского воспитания влечет формирование определенного типа личностного развития ребенка.
А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:
Гипопротекция –характеризуется недостатком опеки и контроля. К ребенку проявляют мало внимания, не интересуются его делами, часто он не ухожен и физически заброшен. При скрытой гипопротекции забота и контроль носят формальный характер, т.к. нет включенности и в жизнь ребенка. Часто это приводит к асоциальному поведению вследствие неудовлетворенности основной потребности детей в любви и привязанности. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
Доминирующая гиперпротекция: характеризуется повышенным, обостренным вниманием и заботой, чрезмерной опекой и мелочным контролем, слежкой, запретами ограничениями. Ребенок не приучается к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности.
Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи»): родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают всем его желаниям, чрезмерно покровительствуют и обожают, восхищаются малейшим его успехам и требуют такого же восхищения от других. В результате у ребенка развиваете высокий уровень притязаний, стремление к лидерству, которое может сочетаться недостаточным упорством и опорой на свои силы. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков.
Испанский художник Сальвадор Дали описывает атмосферу в которой он рос:
«В родительском доме я установил абсолютную монархию. Все были готовы служить мне. Родители боготворили меня. Однажды на праздник Поклонения волхвов в куче подарков я обнаружил королевское облачение: сияющую золотом корону с большими топазами и горностаевую мантию. С тех пор я не расстаюсь с этим одеянием»
«До семи лет я мочился в постель исключительно потому, что находил в этом удовольствие...»
«Однажды я зверски исцарапал булавкою няньку, которую обожал, только за то, что лавка, где надлежало купить вытребованные мною сласти, была заперта».
«В другой раз я ударил свою трехлетнюю сестренку ногой по голове – как по мячу. Тогда меня впервые наказали, заперев в комнате. Запертый, я орал так громко и долго, что совершенно потерял голос. Родители перепугались. Заметив это, я пополнил диким ором свой арсенал и с тех пор орал дурным голосом по любому случаю».
Эмоциональное отвержение: ребенком тяготятся, игнорируют его минимальные потребности, иногда с ним жестоко обращаются. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой о нем и вниманием.
Вспоминая детство Карл Густав Юнг описывает ситуацию потери «лица».
«Моя мать имела неприятную привычку давать мне всякого рода добрые советы, когда я отправлялся туда, куда меня приглашали. В таком случае я не только надевал мою лучшую одежду и чистил ботинки, но и должен был почувствовать величие моих намерений и моего появления на публике, так что можно представить то унижение перед людьми на улице, которые слышали все позорные вещи, высказываемые громко моей матерью: «Не забудь передать им привет от папы и мамы и не забывай вытирать свой нос – ты не забыл платка? А вымыл руки?» И так далее. Меня всегда поражало, насколько неуместно выставлять всему миру мои скрытые чувства, сопровождающие уверенность в себе».
Жестокие взаимоотношения. Могут провялятся открыто: применение насилия; и скрыто в виде эмоциональной холодности и враждебности.
Из письма к психологу девушки-подростка: «Я родилась и живу в благополучной семье, хорошо обеспеченной. Казалось бы, чего еще надо – есть вещи, сеть карманные деньги, есть все. Нет только радости и счастья. С детства меня били и ругали. Били жестоко, с удовольствием, смакуя удары. Били за все: за тройку в прописи, за разлитые на мои же колени суп, за то, что лишние 15 минут погуляла с подружками на улице, за то, что сказала лишнее при гостях, за то, что замарала одежду... Можно еще перечислять. Била в основном мама: ремнем или палкой от стиральной машины; иногда, если упаду на пол, ногами пинала. Я стала нервной, дерганой (только не говорите, что это возраст). Так жить не хочу. Я вообще очень часто не хочу жить...».
Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, чувств долга, порядочности, которые не соответствуют его возрасту, игнорируя потребности и возможности подростка, на него возлагают обязательства за благополучие его близких. Ребенок боится разочаровать взрослых и очень остро переживает неудачи, т.к. ребенок оказывается в ситуации утраты любви. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
Можно назвать и такие отклонения в стиле родительского отношения: предпочтение женских или мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Часто встречается сочетание различных стилей воспитания детей, а так же непоследовательность в предъявляемых требованиях или рассогласование воспитательных позиций у родителей.