Республика Беларусь вступила в XXI век с развитой системой образования. По уровню грамотности взрослого населения и молодежи, показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений наша страна находится на уровне развитых стран Европы и Америки. Каждый третий житель республики учится.
Согласно Докладу о развитии человека, подготовленному независимыми международными экспертами по заказу Программы развития ООН, Беларусь опережает все страны СНГ по уровню грамотности взрослого населения (99,6%), а также имеет один из самых высоких в мире уровень грамотности молодежи (99,8%). В то же время вступление в постиндустриальное, информационное общество, сложнейшие задачи трансформации национальной экономики ставят общество и государство перед необходимостью постоянного совершенствования сферы образования.
Учитывая сложившуюся ситуацию в сфере образования в Республике Беларусь, основные изменения направлены на дальнейшее укрепление ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых в первую очередь следует выделить государственно-общественный характер управления, обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию, повышение качества образования для каждого.
Проведение преобразований обусловлено и стремлением сохранить высокий уровень качества образования, традиционно присущий белорусской школе, в условиях перехода к массовому высшему образованию (количество студентов высших учебных заведений достигло 407 человек на 10000 населения, а с учетом учащихся средних специальных учебных заведений – более 500 человек на 10000 населения).
Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, обеспечения реабилитации через образование, в том числе профессиональное, лиц с особенностями психофизического развития.
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы заявлено: образование должно стать основой всех преобразований, проводимых в нашей стране, поскольку образование, в конечном счете, – фундамент, который позволит построить сильную и процветающую Беларусь. Эти же принципы заложены в Стратегии и Программе устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года.
Основные направления государственной политики в сфере образования нашли закрепление в актах законодательства, разработка которых активизировалась в последние годы. Начиная с 2002 года, принят ряд законов: ”Об образовании“, ”О профессионально-техническом образовании“, ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)“, ”Об общем среднем образовании“. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят во втором чтении законопроект о высшем образовании. Впоследствии был подготовлен Кодекс Республики Беларусь об образовании.
Основные принципы государственной политики в сфере образования Республики Беларусь сформулированы в Законе Республики Беларусь ”Об образовании“ от 19 марта 2002 года и направлены на повышение качества образования, отвечающего запросам личности, общества и государства, обеспечение социальной справедливости в получении образования всех уровней.
Национальная система образования и воспитания гарантирует каждому гражданину право на получение образования, которое обеспечивается:
- развитием сети учреждений образования всех форм собственности, различных форм организации обучения и воспитания, созданием условий для получения общего и профессионального образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей и способностей обучающихся;
- доступностью и бесплатностью обучения в государственных учреждениях образования общего и начального профессионального (профессионально-технического) образования;
- бесплатностью на конкурсной основе среднего профессионального (среднего специального), высшего, послевузовского образования в государственных учреждениях вне зависимости от форм обучения при получении данного уровня образования впервые в пределах государственных стандартов образования;
- непрерывностью образования и преемственностью его различных ступеней;
- частичным или полным покрытием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период их обучения.
В соответствии со ст. 14 Закона ”Об образовании в Республике Беларусь“ все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики относятся к национальной системе образования Республики Беларусь, которая включает: дошкольное образование, общее среднее образование, внешкольные формы образования, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров, самостоятельное образование граждан.
В 2006 году принята Программа развития национальной системы образования на 2006-2010 гг., мероприятия которой направлены на повышение качества всех уровней образования, начиная с дошкольного и заканчивая уровнем повышения квалификации и переподготовки кадров.
Приняты Государственная программа развития профтехобразования на 2006-2010 гг., Государственная программа развития среднего специального образования на 2006-2010 гг. Пристальное внимание уделяется обновлению материально-технической базы системы образования: в республике реализуются мероприятия Государственной инвестиционной программы, Программы капитального ремонта зданий и сооружений учреждений образования, подчиненных государственным органам управления образованием.
С целью оснащения всех учреждений образования современными коммуникационными средствами разработана Государственная программа ”Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы“.
Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:
- приоритета образования;
- приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
- гарантии конституционного права каждого на образование;
- обеспечения равного доступа к получению образования;
- обязательности общего базового образования;
- интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;
- экологической направленности образования;
- поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;
- государственно-общественного характера управления образованием;
- светского характера образования.
Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:
- обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования;
- обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями;
- создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционо-педагогической помощи;
- создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;
- обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;
- осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;
- осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;
- обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;
- обеспечение равенства белорусского и русского языков;
- обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.