Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ



 

Республика Беларусь вступила в XXI век с развитой системой образования. По уровню грамотности взрослого населения и молодежи, показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений наша страна находится на уровне развитых стран Европы и Америки. Каждый третий житель республики учится.

Согласно Докладу о развитии человека, подготовленному независимыми международными экспертами по заказу Программы развития ООН, Беларусь опережает все страны СНГ по уровню грамотности взрослого населения (99,6%), а также имеет один из самых высоких в мире уровень грамотности молодежи (99,8%). В то же время вступление в постиндустриальное, информационное общество, сложнейшие задачи трансформации национальной экономики ставят общество и государство перед необходимостью постоянного совершенствования сферы образования.

Учитывая сложившуюся ситуацию в сфере образования в Республике Беларусь, основные изменения направлены на дальнейшее укрепление ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых в первую очередь следует выделить государственно-общественный характер управления, обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию, повышение качества образования для каждого.

Проведение преобразований обусловлено и стремлением сохранить высокий уровень качества образования, традиционно присущий белорусской школе, в условиях перехода к массовому высшему образованию (количество студентов высших учебных заведений достигло 407 человек на 10000 населения, а с учетом учащихся средних специальных учебных заведений – более 500 человек на 10000 населения).

Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, обеспечения реабилитации через образование, в том числе профессиональное, лиц с особенностями психофизического развития.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы заявлено: образование должно стать основой всех преобразований, проводимых в нашей стране, поскольку образование, в конечном счете, – фундамент, который позволит построить сильную и процветающую Беларусь. Эти же принципы заложены в Стратегии и Программе устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

Основные направления государственной политики в сфере образования нашли закрепление в актах законодательства, разработка которых активизировалась в последние годы. Начиная с 2002 года, принят ряд законов: ”Об образовании“, ”О профессионально-техническом образовании“, ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)“, ”Об общем среднем образовании“. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят во втором чтении законопроект о высшем образовании. Впоследствии был подготовлен Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Основные принципы государственной политики в сфере образования Республики Беларусь сформулированы в Законе Республики Беларусь ”Об образовании“ от 19 марта 2002 года и направлены на повышение качества образования, отвечающего запросам личности, общества и государства, обеспечение социальной справедливости в получении образования всех уровней.

Национальная система образования и воспитания гарантирует каждому гражданину право на получение образования, которое обеспечивается:

- развитием сети учреждений образования всех форм собственности, различных форм организации обучения и воспитания, созданием условий для получения общего и профессионального образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей и способностей обучающихся;

- доступностью и бесплатностью обучения в государственных учреждениях образования общего и начального профессионального (профессионально-технического) образования;

- бесплатностью на конкурсной основе среднего профессионального (среднего специального), высшего, послевузовского образования в государственных учреждениях вне зависимости от форм обучения при получении данного уровня образования впервые в пределах государственных стандартов образования;

- непрерывностью образования и преемственностью его различных ступеней;

- частичным или полным покрытием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период их обучения.

В соответствии со ст. 14 Закона ”Об образовании в Республике Беларусь“ все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики относятся к национальной системе образования Республики Беларусь, которая включает: дошкольное образование, общее среднее образование, внешкольные формы образования, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров, самостоятельное образование граждан.

В 2006 году принята Программа развития национальной системы образования на 2006-2010 гг., мероприятия которой направлены на повышение качества всех уровней образования, начиная с дошкольного и заканчивая уровнем повышения квалификации и переподготовки кадров.

Приняты Государственная программа развития профтехобразования на 2006-2010 гг., Государственная программа развития среднего специального образования на 2006-2010 гг. Пристальное внимание уделяется обновлению материально-технической базы системы образования: в республике реализуются мероприятия Государственной инвестиционной программы, Программы капитального ремонта зданий и сооружений учреждений образования, подчиненных государственным органам управления образованием.

С целью оснащения всех учреждений образования современными коммуникационными средствами разработана Государственная программа ”Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы“.

Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:

- приоритета образования;

- приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

- гарантии конституционного права каждого на образование;

- обеспечения равного доступа к получению образования;

- обязательности общего базового образования;

- интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;

- экологической направленности образования;

- поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;

- государственно-общественного характера управления образованием;

- светского характера образования.

Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:

- обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования;

- обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями;

- создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционо-педагогической помощи;

- создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;

- обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;

- осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

- осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;

- обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;

- обеспечение равенства белорусского и русского языков;

- обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.